Ссылка на архив

Виртуальные организации как форма бизнес-организаций

Виртуальная организация - новейшая и потенциально наиболее важная форма бизнес-организаций из тех, что появились в течение последних десятилетий. Новая модель стала возможной в результате развития наисовременнейших технологий, самой значимой из которых является Интернет. Современные технологии создают новые экономические формы взаимодействия с потребителем. Данными организациями следует руководить на «пять с плюсом» и менеджмент в них играет едва ли не самую главную роль. Первые компании, всерьез занимавшиеся электронной коммерцией потерпели крах(Вульф 1999, Портенджер 2002) из-за плохого менеджмента и финансирования. В данной среде большое влияние приобретает принцип B2B(business-to-business,поддержка компаний друг другом).

Виртуальные организации имеют много тех же особенностей, что и традиционные: им необходимы финансы, их штат состоит из людей. Но виртуальные организации несут в себе огромный потенциал, и для того чтобы раскрыть его полностью, от виртуальных менеджеров требуется гораздо больше профессионализма, чем от менеджеров традиционных компаний.

Виртуальные организации нельзя рассматривать как форму легкого успеха- это сложная идея, приступать к реализации которой следует очень внимательно. Не думайте, что просто приняв новую модель вы сможете автоматически снизить издержки и увеличить прибыль. Основная цель реферата- показать, что такое виртуальные организации, в чем их особенность, какие «подводные камни» существуют. Итак, начнем.


Определение виртуальной организации

Существует несколько определений этого термина и каждое из них верно, так как характеризует тот или иной аспект виртуальных компаний:

1) Это один из новых типов компаний, возникших на основе сетевых технологий.

2) Это логическое завершение существующих тенденций в стратегии и инновациях.

Следует подчеркнуть, что точное определение, что такое виртуальные организации не дается совершенно намеренно- чтобы избежать жесткой иерархии и бюрократизации.

Однако выделяют общие черты, присущие многим виртуальным компаниям:

· Незначительная физическая структура- она гораздо менее развита, чем у традиционных компаний. Как правило, существуют отдельные децентрализованные объекты, что гораздо менее затратно в плане содержания. Как отмечает ученый Бликер, «виртуальные организации определяются не стенами или физическим местоположением, а объединенными компьютерными сетями». Впоследствии была развита идея о том, что организации смогут полностью существовать в киберпространстве благодаря связи между компьютерными системами.

· Доверие коммуникационным технологиям- виртуальные организации- это новая модель организации, в которой технологии используются для динамической связи активов, людей и идей. И это верно не некотором уровне. Действительно, современные информационно-коммуникационные технологии являются технологическим ядром любой виртуальной организации. Но нужно подчеркнуть, что они лишь облегчают функционирование организации, но не являются ею- точно также, как главное офисное здание корпорации не является ею непосредственно.

· Мобильность работы- физическое местоположение уже не важно. Отпадает необходимость взаимодействия людей в физическом контакте. Команда проекта может состоять из людей, живущих в разных странах. Это очень полезное качество виртуальных организаций, так как действительно позволяет очень сильно сократить расходы на аренду помещений, офисов и т.д.

· Смешанные формы- Голдмен считал виртуальные компании «гибридами для совместной работы людей, которые объединяют основные компетенции, ресурсы и возможности работы с клиентами».Эти объединения могут создаваться на короткий период для реализации дорогостоящих проектов, а могут и на долгий срок, как виртуальные цепочки поставок.

· Отсутствие границ и вовлечение- виртуальные организации не ограничены так, как мы воспринимаем традиционные компании. Они способны объединять поставщиков и дистрибьюторов так, что трудно заметить, где одна компания, а где другая.

· Гибкость и ответная реакция- виртуальные организации(даже крупные) способны достаточно быстро реструктуризовываться в соответствии с потребностями рынка. А поскольку эксплуатационные издержки низкие, то снижаются риски и затраты при радикальном изменении курса.

Цели и структура виртуальных организаций

Подобно традиционным компаниям, виртуальные имеют также 2 характеристики: цель и структуру. Настройка каждого элемента важна для виртуальных организаций так же, как и для традиционных. Чтобы выявить правильную структуру компании, необходимо определить цель и то, чего нужно достичь, а затем постараться понять, какая структура позволит достигнуть поставленных задач.

Стоит отметить, что организациям трудно существовать в киберпространстве на 100%, поэтому задачи менеджеров еще состоят в том, чтобы развивать организацию, в которой реализуются и виртуальные, и материальные элементы. Эти компоненты необходимо собрать воедино так, чтобы они позволяли достигать поставленных целей. Вопрос «виртуальный или реальный?» следует задавать применительно к 2 элементам: к активам организации и к структуре управления. Продемонстрируем возможные комбинации этих элементов с помощью таблицы:

Таблица 1.1 Активы организации и структура управления
АктивыВиртуальныеМатериальные
Управление
Виртуальное12
Материальное34

А) Ячейка 1- соответствует случаю, когда и активы, и управление реализованы виртуально. Это могут быть распределенные команды, занимающиеся торговлей и управляемые удаленно через Интернет. В эту категорию попадают и многие финансовые организации, которые, имея офисы в разных странах, продают посредством сетей свой виртуальный товар- финансовые инструменты.

Б) Ячейка 2- соответствует случаю, когда материальные активы могут управляться виртуально. «Чистый» пример такой организации встречается крайне редко в наше время. Как пример- программа Mars Rover,разработка NASA, когда механизм, пилотируемый удаленно с базы одной планеты, собирает данные на другой.

В) Ячейка 3- соответствует случаю, когда виртуальные активы управляются материальным способом. Пример- работа с компьютерными базами данных(информация вводится оператором вручную с клавиатуры, но сведения хранятся в памяти компьютера в виртуальном виде). В качестве организаций можно привести пример большинство издательств(они создают и продают нематериальную продукцию, однако для ее производства требуется концентрация физических средств).

Г) Ячейка 4- соответствует случаю, когда работа с материальными активами и управление ими выполняется традиционными способом. Здесь в качестве примера можно привести все организации, связанные с материальным производством(кораблестроение, ракетостроение и т.д.).

Данная модель показывает, как различные формы активов и процессы управления могут влиять друг на друга и как их удается комбинировать. Необходимо сказать, что для построения успешной виртуальной организации недостаточно выбрать просто 1 ячейку- большинство сложных организаций объединяют несколько способов.

Создание виртуального пространства и управление им

Виртуальные компании отчасти существуют внутри виртуального пространства. Если рассматривать данное утверждение с технологической точки зрения, то в виртуальных организациях для представления их определенных аспектов используются интеллектуальные и технологические конструкции, которые в традиционных организациях существуют на физическом уровне(офисные здания, производственные базы и т.д.).Таким образом, грубые реалии становятся изящными сетями.

Однако ошибочно утверждение, что виртуальное пространство создается информационно-коммуникационными технологиями. Они лишь позволяют строить его, но творцами его являются люди: именно они придумали его, а затем построили, используя технологии. И отсюда проистекает важный принцип, необходимый для создания виртуальной организации: сначала нужно построить виртуальное пространство, в котором она будет существовать, и лишь после этого оснащать ее новейшими ИТ. Каждое виртуальное пространство формируется из 3 составляющих: пространство воображения, пространство технологий, пространство культуры.

Пространство воображения

Организации с развитым пространством воображения чаще всего используют передаваемые знания наиболее эффективно. Их отличает интеллект, хорошая тренированность и высокое мастерство сотрудников, обладающих развитой способностью к творческой деятельности. Именно первоначальное представление способствует работе организации, так как действия менеджеров и сотрудников направлены на расширение или совершенствование созданного пространства. Этот процесс жизненно важен для любой виртуальной организации, он не может быть механическим. И вот уже после этой стадии начинается формироваться пространство технологий.

Пространство технологий

Внутри пространства воображения все организации формируют пространство технологий- каждая свое. Это пространство создается посредством технологических сетей организации, которые характеризуются 2 параметрами:

· Протяженность и износостойкость сетей(пропускная способность и надежность)

· Уровень мастерства персонала, поддерживающего сети и работающего в них

Очень важно наладить согласованную работу этих 2-ух элементов. Пространство технологии необходимо подгонять под пространство воображения. Если пространство воображения масштабнее пространства технологии, то последнее придется модернизировать, иначе компания просто не сможет полноценно функционировать. Но нельзя и делать технологическую систему слишком громоздкой, иначе ресурсы будут тратиться впустую на её содержание.

Пространство культуры

Это особое пространство, в котором определяются потоки знаний и наиболее легко используемые типы знаний. Для его существования необходимо, чтобы все сотрудники согласованно воспринимали организацию: они должны разделять некие общие ценности. Важно подчеркнуть, что пространство культуры- это не сумма взглядов и ценностей всех ее членов, а место, где они сходятся в единой точке. Это самый сложный аспект построение виртуальной организации: как создать пространство культуры, в которой люди «заселяют» одно и то же интеллектуальное пространство и способны эффективно работать в команде. Существует 3 характеристики, по которым можно построить хорошее пространство культуры:

· Сотрудники должны быть способны представлять себе организацию как изнутри, так и снаружи, осознавать собственную роль и взаимосвязи с другими людьми.

· Сотрудники, как индивидуально, так и в команде, должны уметь управлять технологиями того уровня, который удовлетворяет организацию и использовать их, чтобы поддерживать взаимосвязи и управление собственными знаниями.

· Члены коллектива должны разделять ценности и порядок действий, чтобы совместная работа была максимально гармонична и эффективна.

Если хотя бы 1 из этих характеристик не реализована должным образом, виртуальное пространство начнет разрушаться.


Ресурсы знаний

Виртуальное пространство любой организации неизбежно ограничено присущими ей запасами знаний. Чтобы использовать концепцию виртуальной организации в полную силу, необходимо постоянно овладевать новыми знаниями или создавать их. В связи с этим возникает такое понятие как обучающиеся организации, которое мы рассмотрим позже. Говоря проще, знания для организации- «кровь», и если она не будет циркулировать(поддержка и распределение знаний), то компания попросту засохнет и в конце концов перестанет существовать.

Классы технологий

Типы технологий, принятых на вооружение виртуальными организациями, многочисленны и разнообразны, однако и можно разделить на несколько классов, которые мы рассмотрим далее.

Технологии коммуникаций

В наши дни основу большинства виртуальных организаций составляют Интернет и современные технологии широкополосной связи. Коммуникационные технологии особенно важны для циркуляции и распространения знаний. Из коммуникационных связей формируется «паутина», которая связывает различные узлы организации и позволяет контролировать и координировать работу из головного офиса, а также связывать взаимодействие и работу сотрудников из различных подразделений.


Технологии хранения информации

Данные технологии, например базы или архивы данных, представляют собой другую существенную черту виртуальных организаций. Хранение данных- важный аспект бизнес-деятельности. Хранилища данных облегчают хранение приобретенных или созданных знаний, а вместе с ними и потенциал для дальнейшей деятельности. Знания составляют основной «капитал» таких фирм. Для некоторых организаций знания иногда являются единственным продуктом.

Технологии мониторинга и сканирования

Данный тип технологий предназначен для исследования среды, в которой функционирует организация, с целью сбора и оценки информации. Иногда это делается ради безопасности компаний. Подобные технологии сбора данных особенно важны для реализации «контура обратной связи», посредством которого данные о производительности компании перманентно влияют на работу, что позволяет улучшать процессы. Подобные системы служат средством сбора информации организации о самой себе с целью выявления ошибок, и для анализа внешней среды.

Аналитические технологии

Аналитические технологии предназначены для глубокого анализа наборов данных и предоставления информации в каталогизированном виде. Они являются важным связующим звеном между необработанными данными и реальной информацией. Информационные управленческие системы позволяют запросить сохраненные данные и проанализировать их для составления прогнозов и помощи менеджерам в принятии решений.


Технологии моделирования

Данные технологии пока еще не очень популярны, однако они представляют собой крайне сложное программное обеспечение, которое позволяет менеджерам создавать модели систем для их исследования и анализа, а также их модификации- для изучения альтернативных результатов решения. Системы виртуальной реальности используются для разработки продукции и разных сопутствующих «примочек»; более сложные системы, такие как «микромиры», применяются для изучения рынков, сбережений и прогноза итоговых результатов в зависимости от ситуаций. Основная задача данных систем- помощь менеджерам в моделировании разнообразных сценариев поведения бизнес-среды и рынков.

Комбинации различных типов технологических систем

Большинство виртуальных организаций используют комбинации технологических систем, так как использование только 1 типа попросту неэффективно. Ниже рассмотрены примеры самых распространенных.

Системы коммуникаций

Простые системы коммуникаций предназначены в основном для обмена информацией и координации действий. Они основаны на коммуникационных технологиях, хотя иногда требуют и технологий хранения информации. Примерами таких систем могут служить электронные журналы, виртуальные обучающие сети, телеграфные агентства. Стоит отметить, что системы коммуникаций составляют лишь часть организаций. Они, как правило, составляют сложные интрасети- сети внутри конкретных организаций(«мини-Интернет»).


Системы обратной связи

В системах обратной связи применяются технологии мониторинга и сканирования, а также коммуникационные технологии для сбора информации и передачи ее обратно менеджерам и другим лицам, принимающим решения. Эти системы поддерживают «контур обратной связи».В качестве примера можно назвать электронные точки продаж, а также системы сбора информации о рынке. Опять же, системы обратной связи не составляют всю организацию, а являются лишь ее частью.

Сетевые системы

Сетевые системы представляют собой гибрид коммуникационных систем, в которые встраиваются другие технологии в случае необходимости в сетевых ресурсах и функциях. На простом уровне коммуникационные системы комбинируются с системами обратной связи и некоторыми аналитическими технологиями для выполнения группового анализа и принятия решений. Системы распределенных сетей позволяют обходиться без физического сосредоточения и предназначены для использования коммуникационных технологий для частичного замещения материальных структур, таких как офисные здания и т.д., предоставляя возможности для удаленной работы. Многие банки отдают предпочтение форме распределенных систем, состоящих из центров кредитования, обработки заказов клиентов и т.д.. Сетевые системы также применяются и при построении виртуальных цепочек поставок.

Системы управления знаниями

Такие системы комбинируются из технологий хранения и анализа данных, моделирования и коммуникаций для облегчения процесса управления знаниями. Основная цель таких систем- организовать знания таким образом, чтобы удавалось их быстро извлечь и использовать.

Новые возможности для организаций

Существование и развитие различных классов технологий и технологических систем предоставляет организациям ряд новых возможностей. Бизнес уже не зависит от концентрации капитала: он может распределяться и использоваться в организациях различных типов- сложных, зачастую гибких, иногда имеющих не вполне ясную структуру.

Распределенные организации

Это простейшая форма виртуальной организации; капитал таких организаций сконцентрирован в различных географических точках. Впервые такую форму стали использовать международные торговые компании.

В наши дни с реализацией коммуникативных технологий последних поколений, таких, как электронная почта, распределенные операции стали нормой для большинства компаний любого размера. Организации могут распределять свой капитал- людские ресурсы и др.- в тех местах, где он наиболее востребован и окажется наиболее эффективным, а не концентрировать его в конкретном месте для осуществления контроля.

Обучающиеся организации

Обучающиеся организации объединяют в себе технологии коммуникации, хранения данных, обратной связи и анализа. Это организации, которые учатся, а не обучают. Такие организации должны быть способны преобразовывать свои знания в ценность. Сейчас таких организаций практически не существует, однако современные разработки Всемирного банка реконструкции и развития в сфере построения интенсивной системы управления глобальными знаниями продемонстрировали верное направление движения.

Голографические организации

Это наиболее сложная и инновационная форма из всех, в которой, как в голограмме, каждый элемент организации отражает в миниатюре организацию целиком. Например, каждая бизнес-единица, будь то команда проекта или отдел- копирует в меньшем масштабе все основные функции компании. Такие организации легко переконфигурировать и переструктурировать, используя технологические сети в качестве «хребта» организации, тогда как остальные элементы могут быть перестроены в соответствии с новыми требованиями. Некоторые розничные торговые сети в США осваивают подобную форму организации.

Люди и знания в виртуальном пространстве

Один из парадоксов виртуальных организаций заключается в том, что чем выше уровень технологий, тем важнее роль человеческого фактора. Виртуальные организации зависят исключительно от людей, без которых их системы и технологии становятся безжизненными артефактами. Важность людей в виртуальной организации заключается в том, что они выполняют роли производителей, передатчиков и пользователей информации. Доля знаний в виртуальных организациях невероятно высока. Таким образом, в них необходима большая активность сотрудников для создания и циркуляции знаний и управления артефактами, где эти знания могут храниться. Ничто не способно заменить людей в виртуальных организациях.


CESTA: взаимосвязи между людьми и технологиями

Основное требование баланса между людьми и технологиями в виртуальных организациях таково: технологии должны предоставлять людям возможность выполнять работу творчески(Creatively-C), легко(Easily-E), с соблюдением высоких стандартов(Standard-S), своевременно(Timely-T) и подотчетно(Accountably-A).

· C- технология должна помогать людям выполнять работу творчески и приспосабливаться к инновациям, так как это расширяет возможности работы и параметры продукции. Если технологии сдерживают творчество, то, как правило, случаются 2 вещи: во-первых, ограничивается возможность добавления ценности организации и ее капитал более не работает в полном объеме; во-вторых, сотрудники начинают чувствовать, что их «тормозят», возникает раздражение, в основе которого лежит осознание того, что «можно сделать больше, но система не позволяет».

· E- технологии должны облегчать коммуникации, управление знаниями и другие формы работы, а не затруднять их. Здесь можно наблюдать еще 1 парадокс: техническая система становится более содержательной по мере ее усложнения. Следовательно, система, которая «облегчает» работу, зачастую сама должна быть весьма сложной в том, что касается разработки и поддержки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что на эту систему приходится тратить больше ресурсов, чем хотелось бы.

· S- качество остается важным вопросом для виртуальных организаций, и многие компании, занимающиеся электронной коммерцией, ощутили это по собственным издержкам. Технологические системы необходимы не только для того, чтобы отладить качество с самого начала процесса, но и для того, чтобы помочь сотрудникам контролировать качество собственной работы. В идеале при реализации такой разновидности «виртуального управления качеством» задачи поддержки качества должны рассматриваться как основная часть рабочего процесса, а не как набор дополнительных задач, отвлекающий от основной работы.

· T- наравне с облегчением работы технология должна и ускорять ее. Технологическую систему, которая ту же самую задачу выполняет дольше чем прежняя, можно считать просто тратой ресурсов.

· A- технические системы должны позволять сотрудникам выполнять их работу «прозрачно», особенно если возникают вопросы доверия в отношениях со сторонними заинтересованными лицами(клиентами, инвесторами и т.д.). Необходимо настраивать системы на прозрачность в течение операций, а не на подотчетность после выполнения задачи, так как это дополнительный объем рутинной информации.

Нематериальный капитал: типы и источники

Человеческий капитал. Человеческое, согласно традиционным представлениям, означает материальное, и в такой материальной форме люди осуществляют вклад в производство, известный как труд еще в далекие времена. Однако работа человеческого мозга не вещественна, и именно способности к познанию и мыслительные процессы относятся к нематериальному человеческому капиталу. Ученый Дейли считал человеческий капитал инвестициями, которые компании вкладывают в развитие потенциала своих работников. Развитие почти всегда касается ментального уровня- другими словами, инвестирование в человеческий капитал означает рост «коллективного ума» организации, ее научных кадров.

Человеческий капитал и капитал знаний неотделимы друг от друга. Так как знаниям для реализации чего-либо полезного требуются активные действия, то человеческий мозг без знаний представляет собой пустой сосуд, содержащий лишь основные инстинкты

Организационный капитал. Согласно определению американского ученого Тремблея, «организационный капитал- это капитал, воплощенный в отдельных личностях(а не в технологиях или машинах)» и считал, что этот капитал не может быть присущ какой-то одной персоне. Таким образом, организационный капитал является специфическим для конкретной организации и включает ее в себя; в идеале он должен отражать суммарные знания и человеческий капитал, накопленные в организации. Уорнер и Витцель уровняли организационный капитал с общим менеджментом- они считают задачей менеджера общего профиля поощрять приобретение, создание, применение и распространение знаний внутри компании. Таким образом, одной из ключевых задач менеджера общего профиля является управление организационным капиталом.

Капитал знаний. Питер Друкер определял знания как «информацию, которая изменяет что-либо или кого-либо – или став причиной действия, или создав возможности для различных и более эффективных действий». На практике капитал знаний бывает представлен в виде различных патентов и торговых марок каких-либо организаций. Взаимосвязи между этими 3 нематериальными активами, а также роль топ-менеджера иллюстрируются на рис.5.1 Организационный капитал, представленный здесь в виде нематериальной структуры организации, устанавливает параметры знаний и выполняет процесс их преобразования. Человеческий капитал состоит из отдельных элементов, функционирующих внутри фирмы, которые, в свою очередь, интерпретируют и используют капитал знаний; последний может быть приобретен у внешних источников или сгенерирован в компании.


Взаимосвязь между формами нематериального капитала