Ссылка на архив

Возрастная физиология и школьная гигиена

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ

«ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА»


План

I. Гигиеническая оценка организации учебно-воспитательного процесса в школе

1. Режим школы

2. Анализ расписания уроков

3. Выводы

II. Оценка состояния здоровья детей одного класса

1. Анализ данных медицинских осмотров, зафиксированных в карточках

2. Выяснение учета состояния здоровья детей в учебном процессе

3. Выводы

III. Гигиеническая оценка урока

1. Один из уроков анализируемого класса

2. Провести наблюдение за учащимся во время урока

3. Выводы

Литература


I. Гигиеническая оценка организации учебно-воспитательного процесса в школе

Практическая работа по исследованию данной проблемы проводилась в СШ № 14 г. Пинска Брестской области.

1. Режим школы

а) сменность (чередование классов по сменам)

Для начала хотелось бы отметить, что, согласно исследованиям Н. И. Красногорского, кора больших полушарий головного мозга у детей оптимально возбуждена утром, и такой уровень сохраняется до полудня. Поэтому обучение детей предпочтительно в первую смену.

Исходя из этого было установлено, что 1, 2, 5 и выпускные классы СШ № 14 как наиболее сложные в смысле адаптации и учебы в соответствии с гигиеническими нормативами и приказом министра образования учатся в первую смену. Остальные классы учатся во вторую смену.

б) расписание звонков

Обучение в школе начинается с 8 часов, продолжительность урока в средних классах не превышает 45 минут. В графике предусмотрены две большие перемены: (10 – 10 – 20 – 20 – 10).

в) организация перемены в школе:

- место проведения

Отдых школьников во время перемен между уроками организуют в основном в рекреационных помещениях школы. Рекреации коридорного и зального типа имеют хорошую вентиляцию, сквозное проветривание, естественное и искусственное освещение. Сохранена гигиеническая норма площади рекреационных помещений – до 0,6 м.кв. на одного ученика. При одностороннем расположении кабинетов ширина рекреационного коридора – 2,8 м, что также соответствует норме.

- продолжительность

Перемены в школе нужны для отдыха и восстановления работоспособности. Первое условие правильной организации перемен – это их достаточная продолжительность. Самая маленькая перемена продолжается не менее 10 минут (это минимальное время, необходимое для снятия утомления и восстановления работоспособности). В графике предусмотрены две большие перемены: (10 – 10 – 20 – 20 – 10). Во время больших перемен дети принимают пищу. Ученики выходят из классов, в которых проводится сквозное проветривание. Во время перемен окна в коридорах и рекреациях закрыты. В теплое время года школьники проводят перемены на пришкольном участке.

- использование земельного участка

Зона отдыха и площадки, предназначенные для подвижных игр, рассчитаны на 100% учащихся каждой возрастной группы. Зона засеяна трудновытаптываемой травой (смесь клевера, тимофеевки, мятлика лугового и т.д.). Оборудование и отдельные сооружения изготовлены из материалов, разрешенных Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Конструкции не содержат острых и травматически опасных выступов; все сооружения надежно закреплены, цементированы. Учитель не ограничивает двигательную активность детей, организовывает подвижные игры.

- организация питания

Организация питания в школе – одна из трудных задач как для учителей, так и для администрации. В школьной столовой питаются далеко не все учащиеся, многие пользуются буфетом. Классные руководители эффективно огранизовывают работу по профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта: следят, чтобы дети съедали завтраки и обеды, разъясняют на родительских собраниях важность питания детей после третьего урока для профилактики гастритов, налажена санитарно-просветительская работа среди учащихся путем выпуска санбюллетеней.

Питание учащихся осуществляется в помещении школьной столовой. Обязательным является обеденный зал (от 0,65 до 0,85 кв.м. на одно место). Перед входом в столовую оборудовано помещение для мытья рук (по нормативам положен один умывальный агрегат на 20 мест в столовой).

В школьной столовой периодически проводится проверка доброкачественности продуктов, сроков их реализации, осуществляется витаминизация третьих блюд в осенне-весенний период.

2. Анализ расписания уроков с учетом

а) дневной динамики работоспособности

В течение учебного дня легкие уроки чередуются с трудными, естественно-математические предметы – с гуманитарными, предметы, требующие большого умственного напряжения и внимания, - с уроками, включающими двигательный и динамический компоненты. В соответствии с изменениями динамики работоспособности в течение дня в расписании первыми уроками стоят предметы средней сложности, на втором и третьем – тяжелые предметы. Уроки труда и физкультуры (используют для поддержания работоспособности школьников) стоят обычно в расписании четвертыми или пятыми. Перемена вида деятельности снимает утомление, и на пятом-шестом уроках школьники будут работоспособны. Предметы, требующие большего интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, не ставят на первые или последние уроки.

б) недельной динамики работоспособности

Характерные изменения претерпевает работоспособность учащихся в течение учебной недели. В понедельник она невелика (фаза врабатывания). В первые дни недели работоспособность снижается к концу рабочего дня и восстанавливается к утру следующего дня. Поэтому во вторник и среду отмечается наиболее высокий уровень работоспособности. Четверг – переломный день, начинается падение работоспособности, в субботу она наиболее низкая. Необходимо отметить, что на фоне положительных эмоций в ожидании приятного, интересного отдыха у части учащихся наблюдается эффект «конечного порыва» и работоспособность в субботу несколько повышается.

В течение недели учебная нагрузка также распределяется в соответствии с закономерностями динамики работоспособности.

Для этого рекомендована шкала трудности предметов:

ПредметКоличество баллов
Математика11
Иностранный язык10
Физика, химия, астрономия9
История8
Русский (белорусский) язык и литература7
Естествознание, география6
Физкультура5
Спецподготовка, труд4
Черчение3
Рисование2
Пение1