"Реформы" образования - сегодня
"Реформы" образования - сегодня
Троицкий В. Ю.
Понять, что происходит с нашим образованием, можно только сравнив его с тем, что было в середине XX века, когда наша школа по праву считалась лучшей в мире. Уже в то время недруги изыскивали способы борьбы с этим несомненным нашим преимуществом. Рвыбрали они единственно возможный тогда путь: снизить образовательный уровень школы, используя государственные образовательные структуры. Для этого под предлогом "совершенствования" образования был запущен хитроумный механизм реформ.
Реформирование происходило постоянно СЃ конца 50-С… РіРѕРґРѕРІ XX века. РћРЅРѕ официально объяснялось самым благовидным образом. Однако заявления реформаторов Рѕ благодатных целях реформ Рё С…РѕРґ реформирования РЅРµ совпадали. Нельзя привести РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ убедительного примера, РєРѕРіРґР° реформы этого периода привели Р±С‹ Рє заметному повышению СѓСЂРѕРІРЅСЏ образования РІ той или РёРЅРѕР№ части образовательной системы. Рти обстоятельства наводят РЅР° мысль, что чехарда реформ была спровоцирована отнюдь РЅРµ задачей возвышения образования, Р° проводилась кем-то чужим СЃ какой-то РёРЅРѕР№, скрытой, целью.
Р’ РєРЅРёРіРµ Р”. Коллемана "Комитет 300" механизм образовательных реформ (РїРѕ отношению Рє Америке) вскрывается весьма определённо. "Наша система образования, - пишет Р”. Коллеман, - была запрограммирована РЅР° саморазрушение… Рто разрушение осуществляется РІ частности, СЃ помощью разнообразных юридических РїСЂРёРґРёСЂРѕРє Рё РёР·-Р·Р° недостатка финансирования». "Стандарты образования РІ РЎРЁРђ уже опустились РґРѕ столь РЅРёР·РєРѕРіРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЏ, что его едва ли можно назвать образованием. (…) Быстро РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ разрушение национального самосознания…"1. Р’СЃС‘ это вполне относится Рё Рє Р РѕСЃСЃРёРё, РІ которой, как писал Р”.Коллеман, "Борис Ельцин использует декреты Комитета 300, чтобы РІ качестве эксперимента навязать Р РѕСЃСЃРёРё волю Комитета".2 Традиции Р‘. Ельцина, соблюдая РїСЂРё этом некоторый камуфляж, успешно осуществлял бывший министр Р’.Рњ. Филиппов. Неслучайно РѕРЅ получил РѕС‚ короля Бельгии Большой орден "Р—Р° заслуги перед высшим образованием Европы". Ротнюдь РЅРµ случайно РІ его интервью журналу "Ртоги" прозвучали весьма значимыее Рё соответствующие его политике слова: "РЇ всегда был либералом РІ образовании. Ориентация РЅР° мировые прогрессивные тенденции пронизывала РІСЃСЋ РјРѕСЋ душу"3.
Реформирование до "перестройки" носило характер "косметический". Советская школа продолжала в целом следовать принципам научности, системности и опиралась на основательное изучение всеми учащимися фундаментальных дисциплин. Уровень её был такой, что очень многие, успешно её оканчивающие, могли без репетитора поступать в вузы. "Реформы" последних двенадцати лет изменили самый смысл школьного образования, нацеленного ранее на подготовку строителя, созидателя нового, лучшего мира, обладающего высокими нравственными качествами. Я говорю о направленности школы, о смысле её деятельности. Она, согласно своему пафосу, была школой, подготавливающей творца, работающего во имя высоких целей будущего.
Перестроечное же "реформирование" изначально было нацелено РЅР° разрушение сложившейся системы образования. Причём это откркто провозглашалось РІ докладе тогдашнего министра Р.Р”. Днепрова "Развитие образования РІ Р РѕСЃСЃРёРё" (1992 Рі.).
РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ метод, заложенный РІ разрушение системы образования, - это постоянное принудительное его обновление. Рнновации провозглашаются ведущим принципом его развития. РќРѕ РІСЃСЏРєРѕРµ истинное образование определяется задачей формирования РґСѓС…РѕРІРЅРѕ-нравственной личности, воспринявшей фундаментальные знания, Рё возросшей РІ русле национальной культуры Рё её плодотворных традиций. Направленность образования РЅР° непременное обновление (особенно РІ отношении содерждния) означает РЅРµ только непрерывную смену установок, неоправданные Рё ненужные эксперименты Рё нововведения, РЅРѕ Рё отсечение его РѕС‚ традиций, РѕС‚ природных корней национального просвещенияя Рё культуры. Тем самым неизбежно тормозилось органическое наследование школой фундаментальных знаний, достигнутых Рё проверенных методологий, плодотворных образовательных методик, составляющих РѕСЃРЅРѕРІСѓ РІСЃСЏРєРѕР№ достойной образовательной системы. Новации выступали РІ таком случае как РѕСЂСѓРґРёРµ разрушения созидательных традиций, добрых начал Рё здравого смысла.
Рто разрушение развивалось исподволь, РєРѕРіРґР° достойные РІ научно- образовательном Рё методическом отношении учебники СЃ середины 60-С… РіРѕРґРѕРІ XX РІ. постепенно стали вытесняться новыми, далеко РЅРµ лучшими. "Замена" учебников проводилась посредством официально организуемых скороспелых РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРѕРІ. Учебник, занявший РЅР° РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРµ первое или второе место "РїРѕ праву" вытеснял лучший, РЅРѕ "старый". Здесь уместно напомнить мысль великого СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ математика Рё механика Рџ.Р›. Чебышева:"РќРѕРІРѕРµ РІ преподавании полезно только тогда, РєРѕРіРґР° РЅР° опыте проверено, что РѕРЅРѕ лучше старого". Между тем замена учебников осуществлялась СЏРєРѕР±С‹ РІРѕ РёРјСЏ повышения теоретического СѓСЂРѕРІРЅСЏ образования. РџСЂРё этом, как правило, полностью игнорировались мнения специалистов. Нелишне вспомнить, что пагубность таких новаций РІ образовании отметили академик Р›. Понтрягин, назвавший тогдашнюю школьную реформу "РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ диверсией", Рё вице-президент РђРќ РЎРЎРЎР Рђ. Логунов, указавший РЅР° вредоносность для образования новых учебников. Ртот этап "модернизации" завершился заметным снижением СѓСЂРѕРІРЅСЏ знаний РІ средней школе…
Стратегическим направлением разрушения явились идеи свободы и плюрализма в образовании. На первых порах они внедрялись под благовидной вывеской "творческого подхода", "нового педагогического опыта" Однако, как правило, это был опыт индивидуальный, годный для кого-то одного, а иногда и отмеченный элементом кустарщины.
Затем заговорили Рѕ "СЃРІРѕР±РѕРґРµ творчества" педагога, Рё этот лозунг, конечно же, специально Рё усиленно муссировался. РќРѕ СЃРІРѕР±РѕРґР°, как известно, может быть Рё причиной движения Рє низшему Рё худшему, Рє социальной агрессии, паразитизму, преступности Рё С‚.Рї. РџСЂРё этом манипуляция словом "СЃРІРѕР±РѕРґР°" обеспечила "реформаторам" ускоренную дискредитацию плодотворных традиций педагогики, требовавших РѕС‚ образования приобретения основательных знаний, умений Рё навыков. Рдея "СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё плюрализма" РІ образовании (её особенно активно пропагандировал тогдашний зам. министра Рђ.Р“. Асмолов), поддержанная установкой РЅР° постоянные инновации, привела Рє практической неуправляемости системы образования, Рє широкому распространению педагогической кустарщины Рё самых разных вредных "инициатив" РІ педагогике.
Принцип злокачественного плюрализма повлиял РЅР° открытое Рё скрытое дробление основополагающей системы знаний. Р’ ущерб фундаментальным дисциплинам школу нагрузили разного СЂРѕРґР° "мозаичной" информацией, которая (вопреки её сущности) называлась "культурной компонентой". Появились предметы РІСЂРѕРґРµ "социологии", "эстетики", "права", "экологии", "СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё", ОБЖ, "валеологии" Рё РїСЂ. РР· сознания учащихся выдавливалось научное мировоззрение, РѕСЃРЅРѕРІС‹ целостного миропредставления Рё культуры.
Единство научно-методического подхода разрушалось и активным введением непровереных, заведомо вредных или неопределённых методических "новаций": "модульное обучение", "дистантное обучение", "компетентностный" (!) подход и т.д. Вместе с тем неуместное навязывание школе глобального тестирования, имеющего весьма ограниченную сферу применения в творческих науках, особенно в гуманитарных, также содействовало снижению уровня образования. Ведь тестирование, как правило, уменьшает возможности установления истинных знаний. Тесты пригодны в основном для проверки механизма узнавания и исполнения, это проверка дрессированности на знание, а вовсе не умения владеть им.
Одновременно в школьном деле стали декларировать "приоритет… жизни и здоровья человека, свободного развития личности". При этом личность понималась как психо-био-социальная особь и исключались основные признаки человека: духовность, "словомыслие", историческое бытие, вера и культура. Никаких сколько-нибудь верных суждений по поводу человеческой личности, жизни и здоровья человека без учёта упомянутых его признаков сделать невозможно.
Ориентация РЅР° "государственные общеобразовательные стандарты", то естъ РЅР° "обязательный РјРёРЅРёРјСѓРј содержания основных образовательных программ" разным образом усугубляла снижение СѓСЂРѕРІРЅСЏ образования. РР±Рѕ РЅР° практике это означало: РјРёРЅРёРјСѓРј РјРёРЅСѓСЃ издержки образования, Рё создавало предпосылки для глобального повреждения образования РїСЂРё несовершенстве стандарта.
Наконец, к разрушению образования приводило очередное обновление учебных книг, установка на замену учебников, пособий, программ.
Цель такрго обновления была обозначена как "эволюционная смена менталитета общества через школу». Менталитет - это исторически сложившийся генотип поведения, чувствования Рё мироощущения, уклад жизни народа, создававшийся веками. Ртак, была откровенно поставлена задача уничтожения РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ самобытности народа, его национальных черт, национального характера, С‚.Рµ. геноцид.
Дестабилизация системы образования в результате реформ отрицательно сказалась и на высшей школе. Многопредметность и здесь привела к реальному ослаблению профилирующих дисциплин, на изучение которых отводится совершенно недостаточно времени. Снижение уровня знаний поступащих в вузы, как правило, не компенсируется пропедевтическими курсами на начальной стадии обучения в них. Рост числа неподготовленных к сдаче зачётов и экзаменов неуклонно приводит к общему снижению требовательности и к дальнейшему падению уровня знаний выпускников.
Профессорско-преподавательский состав загружен преподавательской работой настолько, что становится практически невозможным поддерживать самоусовершенствование Рё научную работу преподавателей РЅР° должном СѓСЂРѕРІРЅРµ: профессора часто становятся лекторами, РЅРµ более. Р РІ этом нет РёС… вины… Ртак, "реформы" РІ целом привели Рє дефундаментализации, дегуманитаризации, денационализации Рё десоциологизации образования, Рє его "раскультуриванию".
За 12 лет "перестроечных" реформ отечественное образование по уровню освоения фундаментальных дисциплин было отброшено на 70 лет назад, к тому времени, когда в первые полтора десятилетия советской власти в школе свирепствовал новаторский беспредел.
Ведь РІ 20-Рµ РіРѕРґС‹ XX РІ. вследствие большевистских "реформ" РІ СЂСѓСЃСЃРєРёРµ школы хлынули потоком «бригадный метод», «Дальтон-план», «групповая отчётность» Рё прочие разрушительные нововведения, подрывающие РѕСЃРЅРѕРІС‹ учительных традиций. Рстория была объявлена буржуазной наукой, Рє литературе жёстко применялся классовый РїРѕРґС…РѕРґ, марксистско-ленинское учение было объявлено единственно верным Рё определящим путь Рє последней истине. Традиции прошлой культуры либо отвергались РІРѕРІСЃРµ, либо воспринимались избирательно: РІСЃС‘, что толковалось как "пережиток" прошлого или явление классово чуждое или "неудобное" политикам, - старательно изымалось; духовные традиции зачастую толковались как мракобесие; религия же, РіРѕРІРѕСЂСЏ словами неверовского героя, считалась обморачиванием головы, предрассудком тёмной массы…
Р’СЃС‘ это привело Рє РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ голоданию: массовая западная, криминальная Рё босяческая антикультура разливалась РїРѕ стране. Нравственность катастрофически падала. Необходимо было остановить грозящую культурную катастрофу. Политическое решение (исходящее РѕС‚ Р’.Р. Ленина) было спасительным: культуру - РІ массы: "Коммунистом можно стать лишь тогда, РєРѕРіРґР° обогатишь СЃРІРѕСЋ память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество"4. Рљ сожалению, этот лозунг РЅРµ изменил (РґР° Рё РЅРµ РјРѕРі изменитъ) заведомо тенденциозного отношения Рє культуре прошлого. Однако началось переиздание огромными тиражами СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ классики. РћРЅР° несла спасительные традиции, Рё духовная жизнь получила реальный источник, частично Рё временно поддерживая то, что ранее питалось верой Рё глубоким религиозным мироотношением.
Одновременно однако происходила дегуманитаризация культуры: из системы преподавания постановлением властей был исключён церковнославянский язык, в Московском и Ленинградском университетах были закрыты историко-филологические факультеты, резко сократилось филологическое образование: из программ изымались латынь и древнегреческий язык, а преподавание иностранных языков было сокращено. Однако нужды развиващейся страны требовали многого, чего не предвидели реформаторы образования.
Начались медленные и нелёгкие изменения в школьной политике.
В целом порушенная школа держалась всё же мощными традициями дореволюционной гимназии (в убогом виде они были "допущены" в образование) и опытом старых учителей, их самоотверженным трудом и энтузиазмом. Однако деградация не была остановлена, ибо не восстановлена была культурная традиция - основа всякого образования. Но без плодотворных связей и без восприятия созданных, созидательных, созидающих и восходящих к прошлому ценностей истинное образование немыслимо.
Лишь РІ 30-Рµ РіРѕРґС‹ РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ народного образования сделались предметом внимания властей (Рё лично Р.Р’. Сталина) Рё целым СЂСЏРґРѕРј государственных решений разрушительные Рё безответственные "эксперименты" 20-С… РіРѕРґРѕРІ были прекращены. РЎ РїСЂРёС…РѕРґРѕРј РЅРѕРІРѕРіРѕ наркома просвещения Р’.Рџ. Потёмкина началось нелёгкое строительство советской школы. Новый нарком, наводя РїРѕСЂСЏРґРѕРє РІ образовании, развинченном Рё расхлябанном плюрализмом Рё новациями, решителъно повернул дело Рє восстановлению плодотворных традиций отечественной науки Рё просвещения Рё, основываясь РЅР° РЅРёС…, начал усовершенствование школы, РѕСЃРѕР±РѕРµ внимание уделяя фундаментальному содержанию предметов, подготовке Рё изданию достойной учебной литературы, выстроенной РЅР° принципах подлинной научности, Рё повышению квалификации учительства.
Возрождая научные традиции отечественной школы, он направил усилия своих коллег на основательную научную содержательность программ, на овладение сущностью фундаментальных дисциплин и на формирование мировоззрения, основанного на достойных отечественных национальных устоях. Возвращение к плодотворным традициям, умноженное на высочайшую культуру, образованность, незаурядный организационный талант и высокое чувство ответственности В.П. Потёмкина, вывело советскую школу в число самых передовых. В 1943 году В.П. Потёмкин высказался за создание Академии педагогических наук, важнейшей задачей которой нарком считал устроение школы "на лучших традициях национальной русской педагогики"5, определяющими чертами которой являются, по его словам, "гуманизм, демократизм, пламенная вера в творческую силу науки и просвещения, глубокий патриотизм и народность, бережное отношение к личности ребёнка и стремление развить в нём лучшие черты, свойственные нашему великому народу, - трудолюбие, скромность, самоотверженную преданность Родине, любовь к свободе"6. Так на мощном щите традиций поднялась в середине XX века школа в России.
Сегодня мы вновь стремительно катимся вниз, и это объясняется прежде всего отношением к науке, образованию и культуре нынешней власти, глубоко равнодушной (а иногда и враждебной) к своей собственной стране и народу. Пока к образованию будут относиться как к потенциальной статье дохода и как к средству получения материальных благ, пока не возобладает прежний, духовный, подход к нему как к наиважнейшему государственному делу и долгу перед народом, нам не подняться с колен. Но ни о достойном государственном мышлении, ни о долге при современном состоянии "государственных умов", видимо, не может быть и речи. Да и новый министр (если вчитаться в его интервью, опубликованное в "Учительской газете") очень резко и определённо обнаружил свою позицию, лишённую созидательного государственного понимания и государственного отношения к сфере образования. Он оставил руководству образованием экономические, административно-политические функции и устранился от сколько-нибудь значительной заботы о содержании и научно-образовательном уровне российской школы, в сущности защищая разрушительные "эксперименты" своего предшественника.
С приходом нового министра перестало существовать в России традиционное и соприродное её менталитету Министерство образования (просвещения); он разогнал опытных министерских специалистов, набрав некоторых "новых начальников", которым, судя по действиям нового "шефа", придётся заняться работой развала российской системы образования "до основания". Думаю, что эти заслуги нового министра очень высоко оценят наследники Даллеса и крепко запомнят все, кому небезразлична судьба России. Кроме того, новый министр, видимо, не намерен изменять филипповский "принцип" руководства: буду делать, что заявил, а мнения профессионалов и практиков - дело десятое… С таким отношением наши "начальнички" уже наломали столько дров, что их не перевести за много-много лет. Пока нашим образованием будут руководить люди, думащие подобным образом, мы не сможем добиться его возрождения.
Для того, чтобы принять разумные решения, нужна добрая воля руководства. А оно, как известно, только делает вид, что "управляет" образованием, а на самом деле - расправляется с ним.
Находясь РІ таком тяжелейшем положении, неплохо Р±С‹ вспомнить мысли великих наших соотечественников. Нам надо Р±С‹ восстановить РІ памяти, что говорили светочи нации РѕР± образовании РІ Р РѕСЃСЃРёРё, РІ чём РѕРЅРё видели залог её процветания. РС… мысли РјРѕРіСѓС‚ служить надёжным маяком РІ густой мгле современного умопомрачения.
Напомним сперва, что РІ капиталистической Р РѕСЃСЃРёРё, РІ начале XX века, СЂСѓСЃСЃРєРёР№ гений Р”.Р. Менделеев утверждал, что "главную цель образования должно видеть РІ высшем образовании, Рё РІСЃРµ лица, прошедшие среднее образование, должны удовлетворять РЅРѕСЂРјРµ подготовки, которая принимается РІРѕ внимание РїСЂРё составлении программ высших учебных заведений"7. Рто говорилось РІ начале XX века. Р’ начале XXI века современные "реформаторы" рассматривают РІСЃС‘ СЃ позиций примитивной вульгарно-экономической выгоды, РЅРµ задумываясь над тем, что благо страны неразрывно СЃ широким просвещением.
Р’ 60-С… годах XIX века учёный Рё общественный деятель РєРЅСЏР·СЊ Рђ.Р. Васильчиков убеждённо заявлял: "Р’СЃС‘ будущее преуспеяние зависит РѕС‚ той степени умственного Рё нравственного образования, РґРѕ которого возвысится Сѓ нас РЅРёР·РєРёР№ класс народа"8.
Р¤.Рњ. Достоевский СЃ болью РІ душе восклицал: "РЇ РЅРµ хочу мыслить Рё жить иначе как СЃ верой, что РІСЃРµ наши девяносто миллионов СЂСѓСЃСЃРєРёС… (или там, сколько РёС… тогда народится) Р±СѓРґСѓС‚ образованы, очеловечены Рё счастливы"9. Р РїСЂРё этом РѕРЅ имел РІ РІРёРґСѓ именно - высшее образование для широких слоёв народа. "Высшие учебные заведения должны быть доступны для всех подготовленных Рє восприятию тех специальностей, страны требовали РјРЅРѕРіРѕРіРѕ, чего РЅРµ предвидели реформаторы образования, для которых РѕРЅРё назначаются … - писал наш гений Р”.Р. Менделеев РІ начале XX века. - Если РјС‹, СЂСѓСЃСЃРєРёРµ, хотим развиваться самостоятельно, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· общих начал жизни Рё пользуясь светом, развиваемым всегда лишь исключительно немногими лицами, РјС‹ должны иметь Рё РјРЅРѕРіРѕ высших учебных заведений, Рё РјРЅРѕРіРѕ РІ РЅРёС… слушателей»10. Далее же учёный точно определял самый смысл высшего образования Рё его главную цель: "Высшее учебное заведение РЅРµ может служить РЅРё Рє чему РёРЅРѕРјСѓ, как Рє развитию истинного просвещения РІ стране, Р° без него страна РЅРµ может правильно Рё самостоятельно двигаться вперёд Рё готовиться Рє предстоящей ей будущности… РќРµ только учреждение, РЅРѕ Рё содержание высших учебных заведений должны составлять РѕРґРЅСѓ РёР· первейших забот правительства, пекущегося Рѕ полноте блага народного, Рѕ сохранении самобытности страны Рё Рѕ всех основных началах ее существования»11.
Столь же определённо высказался Рѕ необходшости РІ Р РѕСЃСЃРёРё широкого Рё полноценного просвещения выдающийся учёный-энциклопедист XX века Рђ.Р›. Чижевский: "...Только плоды высших достижений РІ состоянии вывести народ… РЅР° свет Рё научить сознанию человеческой обязанности, пробуждая РІ душе его чиетые, нравственные инстинкты"12. Отчётливо Рё решительно очертил задачу, стоящую перед Россией, Р’.Р. Вернадский: "Есть единственная возможность сделать культуру прочною - это возвысить массы, сделать для РЅРёС… культуру необходимостью…"13.
Светочи нации завещали нам, что широкое, полноценное народное просвещение - наша первейшая национально-государственная задача. Задача эта остаётся наиважнейшей Рё РІ наши РґРЅРё тяжелейшей информационно-психологической Рё экономической РІРѕР№РЅС‹ РІ сфере РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ творчества, РіРґРµ наши недруги РґРѕС…РѕРґСЏС‚ РґРѕ кощунства Рё надругательства над великим духовным наследием Р РѕСЃСЃРёРё, РЅРµ встречая достойного отпора. Заветы великих сынов Р РѕСЃСЃРёРё сегодня особенно злободневны. РР±Рѕ начальствущие ныне РІ нашем Отечестве интеллектуальные пигмеи, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ щедринскому герою "РЅР° воеводстве", самонадеянно Рё нагло разоряют то, Рє чему РїРѕ своей культурной Рё нравственной немощи РѕРЅРё, РІ сущности, РЅРµ РІ праве Рє прикасаться. Между тем "образованные слои" РІСЃС‘ ещё ограничиваются деликатнейшими выражениями несогласия Рё СЂРѕР±РєРѕ СЂРѕРЅСЏСЋС‚ слёзы РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ разбоя, ведущегося РЅР° наших глазах РІ образовании, науке, культуре.
Доколе же будем терпеть этот разбой? Не пора ли новациям, создающим максимальное благоприятствование для разрушения школы в России, противопоставить ряд мер разумной государственной политики в области образования?
Для этого необходимо приостановить внедрение разрушительных "инноваций" и проведение надуманных экспериментов в средней школе, создать Государственную комиссию (с привлечением учёных РАН и ведущих вузов страны) для безотлагательного рассмотрения современного состояния школьного образования (прежде всего – гуманитарного), трезво проанализировать "перестроечные" документы в области образования и гласно признать ошибочность ряда заявленных принципов, положенных в основание проводимых реформ. Наконец необходимо принять за основу российского образования богатейший потенциал отечественного просвещения и самобытной культуры и принципы фундаментальности, научности и единства образовательных и воспитательных целей школы. Все эти необходимые меры могли бы в полном смысле возродить нашу школу.
Учитывая катастрофическое состояние языковой и культурной среды в современной России и уровень знаний русского литературного языка в современной массовой школе, нужно бы вдвое увеличить количество часов на его изучение. Восстановить созидателькый пафос и патриотический дух учебников по истории России.
Необходимо остановить снижение уровня вузовского гуманитарного образования, вернуть профилирующим дисциплинам ведущее место и соответственное их значению количество отводимых часов. Учитывая, что одной из существенных причин снижения образования является чрезвычайно низкий духовный и гуманитарный уровень многих руководителей сферы образования, надо бы осуществить разумную кадровую перестройку для исправления создавшегося положения.
Мы должны научиться решительно, настойчиво и повсеместно протестовать против продолжащихся "реформаторских" безобразий и преступлений нынешней власти и её помощников в чёрном деле умопогашения. Должны одновременно готовить базу для возрождения нашего образования. Сдача позиций в образовании, науке и культуре позорным пятном ложится на каждого мыслящего, но молчаливого соглядатая нового этапа решительного снижения интеллектуального и культурного уровня народа в тяжелейших условиях агрессии антикультуры, снижения, успешно достигаемого посредством варварского "реформирования".
Светочи нации взывают ко всем мыслящим и честным сынам России: на шагу назад! Остановите политику разгосударствления образования и злостного повреждения великой русской культуры!
1. Коллеман Джон. Комитет 300. М., "Витязь". 2001. С. 112, 212, 213, 214.
2. Там же. С. 206–207.
3. В«Ртоги». Еженедельный журнал. 24 РѕРєС‚. 2000 Рі. РЎ. 57.
4. Ленин Р’.Р. Задачи СЃРѕСЋР·РѕРІ молодёжи. Речь РЅР° III Всероссийском съезде Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ коммунистического СЃРѕСЋР·Р° молодёжи, 2.X.1920. Рџ.РЎ.РЎ. Рў. 41. РЎ. 305.
5. Правда, 24 августа 1944.
6. Потёмкин В.П. Речь на торжественном заседании АПН, 3 янв. 1946.
7. Менделеев Р”.Р. Заветные мысли. Рњ., 1995. РЎ. 248.
8. Васильчиков Рђ.Р. Рћ самоуправлении. РЎРџР±., 1869. Рў.Р†. РЎ.РҐР†.
9. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М., 1989. С. 182–183.
10.Менделеев Р”.Р. Заветные мысли. Рњ. 1995. РЎ. 249–250.
11.Там же. С. 251.
12.Чижевский А.Д. Академия поэзии // Александр Чижевский. Стихотворения. М. 1987. С. 203.
13.Вернадский Р’.Р. Страницы автобиографии Р’.Р. Вернадского. 1981. РЎ. 133.