Ссылка на архив

География городов

- Гипотезы возникновения городов.
- Юридические и фактические границы города. Пределы роста городов.
- Агломерации. Мегалополисы. Крупнейшие города современности.
- Региональные различия в доле городского населения. Особенности урбанизации в промышленно-развитых и развивающихся странах.
- Город и окружающая среда.

Урбанизация (от латинского urbs - город) - исторический процесс возникновения, роста людности и числа городов, концентрации в них экономического потенциала. Урбанизация сопровождается повышением роли городов в жизни общества, распространением городского образа жизни и формированием систем расселения. Проблемы городов к концу 20 века приобрели статус глобальных; они волнуют представителей многих научных дисциплин - экономистов, социологов, экологов.

Географов интересуют прежде всего пространственные аспекты урбанизации - закономерности размещения городов, системы расселения, организация городского пространства.

КАКОЙ НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ НАЗЫВАЕТСЯ ГОРОДОМ?

Главными факторами, позволяющими отличить городской населенный пункт от сельского, является значительная численность населения и его преимущественно занятого вне сельского хозяйства. Кроме того, в городе иной, по сравнению с сельской местностью, характер жилой застройки и более высокая плотность населения.

В мире не существует единых критериев выделения городов. Так, в США к городам относят поселения, достигшие 2,5 тыс. чел. жителей, в России и Нидерландах - 20 тыс. чел., в Исландии - 200 чел. В некоторых странах, кроме показателя людности, учитывается плотность населения, наличие городских удобств, структура занятости. В России городом считается поселение, имеющее не менее 20 тыс. чел., причем более 85% жителей должны составлять рабочие, служащие и члены их семей (то есть несельскохозяйственное население).

В некоторых странах к городам относятся все административные центры, независимо от численности проживающего в них населения.

Поэтому данные национальной статистики о численности городского населения и числе городов зачастую несопоставимы.

ГИПОТЕЗЫ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ГОРОДОВ. КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА ДРЕВНОСТИ И СОВРЕМЕННОСТИ

До нашей эры крупнейшие городские культуры древности, где проживала большая часть населения Земли, в том числе и городского, находились в Азии.

Первые крупные города возникли около 4 тыс. лет назад в густонаселенных сельскохозяйственных районах Месопотамии, в долине рек Нила, Инда (в западной Индии), Хуанхэ (в северном Китае). Возникновение городов связывается с экономическим прогрессом - появлением излишков продовольствия, необходимого для обеспечения несельскохозяйственного населения. Города возникали и как резиденции правителей (например, в Древнем Египте - как места жительства фараонов и жрецов), как крепости, главной функцией которых была оборона. В этом случае они располагались в наиболее выгодных в стратегическом отношении местах.

В средние века самыми большими городами мира были Нанкин (470 тыс. чел.), Каир (450 тыс. чел.), Виджаванагар (350 тыс. чел.), Пекин (320 тыс. чел.). Крупнейшим городом Европы был Париж (275 тыс.), почти вдвое от него отставали Милан и Венеция, а население Лондона, ставшего к началу 19 века крупнейшим городом мира с населением 870 тыс. чел., едва достигало 50 тыс. чел.

К числу крупнейших городов мира относился Теночтитлан столица ацтеков, разрушенная конкистадорами в начале 19 века.

По оценке, в начале 18 века в городах проживало не более 10% населения мира. Некоторые из крупнейших городов средневековья существуют и поныне, развитие других затормозилось, и они превратились в небольшие провинциальные центры, а некоторые исчезли вообще.

Развитие крупных городов современности как экономических, политических и торговых центров связано с возникновением мануфактурного и фабричного производства. Концентрация населения в городах стала возможной в первую очередь из-за развития энергетики: разработка технологий добычи, использования и транспортировки угля, а позднее нефти. Важнейшими функциями городов со времени начала промышленного переворота стали: производство товаров и услуг, управление и межрайонный обмен.

Лишь в ХХ в. УРБАНИЗАЦИЯ стала главным фактором экономического развития и изменения территориальной организации общества большинства стран мира. В течение 20 века резко возросла численность горожан, увеличилось количество городов, особенно крупных.

Городское население росло главным образом за счет миграции из сельских районов (этот фактор является важнейшим на начальных этапах урбанизации), естественного прироста населения и урбанизации сельских районов - переквалификации сельских населенных пунктов в городские.

Если в начале 20 в. всего лишь 14% населения Земли проживало в городах и насчитывалось 16 городов-миллионеров, то к 1950 г. доля урбанизированного населения возросла более чем в 2 раза, а число городов-миллионеров - почти в5. Ожидается, что к 2000г. половина жителей Земли будет горожанами, а число городов-миллионеров составит 440.

Наблюдавшаяся в течение 20 века концентрация населения, экономической и политической жизни в крупных городах привела к формированию представления о мировой экономике, сконцентрированной исключительно в городах, каждый из которых окружен "сердцевидным" регионом с максимальными изменениями естественных ландшафтов, переходной зоной и обширной мало затронутой достижениями современной цивилизации периферией.

Города и агломерации, соединенные транспортными магистралями, становятся опорным каркасом расселения.

ГРАНИЦЫ ГОРОДА: ЮРИДИЧЕСКИЕ И ФАКТИЧЕСКИЕ

Каждый город имеет ЮРИДИЧЕСКУЮ ГРАНИЦУ, или городскую черту, в пределах которой проживает собственно городское население. Так, например, юридической границей Москвы является кольцевая автодорога протяженностью 109 км. С ростом людности застройка городского типа начинает преодолевать юридическую границу города сначала вдоль главных радиальных дорог, а потом заполнять промежутки между ними. Таким образом, ФАКТИЧЕСКАЯ ГРАНИЦА города выходит далеко за пределы административной. Несоответствие между этими границами осложняет управление городским хозяйством. Городская администрация вынуждена обеспечивать продовольствием, транспортом, услугами не только жителей города в его административных границах (т.е. реальных налогоплательщиков, за счет которых формируется городской бюджет), но и так называемых "маятниковых" мигрантов - людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город. Решение этой проблемы может быть найдено двумя способами: совместным участием в городских расходах жителей города и пригородов или расширением административной границы города до уровня фактической городской застройки.

Если расширить юридическую границу города невозможно (например, из-за существования частной собственности на землю), растущий город начинает поглощать окрестные села, сливаться с пригородами и городами-спутниками. Так образуется городская АГЛОМЕРАЦИЯ (от лат. agglomerare - присоединять, сосредотачивать) - скопление близко расположенных населенных пунктов, имеющих сплошную, общую транспортную инфраструктуру и тесные производственные связи. При этом юридические границы каждого из поселений существуют только на бумаге, а реальная граница агломерации определяется по конечным пунктам маятниковых миграций.

В силу этих причин данные о численности населения крупных городов и агломераций зачастую различаются в зависимости от того, в каких границах они приводятся.

ПРЕДЕЛЫ РОСТА ГОРОДОВ.

Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с экономическими выгодами - так называемой агломерационной экономией: концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории само по себе становится источником дополнительных доходов из-за снижения издержек производства на выпуск единицы продукции (возможности создания производств оптимальных размеров) и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры).

Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до определенных пределов - до тех пор, пока возрастающие транспортные расходы на перевозку товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства.

Обострение экологических проблем крупных городских агломераций, развитие личного транспорта и современных средств связи ведут к оттоку населения в пригородные зоны субурбанизации. Этому явлению в значительной степени способствуют более дешевые цены на земельные участки вне городов, перемещение в загородные промышленные парки наукоемких отраслей, для которых значимость агломерационного эффекта невелика.

При "срастании" агломераций образуются МЕГАЛОПОЛИСЫ огромные по площади и экономическому потенциалу зоны сплошной городской застройки. Крупнейшие из них - мегалополис Токайдо на "лицевой" стороне Японии с крупнейшими агломерациями Токио, Нагои, Киото, Осаки, Кобе; Северо-Восточный мегалополис США Бос-Ваш, состоящий почти из 40 агломераций, протянувшийся почти на 1000 км от Бостона до Вашингтона; мегалополис Чиг-Питс на южном побережье Великих озер - от Чикаго до Питтсбурга.

В Европе выделяется Английский (агломерации Лондона, Манчестера, Бирмингема, Ливерпуля), и Рейнский, в который включаются города ФРГ, Нидерландов, Бельгии в нижнем и среднем течении Рейна, мегалополисы.

Агломерация Число жителей

Агломерация

Число жителей, млн чел.

1990

1 Токио

2 Нью-Йорк

3 Мехико

4 Сан-Паулу

5 Шанхай

6 Бомбей

7 Лос-Анджелес

8 Пекин

9 Калькутта

10 Буэнос-Айрес

11 Сеул

12 Осака

2000 (прогноз)

1 Токио

2 Бомбей

3 Сан-Паулу

4 Шанхай

5 Нью-Йорк

6 Мехико

7 Пекин

8 Джакарта

9 Лагос

10 Лос-Анджелес

11 Калькутта

12 Тяньцзинь

13 Сеул

14 Карачи

15 Дели

16 Буэнос-Айрес

17 Манила

18 Каир

19 Осака

20 Рио-де-Жанейро

21 Дакка

25.0

16.1

15.1

14.8

13.5

12.2

11.5

10.9

10.7

10.6

10.6

10.5

27.9

18.1

17.8

17.2

16.6

16.4

14.2

14.1

13.5

13.1

12.7

12.4

12.3

12.1

11.7

11.4

10.8

10.7

10.6

10.2

10.2