"Рстория РѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґР°" как гротесковый роман
Гротескный роман - это роман СЃ причудливой, гротескной стилистикой Рё фразеологией, РіРґРµ допускаются, кажется, совершенно немыслимые сочетания необузданной сюжетной выдумки Рё внешне реального СЃРѕ всеми бытовыми подробностями факта. Здесь смеются, Рё смех превращается РІ С…РѕС…РѕС‚, плачут Рё хихикают, дышат злобой Рё РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рѕ любви. Такой стиль связан СЃ вековой традицией: среди авторов подобных сочинений – «Похвала глупости» Р. Роттердамсокго, «Гаргантюа Рё Пантагрюэль Р¤.Рабле, Р. Гофмана – «Крошка Цахес», В«Рстория РѕРґРЅРѕРіРѕ города» Рњ.Р•. Салыкова-Щедрина. Последнее произведение – это несколько более спокойный вариант стилистического «вавилона».
Гротеск же — это термин, означающий тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте чего-то с чем-то.
РћРґРЅРёРј РёР· шедевров Салтыкова-Щедрина, блистательно реализовавшим его концепцию общественно-политической сатиры, посредством гротеска была В«Рстория РѕРґРЅРѕРіРѕ города» (1869—1870). Уже РЅРµ только РїРѕ общественному значению произведений, РЅРѕ Рё РїРѕ масштабам художественного дарования Рё мастерства журнальная критика РёРјСЏ автора В«Рстории РѕРґРЅРѕРіРѕ города» ставила СЂСЏРґРѕРј СЃ именами Р›. Толстого Рё Тургенева, Гончарова Рё Островского.
Салтыков-Щедрин делал шаг вперед РІ разработке новых принципов художественной типизации. Рто обстоятельство бросалось РІ глаза Рё читателям, Рё критике. Заключалось же это РЅРѕРІРѕРµ РІ широком обращении Рє фантастике, РІ разнообразном использовании приемов гиперболизации Рё художественного иносказания. Новые принципы художественной типизации определены той широкой «исследовательской» ориентацией, которую усвоила салтыковская сатира. Р’ жанре гротеска наиболее СЏСЂРєРѕ проявились идейные Рё художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота Рё целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность Рё глубина гротеска, лукавая искрометность СЋРјРѕСЂР°.
Сатира исследует «алтари» современного общества, разоблачает их полную историческую несостоятельность. Одним из таких «алтарей» объявлен монархический государственный строй. Ему приписывают мудрость, в нем усматривают венец разумной исторической распорядительности. Сатирику-демократу эти монархические идеи, естественно, представлялись совершенно несостоятельными. Если извлечь из провозглашенного идеологами самодержавия принципа «распорядительности» все исторические итоги и современные результаты, какие этот принцип принес с собою, то с помощью логических доведений писатель-сатирик непременно натолкнется на сопоставление царской политики с механическим органчиком или чем-то похожим на него. А художественное воображение дорисует картину, даст нужное сатирическое распространение возникшему образу.
В«Рстория РѕРґРЅРѕРіРѕ города» как гротескный роман
В творчестве Салтыкова-Щедрина до 70-х годов приемы художественного преувеличения так далеко не шли. Герои его сатир в общем укладывались в рамки житейски-бытового правдоподобия. Но уже в предшествующей художественной практике сатирика были такие необыкновенные сравнения и уподобления, которые предсказывали и предуготовляли разработку и использование приемов сатирической фантастики, например знаменитое уподобление реакционного «благонадежного» обывателя взбесившемуся клопу или обозначение предательско-ренегатских качеств либеральной особи названием «складная душа» и так далее в том же роде. Чтобы превратить эти уподобления в способ сатирической типизации, в средство построения сатирического образа, автор должен был художественно развить, активизировать второй член уподобления. Его взбесившийся клоп должен был как бы уже высказывать свои клопиные мысли, совершать клопиные поступки, раскрывать свой клопиный характер. Так создается гротескный образ, сатирико-фантастический персонаж.
Гипербола и фантастика, утверждал Салтыков-Щедрин,— это особые формы образного повествования, отнюдь не искажающие явлений жизни. Литературному исследованию подлежат, отмечал сатирик, не только поступки, которые человек беспрепятственно совершает, но и те, которые он несомненно совершил бы, если бы умел или смел.
Основная функция художественного преувеличения — выявление сущности человека, подлинных мотивов, его речей, поступков и действий. Гипербола как бы прорывает осязаемые черты и покровы действительности, вынося наружу настоящую природу явления. Гиперболический образ приковывал внимание к безобразию зла, к тому отрицательному в жизни, что уже примелькалось.
Другая, РЅРµ менее важная функция гиперболической формы состояла РІ том, что РѕРЅР° вскрывала зарождающееся, находящееся РїРѕРґ СЃРїСѓРґРѕРј. Рначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, приемы гиперболы Рё фантастики позволяли сатире художественно схватить, обозначить самые тенденции действительности, возникающие РІ ней какие-то новые элементы. Рзображая готовность как реальную данность, как нечто уже отлившееся РІ РЅРѕРІСѓСЋ форму, завершившее жизненный цикл, сатирик преувеличивал, фантазировал. РќРѕ это такое преувеличение, которое предвосхищало будущее, намекало РЅР° то, что будет завтра.
Салтыков-Щедрин однажды заявил, что, рисуя ретивого губернатора-помпадура, любившего сочинять законы, он никак не предполагал, что русская действительность в период реакции так скоро полностью подтвердит этот гиперболический сюжет.
Разъясняя характер эзоповской формы, включающей художественное преувеличение и иносказание, Салтыков-Щедрин заметил, что эти последние не затемняли его мысль, а, напротив, делали ее общедоступной. Писатель отыскивал такие дополнительные краски, которые врезывались в память, живо, доходчиво, рельефно обрисовывали объект сатиры, делали понятнее ее идею.
Щедрин рассказывает нам историю РіРѕСЂРѕРґР° Глупова, что происходило РІ нем РЅР° протяжении примерно ста лет. Рначинает эту историю СЃ «Описи градоначальников». «Опись градоначальникам» Р’СЃРµ содержание В«Рстории РѕРґРЅРѕРіРѕ города» РІ сжатом РІРёРґРµ укладывается РІ этот раздел РєРЅРёРіРё, поэтому «Опись градоначальникам» наилучшим образом иллюстрирует те приемы, РїСЂРё помощи которых Салтыков-Щедрин создавал СЃРІРѕРµ произведение. Рменно здесь РІ наиболее концентрированном РІРёРґРµ РјС‹ встречаем «причудливые Рё контрастные сочетания реального Рё фантастического, правдоподобия Рё карикатуры, трагического Рё комического», характерные для гротеска. Вероятно, РЅРёРєРѕРіРґР° ранее РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературе РЅРµ встречалось такое компактное описание целых СЌРїРѕС…, пластов СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ истории Рё жизни. Р’ «Описи» РЅР° читателя обрушивается поток абсурда, который, как РЅРё странно, более понятен, чем реальная противоречивая Рё фантасмагоричная российская жизнь. Возьмем первого же градоначальника, Амадея Мануйловича Клементия. Ему посвящено всего семь строк (примерно столько же текста отведено Рё каждому РёР· 22 градоначальников), РЅРѕ каждое слово здесь ценнее, чем РјРЅРѕРіРёРµ страницы Рё тома, принадлежащие перу современных Салтыкову-Щедрину (Рё современных нам!) официальных историков Рё обществоведов. Комический эффект создается уже РІ первых словах: нелепое сочетание иностранного, красиво Рё высоко для СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ слуха звучащего имени Амадей Клементий СЃ провинциальным СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРј отчеством Мануйлович РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ РјРЅРѕРіРѕРј: Рѕ скоротечной «вестернизации» Р РѕСЃСЃРёРё «сверху», Рѕ том, как страна наводнялась заграничными авантюристами, Рѕ том, насколько чужды простым людям были насаждавшиеся сверху нравы Рё Рѕ РјРЅРѕРіРѕРј РґСЂСѓРіРѕРј. РР· этого же предложения читатель узнает Рѕ том, что Амадей Мануйлович попал РІ градоначальники «за РёСЃРєСѓСЃРЅСѓСЋ стряпню макарон» - гротеск, конечно, Рё сначала кажется смешно, РЅРѕ уже через мгновение современный СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ читатель СЃ ужасом понимает, что Р·Р° сто тридцать лет, прошедшие после написания В«Рстории РѕРґРЅРѕРіРѕ города» мало что изменилось: Рё РЅР° наших глазах СЃ Запада выписывались многочисленные «советники», «эксперты», «творцы денежных систем» Рё сами «системы», выписывались Р·Р° трескучую заграничную болтовню, Р·Р° красивую, экзотическую для СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ СѓС…Р° фамилию... Рведь верили, верили, как глуповцы, так же глупо Рё так же наивно. Ничего РЅРµ изменилось СЃ тех РїРѕСЂ. Далее описания «градоначальников» почти мгновенно следуют РѕРґРЅРѕ Р·Р° РґСЂСѓРіРёРј, нагромождаются Рё перепутываются РІ своей абсурдности, вместе составляя, как это РЅРё странно, почти научную картину СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ жизни. РР· этого описания наглядно РІРёРґРЅРѕ, как Салтыков-Щедрин «конструирует» СЃРІРѕР№ гротескный РјРёСЂ. Для этого РѕРЅ действительно вначале «разрушает» правдоподобие: Дементий Ваоламович Брудастый имел РІ голове «некоторое особливое устройство». Р’ голове градоправителя действовал вместо РјРѕР·РіР° органный механизм, наигрывающий всего-навсего РґРІР° слова-РѕРєСЂРёРєР°: «Не потерплю!В» Рё «Раззорю!В»
Отвечая Суворину на упреки в преувеличении, в искажении действительности, Салтыков-Щедрин писал: «Если б вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного... Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наигрывающий романсы «не потерплю» и «раз-зорю», а в том, что есть люди, которых все существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет?» (XVIII, 239).
РќР° этот хорошо рассчитанный иронический РІРѕРїСЂРѕСЃ, естественно, РЅРµ последовало положительного ответа. Рстория царизма полна примерами «проявлений произвола Рё дикости». Р’СЃСЏ современная реакционная политика самодержавия убеждала РІ справедливости таких заключений.
Ведь сакраментальное «раз-зорю» фактически стало лозунгом пореформенного десятилетия ограбления крестьян, ведь у всех на памяти был период усмирительный, когда «не потерплю» Муравьева-Вешателя оглашало грады и веси России. Ведь еще целые толпы муравьевских чиновников хозяйничали в Польше и северо-западных областях России, расправами и насилием восстанавливая «порядок».
Салтыков-Щедрин типизировал в Органчике упрощенность административного руководства, вытекающую из самой природы самодержавия как насильственного, узурпаторского режима.
Р’ В«Рстории РѕРґРЅРѕРіРѕ города» автор разоблачал глубокий аморализм самодержавия, бесчинства фаворитизма, авантюры дворцовых переворотов. Далее следует Антон Протасьевич РґРµ Санглот, который летал РїРѕ РІРѕР·РґСѓС…Сѓ, Рван Пантелеевич Прыщ, который оказался СЃ фаршированной головой Рё был съеден предводителем дворянства. Съеден РІ буквальном смысле, голова то Сѓ него фаршированная. Р’ «Описи» есть Рё РЅРµ столь фантастическое, РЅРѕ РІСЃРµ же очень маловероятное: градоначальник Ламврокакис умер, заеденный РІ постели клопами; бригадир Рван Матвеевич Баклан переломлен пополам РІРѕ время Р±СѓСЂРё; РќРёРєРѕРґРёРј РћСЃРёРїРѕРІРёС‡ Рванов умер РѕС‚ натуги, «усиливаясь постичь некоторый сенатский указ», Рё так далее. Ртак, гротескный РјРёСЂ Салтыкова-Щедрина сконструирован, Рё читатель вдоволь посмеялся над РЅРёРј. Однако абсурдный, фантастический РјРёСЂ Салтыкова РЅРµ так СѓР¶ абсурден, каким кажется РЅР° первый взгляд. Точнее, абсурден-то РѕРЅ абсурден, РЅРѕ реальный РјРёСЂ, реальная страна РЅРµ менее абсурдна. Р’ этой «высокой реальности» РјРёСЂР° Щедрина, РІ осознании современным читателем абсурдности устройства нашей жизни заключается оправдание Рё предназначение щедринского гротеска.
Образ Угрюм-Бурчеева завершал галерею глуповских градоначальников. Русский царизм, будучи воплощен в угрюм-бурчеевском облике, обнажал до конца свою деспотическую природу и, что особенно важно, вскрывал все свои готовности, все свои «обуздательские возможности». В Угрюм-Бурчееве слились и бездушный автоматизм Органчика, и карательная неуклонность Фердыщенки, и административное доктринерство, педантизм Двоекурова, и жестокость, бюрократическая доскональность и въедливость Бородавкина, и идолопоклонская одержимость Грустилова. Все эти начальнические качества в Угрюм-Бурчееве соединились, слились. Образовался новый административный сплав неслыханно воинствующего деспотизма.
В этом блестящем создании салтыковской фантазии схвачены и сатирически рельефно запечатлены все бюрократические ухищрения антинародной власти, все ее политические постулаты — от субординации до шпионского сердцеведения, вся ее законодательно-административная система, покоящаяся на принуждении, на всяческой муштре, на порабощении и угнетении масс.
Знаменитым казарменным идеалом РЈРіСЂСЋРј-Бурчеева обнимаются наиболее реакционные эксплуататорские режимы РЅРµ РѕРґРЅРѕР№ какой-РЅРёР±СѓРґСЊ СЌРїРѕС…Рё, Р° РјРЅРѕРіРёС… СЌРїРѕС…. Рдело отнюдь РЅРµ ограничивается аракчеевщиной, батожными порядками Николая 1 или вообще СЂСѓСЃСЃРєРёРј самодержавно-монархическим строем как таковым. Салтыков-Щедрин имел РІ РІРёРґСѓ Рё французский бонапартизм, Рё милитаристский режим Бисмарка. Более того, утрюм-бурчеевщина — это гениальное сатирическое обобщение — совсем недавно открыто, обнаженно проглянула РІ гитлеризме Рё проглядывает РїРѕ сей день РІ режимах, концепциях, традициях Рё перспективах фашизирующихся эксплуататорских классов Рё государств современной нам СЌРїРѕС…Рё. Р’ современной ему реальности Щедрин видел разоблаченных РёРј властителей благополучно процветающими РЅР° СЃРІРѕРёС… местах. Однако знал РѕРЅ Рѕ РЅРёС… Рё РѕР± РёС… неменуемой грядущей участи уже РІСЃРµ. Р, превращая РёС… СЃРІРѕРёРј художническим воображением РІ нечто низменное, нечеловеческое, РѕРЅ торжествовал радость одержанной нравственной победы.
Смех автора горек. Но есть в нем и высокое упоение тем, что все наконец предстает в истинном свете, всему объявляется настоящая цена, все названо своим именем. Сатирик ни минуты не сомневается в том, что собственно в человеческом качестве градоначальников и сейчас уже не существует.
Р’ Следующем Р·Р° «Описью» РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРµ изложение «деяний» градоначальников Рё описание поведения глуповцев писатель обращается Рє несколько РґСЂСѓРіРёРј приемам гиперболы Рё гротеска, нежели чем те какими создавались сатирические типы правителей. Бесспорно, изобличающий смех звучал Рё РІ народных эпизодах. Здесь также нередки элементы художественного преувеличения Рё фантастики. Например, РІ изображении судеб РРѕРЅРєРё Козыря, автора РєРЅРёРіРё «Письма Рє РґСЂСѓРіСѓ Рѕ водворении РЅР° земле добродетели», РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕРіРѕ сына Рвашки Фарафонтьева, который был посажен РЅР° цепь Рё «умре» Р·Р° «хульные слова», что «всем-РґРµ людям РІ еде равная потреба... Рё кто-РґРµ ест РјРЅРѕРіРѕ, пускай делится СЃ тем, кто ест мало», учителя Линкина Рё РґСЂСѓРіРёС…. Ртем РЅРµ менее внимательный анализ текста показывает отличие образной разработки народной темы. РћРЅРѕ обусловлено, разумеется, идейными соображениями. Автор В«Рстории РѕРґРЅРѕРіРѕ города» считал себя защитником народа Рё более последовательным, чем сам народ, врагом его врагов.
Смех РІ народных картинах лишен той эмоциональной окраски, какая хорошо РІРёРґРЅР° РІ сатирическом СЂРёСЃСѓРЅРєРµ градоначальнического РјРёСЂР°. Атмосфера гневного презрения Рё отвращения, беспощадной издевки окружает фигуру Брудастого, Прыща или РЈРіСЂСЋРј-Бурчеева. Р’ РёРЅРѕРј эмоциональном ключе даны ивашки, «глуповцы». Рздесь смех далеко РЅРµ просто весел или забавен. Нотки возмущения проникают Рё СЃСЋРґР°. Чаще всего смех РІ народных эпизодах пропитан РіРѕСЂСЊРєРёРј чувством. Чем дальше Рє концу, Рє главам Рё страницам, РіРґРµ изображается СѓРіСЂСЋРј-бурчеевский режим, РіРґРµ положение глуповцев показывается РІСЃРµ более бедственным Рё тяжелым, тем РІСЃРµ чаще повествование проникается глубоко трагическими мотивами. Смех как Р±С‹ застывает, уступая место патетике горечи Рё негодования. Салтыков-Щедрин резко нападал РЅР° «сентиментальничающих народолюбцев». Нестерпимая фальшь слышится сатирику РІ РёС… умильных словах. Так, либеральный тогда критик РЎСѓРІРѕСЂРёРЅ выспренно писал Рѕ своей любви Рє народу Рё заявлял: «В Америке, чтобы возбудить сочувствие Рє угнетенным, РѕРЅР° (литература) идеализировала РёС…, РѕРЅР° представляла РЅР° первом плане РёС… достоинства Рё объясняла недостатки историческими условиями». РР· сопоставления салтыковских Рё СЃСѓРІРѕСЂРёРЅСЃРєРёС… суждений как нельзя более отчетливо вырисовывается принципиальное различие между либеральной точкой зрения РЅР° народ Рё революционно-демократической. Первая рассматривала народ лишь как объект помещичьей филантропии, как пассивную, угнетенную историей жертву, которой помочь СЃРјРѕРіСѓС‚ лишь верхи общества; вторая видела РІ народе самостоятельного исторического деятеля, РЅРѕ еще РЅРµ поднявшегося Рє активной общественной Р±РѕСЂСЊР±Рµ РІ силу своей бессознательности, вредных привычек, воспитанных веками рабства. Литература должна РЅРµ идеализировать народ, Р° трезво указывать РЅР° его недостатки, Рё указывать СЃ единственной Рё благородной целью избавить РѕС‚ РЅРёС… народные массы, тем самым поднять РёС… общественную энергию, РёС… историческую самодеятельность. Рћ Салтыкове-Щедрине можно сказать то же самое, что РіРѕРІРѕСЂРёР» Ленин Рѕ Чернышевском—авторе «Пролога»: РѕРЅ любил народ «тоскующей» любовью, тоскующей вследствие отсутствия революционности РІ массах великорусского населения.
Собирательная характеристика глуповцев опиралась РЅР° современную сатирику сословно-классовую структуру СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ общества. Р’ СЂСЏРґРµ случаев автор очень метко передал различие экономического, общественного положения сословий Рё РіСЂСѓРїРї, различие РёС… взглядов, психологии, нравов, языка. РќРѕ сатирик прослеживал прежде всего то общее, что объединяло разные слои глуповцев. Рто общее — «трепет», подчинение обуздательским «мероприятиям» власти, послушное приспособление Рє тем обстоятельствам, которые складываются РІ результате грубых административных вмешательств. Рто отчетливо проявилось РІ сцене избрания РЅРѕРІРѕРіРѕ градоначальника «Жители ликовали... Поздравляли РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° СЃ радостью, целовались, проливали слезы... Р’ порыве восторга вспомнились Рё старинные глуповские вольности. Лучшие граждане..., образовав всенародное вече, потрясали РІРѕР·РґСѓС… восклицаниями: батюшка-то наш! Явились даже опасные мечтатели. Руководимые РЅРµ столько разумом, сколько движениями благородного сердца, РѕРЅРё утверждали, что РїСЂРё РЅРѕРІРѕРј градоначальнике процветет торговля Рё что РїРѕРґ наблюдением квартальных надзирателей РІРѕР·РЅРёРєРЅСѓС‚ науки Рё искусства. РќРµ удержались Рё РѕС‚ сравнений. Вспомнили только что выехавшего РёР· РіРѕСЂРѕРґР° старого градоначальника, Рё выходило, что хотя РѕРЅ тоже был красавчик Рё умница, РЅРѕ что, Р·Р° всем тем, РЅРѕРІРѕРјСѓ правителю уже РїРѕ РѕРґРЅРѕРјСѓ тому должно быть отдано преимущество, что РѕРЅ новый. РћРґРЅРёРј словом, РїСЂРё этом случае, как Рё РїСЂРё РґСЂСѓРіРёС… подобных, вполне выразились Рё обычная глуповская восторженность, Рё обычное глуповское легкомыслие... РЎРєРѕСЂРѕ, однако Р¶, обыватели убедились, что ликования Рё надежды РёС… были, РїРѕ малой мере, преждевременны Рё преувеличены... Новый градоначальник заперся РІ своем кабинете... РџРѕ временам РѕРЅ выбегал РІ зал... РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃРёР» «Не потерплю!В» - Рё РІРЅРѕРІСЊ скрывался РІ кабинете. Глуповцы ужаснулись... РІРґСЂСѓРі всех озарила мысль: Р° РЅСѓ, как РѕРЅ этаким манером целый народ выпорет!... заволновались, зашумели Рё, пригласив смотрителя народного училища, предложили ему РІРѕРїСЂРѕСЃ: бывали ли РІ истории примеры, чтобы люди распоряжались, вели РІРѕР№РЅС‹ Рё заключали трактаты, имея РЅР° плечах порожний СЃРѕСЃСѓРґ?В»
Р’ «бунтарских» эпизодах В«Рстории» обобщены некоторые существенные стороны народных движений, РІ том числе Рё РІ недавнюю СЌРїРѕС…Сѓ реформ. Рнертность Рё бессознательность масс ярче всего выразилась РІ неорганизованных, РЅРµ проясненных сознанием Рё отчетливым пониманием целей бунтарских вспышках, нисколько РЅРµ облегчающих положения народа Рё отмеченных чертами глубокой политической отсталости.
В разнообразные формы сатирической и юмористической насмешки писатель облек глубокую мысль, точные общественные наблюдения.
В собирательной характеристике глуповцев немалую роль играли такие эпизоды и картины, где смех почти исчезает. Сдержанным суровым драматизмом веет от страниц, где описывались неурожайный год, страшная засуха, поразившая злосчастную, страну. Реалистически точно и выразительно автор изображал жуткие сцены поголовной гибели людей. Суровые, скупые и хмурые до отчаяния пейзажи и бытовые описания перемежались с размашистым, вызывающим язвительный смех повествованием о «начальническом попечении».
Р’ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РїСЂРѕР·Рµ еще РЅРµ было более выразительной РїРѕ словесной живописи Рё проникновенному, хватающему Р·Р° сердце драматизму картины деревенского пожара, чем та, которая дана РІ В«Рстории РѕРґРЅРѕРіРѕ города». РўСѓС‚ Рё ощутимое изображение РіСЂРѕР·РЅРѕ полыхающего РїРѕ ветхим строениям РѕРіРЅСЏ, удушливых клубов дыма, тут Рё грустный, РіРѕСЂСЊРєРёР№ лиризм, СЃ которым рисуются переживания погорельцев, РёС… бессильное отчаяние, тоска, охватывающее РёС… чувство безнадежности, РєРѕРіРґР° человек уже РЅРµ стонет, РЅРµ клянет, РЅРµ жалуется, Р° жаждет безмолвия Рё СЃ неотвратимой настойчивостью начинает сознавать, что наступил «конец всего».
В сценах «бунта на коленях» слышатся вопли высеченных, крики и стоны обезумевшей от голода толпы, зловещая дробь барабана вступающей в город карательной команды. Здесь вершатся кровавые драмы.
Образные обобщения сатирика вобрали РІ себя РІСЃРµ то, что РѕРЅ сам знал Рѕ тяжелом положении СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ деревни Рё что писала демократическая литература Рё вообще прогрессивная русская печать Рѕ невероятной нищете, Рѕ разоренье пореформенного крестьянства, Рѕ пожарах, ежегодно «истреблявших 24 часть» всей деревянной Рё соломенной Р РѕСЃСЃРёРё, Рѕ полицейских насилиях Рё расправах. Позиция Салтыкова относительно крестьянства была позицией РЅРµ прекраснодушного народолюбца-мечтателя, Р° РјСѓРґСЂРѕРіРѕ учителя, идеолога, РЅРµ страшившегося высказывать самые РіРѕСЂСЊРєРёРµ истины Рѕ рабской привычке масс Рє повиновению. РќРѕ РЅРёРєРѕРіРґР° - РЅРё РґРѕ, РЅРё после - щедринская критика слабых сторон крестьянства РЅРµ достигала такой остроты, такой силы негодования, как именно РІ "Рстории РѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґР°". Своеобразие этого произведения РІ том Рё состоит, что РѕРЅРѕ представляет СЃРѕР±РѕСЋ двустороннюю сатиру: РЅР° монархию Рё РЅР° политическую пассивность народной массы. Щедрин РїРѕСЏСЃРЅСЏР», что РІ данном случае речь идет РЅРµ Рѕ коренных свойствах народа как "воплотителя идеи демократизма", РЅРµ Рѕ его национальных Рё социальных достоинствах, Р° Рѕ "наносных атомах", С‚. Рµ. Рѕ чертах рабской психологии, выработанных веками самодержавного деспотизма Рё крепостничества. Рменно потому, что народная масса СЃРІРѕРёРј повиновением открывала СЃРІРѕР±РѕРґСѓ для безнаказанного произвола деспотизма, сатирик представил ее РІ обличительном образе глуповцев. Автора "Рстории РѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґР°" интересовала РЅРµ задача историка, стремящегося охватить сильные Рё слабые стороны крестьянского движения, Р° задача сатирика, поставившего себе целью показать губительные последствия пассивности народных масс. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ идейный замысел Салтыкова, воплощенный РІ картинах Рё образах "Рстории РѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґР°", заключался РІ стремлении просветить народ, помочь ему освободиться РѕС‚ рабской психологии, порожденной веками гнета Рё бесправия, разбудить его гражданское самосознание для коллективной Р±РѕСЂСЊР±С‹ Р·Р° СЃРІРѕРё права, Само соотношение образов РІ произведении - РѕРґРёРЅ градоначальник повелевает РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ массой людей - подчинено развитию мысли Рѕ том, что самодержавие, несмотря РЅР° РІСЃСЋ СЃРІРѕСЋ жестокость Рё вооруженность, РЅРµ так сильно, как это кажется устрашенному обывателю, смешивающему свирепость СЃ могуществом, что правящие верхи являются, РІ сущности, ничтожеством РІ сравнении СЃ народной "громадиной". Достаточно угнетенной массе преодолеть чувство покорности Рё страха, как РѕС‚ правящей верхушки РЅРµ останется Рё следа. Рту идею подтверждает завершение романа РіСЂРѕР·РЅРѕР№ картиной «не то ливня, РЅРµ то смерча», гневно налетевшего РЅР° Глупов: «раздался треск, Рё бывший РїСЂРѕС…РІРѕСЃС‚ моментально исчез, словно растаял РІ воздухе». Остается загадкой, аллегорическая ли это картина сокрушительного народного бунта или катастрофа, ниспосланная самой РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№, которой РЈ. Р±СЂРѕСЃРёР» безрассудный вызов, РїРѕСЃСЏРіРЅСѓРІ РЅР° «извечное, нерукотворное».
Заключение
Р’ "Рстории РѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґР°" Щедрин мастерски использовал гротеск, СЃ помощью которого создал логическую, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны — комически-нелепую картину, однако РїСЂРё всей своей абсурдности Рё фантастичности “Рстория РѕРґРЅРѕРіРѕ города” — реалистическое произведение, затрагивающее множество злободневных проблем. Образы РіРѕСЂРѕРґР° Глупова Рё его градоначальников аллегоричны, РѕРЅРё символизируют самодержавно-крепостническую Р РѕСЃСЃРёСЋ, власть, РІ ней царящую, СЂСѓСЃСЃРєРѕРµ общество. Поэтому гротеск, используемый Салтыковым-Щедриным РІ повествовании, — это еще Рё СЃРїРѕСЃРѕР± обличить отвратительные для писателя, уродливые реалии современной ему жизни, Р° также средство выявления авторской позиции, отношения Салтыкова-Щедрина Рє происходящему РІ Р РѕСЃСЃРёРё.
Описывая фантастически-комическую жизнь глуповцев, их постоянный страх, всепрощающую любовь к начальникам, Салтыков-Щедрин выражает свое презрение к народу, апатичному и покорно-рабскому, как считает писатель, по своей при роде. Единственный лишь раз в произведении глуповцы были свободны — при градоначальнике с фаршированной головой. Создавая эту гротесковую ситуацию, Салтыков-Щедрин показывает, что при существующем общественно-политическом строе народ не может быть свободен. Абсурдность же поведения “сильных” (символизирующих реальную власть) мира сего в произведении воплощает беспредел и произвол, чинимый в России высокопоставленными чиновниками. Гротесковый образ Угрюм-Бурчеева, его “систематический бред” (своеобразная антиутопия), который градоначальник решил во что бы то ни стало воплотить в жизнь, и фантастический конец правления — реализация идеи Салтыкова-Щедрина о бесчеловечности, противоестественности абсолютной власти, граничащей с самодурством, о невозможности ее существования. Писатель воплощает мысль о том, что самодержавно-крепостнической России с ее безобразным укладом жизни рано или поздно придет конец.
Так, обличающий пороки и выявляющий нелепость и абсурд реальной жизни гротеск передает особую “злую иронию”, “горький смех”, характерный для Салтыкова-Щедрина, “смех сквозь презрение и негодование”. Писатель порой кажется абсолютно безжалостным к своим героям, чересчур критичным и требовательным к окружающему миру. Но, как говорил Лермонтов, “лекарство от болезни может быть горьким”. Жестокое обличение пороков общества, по мнению Салтыкова-Щедрина, — единственное действенное средство в борьбе с “болезнью” России. Осмеяние несовершенств делает их очевидными, понятными для всех. Неверно было бы говорить, что Салтыков-Щедрин не любил Россию, он презирал недостатки, пороки ее жизни и всю свою творческую деятельность посвятил борьбе с ними.
Список литературы
1. Бушмин Рђ.РЎ. Салтыков-Щедрин: Рскусство сатиры – Рњ., Современник, 1976
2. Бушмин А.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. — М.;Л., АН СССР, 1959
3. Добролюбов Н.А.. Губернские очерки Щедрина. - М., Гослитиздат, 1959
4. Кирпотин В.Я.. Михаил Евграфович Салтыков. Жизнь и творчество - М.,1955
5. Макашин С.А. М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. Предисл. подгот. текста и коммент. – М., Гослитиздат, 1957
6. Ольминский М.С.. Статьи о Салтыкове-Щедрине. - М., Гослитиздат, 1959
7. Покусаев Р•.Р.. Салтыков-Щедрин РІ шестидесятые РіРѕРґС‹. - Саратов, 1957
8. Покусаев Е.А. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. - М., Гослит. 1962
9. Салтыков-Щедрин Рњ. Р•.. Рзбранные произведения - Рњ., Гослитиздат, 1965
10. Чернышевский Н.Г.. Губернские очерки Щедрина. - М., Гослитиздат, 1959.