Ссылка на архив

Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша (младшего)

Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша (младшего).


План

Введение. 3

Глава I. Штрихи к политическому портрету Джорджа У. Буша. 12

1.1.Биография Дж. Буша. Первый интерес к миру политики. 12

1.2. Предвыборная компания Дж. Буша. Приход к власти. 14

1.3. Политические концепции Дж. Буша. 20

Глава II. Контуры внешней политики США. 26

2.1. Бизнес – план Буша: прорыв или авантюра. 26

2.2. Внутриполитические разногласия США Дж. Буш и европейцы. 30

2.3. Президент Буш и парадоксы консерватизма. 42

Глава III. Внешнеполитическая стратегия США. 58

3.1. Проблемы обновления американо-российских отношений. 58

3.2. Политическое вмешательство по отношению к Ираку. 71

3.3. Внешнеполитические связи с Казахстаном. 80

Заключение. 93

Список использованной литературы.. 99


Введение

«Мы заявляем о нашей приверженности укреплять долговременное стратегическое партнерство и сотрудничество между нашими странами с целью достижения общего видения мирного, процветающего и суверенного Казахстана в XXI веке, который во всевозрастающей степени интегрируется в глобальную экономику и сообщество демократических государств. С этой целью мы будем продвигать наше сотрудничество по контртерроризму и нераспространению, демократическим, политическим, рыночным и экономическим реформам, а также рыночным инвестициям и развитию энергетических ресурсов»(1).

«Вместе с послом Соединенных Штатов Америки господином Ларри Нэппером мы имеем честь объявить о начале реализации Хьюстонской инициативы, принятой президентами наших двух стран Нурсултаном Назарбаевым и Джорджем Бушем. Хьюстонская инициатива - это партнерство Казахстана и Соединенных Штатов по сближению частных секторов двух стран, повышению конкурентоспособности бизнес-сектора нашей страны, а также совместному производству и сбыту продукции на мировых рынках. Формат моего выступления не позволяет перечислить все направления нашего сотрудничества в рамках совместной инициативы, которая является составной частью стратегического партнерства Казахстана и США. Однако хотел бы отметить главное. Объединение усилий наших двух правительств направлено на создание в Казахстане сильного предпринимательского класса - гаранта устойчивого, стабильного и демократического развития нашей страны»(2).

США, одними из первых, 25 декабря 1991 года официально признали Республику Казахстан как суверенное государство и первыми установили дипломатические отношения с Казахстаном, продемонстрировав тем самым свою заинтересованность в его утверждении в качестве независимого государства. В настоящее время США - родина современного института президентства - являются мировой сверхдержавой, законодателем мод в политике, экономике и других сферах жизни. Из истории известно, что институт президентства сыграл выдающуюся роль в осуществлении модернизации американского общества, а изобретенная отцами-основателями страны президентская форма правления способствовала становлению и развитию феномена западной демократии.

Многие развитые страны Запада заимствовали и успешно адаптировали к местным условиям и собственным политическим системам институт президентства. Примеры Франции, Германии, Италии, Австрии, Финляндии и других стран ярко демонстрируют жизнеспособность и эффективность данного института, обладающего в разных режимах различным объемом функциональных полномочий.

В США 7 ноября 1999 г. состоялись очередные президентские выборы. Вечером 13 декабря 1999 г. кандидат демократов вице-президент США Альберт Гор в теле обращении к нации признал Джорджа У. Буша избранным президентом США. Одновременно прошли выборы в Конгресс США, легислатуры законодательные собрания штатов, были избраны губернаторы в 36 штатах, а также мэры многих крупных городов США и другие выборные лица на местах. Число членов палаты представителей, зафиксированное законом в 1912 г., с тех пор не изменилось. В настоящее время каждый из них представляет около 520 тыс. избирателей. Согласно Конституции США, штат должен быть представлен в палате по меньшей мере одним человеком. Кроме того, в ее состав входят пять представителей, не имеющих права голоса: от Пуэрто-Рико, Федерального округа Колумбия, острова Гуам, Виргинских островов и американского Самоа. Для избрания в палату представителей Конституцией США установлен возрастной ценз в 25 лет и 7-летний срок гражданства. Члены палаты представителей избираются на два года и могут переизбираться неограниченное число раз.

Для сенаторов, которые избираются на шесть лет, возрастной ценз -30 лет и 9-летний срок американского гражданства. Каждые два года переизбирается только одна треть сената. Кампания по выборам президента начинается в США задолго до самих выборов. Летом 1999 г. о своих планах занять место в Белом доме заявил Джордж У. Буш. Впервые с далекого 1888 года президент гипердержавы определился лишь через пять недель после выборов. В водоворот многочисленных судебных исков и пересчетов голосов попали местные судьи и избирательные комитеты графств, Верховный суд и законодательное собрание Флориды и, наконец, Верховный суд США, принявший решение об отмене дальнейшего ручного пересчета голосов. Американская политическая и государственная система выдержала серьезное испытание на прочность. Но победа досталась дорогой ценой.

Политический скандал, балансировавший на грани конституционного кризиса, вызвал небывалый накал страстей, поставил под сомнение легитимность нового главы Белого дома и притушил ореол американской демократии. Создавшееся в результате последних выборов равновесие сил в конгрессе усугубило реальную угрозу политического клинча на весь четырехлетний срок Буша. В условиях небывалого экономического бума девять из десяти американцев чувствуют себя лучше, чем когда-либо за последние 40 лет. Еще до выборов треть избирателей говорила, что не видит большой разницы между кандидатами, которые придерживаются центристских позиций - умеренно-консервативной республиканской и умеренно-либеральной демократической. А после выборов большинство избирателей, особенно голосовавших за Гора, готово было принять любого кандидата лишь бы покончить с неопределенностью и опостылевшими судебными тяжбами.

Неопределенность пятинедельного троецарствия внесла дополнительную нервозность, а укороченный наполовину переходный срок усложнил возможности для администрации Буша хорошо подготовиться и сразу более или менее уверенно взять в руки штурвал внешней политики. Не исключено, что Буш, дабы убедить себя, Америку и мир, что гипердержава не ослабла, может слегка поиграть мускулами, нанести болезненные уколы по самолюбию некоторых стран. Это касается, прежде всего, Ирака, но также и Китая по вопросу о Тайване, союзников по НАТО в связи с планами вывода американских войск из Косово и Боснии. Предстоит выяснение отношений относительно Договора о противоракетной обороне и с Москвой. Но амбициозные планы "звездных войн" столкнутся в конгрессе с глухой стеной демократов, которые нехотя, из партийной солидарности с Клинтоном, поддерживали эту идею в усеченном виде.

Но в целом новая команда придерживается реалистического подхода, четкого определения приоритетов и более узкого, чем у администрации Клинтона, толкования интересов национальной безопасности. Буш обещал, что США будут вести себя в мировых делах поскромнее и поосторожнее.В мировой политике и отношениях между Вашингтоном и Москвой начинается новый этап, который принесет немало интересного и в целом имеет шансы принести больше плюсов, чем минусов.

Цель дипломного проекта по теме: «Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша (младшего)», рассмотреть внешнюю и внутреннюю политику США при правлении президента Джорджа Буша (младшего), в период с 1999 года по настоящее время.

Речь идет о личности нынешнего президента США Дж. Буша-младшего. Если внимательно приглядеться к ней, то возникают очень тревожные ассоциации и параллели. При более близком знакомстве с моральной, идеологической и политической мотивацией главы Белого дома становится тревожно за Америку и за всех нас. Кто принимает решения в Белом доме - политик, стоящий во главе самой мощной в военном отношении державы мира, то есть человек, сознающий свою меру ответственности за каждый свой шаг, или же проповедник, постоянно апеллирующий к воле Господа?

Конкретные факты заставляют серьезно задуматься о глубинных мотивах современной политики американской администрации, которая под вполне осязаемые геополитические и экономические интересы США пытается подложить некие мифологизированные формулы.

Актуальность темы. В связи с этим, актуальность темы исследования определяется тем, что одним из главных направлений формирования государственности в современных условиях является оптимизация правового положения статуса Президента. Все это требует особой упорядоченности деятельности Президента, который традиционно остается главным лицом страны, ответственным за все, что в ней делается. Как все мы знаем, победа Буша-младшего на выборах имела крайне сомнительный характер. Возможно, дело не обошлось без пресловутого «административного ресурса» губернатора Флориды, его родного брата Джеба. Но ясно, что основной частью электората, проголосовавшего за Буша, была «одноэтажная Америка», «моральное большинство» (теперь уже не демографическое большинство), то есть провинциальная христианская Америка, представляющая собой оплот того, с чем прежде ассоциировался правящий класс этой страны и что передается аббревиатурой WASP (белый, англосакс, протестант).

Именно эти уходящие в прошлое социальные и политические слои дали решающее сражение той Америке, которую олицетворяла эпоха Клинтона: открытость США внешнему миру, массированная иммиграция, выход на первый план интересов этнических меньшинств, широкие социальные программы, равнодушие к религии, глобализация, виртуальная экономика, массовые спекуляции на рынке ценных бумаг и т. д.

По этим и ряду других причин новый хозяин Белого дома постоянно апеллирует к главному моральному критерию своей социальной базы - воле господней. Сегодня Белый дом больше напоминает религиозное учреждение. Уже регулярным ритуалом стала совместная молитва всех членов кабинета по просьбе президента. На несколько минут все склоняют головы в молитве. Более того, в Белом доме регулярно проходят чтения лекций на библейские и евангельские темы. Формально никто из сотрудников Белого дома не обязан посещать их, но в то же время специальные ответственные регистрируют, кто посещает. Надо отметить, что Белый дом не впервые апеллирует к религии, и в этом нет ничего странного. Известным праведником считался Дж. Картер. Но от его искренней моральности, по крайней мере, была конкретная польза: со стороны общества был усилен контроль за ФБР и ЦРУ, которые временно прекратили свои «аморальные», как считал Картер, спецоперации (то есть политические убийства, заговоры, свержения иностранных правительств и т. д.). Его сменил Р. Рейган, чье религиозное рвение уравновешивалось прирожденным политическим оппортунизмом и ренегатством. Именно Рейган вполне в библейском духе провозгласил СССР «империей зла», а Америку - средоточием добрых сил. История США знает и президента В. Вильсона, которому пришлось возглавлять страну в эпоху Первой мировой войны. Своими рассуждениями во время Версальской конференции о богоизбранной роли Америки он настолько шокировал европейских политиков, что французскому премьеру Жоржу Клемансо пришлось даже одернуть его.

11 сентября произошло «второе перерождение» Дж. Буша-младшего. Из слабого провинциального политика, не имевшего ясной цели, окруженного более умными и образованными советниками, Буш моментально превратился в сильного лидера, который теперь уже диктует другим, что следует делать. Фактически события 11 сентября придали его жизни и его политической карьере смысл и цель. Уже вскоре после трагедии у Буша стали проявляться мессианские черты понимания своей политической миссии: в феврале 2002 года он провозглашает о существовании так называемой «оси зла». Все это стало наводить европейских политиков на мысль, что они имеют дело с новым Рейганом, что Буш опирается на картину мира, в которой все предельно просто: или ты друг, или враг.

В настоящее время вся морально-религиозная аргументация Белого дома используется для оправдания операции против Ирака. При этом она носит очень двусмысленный характер и нацелена по уровню своей логики, прежде всего на «моральное большинство». Вначале приводятся параллели между С. Хусейном и бен Ладеном. Затем утверждается, что Саддам располагает оружием массового поражения. Далее приводятся последние и важнейшие аргументы: операция в Ираке необходима, во-первых, чтобы сохранить нефтяные ресурсы Ближнего Востока для национальных интересов США; во-вторых, избавить иракский народ и весь ближневосточный регион от диктатуры, «тирании» Хусейна. Какие бы обоснования ни выдвигались в качестве аргументов войны США с Ираком, одно обстоятельство остается все-таки преобладающим, поскольку именно оно лишено всякого политического и экономического смысла и строится исключительно на эмоциональном уровне. Обстоятельство это связано с тем, что Саддам Хусейн - персональный враг клана Бушей. В политику, как это уже было не раз в истории, вторгается пресловутый фактор «роли личности в истории»

В настоящее время нарастает «моральная» поддержка Белому дому со стороны христианских фундаменталистских организаций в поддержку войны против Ирака, что крупномасштабная война на Ближнем Востоке - их последний шанс войти в историю.

Мы стали свидетелями очередной авантюры одержимых мессианскими идеями американских правых фундаменталистов, за которыми, впрочем, стоят вполне прагматичные экономические интересы. «Христианская» Америка провела еще одну войну, и ее при этом не останавливают ни моральные соображения, ни воспоминания о Вьетнаме и других авантюрах

Краткий обзор степени разработанности темы позволяет сделать следующие выводы: несмотря на достаточно большое количество публикаций по данным вопросам, пока отсутствует концептуальная модель формирования экологической культуры, что не дает возможности перевести философские понятия на операциональный уровень, определить показатели и критерии, позволяющие оценить состояние экологического образования и воспитания.

Степень научной разработанности проблемы.

Институт президентуры имеет самые различные аспекты научного осмысления. Отдельные из них уже были предметом исследования или затронуты в трудах А. Сахарова(3) Зб.Бзежинского и др.

Методологической основой работы являются научные принципы историко-культурологического познания: объективность, историзм, системность, всесторонность; общенаучные принципы системного, комплексного анализа общественных явлений, многопланового, цивилизационного подхода ко всей совокупности объективных и субъективных факторов развития общества. Немалую ценность в этом отношении представляют труды классиков философской и культурологической мысли, публикации зарубежных и отечественных современных ученых, исследования философов, историков, социологов, специалистов в области психологии, философской и исторической антропологии. Они составили общетеоретическую основу научного анализа и обобщения в сфере взаимодействия «человек–общество–природа».

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, имеющих отношение к истории и теории становления и развития президентской власти в мире. В работе широко использовался сравнительный метод, а также исторический, системный, ценностно-нормативные подходы. Теоретической основой исследования выступают общепринятые требования правового государства, а также сложившиеся в юридической науке представления о разделении властей.

Использовались различные методы междисциплинарных исследований: культурологический, исторический, логический, классификационный, хронологический, синхронный и проблемный принципы.

Научная новизна и теоретическая значимость

Элементы новизны содержатся в определении основных тенденций развития деятельности внешней политики администрации Джорджа Буша младшего. Научная новизна исследования определяется как выбором темы, так и подходом к ее освещению. Происходящие в стране глубокие реформы, социальный динамизм ставят проблемы, неизвестные ранее юридической науке, повышая требования к их академической разработке. В работе впервые всесторонне анализируются природа президентской власти с позиции требований правового государства, критически оцениваются некоторые представления, сложившиеся в нашей стране о статусе президентской власти, предлагаются меры, необходимые, для совершенствования законодательства о правовом статусе Президента Республики Казахстан.

Практическое значение исследования состоит в том, что выдвинутые в нем положения и их аргументация могут быть использованы в деятельности государственных и общественных организаций при разработке политики, в учебно-воспитательной работе.

Структура дипломной работы состоит из введение, трех глав, заключение и список использованной литературы.

Во «Введении» обосновывается выбор темы дипломной работы: «Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша (младшего)», ее актуальность, показано состояние научной разработанности проблемы, формируется цель и задачи исследования, определяется новизна исследования, раскрывается значимость работы.

В главе I. «Штрихи к политическому портрету Джорджа У. Буша» раскрываются вопросы: Биография Дж. Буша. Первый интерес к миру политики. ; Предвыборная компания Дж. Буша. Приход к власти. ; Политические концепции Дж. Буша.

Глава II. «Контуры внешней политики США.» посвящена: Бизнес – плану Буша: прорыв или авантюра. ; Внутриполитическим разногласиям США Дж. Буш и европейцы.; Президенту Бушу и парадоксам консерватизма

В главе III. «Внешнеполитическая стратегия США»., освещаются вопросы : Проблем обновления американо-российских отношений.,; Политическое вмешательство в Ирак; Внешнеполитические связи с Казахстаном.

В Заключении подводятся общие итоги исследования.


Глава I. Штрихи к политическому портрету Джорджа У. Буша1.1.Биография Дж. Буша. Первый интерес к миру политики.

Джордж Буш стал вторым в истории США сыном президента, который сам возглавил Белый дом.

По иронии судьбы выборы Джона Куинси Адамса, сына второго президента США Джона Адамса, тоже сопровождались скандалом. В 1824 году палата представителей в результате закулисной сделки избрала его под крики возмущенных избирателей: "Нас ограбили!" Тогда Адаме по итогам выборов уступил будущему выдающемуся президенту страны генералу Эндрю Джексону по голосам и выборщиков, и избирателей.(4)

Семья Бушей очень не любит, когда ее называют династией. Но никуда не денешься: по линии матери 43-го президента, бывшей первой леди Барбары Буш, генеалогия восходит к 14-му президенту CШA Франклину Пирсу, а дед избранного президента по отцу Прескотт Буш Оул сенатором и другом президента Дуайта Эйзенхауэра. Такого, чтобы один сын президента сам стал главой Белого дома, а другой - губернатором крупного штата, еще не было в истории Америки.

Нам придется отказаться от дурной привычки называть старшего отпрыска сорок первого президента США Бушем-младшим, поскольку так принято говорить лишь при полном совпадении имени фамилии. Отца же величают Джорджем Гербертом Уокером Бушем (George Herbert Walker Bush), а сына - Джорджем Уокером Бушем, или в обиходе просто У. Кстати, соперник У на выборах в конгресс презрительно обзывал его Бушем-младшим.

Джорджа У. Буша правильнее было бы называть Джорджем Вторым, или по восходящей чуть ли не к допетровским временам традиции произносить на немецкий лад имена зарубежных царствующих особ - Георгом Вторым.

Будущий президент родился 6 июля 1946 года в семье героя Второй мировой войны, воевавшего на Тихом океане в морской авиации. Его отец тогда был студентом элитного Йельского университета, а, получив диплом, в 1948 году переехал в Техас в поисках счастья в нефтяном бизнесе. Детство 43-го президента прошло в пыльном местечке Мидленд на бывшем Диком Западе - на самом краю Техаса у границы с Нью-Мексико и Колорадо. Туда же он вернулся в 1975 году искать золотую нефтеносную жилу. Но, как и Советский Союз, Буш стал жертвой катастрофического падения цен на нефть, и лишь благодаря связям ему удалось в 1986 году продать убыточную фирму. В Мидленде он обрел супругу - школьного библиотекаря Лору - и большинство закадычных друзей. Если не считать нью-йоркского энтузиаста Теодора Рузвельта, проведшего несколько лет на Дальнем Западе, и техасца Лин-дона Джонсона, в истории США не было президента, столь тесно связанного с этим романтическим краем(5).

Несмотря на учебу в Йельском университете и знаменитой Гарвардской школе бизнеса, Джордж остался верен техасским корням, отличаясь простотой, общительностью и отзывчивостью. В науках он не блистал, но прославился как предводитель спортивных состязаний, попоек и вызывающих выходок.

В студенческие годы У не питал никакого интереса к политике и оставался в стороне от бунтарей 60-х годов. Он твердо держал сторону поддерживавшего вьетнамскую войну отца, хотя в конечном счете тоже разочаровался в ней. ; Тем не менее Буш работал в выборных командах нескольких кандидатов в конгресс. В 1988-м выполнял заметную роль судебного пристава, обеспечивавшего лояльность сотрудников успешной президентской кампании отца. Тогда У впервые стал серьезно подумывать о политической карьере, но друзья уговорили его сначала обеспечить свое финансовое будущее и завоевать популярность в роли хозяина бейсбольной команды Далласа.

В 1994 и 1998 годах Буш был избран на пост губернатора Техаса, который по своему экономическому потенциалу занимает 11-е место в мире среди государств. В первой ожесточенной выборной схватке вопреки вспыльчивому характеру он проявил необычайную дисциплинированность и хладнокровие.

На посту губернатора У заработал репутацию честного и прямого лидера, проявившего здравый смысл, желание и умение работать на двухпартийной основе. Его стремительная политическая карьера, которая началась всего шесть лет тому назад, продемонстрировала хорошую политическую интуицию, способность принимать стратегические решения и методично, упорно, даже прямолинейно, без присущих Клинтону тактических кружев и обольщений, добиваться намеченной цели.

1.2. Предвыборная компания Дж. Буша. Приход к власти.

7 ноября 1999 г. в США(6) состоялись очередные президентские выборы. Одновременно прошли выборы в Конгресс США, легислатуры законодательные собрания штатов, были избраны губернаторы в 36 штатах, а также мэры многих крупных городов США и другие выборные лица на местах. Число членов палаты представителей, зафиксированное законом в 1912 г., с тех пор не изменилось. В настоящее время каждый из них представляет около 520 тыс. избирателей. Согласно Конституции США, штат должен быть представлен в палате по меньшей мере одним человеком. Кроме того, в ее состав входят пять представителей, не имеющих права голоса: от Пуэрто-Рико, Федерального округа Колумбия, острова Гуам, Виргинских островов и американского Самоа. Для избрания в палату представителей Конституцией США установлен возрастной ценз в 25 лет и 7-летний срок гражданства. Члены палаты представителей избираются на два года и могут переизбираться неограниченное число раз.

Для сенаторов, которые избираются на шесть лет, возрастной ценз -30 лет и 9-летний срок американского гражданства. Каждые два года переизбирается только одна треть сената.

Кампания по выборам президента начинается в США задолго до самих выборов. Летом 1999 г. о своих планах занять место в Белом доме заявил Джордж У. Буш.

Впервые с далекого 1888 года президент гипердержавы определился лишь через пять недель после выборов. В водоворот многочисленных судебных исков и пересчетов голосов попали местные судьи и избирательные комитеты графств, Верховный суд и законодательное собрание Флориды и, наконец, Верховный суд США, принявший решение об отмене дальнейшего ручного пересчета голосов.

Вечером 13 декабря кандидат демократов вице-президент США Альберт Гор в теле обращении к нации признал Джорджа У. Буша избранным президентом США.

Американская политическая и государственная система выдержала серьезное испытание на прочность. Но победа досталась дорогой ценой.

Политический скандал, балансировавший на грани конституционного кризиса, вызвал небывалый накал страстей, поставил под сомнение легитимность нового главы Белого дома и притушил ореол американской демократии. Создавшееся в результате последних выборов равновесие сил в конгрессе усугубило реальную угрозу политического клинча на весь четырехлетний срок Буша.

«В 60 - 70-х годах я своими глазами видел, что такое настоящий раскол Америки. Видел, как люто ненавидели друг друга противники и сторонники войны во Вьетнаме, молодые бунтари и стопроцентные американцы, как разъедали страну бунты в негритянских гетто и уотергейтское дело, завершившееся единственным в истории страны позорным отречением США президента Ричарда Никсона, какую растерянность и стыд вызвало бегство американских дипломатов и военных из Сайгона в 1975 году. То была настоящая "холодная" гражданская война, самый крупный после Гражданской войны раскол общества. Ничего подобного сейчас в Америке нет"»(7).

Наоборот, в условиях небывалого экономического бума девять из десяти американцев чувствуют себя лучше, чем когда-либо за последние 40 лет. Еще до выборов треть избирателей говорила, что не видит большой разницы между кандидатами, которые придерживаются центристских позиций - умеренно-консервативной республиканской и умеренно-либеральной демократической. А после выборов большинство избирателей, особенно голосовавших за Гора, готово было принять любого кандидата лишь бы покончить с неопределенностью и опостылевшими судебными тяжбами.

Раскол, а точнее воцарение духа большевистской нетерпимости, произошел в политическом истеблишменте. В добрые старые времена соблюдались неписаные джентльменские правила и в конгрессе, и в его отношениях с Белым домом, в солидной печати. Но те времена давно канули в Лету.

Настоящая "холодная война" на Капитолийском холме и между конгрессом и Белым домом разразилась после неожиданной победы на президентских выборах арканзасского выскочки Билла Клинтона (проигравший ему Буш-отец как-то в сердцах назвал Клинтона и Гора двумя неотесанными чурбанами). Уже в первые месяцы его президентства началось расследование уайтуотерского и других дел. В 1994 году демократы потерпели сокрушительное поражение на выборах в конгресс, впервые с 1953 года уступив республиканцам обе палаты конгресса.

К нему относятся назначенные впервые в истории госсекретарем и помощником президента по национальной безопасности чернокожие - бывший глава Объединенного комитета начальников штабов Колин

В годы "холодной войны" в психологии американцев закрепился устойчивый стереотип о повышенной уязвимости и опасности двоецарствия - переходного периода между выборами президента в начале ноября и инаугурацией 20 января следующего года. В это время действующий президент становится хромой уткой, то есть полуимпотентом, а избранный глава Белого дома не допускается до руля управления на пушечный выстрел. Некоторых наиболее нервных американских стратегов даже посещала безумная мысль в духе доктора Стрейн-джлава о внезапном ракетно-ядерном нападении СССР на США или массированном прорыве советских танков в ФРГ.

Неопределенность пятинедельного троецарствия внесла дополнительную нервозность, а укороченный наполовину переходный срок усложнил возможности для администрации Буша хорошо подготовиться и сразу более или менее уверенно взять в руки штурвал внешней политики. Не исключено, что Буш, дабы убедить себя, Америку и мир, что гипердержава не ослабла, может слегка поиграть мускулами, нанести болезненные уколы по самолюбию некоторых стран. Это касается прежде всего Ирака, но также и Китая по вопросу о Тайване, союзников по НАТО в связи с планами вывода американских войск из Косово и Боснии. Предстоит выяснение отношений относительно Договора о противоракетной обороне и с Москвой. Но амбициозные планы "звездных войн" столкнутся в конгрессе с глухой стеной демократов, которые нехотя, из партийной солидарности с Клинтоном, поддерживали эту идею в усеченном виде.

Но в целом новая команда придерживается реалистического подхода, четкого определения приоритетов и более узкого, чем у администрации Клинтона, толкования интересов национальной безопасности, у нее меньше чешутся руки применять военную силу. Буш обещал, что США будут вести себя в мировых делах поскромнее и поосторожнее.

Республиканцы-интернационалисты (в смысле отказа от изоляционизма) в отличие от демократов стремятся во внутренних делах свести роль государства к необходимому минимуму, но в международных отношениях действуют в духе равновесия сил и высших интересов государства, сформулированных кардиналом Ришелье еще в XVII веке.

Видимо, Владимиру Путину будет легко говорить с Джорджем Бушем как государственнику с государственником и понимать логику его дипломатии.

В своей первой речи по случаю назначения на пост госсекретаря США Пауэлл заявил о готовности работать вместе с Россией и Китаем. Однако впервые после развала СССР он обозначил их как идущие своим путем страны, которые уже не считаются потенциальными противниками, но и не доросли до уровня стратегических партнеров.

В мировой политике и отношениях между Вашингтоном и Москвой начинается новый этап, который принесет немало интересного и в целом имеет шансы принести больше плюсов, чем минусов. Главное - не торопиться с выводами. Задача дипломного проекта рассмотреть все внешние и внутренние политику США при правлении президента Дж. Буша.

Губернатор Техаса Джордж У. Буш, сын экс-президента Джорджа Буша, новая политическая звезда Республиканской партии. На протяжении полугода он лидировал в списке претендентов на пост президента в 2000 г.

Интерес к личности Дж.Буша-младшего, которого в последние месяцы сопровождают репортеры, фиксирующие не только каждое его интервью, но и самые банальные его высказывания, вполне объясним. После ухода с политической сцены Р.Рейгана в рядах "Великой старой партии" (Great Old Party) наблюдается явный дефицит популярных харизматических лидеров. На выборах 1992 г. республиканцы потеряли Белый дом, политическая инициатива перешла в руки демократов "новой волны" - представителей послевоенного поколения(8).

Появление кандидата-республиканца, который по рейтингам популярности опережает не только своих коллег по партии, но и вице-президента А.Гора — главного претендента демократов в 2000 г., вызвало неоднозначную реакцию в мире американской большой политики. Сторонники республиканцев видят в нем спасителя партии, который положит конец внутрипартийным распрям и вернет им Белый дом, партийные функционеры демократов отслеживают каждый шаг губернатора, ищут уязвимые для критики пункты платформы, а политологи подробно анализируют политический феномен Дж.У.Буша.

Подготовка к предвыборной кампании 2000 г. началась необычно рано, и сразу же определился круг потенциальных претендентов на пост президента. У демократов этот вопрос уже фактически решен, поскольку вице-президент А. Гор официально объявил о намерении участвовать в президентской гонке. Его единственным соперником является бывший сенатор от штата Нью-Джерси Б.Брэдли, у которого нет реальных шансов добиться выдвижения на Национальном съезде Демократической партии летом следующего года.

Иная ситуация сложилась в Республиканской партии. В ее обойме десять претендентов. Это - Дж.У.Буш, Э.Доул(9) , жена бывшего сенатора Р.Доула и в недавнем прошлом президент американского Красного Креста, сенаторы Дж.Маккейн- (Аризона), Дж.Кейсик (Огайо), О.Хэтч (Юта), бывший вице-президент Д.Куэйл, бывший губернатор штата Теннесси Л.Александер, консервативный телекомментатор П.Бьюкенен, газетный магнат С.Форбс, консервативный деятель Г.Бауэр.

Многие претенденты, в том числе Д.Куэйл, Л.Александер, С. Форбс, П.Бьюкенен, уже не впервые принимают участие в президентском марафоне. И для них речь идет не столько о достижении реального результата, сколько о стремлении поддержать свой имидж и сохранить место в республиканском политическом истеблишменте. Ну, а бесспорный фаворит - Дж.У.Буш.

Многие надежды связываются и со стилем работы президента АФТ-КПП Дрсона Суини, возглавившего профсоюзное движение США в 1995 г. Он не раз заявлял, что главная цель его деятельности - увеличение охвата профсоюзным движением американских трудящихся. Как отмечается на страницах профсоюзной прессы, благодаря Суини среди лидеров "юнионизированных" предприятий впервые за долгие годы появилась уверенность в том, что судьба профсоюзного движения зависит от них самих, а не от тех, кто "контролирует Белый дом или Конгресс"(10).

Пока рано делать выводы, в какие конкретно формы выльются взаимоотношения между новой президентской администрацией и лидерами профсоюзного движения: на сегодняшний день в области трудовых отношений произошло еще не так много изменений. Однако уже первые шаги администрации наводят на мысль, что в ближайшем будущем эта сфера претерпит весьма серьезную трансформацию. Непростая ситуация, сложившаяся в профсоюзном движении, которое выходит на качественно новый этап своего развития, свидетельствует о значительных структурных переменах, которые должны очень скоро затронуть многие стороны американской общественно-политической и экономической жизни, в том числе и трудовые отношения.

1.3. Политические концепции Дж. Буша.

Пожалуй, ни в чем так не проявился консерватизм, и даже жесткость американского президента, как во внешнеполитической сфере. Редко выезжавший ранее за рубеж и не обладающий знанием внешнего мира, проявлявший в период избирательной кампании скептицизм относительно вовлеченности США в международные конфликты и участия их в международных организациях, Буш принял на себя миссию быть руководителем супердержавы, претендующей на роль единственного мирового лидера.

Внешнеполитические проблемы уже давно (а точнее - с 1968 г.)(11) не являются центральными в президентских избирательных кампаниях. После 1992 г. они перестали существенно влиять и на исход выборов. Причина этого в значительной степени связана с распадом СССР и окончанием холодной войны, формирующийся новый мировой порядок, одна из главных характеристик которого - процессы глобализации, несет с собой не меньше проблем; параметры их в значительной степени уже заданы.

Как администрация президента, не приемлющего внешнюю политику своего предшественника, на практике будет осуществлять американскую роль в мире, каким образом она намерена отстаивать интересы своей страны? Воспользуется ли она, хотя бы отчасти, теми рамками интервенционистских подходов, в которых действовали (не всегда, правда, успешно) демократы, или предпочтет создавать свои?

Взятая на вооружение нынешней американской ад