Ссылка на архив

Внешнеторговая политика Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация.......................................................................................................... 3

Введение............................................................................................................. 4

1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли............................................................................................................................. 7

1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики............................................................................................................. 7

1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики............................... 18

Виды таможенных пошлин............................................................................. 21

2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой 40

2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии............................................................................................................ 40

2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана)...................................................................................................... 50

3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе. 67

3.1. Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь........................................................................................................... 67

3.2. Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе................................................................................................................. 86

Заключение...................................................................................................... 95

Список использованных источников.............................................................. 97

Приложение I................................................................................................. 101


Аннотация

Дипломная работа посвящена исследованию основных направлений и проблем организации внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и её совершенствование в Республике Беларусь. Анализируются общетеоретические основы, международный опыт организации и ориентации внешнеторговой политики, её основные инструменты и методы. Разработаны рекомендации по совершенствованию внешнеторговой политики в Республике Беларусь на современном этапе.


Введение

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.

Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.

В этих условиях внешнеэкономическая политика, являясь системой мероприятий, направленных на достижение определённых преимуществ экономикой раннего государства на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, приобретает особую значимость для любого государства в современных условиях. В особенности, это касается Республики Беларусь, которая сегодня поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 140 странами мира.

Исторически так сложилось, что экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. В зависимости от применяемых методик внешнеторговая квота (отношение объёма внешнего товарооборота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 100%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусского государства, а так же необходимости постоянного повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.

Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- раскрыть сущность и основные направления внешнеторговой политики;

- обобщить организацию внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой;

- показать инструменты государственной внешнеторговой политики;

- провести анализ состояния внешнеторговой деятельности и определить пути совершенствования и приоритетные направления внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе.

Объектом исследования дипломной работы является особенности и проблемы организации внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой, а предметом исследования основные направления внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и совершенствование их в Республике Беларусь.

В дипломной работе применяются следующие методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод. Основным методом, использованным в данном исследовании является системный подход.

Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебников, учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной.

Дипломная работа состоит из трёх глав. В первой излагаются общие теоретические основы государственной политики в области внешней торговли, инструменты государственной внешнеторговой политики (тарифные и нетарифные); вторая рассматривает страны с переходной экономикой. И, наконец, третья глава посвящена внешней торговле и внешнеторговой политике Республики Беларусь на современном этапе, где проведён анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь и намечены пути её совершенствования.


1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли.1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики.

В условиях научно-технической революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно идут на стирание экономических, а часто и политических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п. с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.

Внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достижения определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики государства.

Таким образом, внешнеэкономическая политика имеет две стороны: защитную и наступательную. Она осуществляется с помощью определенного арсенала мер, которые, весьма условно, могут быть подразделены также на защитные и наступательные.

Как известно из экономической истории, в различные периоды своего развития отдельные государства проводили ту внешнеторговую политику, которая на данном этапе в наибольшей степени соответствовала конкретной ситуации, существовавшей в данной стране. Первые попытки создания стройной концепции в области экономического развития государства и его внешнеторговой, политики имели место в период ликвидации феодальной раздробленности в Европе, создания централизованного государства и образования национального рынка.

Учитывая тот факт, что основой экономики феодального общества был купеческий капитал, для которого синонимом богатства являлись деньги, была сформулирована и соответствующая политика, получившая название меркантилизма. Ее сторонники исходили из того, что богатство государства, которое они отождествлял и с денежным капиталом, зависит от максимально возможного накопления денег (золота и серебра). Поэтому, считали они, внешняя торговля должна быть ориентирована на накопление драгоценных металлов путем проведения политики ограничения импорта и расширения экспорта с помощью вмешательства государства и его контроля за состоянием внешней торговли. Основным средством ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок были таможенные пошлины Одновременно в колонии могли ввозиться товары только из метрополии. На пути поставок из других стран возводились ограничительные, а часто и просто запретительные барьеры.

По мере развития производительных сил и перехода к мануфактурному, а затем и капиталистическому способ производства политика меркантилизма постепенно трансформировалась в политику протекционизма, задачей которой было уже не накопление денег государством, а покровительство национальной экономике. В основу протекционистской политики было положено стремление защитить внутреннюю экономику с помощью таможенных пошлин и количественного ограничения импорта, а иногда и экспорта.

По мере развития капиталистического способа производства политика протекционизма вступала во все большее противоречие с интересами капиталистического производителя, стремившегося к экспансии и захвату новых рынков сбыта. Особенно остро эта проблема встала после промышленного переворота в Англии. Применение первых машин привело к сокращению издержек и увеличению объема производства. Однако на пути реализации резко возросших объемов значительно более дешевых товаров стояли созданные политикой протекционизма препятствия, приведшие на практике к разделению мировой торговли на сектора, объединявшие метрополии и связанные с ними колониальные страны.

Эти объективные потребности развития капиталистического способа производства привели к возникновению новой концепции, так называемой теории "свободы торговли" классиков английской политической экономии А.Смита и Д. Рикардо. Главная идея их учения состояла в том, что наибольшую выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда на основе издержек производства или, как они выражались, затрат труда (абсолютных — по А. Смиту и относительных — по Д. Рикардо). В дальнейшем взгляды Д. Рикардо были развиты шведскими учеными Э. Хекшером и Б. Олиным, сформулировавшими так называемую теорию факторов производства, а также целым рядом других ученых — сторонников неолиберальной школы. (24, с.47)

Суть взглядов сторонников ''свободной торговли" прямо противоречила взглядам меркантилистов и представителей протекционизма, так как либералы рекомендовали государству максимально ограничить вмешательство в экономику, в том числе и во внешнюю торговлю. Оно допускалось лишь в редких случаях: обеспечение безопасности и укрепление обороноспособности страны или для нейтрализации государственной поддержки экспорта, осуществляемой другим государством.

В торгово-политической практике широко используются оба направления внешнеэкономической политики — как протекционизм, так и свобода торговли. При этом в "чистом виде" они практически никогда не используются. Тем не менее, можно весьма грубо сформулировать причины, определяющие позицию государства в проведении той или иной политики, т. е. влияющие на решение вопроса: "протекционизм или свобода торговли?"

Политика протекционизма проводилась государством в те периоды, когда внутренняя экономика данной страны или ее отдельные отрасли были не достаточно конкурентоспособны на мировом рынке, а поэтому нуждались в помощи государства, которое и создавало систему защиты слабых отраслей, используя для этого определенный набор торгово-политических средств.

Напротив, когда экономика одной из стран вырывалась вперед в своем развитии по сравнению с другими государствами, ее представители выступали с требованием устранить препятствия на пути движения товаров, и в первую очередь, таможенные пошлины и количественные ограничения, т. е. выступали под лозунгом свободы торговли.

До последнего времени основным направлением внешнеэкономической политики был протекционизм. Свободная торговля являлась всего лишь отдельным эпизодом, исключением на фоне протекционизма.

Образование крупных монополистических объединений (концернов, трестов и т.д.) привело к серьезным изменениям в политике протекционизма, выразившимся в появлении нового его направления, так называемого сверхпротекционизма. Его отличие от протекционизма свободной конкуренции состоит в том, что если на домонополистической стадии протекционизм, как правило, был направлен на защиту от иностранной конкуренции наиболее слабых, неконкурентоспособных отраслей экономики, то монополистический сверхпротекционизм стал защищать как раз наиболее развитые, мощные, наиболее монополизированные отрасли. Цель такого рода политики состояла в том, чтобы находящиеся под усиленной защитой сектора экономики имели возможность за счет высокого уровня цен получать на внутреннем рынке монопольно высокую прибыль, опираясь на которую вести наступление (с помощью низких цен) на мировом рынке с целью вытеснения конкурентов. В связи с этим, такого рода политика получила также название наступательного, или агрессивного, сверхпротекционизма. (6, c.11)

Во внешнеэкономической политике переплетаются интересы различных монополий, финансовых, торговых, профессиональных и других групп. Поэтому современная внешнеэкономическая политика — это сложная система, формирующаяся под влиянием национальных, экономических и политических факторов, под воздействием процессов, происходящих во всей системе международных экономических отношений, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хозяйств отдельных государств. Объективные требования интернационализации экономики имели следствием проходящие сейчас в мире интеграционные процессы, оказывающие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В результате деятельности интеграционных группировок происходит формирование единой для них системы регулирования внешнеэкономических связей, получившей название коллективного протекционизма. Характерной для него является более или менее полная либерализация взаимной торговли (свобода торговли) при одновременном проведении согласованной единой протекционистской политики. В отношении не участвующих стран наиболее характерным примером этого является Европейский Союз. В формировании внешнеэкономической политики активное участие принимает государство, монополистические группировки и созданные ими различные ассоциации, объединения, комитеты и т.п. В большинстве, стран существуют крупные объединения национального капитала: национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеэкономической политики страны. Учитывая имеющиеся между представителями различных групп предпринимателей противоречия, конкретная политика регулирования внешнеэкономического оборота является как бы равнодействующей различных тенденций. В ней находят также отражение как компромиссы между интересами национально обособленных капиталов, выражающих стремление обеспечить надежную защиту от иностранной конкуренции, так и объективные потребности обеспечения международного общения в условиях повышения степени интернационализации производства и капитала.

Современная внешнеэкономическая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеэкономические связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, условно беспошлинного ввоза и вывоза, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет также вывоз капитала.

В сложном комплексе торгово-политических методов в последние годы. просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помощью средств, оказывающих воздействие на функционирование внутренней экономики. Внутренние экономические и административные рычаги используются все более широко в целях регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и дочерние фирмы ТНК, крупные компании и их отделения связаны между собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и "не возводят торгово-политических барьеров, упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной внешнеэкономической политики, получил название ограничительной практики монополий. (6;c.13)

Следует отметить особое направление внешнеэкономической политики, которая проводилась весь период существования Советского Союза, а после окончания Второй мировой войны и до конца 80-х годов и так называемыми социалистическими странами. Речь идет о политике монополии внешней торговли, которая подразумевала исключительное право государства на осуществление внешнеэкономических связей страны.

Введение монополии внешней торговли обусловливалось плановым характером экономики советского государства и преследовало две цели: во-первых, защиту народного хозяйства от давления из-за границы и, вовторых, обеспечение аккумуляции доходов от товарного обмена с зарубежными контрагентами в государственном бюджете с целью их использования в соответствии с нуждами и интересами народного хозяйства. На практике это означало, что все внешнеторговые сделки должны были осуществляться от лица государства специально на то уполномоченными органами в соответствии с государственным планом.

Итогом этого был полный отрыв монопольных производителей внутри страны от внешнего рынка, что не могло не стать тормозом на пути перевода экономики на интенсивные методы развития, широкого использования достижений научно-технического прогресса. Внутренний производитель не только был оторван от мирового рынка и в результате не мог соотносить свои затраты с мировыми, он был попросту не заинтересован в изготовлении продукции на экспорт, а также в рациональном использовании импортных товаров, в том числе и ввезенного из-за границы оборудования.

Первые шаги по реформе внешнеэкономических связей, предпринятые в 1986 г., формально были направлены на восстановление разорванной цепочки: "производитель — мировой рынок — производитель". Однако они были непоследовательны, ибо в соответствии с Постановлением Совета Министров от 19 августа 1996 год "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" предпринимались на основе сохранения монополии на внешнеэкономические связи. Примерно в том же направлении действовали и последующие постановления в этой области, хотя они (под контролем государства) допускали все большее число предприятий на внешний рынок. Контроль государства в данном случае заключался в выдаче разрешений на ведение внешнеэкономической деятельности Министерством внешнеэкономических связей. Лишь начиная с 1991годпосле обретения нашей страной суверенитета и государственной независимости рядом законов и постановлений парламента были разрешены все формы внешнеэкономической деятельности для всех юридических лиц.

Роль государства во внешней торговле может быть разноплановой.

1. Государство устанавливает монополии внешней торговли, что, например, было сделано постановлением СНК от 25 апреля 1918 г., в результате чего в конце 70-х годы в CCCР на МВЭС приходилось 90 % внешней торговли этой страны, что осуществлялось при помощи 47 внешнеторговых объединений. (30;c.172) Такая форма участия государства во внешней торговле крайне не эффективна и может быть в очень ограниченном круге стран: в Северной Корее, на Кубе и ряде других стран с тоталитарным политическим режимом.

2. Участие государства во внешней торговле через фирмы, в которых оно имеет контрольный пакет акций или достаточно большую долю.

3. Стимулирование экспорта из страны — характерно и для промышленно развитых стран и для развивающихся стран.

Рассмотрим более подробно формы и методы стимулирования экспорта. К ним относят:

Субсидирование экспорта.

1. Прямое субсидирование экспорта — наиболее агрессивная форма поддержки экспорта, которая выражается обычно в выплате экспортерам премий, равных разнице между высокими внутренними ценами и ценами мирового рынка. Эта форма практикуется в отношении отраслей, себестоимость продукции которых довольно высока, а субсидии помогают им значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что значительно повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. В мировой практике прямое государственное субсидирование рассматривается как одна из недобросовестных форм конкурентной борьбы и жестко регулируется нормами ГАТТ/ВТО. (36, с. 71)

2. Субсидирование НИОКР в экспортоориентированных отраслях — наиболее перспективное и справедливое направление государственной поддержки.

3. Субсидирование малых и средних фирм с целью расширения их деятельности.

4. Льготы для экспортеров в вопросах косвенного обложения, льготы по уплате налогов с доходов на экспорт.

5. Скрытые формы субсидирования экспорта:

а) беспошлинный ввоз сырья для экспортного производства;

б) скидки с транспортных тарифов.

Государственное кредитование и оказание помощи.

1. Оказание помощи промышленно развитыми странами развивающимся, 75 % которой ежегодно идет на финансирование экспортных поставок из государства-донора. За счет всех видов помощи развивающимся странам промышленно развитые государства финансируют до 10 % своего экспорта в эти страны. (29;c.364)

2. Предоставление "связанных" кредитов — товарных кредитов, реальных финансовых активов, которые остаются в стране-кредиторе и могут быть истрачены заемщиком только на закупку товаров в этой стране.(20, с. 34)

3. Кредитование государством экспортеров на ряду с коммерческими банками, однако у государства сроки кредитования больше, а процентная ставка ниже. Льготное кредитование характерно для большинства стран, в некоторых из них государство кредитовало до 1/3 всего экспорта;

4. Кредитование государством экспорта совместно с банком, когда государство может рефинансировать часть кредитов экспортера, полученных им у коммерческих банков, субсидировать разницу между льготными процентными ставками и текущей ставкой по кредитам в коммерческих банках, что активно практикуется в Англии.

Страхование государством разного рода рисков фирм, связанных с экспортом — одна из наиболее распространенных форм поддержки экспортеров государством.

1. Страхование большей части политических рисков на 100 %, а экономических на 70 — 80 %: Эту операцию государство осуществляет, как правило, через экспортно-импортный банк по низким ставкам— обычно 1 % от суммы сделки; (36, с. 67)

2. Выдача гарантий государством коммерческим банкам под кредиты, выдаваемые экспортерам. Заключение соглашений и договоров с другими государствами для создания благоприятных условий для деятельности национальных экспортеров, инвесторов.

Организационная поддержка экспортеров. Так, в Японии в 1951 годбыла создана фирма "Джетро" (Japan Export Trade Organization) с капиталом 2 млрд йен, поступившими из госбюджета с целью финансирования сбора и обработки информации о внешних рынках для японских экспортеров, организации их контактов с потенциальными партнерами за рубежом, проведения там рекламной компании японских товаров "Джетро". Она имеет свои филиалы более чем в 60 странах. В Великобритании ежегодно на оказание информационных услуг семи тысячам экспортеров выделяется около 40 — 50 млн. ф. ст. (29;c.368)

Поддержание конкурентоспособности отечественных экспортеров. Все вышеперечисленные формы форсирования экспорта с той или иной степенью уверенности можно было бы отнести к этому пункту, однако выделим еще несколько средств.

1. Создание крупных фирм для завоевания ими позиций на мировом рынке, а также смягчение в отношении их антимонопольного законодательства.

2. Проведение, насколько это возможно, политики дешевой национальной валюты, что должно способствовать экспорту из страны.

Как можно было заметить, расходы государства на различные формы форсирования экспорта очень велики, однако они окупятся сторицей ростом доходов фирм, их работников, увеличением поступлений в виде налогов, ростом производства и занятости, а в целом все это способствует росту экономического потенциала страны.


Ограничения, заложенные в механизме платежей.

1. Импортные депозиты — определенное соотношение к сумме контрактной стоимости импорта, установленное правительством, принимающее форму денежного залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой товара за рубежом.

2. Валютные ограничения:

1) существование нескольких валютных курсов;

2) продажа валюты под строго ограниченный список товаров, как это происходит в Беларуси, когда просто нельзя купить валюту под другие программы;

3) обязательная продажа всей валютной выручки или ее части через биржу по официальному курсу, как правило, заниженному, что равносильно введению дополнительного налога;

4) другие виды валютных ограничений, которые тормозят товарообмен между странами.

3. Регулирование ввоза и вывоза капиталов. Например, государство требует возврата капитала от реализации товара за рубежом в строго определенный срок либо затрудняет перевод прибылей за рубеж от реализации импорта в стране.

Из всего вышесказанного следует, что арсенал мер скрытого протекционизма в руках государства очень широк и многообразен, что позволяет государству при необходимости прибегая к ним защищать эффективно собственного производителя от конкуренции иностранных товаров.


1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики

Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

К методам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.

Таможенный тариф — основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами при перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Таможенный тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти.

Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государственных границ, включая акваторию — территориальные воды — морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режимом, изданным на территории государства, действие таможенного тарифа может быть ограничено.

Основные функции таможенного тарифа страны:

1. Реализация фискальных целей государства, так в Российской Федерации в 1995 годтаможенные сборы обеспечили 38,6 трлн. RUR, что составило 25% доходной части годового бюджета. (1, с. 112)

2. Обеспечение достижения протекционистский целей, т.е. в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Например, в Австрии импортные пошлины на хлопчатобумажные ткани составляют 22 %, на одежду — 30%, около 11 % всего импорта в страны ЕС (с учетом пересчета из специфических выражений стоимости в адвалерный эквивалент облагаются пошлинами, ставка которых 50 % и более. (32;c.127)

3. До определенного момента таможенный тариф—может способствовать развитию молодых наукоемких, перспективных отраслей, однако проведение политики, направленной на поддержание данных отраслей путем ограничения конкуренции со стороны импорта в долгосрочном плане, создает для них тепличные условия, а как следствие этого, снижение конкурентоспособности данных национальных производств.

4. Использование в качестве орудия борьбы за получение торгово-политических уступок от партнеров на основе взаимности. Например, снижение пошлин единого таможенного тарифа (ЕТТ) стран ЕС осуществлялось преимущественно в обмен на встречные уступки других государств, в первую очередь США и Японии, в рамках многосторонних переговоров политики ГАТТ. В результате в начале 90-х годов средний уровень таможенного обложения составил в ЕС – 4,6 %, в США — 4,3 %. Японии — 2,7%. (13;c.19)

5. Осуществление жесткого государственного контроля за прохождением грузов через границу.

6. Применение в интересах развития экспорта одностороннего освобождения от пошлин определенных материалов, используемых для производства соответствующей продукции предназначенной для экспорта.

Среди множества классификаций таможенного тарифа можно отметить следующие наиболее распространённые и часто применяемые на практике виды:

1. Импортный таможенный тариф. Когда говорят о таможенном тарифе, имеют — ввиду, как правило, импортный таможенный тариф. По масштабу таможенной территории.

2. Единый таможенный тариф в рамках регионального торгово-экономического объединения стран таможенного союза. Например, с 1 июля 1968 годa страны-члены ЕС применяют единый таможенный тариф (ЕТТ) в торговле с третьими странами, товары из которых, подвергшиеся таможенному обложению при ввозе в одну из стран-членов ЕС, далее приравниваются к товарам, произведенным в отравах ЕС, и не облагаются больше пошлинами при пересечении внутренних границ ЕС. Сами же страны-участницы таможенного союза отменили таможенные пошлины во взаимной торговле.

Как отмечалось выше, таможенный тариф представляет собой свод таможенных пошлин, которые в некотором смысле можно сравнить с налогами (платежами), взимаемые государством с товаров при их ввозе на таможенную территорию страны или вывозе товаров с этой территории, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Классификацию таможенных пошлин наглядно можно представить в виде таблицы 1.1.


Таблица 1.1.

Виды таможенных пошлин

По способу взиманияСпецифические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара.Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаровКомбинированные - (смешанного типа) сочетают оба названных вида пошлин.
По объекту обложенияИмпортныеЭкспортныеТранзитные
По характеруСезонные - Могут вводиться в действие правительством страны для более оперативного регулирования движения товарных потоков через границу на срок, не превышающий 6 месяцев.

Антитемпинговые - применяются в случае ввоза на таможенную территорию страны товара по более низкой цене, чем его нормальная стоимость при наличии двух условий:

а) если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации, расширению производства этих товаров;

б) если действительно был факт демпинга.

Компенсационные - применяется к товарам, которые продаются по заниженным ценам вследствие государственного субсидирования экспортера государством.
По происхождениюАвтономные - пошлины, регулируемые страной самостоятельно и не попадающие под действие международных соглашений. Эти пошлины широко применялись в период господства высокого (сильного) протекционизма.Конвенционные - являются результатом международных переговоров, предметом двух- или многосторонних договоров, соглашений, например, в рамках ГАТТ/ВТО или ЕС, и не могут быть изменены в одностороннем порядке в течение срока действия договора или соглашения.Переференциальные - Предоставляются практически всеми промышленно развитыми странами в одностороннем порядке более 150 развивающимся в рамках Общей (всеобщей) системы преференций (ОСП), которая действует сначала 70-х годов.
По способу вычисленияНоминальныеЭффективные--
По типам ставокПостоянныеПеременные--

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соот