Ссылка на архив

География в жизни и творчестве А.С. Пушкина

Дмитровская школа №10

с углублённым изучением предметов

Реферат

По предмету: «Литература»

На тему: География в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса.

преподаватель: Кузнецова Любовь Борисовна.

июнь 2001 год

Содержание

1. Введение………………………………………………………. 3

2. А.С. Пушкин «великий путешественник»……..…………… 5

3. «Россия слишком мало известна русским»…………………..6

4. Путешествие в Арзрум………………………………………...7

5. Петербург, Москва, Подмосковье ………………..………….11

6. Южная ссылка…………………………………………………13

7. Михайловское………………………………………………….14

8. Географы-исследователи—друзья Пушкина……..………….18

9. «И друг степей калмык»………………………………………19

10. Топонимика пушкинских мест

Псковская область…………..…………………….………………23

11.Приложение……………………………………………...…….26

12.Список использованной литературы…………………………28

Есть два разряда путешествий:

Один — пускаться с места вдаль,

Другой — сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

А.Т. Твардовский

Путешествие — литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить философские, публицистические, психологические и

другие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика).

Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него испытанием.

Исторические вехи развития.

а) Странствующий герой активно перемещается в пространстве как наблюдатель чужого мира, о котором он (потом) рассказывает читателям (слушателям):

— Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) — о путешествии на Восток, в Китай.

— Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век — об индийских впечатлениях.

— Тур Хейердал, норвежский учёный-путешественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы — о культуре о. Пасхи.

б) При восприятии читателем литературного путешествия его внимание переместилось на чувства и переживания странствующего, внешние элементы перемещения в пространстве уже не имели решающего значения.

— Карамзин. «Письма русского путешественника»; Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

— Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»;

Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а «духовные скитания» романтического героя показаны как «бегство» из неволи.

— Лермонтов. «Герой нашего времени»;

Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя.

Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется.

— Сервантес. «Дон Кихот» — пародиянарыцарское путешествие.

— В.Ерофеев в поэме «Москва—Петушки» пародирует Радищева.

Многообразие жанровых форм.

1. Собственно путешествие (путевой дневник).

— Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос).

2. Разновидность поэмы, сюжетной и композиционной основой которой становится путешествие.

— Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».

3. Роман.

— М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

4. Основная часть произведения.

— «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин».

5. Очерк

— Пушкин. «Путешествие в Арзрум».

6. Свободное повествование.

Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь, авторские размышления и поток сознания героя.

Основные элементы путешествия.

Что является необходимым, обязательным атрибутом перемещения в пространстве и времени?

— Маршрут, транспортные средства, дороги;

— пейзаж, архитектура и достопримечательности городов и селений, интерьеры домов;

— люди: этнографические наблюдения,диалоги, лица, рассказы, исповеди;

— сценки:

вкусовые ощущения.

— Внешние впечатления — чувство, оценка увиденного-общечеловеческий (публицистический) вывод.

Следовательно, литературное путешествиеотносятся к художественно-публицистическим жанрам.

Писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие элементы, такие, которые важны ему и которые, вероятно, заинтересуют читателя. При этом странствующий в своем движении вперёд в пространстве сворачивает на историческую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается полюбоваться чем-то и поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболее публицистическими.

Чем можно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературного путешествия?

— Универсальностью данного жанра, богатыми возможностями формы;

— возможностью непосредственного выражения своих мыслей и чувств.

С детских лет путешествия

Были моею любимой мечтой

А.С.Пушкин

«Способность Пушкина свободно переноситься во все сферы жизни,во все века и страны…».Эти слова В.Г.Белинского о великом поэте приходят на ум, когда соприкасаешься с его творчеством.

Пушкин-целый мир, неиссякаемый кладезь для исследователей разных специальностей: для литературоведов и языковедов или историков и искусствоведов, для географа, и для топонимиста.

Вся жизнь поэта была наполнена вольными и невольными путешествиями. Справедливо замечено исследователем его путешествий П.П. Померанцевым: «Значение путешествий Пушкина для развития его творчества чрезвычайно велико,хотя,может быть, оно ещё не всеми достаточно оценено. А ведь именно благодаря путешествиям было создано большое число творений великого поэта,благодаря им Пушкин нашёл много новых сюжетов и образов…Сколько же наездил наш великий поэт?.. 34750км!(это вкючая 20 поездок в Москву, в Болдино, в Боровичи, в Торжок, в Старицу, в Ярополец, на Полотняный Завод под Калугой и прочие места, входящие в обычные его поездки.) Пусть даже 34000км-цифра даже для профессионала-путешественика значительная, почти окружность земного шара… Пржевальский за свои центрально-азиатские странствия совершил около 30000км. Разве после этого мы не назовем нашего гениального поэта путешественником? Он был действительно настоящим и замечательным путешественником».

И его творения содержат немало географических понятий и описаний, пестрят географическими названиями, а некоторые произведения имеют непосредственно географический характер.Академик Л.С.Берг считал, что это даёт «нам право причислить к семье географов великого поэта». У него, можно сказать, душа лежала к географии, недаром слова «география», «географический», «географ» многократно встречаются в пушкинских произведениях.

Имя поэта увековечено во множестве географических названий, и не только географических.

Ему воздвигнуты памятники во многих местах страны-в больших и малых городах, в посёлках и сёлах.Установлены они и за рубежом. И это тоже заслуживает изучения, ибо все, что относится к памяти поэта, вызывает широкий общественный интерес его почитателей.

О Пушкине известно, кажется, все, но далеко не всё осмыслено.

У каждого есть свой Пушкин,и каждый его по своему любит. Один больше в нём любит одно, другой -другое. Меняется любовь к Пушкину и с возрастом человека-она становится глубже, осознанней, если так можно сказать, мудрее.

В литературе освещены многие стороны пушкинского гения. И все же можно слышать (даже от людей достаточно эрудированных): Пушкин-поэт, и об этом надо писать, этим, главным в нём, и надо заниматься. Но это в корне не- правильное мнение, просто заблуждение. Если В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни, то Пушкина можно назвать русской энциклопедией-столь широк был его кругозор. Недаром П.Я. Чаадаев после кончины Пушкина назвал его «грациозным гением» и поставил рядом со «всеобъемлющим умом Ломоносова».

«Россия слишком мало известна русским»

Что русским Россия мало известна- в этом А.С. Пушкин был глубоко убеждён. Не случайно готовил и помещал в своём «Современнике» статьи, в том числе свои, популяризировавшие географические и исторические знания, расширявшие представления читателей о стране.

А.С. Пушкин, будучи осведомлён и в истории и в географии, знал, что в царствование Бориса Годунова был исправлен и дополнен при участии его сына Федора «Большой чертёж»-первая географическая карта Русского государства.

Это нашло отражение в одной из сцен трагедии «Борис Годунов».

Царь. А ты, мои сын, чем занят? Это что?

Федор. Чертеж земли московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса.

А вот Сибирь.

Царь. А это что такое узорам здесь виется?

Федор. Это Волга.

Царь. Как хорошо! Вот сладкий плод учения!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, град, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыт быстротекущей жизни.

Когда-нибудь, и скоро, может быть,

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге,

Все под руку достанутся твою.

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать

Пушкин устами царя Бориса выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозревать все царство вдруг» (т.е. одновременно), чтобы лучше понять его.

За «географическим» монологом царевича стоит не только Пушкин-писатель, но и тонкий историк. Недаром в первом табеле лицеиста Пушкина 1812 г. его занятия географией и историей были оценены высоко: «Очень хорошие успехи, довольно прилежен. Очень хороших дарований».

Поэт и сам знал карты и умел их составлять. Карту он приложил к своей "Истории Пугачева" и, отвечая на критику, что нагрузка этой карты невелика, объяснил: "Карта далеко не полна; оная была необходима, и я не имел возможности составить другую, более совершенную" ("Замечания о бунте").

Географию, в частности экономическую, или, как ее в прошлом

называли, статистику, А.С. Пушкин считал одной из важнейших наук

в системе образования. В записке "О народном воспитании" он делится

такими соображениями: "Россия слишком мало известна русским; сверх

ее истории, ее статистика, ее законодательство требуют особенных

кафедр. Изучение России должно будет преимущественно занять в

окончательные годы умы молодых дворян..." "Занять умы" изучением

страны, которой "определено было высокое предназначение..."!

Пушкин писал в статье "О ничтожестве литературы русской": "Ее

необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их

нашествие на самом краю Европы... Образующееся просвещение было

спасено растерзанной и издыхающей Россией... Россия вошла в Европу,

как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек".

А.С.Пушкин ставил географию рядом с грамматикой: "...изучать грамматику да географию" ("Дубровский").

Любовь к географии в широком смысле, можно сказать, была заложена в нем самой природой. В начале обучения поэта в Лицее, в одной из первых его табелей, составленной в марте 1812 года, в части географии было записано: "В географии и истории: 1) Очень хорошие оценки. 2) Довольно прилежно. 3) Очень хороших дарований".

Для познания России и вообще для его любознательной натуры А.С. Пушкину необходимы были путешествия. В этом он признавался в письме к П.В. Нащокину 25 февраля 1833 года. Именно в тот год он совершил путешествие в Поволжье и Приамурье.

А.С. Пушкин был великим патриотом свое страны, простершейся «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», и окажись «под небо Африки моей», он вздыхал бы о «сумрачной России». Своим творчеством поэт вызывал ответны патриотические чувства читателей, призывал изучать отечество и, говоря по современному, совершать туристические походы:

Друзья мои! Возьмите посох свой,

Идите в лес, бродите по долине…

«Сон»

Как будто сказано сегодня!

В то же А.С. Пушкин выступал против тех людей, которые «не заботятся ни о славе, ни бедствиях отечества, его историю знают только со времён кн. Потемкина, имеют понятия о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя

патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке».

Теперь, когда более половины населениянашей страны имеет высшее и среднее образование,

можно утверждать: Россия немало известна русским.

А.С. Пушкин хорошо знал не только Россию,но имел обширные познания о других странах, знал,как говорится, чемони дышат, чем примечательны их города:

К чему им сукна Альбиона

И пышные чехлы Лиона…

«Послание к Юдину»

Подобные замечания можно встретить в ряде его произведений.

Путешествие в Арзрум.

Александр Сергеевич Пушкин мог бы сказать О себе так, как говаривал Иван Петрович Белкин:

«...В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые трактиры мне известны; нередко смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел дела...» («Станционный смотритель»).

Как подсчитали исследователи, по 120 маршрутам проехал поэт.

В своем «Путешествии в Арзрум» А.С. Пушкин сообщает: «…Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу и никогда еще не вырывался из приделов необъятной России". А так хотелось поэту совершить далекое путешествие!

Живя в Одессе, он, по свидетельству жены П.А. Вяземского, подолгу пропадал на кораблях среди моряков. В январе 1824 года писал брату Льву, что ему хотелось «взять тихонько трость и шляпу и поехать посмотреть на Константинополь». А 7 января 1830 года А.С. Пушкин обращался к Бенкендорфу: «Покамест я еще не женат и не зачислен на службу, я бы хотел совершить путешествие во Францию или Италию. В случае же, если оно не будет мне разрешено, я бы просил соизволения посетить Китай с отправляющимся туда посольством».

Но этим желаниям А.С. Пушкина не суждено было сбыться — выезд из России ему был запрещен, хотя для поэта было важно заграничное путешествие.

Но все же однажды во время путешествия в Арзрум А.С. Пушкин государственную границу пересек.

Путешествие на Кавказ, в действующую армию, он предпринял в 1829 году как говорится, на свой страх и риск после очередных осложнений в жизни: первое сватовство к Н.Н. Гончаровой оказалось неудачным, хотя прямого отказа поэт не получил. В автобиографическом наброске «Участь моя решена» поэт признавался: «...если мне откажут, думал я, поеду в чужие края». А кроме того: «Снова тучи надо мною...»(«Предчувствие»).

АС. Пушкин обладал тонкой наблюдательностью, и многие его путевые заметки могут считаться образцами географического описания. Например, он с замечательной точностью улавливает смену природных зон: «Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности; показываются птицы, неведомые в наших лесах...»

«Дорога наша сделалась живописна.Горы тянулись над нами. На их вершинах ползли чуть видные стада и казались насекомыми... На скале видны развалины какого-то замка: они облеплены саклями мирных осетинцев, как будто гнездами ласточек».

«Чем далее углублялись мы в горы, темужестановилось ущелие. Стесненный Терек с ревом бросает свои мутные волны через утесы, переграждающие ему путь... Я отстал от конвоя, засмотревшись на огромные скалы, меж коими хлещет Терек с яростью неизъяснимой».

Здесь сразу видно, что пишет не просто географ, но и замечательный мастер слова, — столь высокохудожественно его описание, неожиданных сравнений.

«Дорога шла через обвал, обрушившийся в конце июня 1827 года. Таковые случаи бывают обыкновенно каждые семь лет. Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелие на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоявшие ниже, слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощилась. Терек прорылся сквозь обвал непрежде, какчерез два часа. То-то был он ужасен!»

Это грозное явление в снежных горах прекрасно запечатлел в стихотворение «Обвал», написанном в год путешествия:

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной кричат орлы,

И ропщет бор,

И блещут сквозь волнистой мглы

Вершины гор.

Оттоль сорвался раз обвал,

И с тяжким грохотом упал,

И всю теснину между скал

Загородил,

И Терека могущий вал

Остановил.

Вдруг, истощась и присмирев,

О Терек, ты прервал свой рев;

Но задних волн упорный гнев

Прошиб снега…

Ты затопил, освирепев,

Свои брега.

И долго прорванный обвал

Неталой грудою лежал,

И Терек злой под ним бежал,

И пыльювод

И шумной пеной орошал

Ледяный свод.

И путь по нем широкий шел:

И конь скакал, и влекся вол,

И своего верблюда вел

Степной купец,

Где нынче мчится лишь Эол,

Небес жилец.

Кавказские впечатления, как и впечатления других путешествий А.С. Пушкина, нередко служили темами для создания поэтических произведений (их перечень дается в приложении).

Еще прекрасный пример этого. Вот прозаическая запись виденного поэтом: «Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудесное зрелище: белые, оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками».

А вот стихи, навеянныеэтим зрелищем:

Высоко над семьею гор,

Казбек, твой царственныйшатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег.

Парит, чуть видный над горами.

"Монастырь на Казбеке".

О красоте снежных хребтов Кавказа А.С. Пушкин восторженно писал брату еще во время первого путешествия на Кавказ в 1820 году: «Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видел великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными;

жалею, что не всходил со мною на острый верх пятихолмного Бешту (по-современному Бештау, что по-тюркски значит «пять гор»,— Машука, Железной горы, Каменной и Змеиной. Кавказский край, знойная граница Азии, — любопытен во всех отношениях» (письмо от 24 сентября 1820 г.).

При этом надо подчеркнуть, что поэта дикая природа больше привлекала, чем окультуренная. Девять лет он не был на кавказских водах, и многое за это время изменилось: «Нынче выстроены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведен по склонению Машука...

Признаюсь: Кавказские воды представляют ныне более удобностей; но мне было жаль крутых каменных тропинок, кустарников и неогороженных пропастей, над которыми, бывало, я карабкался».

Здесь интересно обратить внимание на то, сколь скрупулезно, оттачивая фразы, работал АС. Пушкин над «Путешествием в Арзрум», в основе которого лежали его дневниковые записи. Вот так выглядел последний абзац в дневнике: «Конечно, Кавказские воды нынче представляют более удобностей, более усовершенствования.— Таков Естественный ход вещей.— Но признаюсь: мне было бы жаль прежнего дикого, вольного состояния.— Мне было жаль наших крутых каменистых тропинок, кустарников и неогражденных пропастей, по которым бродили мы в прохладные кавказские вечера»

Северокавказская часть трудного горного пути пройдена: «Пост Коби находился у самой подошвы Крестовой горы... Мы достигли самой вершины горы. Здесь поставлен гранитный крест, старый памятник, обновленный Ермоловым».

«Мгновенный переход от грозного Кавказа к миловидной Грузии восхитителен. Воздух юга вдруг начинает повевать на путешественника. С высоты Гут-горы открывается Кайшаурская долина с ее обитаемыми скалами, с ее садами, с ее светлой Арагвой, извивающейся, как серебряная лента, — и все это в уменьшенном виде, на дне трехверстной пропасти, по которой идет опасная дорога... Светлые долины, орошаемые Арагвою, сменили мрачные ущелия и грозный Терек».

Вот и главный город Грузии — Тифлис. Он «находится на берегах Куры, в долине, окруженный каменистыми горами. Они укрывают его со всех сторон от ветров и, раскаляясь на солнце, не нагревают, а кипятят недвижный воздух. Вот причина нестерпимых жаров, царствующих в Тифлисе, несмотря на то, что город находится только еще под 41-м градусом широты» Поэтому северянину Пушкину жара казалась нестерпимой.

«В Тифлисе главную часть народонаселения составляют армяне: в 1825 году было их здесь до 2500 семейств. Во время нынешних войн число их еще умножилось. Грузинских семейств считается до 1500».

Заметим, вначале XIXвека вТифлисе быловсего около 15 тысяч жителей.

Поэт дал описание Тифлиса, подчеркивающее торговое значение города: «Азиатские строения и базар напомнили мне Кишинев. По узким и кривым улицам бежали ослы с перекидными корзинами; арбы, запряженные волами, перегоражали дорогу. Армяне, грузинцы, черкесы, персияне теснились на неправильной площади...» Это наглядно отражало то, о чем один из исследователей Грузии Бурнашев писал: «Большой торг состоит у них с горскими и персидскими ближними соседями и в их рукоделиях, то есть медною посудою, бумажными полотнами, набивными крашенными и белыми, саблями и кинжалами, мелкими железными вещами, платьем, шапками и обувью».

Из Тифлиса А.С. Пушкин послал, можно сказать, единственное за все время путешествия письмо — Ф.И. Толстому (между 27мая и 10июня1829 г.).

Интересно замечание поэта: «Грузинские деревни издали казались мне прекрасными садами, но, подъезжая к ним, видел я несколько бедных сакель, осененных пыльными тополями».

Но вот милая Грузия почти осталась позади. «Я стал подыматься на Безобдал, гору отделяющую Грузию от древней Армении. Широкая дорога, осененная деревьями, извивается около горы. На вершине Безобдала я проехал сквозь малое ущелие, называемое, кажется, Волчьимиворотами, и очутился на естественной границе Грузии. Мне представились новые горы, новый горизонт; подо мною расстилались злачные зеленые нивы. Я взглянул еще раз на опаленную Грузию и стал опускаться по отлогому склонению горы к свежим равнинам Армении. С неописанным удовольствием заметил я, что зной вдруг уменьшился: климат был другой».

В Армении: «Я ехал посреди плодородных нив и цветущих лугов. Жатва струилась, ожидая серпа. Я любовался прекрасной землею, коей плодородие вошло на Востоке в пословицу... Перед нами блистала речка, через которую должны мы были переправиться».

И вот вместе с русскими войсками А.С. Пушкин вступил в город, которому дал прекрасную географическую характеристику: «Арзрум почитается главным городом в Азиатской Турции. В нем считалось до 100 000 жителей, но, кажется, число сие слишком увеличено. Дома в нем каменные, кровли покрыты дерном, что дает городу чрезвычайно странный вид, если смотришь на него с высоты... Климат арзрумский суров. Город выстроен в лощине, возвышающейся над морем на 7000 футов (2300 метров.). Горы, окружающие его, покрыты снегом большую часть года. Земля безлесна, но плодоносна. Она орошена множеством источников и отовсюду пересечена водопроводами. Арзрум славится своею водою. Евфрат течет в двух верстах от города. Но фонтанов везде множество».

Это путешествие поэта продолжалось почти четыре месяца— с начала мая до конца августа 1829 года- и оставило в душе поэта глубокий след. Через семь лет в одном из писем (к В.Д. Сухорукову) он писал: «В соседстве Бештау и Эльбруса живут и досуг и вдохновение».

«Путешествие в Арзрум»— самое географическое произведение поэта— стало своего рода эталоном в описании путешествий. Так, например, о «Фрегате Паллада» И.И. Гончарова говорится: «По мастерству ведения, по глубине понимания того, что открывается взгляду путешественника, по какой-то волшебной естественности очерки Гончарова сродни «Путешествию в Арзрум А.С. Пушкина».

Остров Буян

С детских лет мы знаем:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана…

И, конечно, считаем этот остров сказочным, мифологическим. Ведь поэтическая сказка А.С. Пушкина основана на народной сказке, сюжет которой он записал в Михайловском со слов няни Арины Родионовны (в письме к брату Л.С. Пушкину в ноябре 1824г. он писал: «...Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»).

«Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкин начал писать в 1824 г., а закончил — после перерыва — в 1831 г. в другом варианте, по существу, написав заново. Он писал ее в Царском Селе летом, завершив к сентябрю, когда работа быстро продвинулась вперед.

Основе сказочного названия лежит наименование реального острова, для которого вполне подошло название Буян (остров высоко — более чем на 160м— поднимается над водами Балтики).

География пушкинских мест в России начинается с Москвы. Почему? Пушкин родился в Москве, а потом много раз бывал в столице.

В черновиках к «Евгению Онегину» есть такие строки:

В изгнанье, в горести, в разлуке — Москва!

Как я любил тебя,

Святая Родина моя!

Пушкин любил свой родной город и в его произведениях Москва упоминается часто. Вспомним опять лирические строфы «Евгения Онегина»

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва Я думал о тебе!

Москва…Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

На Пушкинской площади в Москве установлен памятник А.С. Пушкину. Автор Александр Михайлович Опекушин. Открытие памятника состоялось в июне 1880 г., с тех пор он неотделим от Москвы, стал одним из ее символов.

Пушкинские места есть и в Подмосковье.

Пушкину с детства было дорого подмосковное Захарово, имение бабушки Марии Алексеевны Ганнибал:

Мне видится мое селенье,

Мое Захарово: оно

С заборами в реке волнистой,

С мостом и рощею тенистой

Зерцалом вод отражено.

В зрелом возрасте Пушкин бывал еще в Остафьеве у Вяземского и в Архангельском у Юсупова.

Летом 1811 г. Пушкина увозят из Москвы, он поступает в Царскосельский лицей. Царское Село под Петербургом — ныне г. Пушкин.

Здесь, в Лицее распахнулась его душа впервые слава осенила его кудрявую голову, здесь верили в его блистательную будущность, здесь он узнал первую дружбу, которой оставался верен всю жизнь.

В июне 1817г. Александр Пушкин окончил Лицей и с грустью распрощался с друзьями.

Промчались годы заточенья:

Недолго, милые друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит ни дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

После окончания Лицея жизнь Пушкина связана до самой смерти с Петербургом. Жизнь Пушкина его поэзия, и архитектура Петербурга — все это вместе и составляет понятие «Пушкинский Петербург»

Вступление к поэме «Медный всадник»:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный.

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия.

Через 3 года после окончания Лицея Пушкин за свои вольнолюбивые стихи и эпиграммы на властителей был сослан на юг с назначением в канцелярию генерал-лейтенанта Инзова. И с этого момента начинается кочевая жизнь поэта. Пушкинская кибитка кочевая стала темой для песни «Дорога» (из цикла «Дорога к Пушкину»).

В мае 1820 г. А.С. Пушкин с семьёй генерала Н.Н. Раевского отправился путешествовать по Кавказу. В письме брату Пушкин писал: «Жалею, мой друг, что ты со мной вместе не видал великолепную цепь этих гор: ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и неподвижными». Но лучше всего Пушкин выразил свои впечатления в стихотворении «Кавказ».

В августе 1820г. Пушкин с Раевским морем отправились в Крым. Сначала прибыли в Гурзуф, купались в море, объедались виноградом, потом через Алупку, Севастополь и Бахчисарай проехали в Симферополь, а затем в Кишинев. По дороге осматривали Бахчисарайский дворец. Здесь Пушкин узнал легенду о похищении крымским ханом Кирим-Гиреем» польской княжны Марии Потоцкой. В честь прекрасной возлюбленной хан Гирей во дворце построил фонтан. Этот фонтан назвали не только фонтаном любви, но и фонтаном слез.

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный

Журчи, журчи свою мне быль,

Хвалу стране прочел я дальней:

Но о Марии ты молчал

(Фонтану Бахчисарайского дворца)

Пушкин принес тогда и положил у фонтана две розы красную и желтую, символ любви и измены. С тех пор к «Фонтану слез» приносят ежедневно две розы.

Южная ссылка Пушкина связана с еще одним географическим местом

России — Одессой, где он жил до августа 1824 г., а уезжая, написал замечательное стихотворение — настоящий гимн Черному морю.

В годы южной ссылки имя Пушкина сделалось известным всей читающей России.

Он узнал, что такое успех и слава. А путь его лежал в Псковский край. Всем известны пушкинские заповедные места Псковщины: старинные парки и сады усадеб Михайловского, Тригорского, Петровского, былинная стать Святогорского монастыря, где покоится прах поэта. Здесь, на небольшом пространстве, можно увидеть удивительное сочетание «глуши лесов сосновых», и светлых, живописных далей, древних городищ и небольших «озер лазурных», соединенных «тихоструйной речкой». Указом Елизаветы от 12 января 1742 г. прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу была пожалована большая часть Михайловской губы, в которую входила 41 деревня, где проживало 800 крепостных крестьян. Позже эти деревни были поделены между потомками.

Впервые в Михайловском А.С. Пушкин побывал в 1817 году после окончания Лицея. В псковской деревне, в постоянном общении с природой расцвёл его поэтический талант.

Михайловский парк был любимым местом прогулок поэта, источником его творческого вдохновения. В нём есть две восхитительные аллеи — еловая и липовая. Величавая еловая аллея, где растут двухсотлетние ели-великаны, соединяет лес, с парком и усадьбой. Липовая аллея, где встречались Пушкин и Анна Керн, имеет второе название — "аллея Керн". Она заканчивается полукружьями деревьев, образующих зелёные беседки.

В центре усадьбы над рекой Соротью стоит дом Пушкина: «скромная семьи моей обитель», как называл её поэт. Рядом с ним под сенью большого двухвекового клёна стоит маленький деревянный флигелек. Это знаменитый домикняни, утопающий в зелени кустов.

Парк и усадьба замыкаются прудами. В середине одного из них «остров уединения»— любимый уголок Пушкина. Через нижний пруд, обсаженный серебристой ивой, перекинут горбатыймостик. Дорожка отсюда ведёт в яблоневые сады.

Примерно в километре от усадьбы поэта на берегу реки возвышается Савкина горка, увенчанная часовней. Отсюда открывается превосходный вид на озеро и парк, усадьбу илуга.

А в 1819 г. Пушкин писал в Михайловском:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Эти строки из стихотворения «Деревня». В этом стихотворении Пушкин нарисовал незабываемые картины природы России.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты:

Везде следы довольства труда…

Пушкин любил ставшее родным Михайловское. И здесь он нашел свой последний приют. Еще в 1829г. писал поэт:

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне все б хотелось почивать.

По широким ступеням каменной монастырской лестницы идут и идут люди, почитатели бессмертного гения Пушкина, к вершине холма, на котором белеет надмогильный памятник поэту. Здесь остро чувствуешь и понимаешь Пушкина, призывавшего Отчизне посвящать «души прекрасные порывы».

Среди многих памятных мест России, связанных с именем поэта, по-особому примечателен уголок земли в нижегородском имении Пушкиных селе Болдино. Знаменитая Болдинская осень 1830 г. связана и с именем Натальи Николаевны Гончаровой, будущей жены поэта.

Пушкин хорошо зналисторию России и постоянно изучал подробности исторических событий. Достаточно вспомнить «Полтаву», «Медного всадника», «Бориса Годунова» и др. Осенью 1833 г. Александр Сергеевич отправился в путешествие по пугачевским местам Поволжья и Оренбургской губернии. Результатом этих поездок стали «История Пугачева» и «Капитанская дочка».

Пушкин много путешествовал по России, его кибитка кочевая многократно появлялась в Твери-Торжке-Грузинах-Малинниках-Берново-Павловском-Курово-Покровском, Старице у своих друзей Вульфов, Полторацких, Понафидиных. Здесь он создал свое знаменитое «Зимнее утро», здесь заканчивал поэму «Евгений Онегин».

На тверской земле поэт черпал впечатления от русских пейзажей, исторических памятников, от усадеб с парками и аллеями и неизменными преданиями и легендами.

Во многих произведениях великого поэта действуют силы природы. Они становятся поэтическими образами. Это и бури завывание:

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя…

«Зимний вечер»

И легкий ветерок, ласкающий «листву древес» и разливающий негу:

Ночной зефир

Струит эфир.

Шумит,

Бежит

Гвадалквивир.

«Ночной зефир»

Что значит зефир и эфир?

Зефир, по древнегреческой мифологии, - это бог западного ветра, а в переносном смысле - легкий, теплый ветер, несущий влагу и вызывающий блаженство. «Тихо веющий зефир...» - так определил поэт его в одном из ранних стихотворений («Блаженство»). «Зефир скользит и веет», — говорит он в другом стихотворении («Земля и море»). Зефир - это аллегоричное название приятной свежести, прохлады:

«Куда вы? за город конечно,

Зефиром утренним дышать…»

«Чиновник и поэт»

Эфир, по древнегреческой мифологии, верхний, наиболее прозрачный, лучезарный слой воздуха на уровне вершины горы Олимп, на которой обитали боги во главе с Зевсом, богом-громовержцем. «Зефир струит эфир» значит легкий ветерок несет чистый свежий воздух, приятную прохладу после дневного зноя. В переносном смысле эфир — символ чистоты. «Она чиста была душою, как эфир», - говорит поэт в поэме «Анджело».

Встречаются в стихах поэта названия ветров - аквилон и борей.

Аквилон - северный холодный ветер у древних римлян (его название в латинском имеет тот же корень — aquilo, что и слово — «орел»). Не случайно у А.С. Пушкина есть

такие слова:

Таков поэт: как Аквилон,

Что хочет, то и носит он —

Орлу подобно, он летает...

«Египетские ночи»

Борей (итальянская форма - бора) -северный холодный ветер у древних греков, который представлялся ими в виде крылатого седовласого старца, несущего холод и смерть. Вот строки, написанные АС. Пушкиным в Болдине:

Смотри, какой здесь вид:

избушек ряд убогий,

За ними чернозем, равнины, скат отлогий,

Над ними серых туч густая полоса.

Где нивы светлые? где темные леса,

Где речка? На дворе у низкого забора

Два бедных деревца стоят в отраду взора,

Два только деревца, и то из них одно

Дождливой осенью совсем обнажено,

И листья на другом, размокнув и желтея,

Чтоб лужу засорить,

лишь только ждут Борея.

«Румяный критик мой»

В одном месте у А.С. Пушкина упоминается Эвр, как древние гр