В«Рсторическая наука» РІ постсоветских азиатских государствах
Грозин А.В.
Всякого националиста преследует мысль, что прошлое можно - и должно - изменить.
Джордж Оруэлл
Туркмения
Если РІ Казахстане Рё РљРёСЂРіРёР·РёРё существует определенный плюрализм мнений среди историков, Р° независимые ученые РјРѕРіСѓС‚ (СЃ большим или меньшим успехом) спорить СЃ официозными историческитми концепциями Рё отстаивать собственные взгляды, то РІСЃСЏ историческая наука страны (если Рѕ ней РІ Туркмении еще можно говорить) основывается РЅР° РѕРґРЅРѕР№-единственной РєРЅРёРіРµ - «духовной конституции туркмен», как официально РІ Туркменистане называют РєРЅРёРіСѓ «Рухнама», написанную президентом Сапармуратом Ниязовым три РіРѕРґР° назад. РљРЅРёРіР° является РІ стране объектом поклонения, «альфой» Рё «омегой» любой научной дисциплины РІ стране. Литературное творение Туркменбаши восхваляют так же часто, как Рё самого лидера страны. Ртот «труд», рассказывающий Рѕ РґСѓС…РѕРІРЅРѕРј наследии туркмен, изучается сегодня РІ школах Рё вузах, РІ государственных Рё коммерческих структурах, его обязан знать каждый, кто мечтает Рѕ какой-либо карьере.
На четырехстах страницах книги С.Ниязов рассказывает об истории туркмен, особенностях национального характера, делится нравоучениями о том, как должно жить и вести себя туркмену в обществе. Наряду с личными умозаключениями Туркменбаши, книга основана на народных сказаниях и отрывках из Корана.
Как сказал сам С.Ниязов: «Рухнама» - это своеобразный духовный кодекс нации, квинтэссенция ее исторического опыта, мировоззрения, отражение философских и нравственных ориентиров. В книге прослеживается история туркмен, становление традиций, обычаев и обрядов, описаны свойственные нам нормы поведения, морали… В мой адрес приходили тысячи писем с предложениями, дополнениями, замечаниями, многие из которых были включены в окончательную редакцию. "Рухнама", таким образом, стала не плодом кабинетных умозаключений и абстракций, а подлинно народным творением, рассчитанным на многие поколения». (В.Березовский. С.Ниязов: «Куда можно добежать, туда можно и дойти…». Туркменистан Ру. 29.10.2002.)
Ниязов много пишет о величии туркменской нации, о том, что настало время возродить туркменский язык и туркменскую культуру. О советском прошлом он отзывается следующим образом: «Некоторые и сегодня ностальгируют по недавнему прошлому, продолжая считать, что во времена СССРжилось лучше. Но ведь ты, туркмен, чуть было окончательно не утратил свой язык, без знания русского тебя не брали ни на учебу, ни на работу. Разве можно считать достойным образ жизни, при котором народ утрачивает святая святых - свой язык, религию, национальную память?»
Нравоучения Ниязова не выходят за рамки очевидных правил поведения в обществе: уважать родителей, воспитывать детей, добывать свой хлеб трудом, постоянно совершенствоваться и любить свою Родину. Но попадаются среди заповедей Туркменбаши и такие перлы:
«Грамота приводит в действие глаза, руки и уши человека, знания заставляют шевелиться его ум. А наука все эти действия объединяет в единое целое, превращая его в жизненно важное творчество».
«Настоящий человек тот, у кого телесная чистота соединяется с чистотой духовной. Самое опасное, когда опрятный с виду человек имеет черную душу».
«Безусловно, недостаток материальных средств - это мощный фактор, приводящий не только к душевным переживаниям, но способный в некоторых случаях вызвать ухудшение здоровья. Справиться с этим в состоянии любой человек. Гораздо труднее преодолеть нищету духа, оказаться без душевной поддержки и не потерять человеческий облик».
Знание «Рухнама» необходимо в профессиональной деятельности жителей Туркменистана. Всех госработников заставляют изучать «Рухнама». В каждой госорганизации руководство проводит аттестацию сотрудников на соответствии занимаемой должности и на знание «Рухнама». Человек, не прошедший такую аттестацию, может попасть под сокращение штатов или быть уволен. (К.Базарбаева. Культ «Рухнама» в Туркменистане - ключевой элемент пропаганды культа личности. Голос Америки, 22.07.2004.)
В учебных заведениях страны введен предмет под названием «Рухнама Великого Сапармурата Туркменбаши», по которому школьники и студенты сдают экзамены. Знание «Рухнама» также является требованием для поступления в ВУЗы.
В ситуации изоляции от внешнего мира и отсутствия доступа к независимым источникам информации навязывание идей туркменбашизма, выраженных в «Рухнама», оказывают крайне негативное воздействие на формирующееся мировоззрение молодежи. В этом плане опасно не только распространение «Рухнама» само по себе, но и вытеснение этой книгой других предметов из учебных программ.
В книге говорится только о выдающейся роли туркмен в истории и не упоминается о большой роли людей других национальностей в образовании и укреплении нашего государства. А советский период вовсе характеризуется негативно.
В июле текущего года Сапармурат Ниязов объявил о том, что написал второй том «Рухнама». Книга будет издана в сентябре (этот месяц в Туркмении был переименован в «рухнама», так как в этом месяце Ниязов завершил работу над первым томом).
Сама «история» в «Рухнама» и, соответственно в официальной исторической науке Туркмении - чистой воды эклектика, соединение абсолютно разнородных взглядов, идей и теорий. Речи и сочинения Туркменбаши являют собой невообразимую кашу из исламских догм, употребляемых не к месту современных терминов, препарированных мифов, псевдоисторических ориентиров и неизбежных, вследствие низкого уровня культурного воспитания автора, заблуждений.
Главным объектом для поклонения в Туркменистане является, несомненно, сам Туркменбаши. Следом идет культ родителей С.Ниязова и героя древнего эпоса «Огузнама», мифического праотца тюрков Огуз-хана.
Наиболее древние представления РѕР± РћРіСѓР·-хане зафиксированы РІ СѓР№РіСѓСЂСЃРєРѕР№ СЂСѓРєРѕРїРёСЃРЅРѕР№ версии СЌРїРѕСЃР° "Огузнама", относящейся Рє IV веку. Р’ ней говорится, что РћРіСѓР·-хан был зачат матерью РѕС‚ лучей света Рё сразу родился богатырем. Внешность его отражает тотемистические представления древних тюрок: "РЅРѕРіРё его… РїРѕРґРѕР±РЅС‹ ногам быка, поясница - пояснице волка, плечи - РїРѕРґРѕР±РЅС‹ плечам соболя, Р° РіСЂСѓРґСЊ - РіСЂСѓРґРё медведя". Помощником РћРіСѓР·-хана, указывающим РґРѕСЂРѕРіСѓ его РІРѕР№СЃРєСѓ Рё приносящим победы над всеми Рё РІСЃСЏ, был говорящий человеческим языком сивый волк. Рслама РІ те далекие времена тюрки РЅРµ знали.
РР· этих древних мифов придворными РЅРёСЏР·РѕРІСЃРєРёРјРё этнографами, археологами Рё историками РїРѕРґ «научным» руководством самого РќРёСЏР·РѕРІР° было вылеплено жизнеописание РћРіСѓР·-хана Туркмена, правоверного мусульманина, РЅРµ мифического получеловека, РЅРѕ исторической личности, основателя туркменской государственности, покорителя РјРёСЂР°, могучего старика РІ бараньей шапке Рё СЃ саблей, изрекающего мудрость Р·Р° мудростью, обязательные для заучивания молодыми туркменами.
Со стороны все это выглядит нелепо. Древние туркмены-огузы, изобретающие, согласно «Рухнама», колесо, порох и кирпичи уже стали персонажами анекдотов. Однако в самой Туркмении посмотреть на эту «историческую концепцию» критическим взглядом крайне сложно, а скорее - невозможно вовсе. Во-первых, потому что любая критика решительно не поощряется и жестко карается, а во-вторых, потому что у С.Ниязова всегда есть в резерве авторитетные "специалисты", способные развеять любые сомнения у неискушенной в науке оболваненной массы.
Например, известный СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ ученый-археолог, академик Р РђРќ Виктор Сарианиди, который уже РјРЅРѕРіРѕ лет ведет археологические раскопки РЅР° территории Туркменистана, сопровождая действительные научные открытия РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ значения регулярными сенсационными находками высосанных РёР· пальца «доказательств» грандиозной роли туркмен РІ строительстве всех известных РјРёСЂСѓ цивилизаций, начиная СЃ самых древних Рё тем самым давая РќРёСЏР·РѕРІСѓ основания огульно игнорировать РІСЃРµ остальные существующие исторические теории, мешающие вдалбливать массам, что свет клином сошелся РЅР° предках Великого Туркменбаши. Рђ РѕРґРёРЅ РёР· старейших СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… археологов Р’. Массон, сын великого историка Рњ. Массона, РІ сентября 2002 Рі. (РїРѕ информации туркменских РЎРњР) СЏРєРѕР±С‹ даже заявил, что "Рухнама" стала новым направлением РІ науке.
Без преувеличения можно сказать о том, что страна «семимильными шагами» движется в некое «неосредневековье», а наука и система образования из года в год деградирует. В 1998 г. С.Ниязов распустил Академии наук Туркмении, из-за чего многие ученые эмигрировали, а другие отлучены от научной деятельности. Последний год туркменское правительство последовательно ограничивало свободы, не допуская критики правительственной политики учеными, что привело к сворачиванию исследований в юриспруденции, истории и межэтнических дисциплинах. С 1998 г. прекращены работы над диссертациями, а «священная книга «Рухнама» стала базовой для школьного обучения. В результате учителя лишены возможности предоставлять учащимся альтернативные воззрения. Работы многих ученых, историков, поэтов занесены в Туркмении в черный список, поскольку рисуют туркменскую историю отличной от той, что трактуется официозом. Неугодные С.Ниязову учебники истории изъяты из туркменских библиотек и уничтожены. Туркменбаши во второй половине 2002 г. также потребовал проверять поступающих в вузы на благонадежность "по трем коленам" происхождения (А.Дубнов. Американцы вступились за русский язык в Туркмении. «Время новостей», 22.11.2002.).
С.Ниязов давно добивается ограничения влияния в Туркмении русского языка. За последние пять лет в стране были закрыты почти все русскоязычные школы, серьезному сокращению подверглись программы изучения английского и русского языков. Преподавание в университетах происходит сегодня почти исключительно на туркменском, а это означает, что из стен учебных заведений изгоняются профессора и студенты, которые не владеют с совершенстве туркменским языком.
После получения Туркменистаном независимости система образования в стране постоянно деградировала. В последние годы режим Ниязова сократил время обучения в школе с 10 до 9 лет и отменил преподавание предметов, которые посчитал ненужными, в том числе иностранные языки, изобразительное искусство и физкультуру.
Р’ 2001 Рі. РЎ. РќРёСЏР·РѕРІ ввел вместо СЂСЏРґР° традиционных предметов школьной программы изучение «Рухнама». Ртот шаг фактические превратил систему образования РІ инструмент политической пропаганды. «Рухнама» буквально подменила СЃРѕР±РѕР№ систему школьного образования РІ стране Рё стала «универсальной РєРЅРёРіРѕР№В». Р’ опубликованном РІ этом РіРѕРґСѓ докладе Хельсинкской федерации, посвященном Туркменистану, говорится, что цель администрации РќРёСЏР·РѕРІР° заключается РЅРµ РІ образовании детей, РЅРѕ скорее РІ том, чтобы «вести принудительную пропаганду Рё лишить детей... способности критически анализировать политический режим» (Рван Трац. Система образования РІ Туркменистане: спираль деградации. EurasiaNet, 06.05.2004.)
В 2003 г. Туркменбаши объявил, что высшее образование не будет бесплатным – шаг, который еще больше затруднит поступление в университет студентов из бедных городских и сельских семей. Уже сегодня широко распространенная коррупция в большинстве университетов ложится тяжелым бременем на студентов.
1 июня 2004 г. Министерство образования Туркменистана выполнило указ президента о признании недействительными всех дипломов об окончании вузов, полученных за пределами страны после 1993 г., и увольнении лиц, имеющих такие дипломы, с государственной службы. Приказ № 126, как называется эта новая мера, – последний в серии постановлений, касающихся сферы образования, и наносит серьезный удар по туркменскому студенчеству и продолжающему стремительно сокращаться классу профессиональных ученых.
Приказ о непризнании иностранных дипломов является частью более широкой политики нынешнего туркменского режима, целью которой является вытеснение из страны граждан нетуркменской национальности, ослабление иностранного влияния на туркменское общество и уничтожение всяких альтернативных «Рухнама» взглядов на историю, социум и перспективы развития страны.
Уже сейчас можно сказать, что следствием политики Сапармурата Ниязова в ближайшей перспективе станет появление замкнутого и необразованного поколения, неспособного ответить на вызовы современного мира.
Узбекистан
Для идеологии современного Узбекистана определяющей стала «узбекизация» общества. Рменно РѕРЅР° должна была стать национальной идеей, которая объединит враждующие кланы, поскольку укажет РёРј РЅР° СЏРєРѕР±С‹ главного РІРёРЅРѕРІРЅРёРєР° несчастий, постигших узбекский народ. Появилась мысль заново переписать историю, вычеркнув РёР· нее страницы, РЅРµ совпадающие СЃ идеей узбекизации.
Особенностью нынешней «исторической науки суверенного Узбекистана» является «приватизация» исторических личностей: РІСЃРµ известные личности, жившие РЅР° территории современного Узбекистана, РІ обязательном РїРѕСЂСЏРґРєРµ именуются «великими предками». РС… надлежит всячески хвалить Рё превозносить. Славословия РІ РёС… адрес РґРѕС…РѕРґСЏС‚ РґРѕ абсурда. Упоминать Рѕ неприглядных делах великих предков категорически запрещается. Скажем, РўРёРјСѓСЂ, согласно изысканиям нынешних историков Р РЈ, отличался добротой Рё гуманностью. Сравнивать его СЃ Чингисханом Рё РґСЂСѓРіРёРјРё завоевателями запрещено: Чингисхан разрушал, Р° РўРёРјСѓСЂ, РїРѕ официальной доктрине, строил РіРѕСЂРѕРґР°, объединял страну, Рё давал народу отеческие наставления (уточнять, что РіРѕСЂРѕРґР° строились рабами, согнанными РёР· захваченных государств, РЅРµ разрешается.)
В опалу у узбекских историков попали целые эпохи. Например, так называемый «колониальный» период истории. Отзываться о нем с одобрением не разрешается. Впрочем, этот запрет выдерживается не строго, и на газетные страницы прорываются сообщения о том, что именно тогда были построены железные дороги, больницы, общественные здания, пущен трамвай, открыты школы и так далее. Тем не менее, высказывать собственный взгляд на это время или проводить по данной теме какие-либо исследования, запрещено.
Запрещается акцентировать внимание РЅР° том, что современный Узбекистан был создан именно большевиками, объединивших РІ РѕРґРЅРѕ целое территорию Бухарского эмирата, Кокандского Рё РҐРёРІРёРЅСЃРєРѕРіРѕ ханств, правда, РІ несколько урезанном РІРёРґРµ. Поскольку большевики считаются крайне плохими. РџРѕ этой же причине нельзя вспоминать РѕР± Октябрьской революции, Рё даже использовать это название. Р’ крайнем случае – «переворот, совершенный большевиками». Рмена большевиков, видных деятелей революции, РІ том числе таких крупных деятелей, как Ленин, Сталин Рё Карл Маркс – тоже РїРѕРґ запретом.
Вторая мировая РІРѕР№РЅР°, согласно официальной мифологии Р РЈ, началась РІ 1941 РіРѕРґСѓ. Р’Рѕ всех правительственных постановлениях, касающихся ветеранов Р’РћР’, употребляется словосочетание «вторая мировая РІРѕР№РЅР° 1941-45 РіРѕРґРѕРІВ». Дело РІ том, что употреблять словосочетание «Отечественная война» запрещено. Поэтому, РіРѕРІРѕСЂСЏ РѕР± участии узбекистанцев РІ РІРѕР№РЅРµ, приходится выкручиваться – писать «Вторая мировая» или «война СЃ фашизмом». Рсключение сделано лишь для учебников истории. Р’ РЅРёС… признается, что Вторая мировая началась РІСЃРµ-таки РІ 1939 РіРѕРґСѓ.
Праздник Победы в Узбекистане переименован в «День памяти и почестей». На телевидении существует неофициальный запрет на показ советских орденов и медалей. Поэтому, когда сюжеты о ветеранах готовятся к выходу в эфир, кадры с медалями и орденами вырезают, фотографии в газетах ретушируют.
Поскольку советский период не в чести, запрещено показывать любые его символы – красные флаги, значки, в том числе спортивные. Запрещено использовать советские аббревиатуры – УзССР, СССРи т.д. Запрещено показывать пионеров, комсомольцев, а также рассказывать о них. Запрещены советские мультфильмы, снятые не в УзССР.
Освещая жизнь страны в советское время, узбекским историкам рекомендуется делать упор исключительно на страдания «под игом».
Не разрешается писать, что после землетрясения 1966 года Ташкент помогала отстраивать вся страна – большой Советский Союз, а не только «вся республика». Стирается из памяти нового поколения эпопея возрождения Ташкента. Современные узбекские историки более десятилетия не прикасаются к папкам фонда 2515 Центрального Государственного архива Узбекистана, в которых благодарственные документы в адрес российских строителей подписаны руководителями республики. Никто не вспоминает, что в годы восстановления Ташкента (1966-1970 гг.) понятие "русский человек" означало "спасение".
Сейчас и в нищете и в коррупции и во всех других бедах, постигших страну, оказываются виноватыми русские, как основа СССР. "Советское" и "русское" в современном узбекском лексиконе понятия тождественные.
Ставится РІ РІРёРЅСѓ "однобокая СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР°, построенная РЅР° монополии производства хлопка"; "бесконтрольное, хищническое использование богатейших минерально-сырьевых ресурсов"; РґРѕС…РѕРґС‹ РѕС‚ сбыта золота, драгоценных металлов, стратегических материалов, которые миновали узбекскую казну. Приведенные РІ абзаце цитаты Рё положения – РёР· доклада Р.Каримова РѕС‚ 14 апреля 1999 РіРѕРґР°.
В русскоязычном жителе Узбекистана развили комплекс вины за экологические катастрофы и обретенные вредные привычки: от высохшего Аральского моря, куда теперь (из-за построенных русскими) насосных станций и каналов не доходят воды Амударьи, до узбекского тоя (свадьбы) со штабелями водки, которой узбеки до конца XIX в. не знали вообще. Тоталитарному режиму, носителем которого был, в первую очередь, "старший брат", в вину поставлено и "незнание собственного родного языка, национальных традиций и культуры, своей истории" (цитата из того же источника).
Запрещено сомневаться, что хлопковое дело было сфальсифицировано «кровожадным Кремлем» с целью дискредитации узбекского народа. Нельзя сомневаться, что независимость досталась узбекистанцам в результате отчаянной борьбы, а не свалилась в результате распада СССРи беловежских соглашений.
Вся официальная (другой в РУ не существует) историческая наука основывается на культе Амира Тимура, известного в мире, как Тамерлан, - «великом предке, который принес мир на землю Центральной Азии, построил огромное и великое государство». В Узбекистане существует негласный запрет именовать средневекового монарха на западный манер, так как Тамерлан – это модификация Тимурленг, что означает "Тимур-хромец" (его правая нога была короче левой, поскольку кость правого бедра срослась с коленной чашечкой – следствие тяжелого ранения, полученного в бою).
Не встретишь на страницах узбекской прессы и упоминаний о таком изобретении «великого гуманиста», как башни из человеческих голов и стены из живых людей, переложенных кирпичами. Каждый год день рождения человека, который кровью полил огромную территорию Евразии, выливается в помпезные мероприятия.
В республике создан Музей истории Тимуридов, где крайняя скудость реальных экспонатов компенсируется напыщенностью. Лозунг правителя Самарканда "Вся сила – в справедливости" вписан в пьедестал ташкентского памятника Тамерлану и служит политическим символом нынешнего режима.
В восхвалении Тамерлана в РУ доходят до абсурда - вполне серьезно заявляется, что благодаря Тимуру появилось НАТО. Оказывается, Тамерлан остановил нашествие татаро-монголов, в Европе ресурсы бросили на открытие новых земель, была заселена Америка, которая потом с Западной Европой создала НАТО.
Пораженная коррупцией система образования в Узбекистане является источником широко распространенного чувства разочарования, которое испытывает молодежь страны. Постоянное сокращение объемов государственного финансирования все больше затрудняет доступ к высшему образованию. Все чаще высшее образование оказывается доступным только для детей экономической и политической элиты. Плата за обучение составляет от 200 до 800 долларов за учебный год. Хотя по международным стандартам эти цены могут показаться низкими, в стране, средние доходы граждан которой составляют 1 доллар в день, стоимость образования для большинства населения становится слишком высокой. По этой причине многие студенты, даже самые талантливые, часто вынуждены бросать учебу. Они не в состоянии платить такие большие деньги за обучение.
Многие из тех, кто все же может себе позволить оплачивать относительно дорогостоящее обучение, жалуются потом на невозможность найти нормальную работу.
Сегодня дотации государства университетам покрывают только 38 % всех затрачиваемых РЅР° обучение студентов средств. Банковские кредиты, предлагаемые для компенсации дефицита государственного финансирования, РЅРµ пользуются популярностью Сѓ студентов, поскольку кредитные ставки РїРѕ РЅРёРј достигают 20 %. Р’ результате прием студентов РІ университеты РІ период после 1991 Рі. значительно сократился. Согласно докладу Всемирного банка РѕС‚ 2003 Рі., посвященного Узбекистану, прием студентов снизился СЃ 14 % (РѕС‚ всего количества потенциальных абитуриентов) РІ 1991-1992 РіРі. РґРѕ 6,4 % РІ 2001-2002 РіРі. (Р.Рсламов. Пронизанная коррупцией узбекская система образования вызывает разочарование молодежи EurasiaNet . 30.04.2004.)
Сокращение государственной поддержки сказывается не только на численности студентов, но и на качестве образования и, в конечном итоге, состоянии науки в стране. Месячные оклады профессоров сравнительно невелики, составляя примерно 50 долларов, что заставляет опытных преподавателей уходить из сферы образования и искать более высокооплачиваемую работу.
Широко распространена коррупция, одной из причин которой является низкий уровень оплаты труда преподавателей. Абитуриенты иногда платят несколько тысяч долларов, чтобы попасть в престижные университеты и институты Узбекистана. После зачисления студенты нередко обнаруживают, что хорошие отметки стоят денег. А для тех, кто не хочет ходить на занятия, взятка дает право на свободное посещение.
В существующем плане реформы образования Узбекистана ставятся неопределенные задачи, связанные с публикацией новых учебников и разработкой новых учебных программ. В то же время власти не выражают никакого желания отказываться от государственной монополии на образование и не регистрируют частные высшие учебные заведения.
Таджикистан
Республика Таджикистан в области создания «новой исторической науки» несколько отстает от своих соседей по региону (объясняется это затяжной гражданской войной, коллапсом экономики и катастрофической утратой интеллектуального потенциала).
Правда после заключения внутритаджикского мира (1996-1997 гг.) Таджикистан пытается «наверстать упущенное».
Таджики установили памятник Рё активно создают РІ республике культ человеку, который тысячу лет назад принес РјРёСЂ РІ Центральную РђР·РёСЋ – РСЃРјРѕРёР»-хану РёР· династии Саманидов - полуцарю-полубогу, творцу таджикских ремесел, искусств Рё денег. РџСЂРё этом, правление Рсмаила РЎРѕРјРѕРЅРё всячески идеализируется, превозносится как некий «золотой век». РџСЂРё этом Душанбе всячески подчеркивает, что РЎРѕРјРѕРЅРё символизирует РјРёСЂ (РІ отличие РѕС‚ кровавого тирана Тамерлана – символа Узбекистана).
Стоит добавить, что РЅР° главной площади Душанбе, носившей РєРѕРіРґР°-то РёРјСЏ Ленина РІ 2001 Рі. СЃ помощью СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… строителей Рё скульпторов установлена двенадцатиметровая статуя Рсмоила РЎРѕРјРѕРЅРё - основателя первого государства таджиков.
Таджикские историки активно разрабатывают тему «арийского наследия» таджиков. Прямо не говорится, но подспудно везде проводится мысль о превосходстве таджиков и их истории над их тюркскими «полудикими» соседями.
Справедливость требует отметить, что таджики РёСЃРїРѕРєРѕРЅ веков исповедовали определенное свободомыслие, Р° РїРѕСЌС‚ или философ для РЅРёС… имели большее значение, чем государственный деятель или полководец. Косвенно это подтверждает Рё то, как долго официальный Душанбе «мучился» СЃ РїРѕРёСЃРєРѕРј исторического идеала, остановившись, РІ конце концов, РЅР° Рсмоиле РЎРѕРјРѕРЅРё, тогда как РґСЂСѓРіРёРµ народы постсоветских республик РђР·РёРё РІ этом РІРѕРїСЂРѕСЃРµ определились достаточно быстро. Таджикские историки сейчас утверждают, что даже простой выбор исторического ориентира, явившийся результатом долгого изучения, совещаний, РїРѕРёСЃРєР°, учета различных мнений - РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РЅРµ только Рѕ том, что СЃРІРѕСЋ роль сыграла гражданская РІРѕР№РЅР°, РЅРѕ Рё Рѕ том, что таджики исторически более демократичны, чем РёС… тюркоязычные соседи.