Ссылка на архив

Возрастная динамика смысла любви

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СМЫСЛА ЛЮБВИ. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Барнаул 2004


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Системный анализ феномена "любви". 10

1.1. Место категории "любовь" в системе психологических категорий. 10

1.2.Системный анализ определений и психологических теорий любви. 33

1.3. Культурно-исторический анализ представлений о любви. 5

2. Методические подходы к исследованию феномена "любви". 21

2.1. Типы исследований любви в психологии. 21

2.2. Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви 38

Глава 3. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви 61

3.1. Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар 61

3.2. Основные закономерности возрастной динамики смысла любви. 90

Заключение. 109

Список используемой литературы.. 114

Приложения.. 150


Введение

Актуальность исследований в области психологии любви в контексте основных тенденций развития современной психологии.

Жизнь без любви я считаю

греховным и безнравственным состоянием

В. Ван Гог

Психология является сегодня одной из самой динамично развивающихся отраслей науки. Понять роль и значение определенного раздела психологии невозможно без учета основных тенденций развития самой психологии. Современный культурно-исторический контекст развития делает неизбежной гуманизацию психологического знания. В категориальный аппарат психологии входят такие понятия, как "переживание", "смысл", "ценность", "жизненный мир личности", "активность", "субъектность", "персонализация". Психология любви, раскрывая для психологии пространство ценностей, смыслов, переживаний, иллюстрируя возможности продолжения себя в другом человеке, проявления субъектности и активности личности, развивается вместе с гуманизацией современного знания. Проблематика любви на протяжении веков интересовала человечество: о любви слагали песни, писали стихи и романы, увековечивали в скульптуре и архитектуре образы любимых – в любви искали человеческое в человеке. На современном этапе развития психологии представляется возможным соединения этого поиска с научным познанием.

Гуманизация психологического знания, опора на категории личности и субъекта с неизбежностью потребовала синтеза основных категорий психологии. Категория "смысла", отражая единство интеллектуальных и аффективных процессов (Л.С. Выготский (81), c.54), подчеркнула, с одной стороны, невозможность изолированного изучения когнитивных процессов, с другой стороны, не разработанность психологии эмоциональных явлений в отечественной и зарубежной психологии. Ссылки на сложность, запутанность, неразработанность психологии эмоций - традиционны для ученых (В.К. Вилюнас (71,72,73), Э. Клапаред (167), У. Макдауголл (241), А.Ш. Тхостов (361,362), Л.Я. Гозман (90,91) и др.). "Психология аффективных процессов, - отмечает Э. Клапаред, - наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в следствиях" (Э. Клапаред (167), с.93). "Н.Н. Ланге в "Психологии" (1914) писал, что чувства занимают в психологической науке место Золушки: "нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер "ума и воли", и что любой самый незначительный аспект познавательных процессов лучше изучен, чем ключевые вопросы психологии чувств" (А.Ш. Тхостов, А.Г. Колымба (362), с.41). Таким образом, сама тенденция ввода в психологию понятий, отражающих целостность субъекта и целостность взаимодействия субъекта с миром, обуславливает необходимость психологического изучения эмоциональной сферы человека, намного менее изученной по сравнению с мышлением и другими когнитивными процессами.

Следующей тенденцией развития современной психологии в России является синтез отечественных и зарубежных психологических знаний. Если в отечественной науке психология любви, пола, гендерных отношений практически не изучалась, то на Западе эти разделы оказались более востребованы научной психологией. Перед психологией постсоветской стоит задача учета достижений зарубежной психологии в этих областях без слепого копирования, дословного цитирования и неадаптированного использования методов и выводов западной психологии. В русле этой тенденции психология любви ярко иллюстрирует необходимость синтеза, а не полной ассимиляции западной психологии.

Сближение психологии с практикой, рождение "живой" психологии, основанной на философии практики (Ф.Е. Василюк (62), с. 195) – тенденция и задача развития психологии на рубеже веков. К психологии любви обращены запросы образовательной практики, психологических служб, рекламы, СМИ, медицины. В сфере образования, как среднего, так и высшего, остаются неразработанными курсы по психологии эмоций, любви, психологии семьи. В дошкольных учреждениях не реализуются программы гендерного воспитания детей. Но наиболее тяжело неразработанность данных спецкурсов сказывается на воспитанниках детских домой. Эмоциональная депривация в раннем детстве, недостаток любви приводит к тому, что дети из дома малютки, усыновленные впоследствии, являются менее эмоциональными, более холодными, у них труднее складываются отношения с окружающими, не слишком удачны собственные семьи, хуже отношения со своими детьми, чем у детей из полных семей (Л.Я. Гозман, Н.И. Ажгихина (90), с.62; К. Обуховский (266)). Велико значение психологии эмоций и чувств и в предупреждении преступного поведения (В.К. Вилюнас (72,73)). Рост преступности в нашей стране заставляет задуматься о мотивации девиантного поведения, проявляющейся в неадекватном эмоциональном отношении к действительности, амбивалентности чувств и требующей коррекции эмоциональной сферы преступника.

Психологические службы, занимающиеся оказанием помощи семьям, одиноким людям, нуждаются в практикоориентированных теориях любви, в технологиях работы в рамках психоконсультирования, психотерапии, психологического тренинга с проблемами в близких отношениях. В рекламе, СМИ, шоу-бизнесе все чаще ситуации семейного счастья, встречи влюбленных, признания в любви используются для создания имиджа определенных товаров, компаний. При этом реальных исследовательских данных в этой области нет. Медицинская практика нуждается в психосоматических исследованиях типичных заболеваний половой сферы (например, рак груди - частое заболевание у женщин Алтайского края). Важно понять, зависят ли эти заболевания от проблем в близких, в сексуальных отношениях, от восприятия собственной мужественности - женственности, и, если зависят, то как, что можно сделать для их профилактики и лечения? Дефицит любви может приводить и к другим соматическим заболеваниям (увеличивается опасность инфаркта, язвы желудка). Одинокие мужчины в возрасте 65 лет и старше в два раза чаще, чем их женатые сверстники, получают рак желудка, в десять раз чаще болеют туберкулезом, в семь раз - циррозом печени (Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И. (90), с.61). Этиология и синдромы большинства психических заболеваний (аффективный психоз, психопатии, неврозы и др.) связаны с различными типами эмоциональных нарушений. Существуют так называемые "малые психопатологии": неадекватные эмоциональные реакции, мнительность, обидчивость, чрезмерно накаленные конфликты (Вилюнас В.К. (72,73)), при которых деформации в эмоциональной сфере личности являются ведущими.

Следующая тенденция развития психологии – полипарадигмальность. Многообразие теорий, методов, категорий заставляет исследователя выбирать наиболее адекватные его методологическим взглядам, объекту и предмету исследования. Психология любви отличается отсутствием единого определения любви, общепризнанной научной теории любви. Концепции любви носят в основном описательный характер и отражают опыт автора как человека и / или терапевта. Исследования в области психологии любви малочисленны и скорее описывают формирование интереса к партнеру противоположного пола (классические эксперименты двухфакторной теории эмоций), различия симпатии и любви (тест З. Рубина), чем саму любовь. Психология любви отражает все плюсы и минусы полипарадигмальности психологии и предоставляет возможность решить проблему адекватности методологии, теории и метода, хотя бы в рамках одной конкретной области.

Популяризация и связанная с ней фальсификация психологических знаний – отличительная черта конца ХХ - начала ХХI века. Книги на тему "Как удачно выйти замуж", "Измена и как ее избежать", "Как быть любимой", полные противоречивых советов, наводнили прилавки магазинов. Задача научной психологии заполнить тот вакуум в знаниях, который заполняется сейчас популярной псевдопсихологией. Выход на поверхность любовного андеграунда (проституция, порнография, гомосексуализм), индустриализация и плюрализация сексуальной культуры, разделение сексуальности и репродукции (с появлением контрацепции, генной инженерии) ставит перед психологией задачи осмысления феноменов "сексуальности" и "человеческой любви". При этом, "сексуальная активность, какой бы высокой она не была, не может заменить других форм самореализации. Главные трудности, с которыми будут сталкиваться люди в ХХI веке - не столько сексуальные, сколько коммуникативные - чувство одиночества, неудовлетворенная потребность в самораскрытии, любви, психологической интимности. В этом смысле психология любви - более интересный и перспективный сюжет, чем психология сексуальности" (Кон И.С. (178), с.37).

Итак, психология любви является одним из разделов психологии, максимально полно отражающим основные тенденции ее развития. Исследования феномена любви способны ответить на многие запросы как теории психологии, так и психологической практики.

Объектом данного исследования является смысл любви. В исследовании под любовью понимается чувство по отношению к объектам, имеющим устойчивое положительное значение для удовлетворения базовых потребностей человека. "Потребности характеризуют не столько живое существо само по себе, сколько его отношения с миром" (146, с.15), природа потребностей связана не с субъектом и не с пространством его функционирования, а с их системной взаимосвязью (46, 352). Смысл любви раскрывается через выделение значимых объектов и их соотнесение с контекстом удовлетворения потребностей (ситуациями взаимодействия с объектами).

Предметом экспериментального исследования является возрастная динамика смысла любви. В работе представлен анализ представлений старшеклассников, студентов и молодых супружеских пар о любви. Цель данного исследования - определить основные тенденции и закономерности возрастной динамики смысла любви.

Для достижения цели в ходе исследования предполагается решить ряд задач:

проанализировать место категории "любовь" в системе категорий современной психологии;

осуществить системный анализ основных психологических теорий любви;

выявить специфику представлений о любви в различные культурно-исторические эпохи;

выделить типы исследований в области психологии любви;

разработать и обосновать методику экспериментального изучения смысла любви;

провести психосемантическое исследование представлений старшеклассников, студентов и молодых супружеских пар о любви;

выполнить сравнительный анализ смыслов любви для различных возрастных групп.

В ходе исследования будут проверены следующие гипотезы:

в ходе культурно-исторического развития происходило расширение смысла любви за счет соединения с любовью новых потребностей и семантического конструирования новых объектов любви;

существует преемственность смысла любви на разных возрастных этапах;

смысл любви различается для мужчин и для женщин и является гендерно специфичным психологическим образованием;

оценки ментальностью гендерных ролей более стереотипны, чем оценки ситуаций, последние отражают опыт реального взаимодействия с противоположным полом;

Организационным методом исследования является метод возрастных срезов, позволяющий сопоставить представления о любви различных возрастных групп. Основными эмпирическими методами исследования, используемыми в работе, являются психосемантический дифференциал, анкетный опрос, тест (модификация методики предельных смыслов). Методы обработки данных включали в себя качественные (контент - анализ) и количественные методы (корреляционный, факторный, регрессионный анализ). Интерпретация данных производилось в русле структурного метода: выделялись виды любви, значимые гендерные образы, типы ситуаций, связанных с любовью, соотнесение образов и ситуаций позволило описать смыслы любви. Вторым интерпретационным методом, позволившим описать связь отдельных этапов в развитии представлений о любви, являлся генетический метод.

Таким образом, в ходе исследования предполагается теоретически и экспериментально определить семантические границы категории "любовь". Теоретический анализ позволит определить место понятия "любовь" в системе психологических понятий, раскрыть культурно-историческую взаимосвязь любви с определенными потребностями и гендерными образами, раскрыть, какие потребности образуют смысл любви, с точки зрения представителей различных психологических школ. Экспериментальное исследование позволит эмпирически выявить смыслы любви, актуальные в разных возрастных группах, и описать основные тенденции и закономерности возрастной трансформации смыслов любви. Данные смыслы, отражая актуальные потребности, реализуемые в любви, позволяет эффективно разрабатывать курсы по психологии любви для разных возрастных групп, грамотно оказывать психологическую помощь, разрабатывать рекламные и брендовые компании. В рамках данной работы на основе экспериментального изучения представлений школьников о любви был разработан курс по психологии любви для старшеклассников.


Глава 1. Системный анализ феномена "любви"

1.1. Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Любовь - это все, и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, ей можно и все приписывать.

Джордано Бруно

Дж. Каннигел и Дж. Антил отмечают: "все сказанное о любви верно, хотя бы для кого-нибудь" (цит. по К. Романова (318), с.338). Частотные словари современного языка свидетельствуют о том, что "любовь" одно из самых часто употребляемых слов (Л.Я. Гозман (91), с.111). Несмотря на это на сегодняшний день не существует ни общепризнанного научного определения любви, ни концепции любви, теоретически обоснованной и экспериментально верифицируемой. Во многом причиной неразработанности данной проблематики является попытка изучать любовь как эпифеномен, изолированно от других психических явлений. Системный подход, реализуемый в данном исследовании, предполагает системное рассмотрение любви как психологического феномена: выделение метасистем, в которые входит любовь, понимание самой любви как системы, а также выявление оснований для выделения метасистем и системы. Существование любой системы объективно обусловлено теми функциями, которые она выполняет, определить основания выделения системы - значит определить ее функции.

Среди всего многообразия психических явлений в психологии принято выделять эмоциональные явления (или эмоции в широком смысле) как форму отражения (значения объекта для субъекта), а также как форму активного отношения человека к миру (Я. Рейковский (300)). "Эмоциональное явление всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой - собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается" (В.К. Вилюнас (73), с.43).

История изучения эмоциональных явлений на начальном этапе была связана с исследованием наиболее очевидных фактов, относящихся к эмоциональной сфере индивида. Так изначально предметом внимания психологов стали осознанные, сильные эмоциональные переживания. Как правило, это были отрицательные эмоции, связанные с избеганием. Был описан рефлекторный эффект эмоциональных переживаний и физиологические реакции, с ними связанные. Кроме физиологических изменений, легко заметными и доступными для регистрации и наблюдения оказались поведенческие реакции (примитивные, значительной интенсивности и длительности). Такие реакции противоречили социальным обязанностям людей и были чужды логике и рациональности (Р.У. Липер (226)), что заставило считать эмоции вредными для человека и общества. Постепенно представления об эмоциональных явлениях усложняются: вводится бессознательный компонент эмоций (З. Фрейд (375)), выделяются конструктивные эмоциональные факторы (К.Г. Юнг (424), А. Адлер (4), Г.С. Салливан (387), Э. Фромм (377, 378, 394), К. Роджерс (305), А.Г. Маслоу (246), Г.А. Меррей (73)); проблематика эмоциональных явлений связывается с проблематикой мотивации (К. Левин (213), А.Н. Леонтьев (218,219), С.Л. Рубинштейн (319,320), В.К. Вилюнас (70,71,72,73,74)), рассматриваются приобретенные и врожденные детерминанты эмоциональных переживаний.

Исторически в психологической науке складывается несколько подходов к изучению эмоциональных явлений, по-разному определяющих их природу и функции.

Эмоциональные явления рассматриваются как факт сознания, интроспективный подход:

В. Вундт (80, 73, 300, 320) в работе "Психология душевных явлений" отмечает, что непосредственный опыт состоит из двух факторов: объективное содержание опыта и испытывающий субъект. Соответственно существует 2 рода психических элементов: ощущения и простые чувства. Их общие определения - это качество и интенсивность. Ощущения диспаратны: распадаются на различные системы по модальностям, чувства образуют связное многообразие. Три основных измерения задают пространство чувств: возбуждение - успокоение, разрешение-напряжение, неудовольствие-удовольствие. Американский психолог Титченер (300) выделял всего 2 вида чувств: удовольствие и неудовольствие, чувствование есть сложный процесс, состоящий из ощущения и чувства удовольствия-неудовольствия. Титченер выделял также такие группы эмоциональных явлений как собственно эмоции (радость, влечение, забота, ненависть), настроения (веселость, довольство, беспокойство) и сложные чувства (интеллектуальные, этические, религиозные). Немецкий ученый Циген (300) рассматривал чувство как свойство ощущения. Ощущение имеет три измерения: качество, интенсивность и чувственный тон (удовольствие-неудовольствие). Чувства и аффекты есть чувственный тон сложных представлений.

Эмоциональные явления считаются специфическим видом физиологических процессов, односторонние теории эмоций:

Согласно периферической теории (1884, 1896г) Джемса - Ланге (107, 73, 300, 82), в основе эмоций лежат телесные функции: расширение кровеносных сосудов, тонус мышц, частота сердцебиений - восприятие человеком собственных физиологических реакций приводит к возникновению эмоции. Полемизируя с Джемсом и Ланге, У. Кеннон (73, 225,300) экспериментально показал, что перерезка нервных связей между мозгом и корой не препятствует возникновению эмоций, одни и те же телесные изменения соответствуют разным эмоциям, внутренние органы не являются достаточно чувствительными и изменения в них происходят медленно. Формулируя свою теорию эмоций, Кеннон и Бард (1927, 1934) определили эмоции как восприятие корой определенного таламического процесса. В ряде других теорий эмоциональные явления также получили одностороннюю трактовку как субъективный коррелят нервной энергии или активации нервных центров (Линдсей 1960, Pieron 1928, Prince 1928, Arnold 1967), как сложная активность структур, составляющих висцеральный или лимбический мозг (Гельгорн, Луфборроу, 1966, Papez 1937), как восприятие химического состава крови (Grey 1935).Т. Мейнерт и А. Бен связывали эмоцию удовольствия с накоплением в мозговой ткани нужных для нее веществ - с ассимиляцией, Л. Дюмон и Э. Циглер, напротив, считали, что удовольствие есть результат диссимиляции - беспрепятственного течения импульсов из мозговых центров. Объединив эти два подхода, Леман определил удовольствие как доминирование ассимиляции над диссимиляцией (A\D>1) (Н.Н. Ланге (212)). И.П. Павлов (169) связывал возникновение эмоций и чувств с образованием установок и переделкой временных связей. При благоприятных внешних и внутренних условиях легкость образования временных связей и отношений обуславливает возникновение положительных эмоций. Внешние трудности (сила раздражителя, характер их смены) и неблагоприятные внутренние условия (соматические и нервные заболевания, истощенность нервной системы в результате перенапряжения или усталости) приводит к трудностям в образовании временных связей и отрицательным эмоциям. У. Уотсон (300) определяет эмоцию как специфический вид реакции, проявляющийся в трех основных формах: страх, ярость, любовь. Эмоции, прежде всего, связаны с реакциями внутренних органов (висцеральные, секреторные факторы). В процессе научения увеличивается число факторов, вызывающих данные реакции, и формируются новые реакции.

Упраздняющие теории эмоций (73):

Мэйер, показывая ограниченность односторонних теорий, отмечал, что физиологические сдвиги образуют непрерывный континуум, не существует возможности определить на нем точку, соответствующую эмоциям, а, следовательно, термин эмоции не нужен в научном словаре.

Иное, нежели в физиологических теориях эмоциональных явлений, решение проблемы соотношения физиологического и собственно психологического предлагают ученые, рассматривающие эмоции с позиции параллелизма и эпифеноменализма.

Психология эмоций в рамках позиции параллелизма (73):

Б. Спиноза в работе "О происхождении и природе аффектов" (347) полагает, что физиологические процессы протекают параллельно с психологическими. Он выделяет два состояния души человека: удовольствие - пассивное состояние, через которое душа переходит к большему совершенству, и неудовольствие - через которое душа переходит к меньшему совершенству. Любовь, по мнению Спинозы, есть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины.

Эмоциональные явления с позиций эпифеноменализма (73):

Эмоции - есть эпифеномен, надстроенный над физиологическими процессами. Эмоциональные явления обусловлены инстинктами.

"Аварийные" теории (73):

По мнению авторов данных теорий, критериями эмоциональных поведенческих реакций служат экстремальность, конфликтность ситуаций, исключающие возможность обычного адекватного поведения. Карр (1928), Хоудж (1935) ссылаются на возникновение эмоций в ситуациях, вызывающих у человека затруднения, как на хорошо известный факт, подтверждая это примерами. Ховард приводит данные эксперимента, в котором эмоциональное состояние испытуемых в конфликтной ситуации констатировалось на основе наблюдения и интроспективного отчета, Дарроу (1935) верифицирует возникновение эмоций в таких ситуациях по изменениям кровяного давления, Вудвортс классифицирует эмоции на основе поведенческих реакций. Согласно Р.С. Лазарусу, эмоциональные явления возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивного процесса производится заключение о наличии, с одной стороны, некоторой угрозы, с другой - невозможности ее избежать (70). Рядом авторов (Ж.П. Сартр, П.Т. Ми, С.Х. Бартли) специфика эмоциональных явлений видится в том, что они является результатом недостатка средств для адекватной адаптации (226).

Эмоции как качества целого:

В гештальт - психологии эмоциональные явления рассматриваются как "комплекс качества переживаемого общего целого, глобальной целостности опыта" (Ф. Крюгер (201), с.113). Качествами общего целого опыта являются различные виды удовольствия-неудовольствия, возбуждения, напряжения, расслабления. Особенностями эмоциональных явлений являются их универсальность (любое событие психической жизни, рассматриваемое как целое, обладает этим особым качеством), богатство (комплекс качеств всегда больше, чем число качеств, которыми обладают неразложимые составляющие опыта), изменчивость (новые элементы меняют целое).

Эмоции рассматриваются как регулятор деятельности:

По мнению Титченера, эмоции раскрывают значение раздражения для субъекта. Н. Грот в своей работе "Психология чувствований" (96) определяет чувствования как состояния сознания, которые вытекают из субъективной оценки ощущений и вызывают субъективную деятельность - стремления и объективную деятельность - движения. Н. Грот считал, что любая психическая деятельность включает 4 момента: ощущение, чувствование (удовольствие-неудовольствие), стремление и движение. Все многообразие чувств задается отношением работы ткани организма (траты) к ее энергии (накопление). Возможно положительное удовольствие (соответствие траты вещества предшествующему накоплению), отрицательное удовольствие (соответствие накопления вещества предшествующей трате), положительное страдание (избыток траты) и отрицательное страдание (избыток накопления по сравнению с тратами).Р.У. Липер (226) разделил все мотивы деятельности на физиологические и эмоциональные. Эмоциональные мотивы наиболее важны, меняются при научении, позволяют реагировать на легкие и слабые внешние стимулы или на отсутствие необходимой стимуляции. В гормической психологии У. Макдауголла (241) инстинкты представляют собой единство трех звеньев: 1. предрасположенности к восприятию некоторых раздражителей 2. эмоции 3. предрасположенности к определенным действиям. Побуждающая сила инстинкта, запускающая определенную деятельность, заключена в среднем звене, в эмоции. Отдельному инстинкту соответствует специфическая эмоция (инстинкт бегства - эмоция страха). Вторичные эмоции есть одновременное проявление нескольких эмоций. Производные эмоции (надежда, беспокойство, радость) зависят от специфических представлений и возникают при активации любого инстинкта. В психоанализе (375) эмоции и влечения регулируют деятельность человека. "Оно", бессознательное - источник эмоций и влечений, в основе "Оно" лежат биологические функции.

Эмоции как форма отражающей и регулирующей функции мозга:

В отечественной психологии сложилось понимание эмоций как специфической формы отражения (объективный аспект) и отношения человека к миру (субъективный аспект). Эмоциональные явления рассматриваются при этом, как психологические (а не физиологические) состояния, обеспечивающие регуляцию деятельности за счет презентации субъекту мотивов его деятельности. Согласно А.Н. Леонтьеву (218,219), эмоции раскрывают смысл объекта и ситуации для субъекта и отражают отношение между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна (319,320), чувства характеризуют удовлетворение-неудовлетворение потребности и саму эту потребность, раскрывают взаимосвязь событий с потребностями и деятельностью субъекта. П.К. Анохин отмечает, что эмоциональные явления являются отражением полезности или вредности воздействия: "эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию... всех функций организма, эмоции сами по себе, и в первую очередь, могут быть абсолютным сигналом полезности или вредности воздействия" (П.К. Анохин (15), с.173).

Информационные теории эмоций:

В информационной теории эмоций П.В. Симонова (336,337), эмоция определяется как функция, характеризуемая силой и качеством актуальной потребности и вероятностью ее удовлетворения: Э= f (П (Ин-Ис)).Я. Рейковский (300), опираясь на кибернетическую концепцию Эшби, рассматривает человеческое существо как множество состояний Е, заключенных в пределах n. Процессы D, происходящие внутри и вне организма, являются необходимым условием сохранения E в пределах n, однако, они предполагают такое разнообразие, которое может привести к выходу за пределы n. Поэтому существует k - регулятор разнообразия (психическая деятельность у высших организмов), который препятствует выходу за пределы n. Эмоции выделяют среди всех изменений в источнике воздействий существенные и осуществляют мобилизацию организма. Эмоциональный процесс включает три компонента: 1. эмоциональное возбуждение - мобилизация организма, определяющая стенической или астенической будет эмоция 2. значение эмоциогенного события для субъекта - определяет знак эмоции 3. качественные особенности события - определяют качество эмоции.

Обобщая различные подходы к пониманию эмоциональных явлений, возможно выделить следующие их функции:

оценка: эмоциональные явления позволяют субъекту определить потребностную значимость происходящего (В.К. Вилюнас (71), Д.А. Леонтьев (223)), раскрывают значение отражаемого для субъекта: "связь событий с мотивами, их личностный смысл непосредственно сигнализируется возникающими у него (субъекта) эмоциональными переживаниями" (А.Н. Леонтьев (219), с.167).

Побуждение: важная роль эмоций в мотивации поведения является общепризнанным научным постулатом, однако соотношение эмоций и мотивов получило в психологии неоднозначную интерпретацию: 1. эмоции и мотивация по сути одно и тоже (В. Вунд (80), Н. Грот (96)) 2. "эмоции неизбежно включают в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно" (С.Л. Рубинштейн (320), с.154), эмоции есть итоговая форма существования мотивации 3. "сами эмоции не являются мотивами, но выполняют важную мотивирующую функцию", отражая отношение мотивов к деятельности, отвечающей этим мотивам (Д.А. Леонтьев (223), с.166) 4. эмоции - одна из разновидностей мотивации, наряду с физиологической (Р.У. Липер (226)).

Регуляция деятельности: с функциональной точки зрения выделяют ведущие эмоциональные переживания, которые предшествуют деятельности, побуждают ее, отвечают за ее общую направленность. Эти переживания окрашивают в образе среды сами предметы потребностей, превращая их в мотивы деятельности (В.К. Вилюнас (73), с.101; Р.У. Липер (226)). Эмоциональные явления осуществляют функцию переключения, выбора между мотивами, определяя, какая именно деятельность будет реализована (П.В. Симонов (335)).

Вторую группу эмоциональных явлений составляют производные эмоциональные переживания, которые возникают при наличии ведущего побуждения, т.е. в процессе деятельности. Они отражают отношение субъекта к ситуациям, благоприятствующим или затрудняющим деятельность (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям. Производные эмоциональные переживания сигнализируют о недостатке адаптационных возможностей (Фресс), о соответствии или несоответствии намерений и результата деятельности (П.К. Анохин (15)), об избытке или дефиците информации (П.В. Симонов (335, 336)), позволяя субъекту корректировать свою деятельность.

Эмоциональным явлениям часто приписывается и дезорганизующая роль в процессе деятельности (Ж.П. Сартр (328), Э. Клапаред (167)). Однако, по мнению В.К. Вилюнаса, речь скорее должна идти не о дезорганизации, а об организации иной деятельности, по каким либо причинам оказавшейся более связанной с потребностями субъекта в данный момент (В.К. Вилюнас (71)).

Координация: эмоциональные явления позволяют сосредоточить все процессы на предметном содержании, имеющем эмоциональную окраску (В.К. Вилюнас (71)). Эмоции тесно связаны с процессами эндокринной и нейрогуморальной регуляции, телесными изменениями в организме (мышечный тонус), с работой центров вегетативной и центральной нервной системы: периферическая теория Джемса-Ланге, таламическая теория (Кеннона - Барда, лимбическая теория (Гельмгорн, Луфборроу), активационная теория Д. Б, Линдсей (Д.Б. Линдсей (225)), У. Джемс (107), В.К. Вилюнас (70, 71, 73)). Эмоции отражают и представляют на уровне сознания потребности индивида и обеспечивают координацию всех процессов (психических и физиологических) в организме для удовлетворения актуальной потребности, связывая познавательную и волевую сферу личности (А.Н. Леонтьев (219), В.К. Вилюнас (70, 71, 73), Г.Х. Шингаров (407)).

Влияние на сохранение опыта субъектом: эмоции закрепляют адаптивные, полезные действия, реакции, подкрепляя их, и тормозят закрепление и осуществление вредных, неадаптивных действий (П.К. Анохин (15), П.В. Симонов (337)), эмоциональные реакции играют важную роль в следообразовании (А.Н. Леонтьев (218,219)): эмоционально окрашенный опыт лучше запоминается, с большей вероятностью воспроизводится, дольше сохраняется в памяти (В.И. Мясищев (259)). Эмоциональным явлениям присуща способность оставлять следы в опыте индивида, закрепляя те воздействия и удавшиеся/ неудавшиеся действия, которые их возбудили (Я.М. Калашников, А.Р. Лурия).

Предвосхищение событий (Запорожец, Неверович) и эвристическая функция (Тихомиров, Виноградов (29)): эмоции определяют поле поиска при решении проблемы, участвуют в неосознаваемой регуляции мыслительной деятельности за счет создания ситуации разной привлекательности проблем и их решений.

Возможность целостного и структурного отражения, синтезирование образа. В работе "Сущность эмоционального переживания" Ф. Крюгера эмоциональные явления рассматриваются как комплекс-качества, отражающие целостность опыта. В.К. Вилюнас (73), Е.Ю. Артемьева (24) отмечают, что эмоции позволяют осуществлять познавательные обобщения не по объективному признаку, а по субъективному отношению, являются организационным началом гештальта.

Активизация нервных центров и всего организма, настройка на лучшее воспроизведение и действие, мобилизация энергетических ресурсов и защитных процессов (стенические эмоции), демобилизация организма, настройка на внутренние процессы, накопление энергии (астенические эмоции) (В.К. Вилюнас (71), Н. Грот (96), Э. Клапаред (167), П.В. Симонов (335)).

Экспрессивная функция: эмоции и их проявления (мимика, пантомимика, интонация, темп речи, поза и т.д.) являются важным элементом невербальной коммуникации, позволяющим определить состояние другого человека, предсказать его поведение, организовывать совместную деятельность, строить эффективное общение (В.К. Вилюнас (71), А.А. Бодалев (44, 45), Л.Я. Гозман (91)).

Способность эмоций ставить задачу на смысл: эмоциональные явления выделяют предмет эмоционального переживания из "фона" и ставят перед субъектом задачу на осознание смысла (А.Н. Леонтьев (218, 219), Д.А. Леонтьев (223), В.К. Вилюнас (70,71,72,73,74)).

Компенсаторная функция: эмоциональное переживание может компенсировать недостаток информации (П.В. Симонов (335)) или невозможность реального изменения ситуации (Ж.П. Сартр (328)).

Итак, основной функцией эмоциональных явлений является улучшение адаптационных возможностей субъекта за счет презентации субъекту его потребностей, моментального определения соответствия или несоответствия воздействия, актуальным потребностям, стимулирования полезной для субъекта деятельности, обеспечения комплексной реакции субъекта на различные ситуации.

В силу того, что любовь входит в систему эмоциональных явлений, она должна реализовать базовые для этой системы функции. Любовь выполняет следующие функции:

оценку некоторого объекта или ситуации, как имеющих высокий положительный личностный смысл;

побуждение к определенной деятельности в отношении этого объекта (ухаживание, стремление быть рядом, забота и т.д.), ситуации и регуляция этой деятельности;

координация всех процессов (физиологических и психических) на объекте любви; ситуации, связанные с любимым человеком, лучше запоминаются, легче воспроизводятся (В.И. Мясищев (259));

экспрессия: сообщение на невербальном и вербальном уровне о своем отношении к предмету любви;

задание на смысл: объект любви выделяется из фона, деятельность, с ним связанная, приобретает особое значение, что требует осмысления себя, своего отношения к предмету любви и объекта любви;

компенсация: в ряде случаев (любовь к кумиру, "звезде", любовь с первого взгляда) любовь может являться компенсацией недостатка информации о предмете при актуализированных "потребностях в любви, положительных эмоциях, сильных переживаниях".

В силу богатства и многообразия эмоциональных явлений в психологической науке принято выделять различные их подклассы. Не определены единые критерии, позволяющие вычленять данные подклассы. Как правило, в качестве таких критериев используются: интенсивность, длительность, глубина (С.Л. Рубинштейн (319,32