Влияние тоталитарных сект на современное общество на примере города Новосибирска
I Глава. Классификация сектантских направлений
1.1 Понятие: секта
1.2 Классификация сектантских направлений
1.3 Известные секты города Новосибирска
II Глава. Влияние тоталитарных сект на современное общество
2.1 Последствия посещений сектантских собраний
2.2 Борцы против сект
2.3 Сектантский бизнес
III. Способы борьбы с сектами
3.1 Как поступить, если вы считаете, что вас хотят завербовать в какую либо секту
3.2 Как происходит обработка новых членов?
3.3 Люди, наиболее подверженные попаданию в секту
3.4 Методы вербовки
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Для многих людей духовность становится модой, её выставляют на показ. Однако вера, духовность, религия - все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм - это плохо, следовательно, любая вера и, какая угодно, духовность - это хорошо. Важно верить во что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Но эти рассуждения далеки от той глубины, которая была характерна для людей, действительно верующих и серьезно мыслящих. Религия сегодня рассматривается и как эффективное орудие в деле преобразования мира.
Целью данной работы является изучение тоталитарных сект, их доктрин и влияния, которое они оказывают на людей.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и классификацию сект;
2. Выделить тоталитарные секты города Новосибирска и их влияние;
3. Определить способы защиты от тоталитарных сект.
секта общество вербовка собрание
I. Классификация сектантских направлений
Современная Россия столкнулась в недавнее время с серьезной проблемой – активной деятельностью на ее территории тоталитарных сект. Для того, что бы рассуждать об этой проблеме, нужно сначала выяснить, что же такое секта в своем первоначальном понятии.
1.1 Понятие: секта
Большинство словарей и справочников(1) определяют секты как сравнительно небольшие и замкнутые религиозные группы, отделившиеся от основной, культурообразующей религиозной общины (или основных общин), страны или региона и противостоящие им. Слово "секта"(2) имеет две возможные этимологии. Либо от sectare - отсекать, разделять, либо от sequi - следовать за кем-либо, повиноваться, быть в услужении.
В переводах Священного Писания на церковно-славянский и русский языки, употребляется только слово "ересь" (греч. haeresis - захват; выбор; учение, направление, школа). Вплоть до Нового времени эти два слова (секта и ересь) употреблялись на латинском Западе как синонимы. После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово "секта" стало употребляться в вышеуказанном смысле, "ересью" стало обозначаться неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией. Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви. В греческом же богословии до сего дня в обоих значениях употребляется только слово haeresis (ересь).
Для обозначения подобных групп, во Франции, например, продолжают использовать термин "секта", имея в виду, прежде всего тот оттенок значения этого слова, который придает ему вторая возможная этимология. В немецкоязычных странах за словом "секта" сохранилось прежнее значение, а для наименования авторитарной синкретической группы был заимствованный введенный в США новый термин - "cult". Словарное значение русского слова "культ" (от лат. cultus - почитание): поклонение кому-либо или чему-либо; совокупность ритуальных действий по отношению к объекту поклонения. Вот такое определение слова «культ» дают юристы: это группа, созданная по замыслу, под руководством и при использовании влияния лидера, который посредством обещаний, угроз, уловок, злоупотреблений авторитетом, применения психологического давления превращает своих последователей в слабых, беззащитных, безвольных и зависимых существ. В результате последователи утрачивают критическое отношение к методам и принципам деятельности культов. Консервативные американские протестанты называют "cults" любые организованные религиозные группы, исповедующие небиблейские учения. С другой стороны, этот же термин употребляется английскими авторами в значении "тоталитарная секта". Отсюда, многие отечественные исследователи проблематики автоматически начинают использовать в русском языке слово "культ", делая типичную ошибку начинающего переводчика.
Итак, в широком смысле этого слова, секта - это организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.(3) Из самого наименования следует, что под этим термином понимается группа, которая полностью контролирует своих членов и в той или иной степени нарушает их права.
Так же понятия «секта» и «тоталитарная секта» нужно уметь разделять. Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от истинной религии только какими-то догматами(4). Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума. Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде различных громких инцидентов. Хотелось бы привести пример как канадская просветительская организация "Инфо-Калт"(Info-Cult) дает следующие определение секты: "Cult (тоталитарная секта) - это группа, которая эксплуатирует своих членов и манипулирует ими. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена".
1.2 Классификация сектантских направлений
Секты бывают:
1) Неохристианские секты
2)Основанные на «новом откровении»
3)Восточного направления
4)Группы движения «Новый век»
5)Сатанические и примыкающие к ним культы
6)Неоязыческие организации
7)Коммерческие культы
8)Протестантские секты
Во второй половине XX века возникают новые религиозные группы, отличающиеся от прежних сект следующими чертами: 1. Степень синкретизма(5) их доктрин столь высока, что сложно выделить в них главную, базовую составляющую, которая указала бы на религиозную исходную традицию (оккультную или сектантскую). Примером могут служить "Церковь объединения" и "Церковь сайентологии". 2. Многие такие группы представляют собой секты (религиозные общины), импортированные в чужую для них культурную область или воссозданные в ней. 3. В большинстве из них крайне возросла роль основателя, руководства и внутригруппового контроля (тоталитарность).
Как отличить тоталитарную секту от религиозной было представлено в главе «Понятие: секта». Далее указаны критерии, по которым явно можно определить тоталитарную секту.
Критериями принадлежности группы к тоталитарным сектам могут служить: 1. Гуруизм (абсолютная власть обожествленных лидеров и их приближенных); 2. Построение по принципу пирамиды и особая жесткая дисциплина и организация, напоминающая организацию партий кадрового типа и некоторых международных корпораций; 3. Обман или сокрытия части важной информации об организации при вербовке новых членов; 4. Наличие секретных вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения; 5. Эксплуатация членов; 6. Нравственный релятивизм(6) - нравственным считается то, что полезно секте ("цель оправдывает средства"); 7. использование особых психологических методик по реформированию мышления и контролированию сознания своих членов.
К таким методикам, в частности, относятся: - внушение абсолютно негативной оценки прошлой жизни адепта; - обрыв информационных связей завербованного в секту с внешним миром; - интенсивная и постоянная индоктринация (обязательное штудирование печатных пособий секты или, когда это невозможно, просмотр и непрерывное прослушивание проповедей в записи; разрыв родственных и дружественных связей);
- формирование черно-белой ("друзья-враги") парадигмы мышления;
- групповое давление; - использование психологических методов эмоционального контроля; - внушение недоверия к рациональному мышлению; - использование приемов "остановки мышления", например, посредством повторения мантр; - использование гипноза, самогипноза и психотехник, ведущих к состоянию транса, например, интенсивных медитаций; - контроль языка через введение нового словаря и/или изменение значения общеупотребительных слов; - введение ограничений в питании и сне; - контроль межполового общения от полного его запрета или назначения супруга до предписания извращений и проституции; - внушение чувства вины перед организацией и фобии выхода из секты.
Результатом действия таких методик становится подавление личности члена тоталитарной секты и замещение ее манипулируемой личностью. При полной ориентации на лидера подчиненные члены секты подражают ему во всем. Если же глава секты имеет криминальные или извращенные наклонности, страдает психическими расстройствами, то срабатывает механизм психологической индукции, своеобразного заражения сектантов пороками и психическими патологиями основателя. В сектах не подозревающие люди превращаются как бы в детей, полностью зависимых психологически, а часто и материально от своих новых "родителей" - сектантских наставников. И этих "детей" используют в качестве "добровольных" рабов. В сектах люди теряют здоровье, собственность, деньги, и, главное, способность самостоятельно жить в обществе. Если человек все же покинет секту или его выкинут на улицу, когда его работоспособность сильно понизится, то перед ним встанет проблема психологической и социальной реабилитации. Необходимо также учитывать негативное отношение сект к медицине, науке, культуре; их антиисторизм, презрение к родине.
1.3 Известные секты города Новосибирска
1. Баптисты
Секта, вышедшая из среды английских пуритан. Первая баптистская община была создана в 1633 году. Первое влияние секты было незначительным. Только в конце XVIII века, после создания «Проповеднического союза», который объявил своей целью не распространение баптизма, как нового учения, а якобы только проповедь среди американских негров христианства, свободного от догматов, обрядов и общеобязательных символических знаков, движение баптистов встретило сочувствие и материальную поддержку многих богатых американцев. Эта секта распадается на множество толков. Ее деление началось с XVII века, когда баптисты делились на «частных», принявших учение Кальвина о безусловном предопределении, и «общих» или «баптистов свободной воли», признающих всеобщность спасающей благодати Божией. Существуют также организации баптистов, которые тяготеют к иудаизму: «Баптисты 7-го дня», празднующие субботу вместо воскресенья; «Христианские баптисты», отвергающие догмат о Святой Троице, учение об Аде и дьяволе и христианские праздники. Еще существуют: «Баптисты – тункеры», «Баптисты шести принципов», «Евангелийские христиане», «Штундисты», «Евангелисты».
2. «Семья» - «Семья любви» - «Дети Бога» - «Небесная магия» - «Киди-Види», «Всемирный сервис», «Поющие стрелы», «Миссионерство любви»
Псевдохристианская секта, культивирующая свободу сексуальных отношений. Адепты этой секты помешаны на гомосексуализме, педофилии, проституции, активно проповедуют секс между родителями и детьми. Она хорошо законспирирована. Опасна насаждением безнравственности, растлением малолетних. Усилено создает имидж благонадежной организации, в т.ч. своим участием в благотворительных акциях(7). Главный центр культа находится в Цюрихе, российский – в Новосибирске. Известно, что секту спонсируют коммерческие структуры.
Криминал:
1) Бывшая адептка Кристина Джонс в 1994 году выиграла судебное дело за преступления культа, жертвой которых она стала в детстве. По ее рассказам до того как она оставила культ в 12лет, она уже имела половые отношения с как минимум 25 мужчинами.
2) В 1997 году суд присяжных приговорил 49-летнего отца семерых детей к 19 годам лишения свободы по обвинению в развратных действиях по отношению к трем своим дочерям. Старшей из них 18, а младшей 14.
3. «Свидетели Иеговы» - «Издательское общество сторожевой башни Сиона» - Общество «Сторожевая Башня»
Опасная тоталитарная секта антихристианской направленности, учение которой содержит наставления и имеет практику, способные нанести ущерб личности и здоровью адепта, его семье, а также традиционной национальной духовности и государственным интересам. Основатель – Чарльз Тейз Рассел. Богословие свидетелей Иеговы крайне примитивно, противоречиво и ориентировано на людей. Не знающих Священного писания, основ истории философии и физики. Базой богословия являются личные взгляды основателей секты, ошибки и заблуждения которых по мере разоблачения компенсируются подтасовками изолированных из всего текста цитат из Библии и ложным их толковании. Верят в бога Иегова. Секта имеет жесткую и развитую многоуровневую, иерархическую управленческую и финансовую структуру. Отвергает патриотизм и необходимость оборонять свою страну. Сейчас сконцентрировали свои силы в Сибири. В Куйбышеве добились, чтобы им выделили землю под строительство «Зала царств», в Новосибирске они требуют от мэрии выделения строительной площадки для еще одного «Зала царств», чуть ли не в самом центре города.
Криминал:
1) 1996 году скончалась 17-летняя русская последовательница секты «Свидетели Иеговы». Мать-иеговистка не разрешила произвести своей дочери переливание крови, так как это запрещается учениями секты. 2)На Камчатке для пополнения касс секты, иеговистки занимались проституцией.
3) В разное время зарубежом члены секты обвинялись в изнасилованиях, кражах детей, подстрекательствах к убийству и самоубийству, дезертирстве, мошенничестве, расизме, вымогательстве, проституции, нанесении телесных повреждений и т.д.
4) В Москве организация «Свидетели Иеговы» была распущена Головинским районным судом 26 марта 2004г.
4. Мормоны – «Церковь Иисуса Христа святых последних дней»
Харизматическая секта. Основатель – американец Иосиф Смит. Кроме Библии, у мормонов имеются три «священные» книги, которые у них считаются не менее важными, чем сама Библия: 1) «Книга Мормон»; 2) «Учения и союзы»; 3) «Драгоценная жемчужина. Мормонская община организована по теократическому принципу с элементами западной демократии. В Новосибирске эта секта очень активна. Ее представители распространяют среди горожан приглашения на бесплатные курсы английского языка, что, по сути, является вербовкой в секту. Вербовкой весьма действенной, потому что сейчас от многих россиян при поступлении на работу требуется знание иностранного языка. А так как эти курсы бесплатные, люди добровольно идут и ведут своих детей в одну из самых жесточайших тоталитарных сект.
5. Международное Общество Сознания Кришны
Тоталитарный культ восточного направления, характеризующийся насаждением среди адептов антипатриотических и антинациональных воззрений, пренебрежительного отношения к не членам культа. Частью тайной доктрины культа является программа построения единого государства на основе идеологических воззрений МОСК. Американизированная версия индуизма. Доктрина кришнаитов вышла из учения вишнуизма(8). В индуизме бог не личностен и непознаваем. Кришнаиты персонализировали бога и в итоге ему поклоняются, общаясь с ним как с личностью.
Криминал:
1) В конце 1996 года на 20 лет был осужден руководитель общины в Западной Виргинии, «гуру – преемник» Прабхупады за 2 заказных убийства.
2)В самой Индии «Общество сознания Кришны» составляет ядро крайне националистического экстремистского движения «Вишва Хинду Паришад», члены которого известны погромами мусульман и инородцев.
3) В российских СМИ прошло сообщение о зверском убийстве в эвенкийском городе Туре кришнаитом иеромонаха Григория: сектант отрезал еще живому священнику голову.
6. Валеология – «Наука о здоровье» - «Основа безопасности жизни»
Псевдонаучный культ оккультного характера, претендующий на формирование системы мировоззрения граждан современной России, внедрение, взамен традиционных новых духовных и нравственных установок в национальных масштабах. В интерпретации валеологов, термин «валеология» происходит от латинского корня «valeo», который они переводят как «быть здоровым». Более близкое ознакомление с валеологией позволяет определить некоторые особенности этой «науки», характерные для учений многих тоталитарных культов и групп, в особенности движений «Новой Эры». Одна из них – наличие двойного учения.
7. Троянова тропа
Неоязыческий культ с элементами оккультизма. Практики культа направлены на возвеличивание человека до уровня Бога. Неоязыческое учение, проповедующее развитие у человека неких сврхспособностей, сильно перекликающееся с доктриной движения «Новая Эра».
8. «Сахаджа-йога» - Самопознание
Опаснейший изуверский культ с элементами индуистского тантризма, практикующий различные методы восточных медитаций. Секта опасна непредсказуемостью воздействия на психику адептов, развитием у них чувства отчужденности от окружающего мира. Примечательно, что секта, отличающаяся полным мракобесием в отношении медицины, проводит обучающие «медицинские» семинары, на которых предлагает, например, лечить туберкулез, эпилепсию, рак и шизофрению принятием соляных ванн, а болезни позвоночника – втиранием керосина в кожу(9).
Криминал:
1) В 1994 году в городе Бердске было совершено ритуальное убийство последовательницей этой секты Эллиной Марченко полуторагодовалой дочери. Марченко после «обряда очищения» в припадке одержимости сначала пыталась удушить дочь шнуром, а затем нанесла ей 46 (1) прижизненных ударов скальпелем в область сердца и совершила глумление над трупом.
2) В Новосибирске известен случай покушения на убийство мужа женщиной, практиковавшей Сахаджа – йогу.
9. Церковь Сайентологии – Центр Дианетика
Чрезвычайно опасная тоталитарная криминальная организация, отличающаяся крайне бесчеловечными и агрессивными формами воздействия на психику адептов. Основатель – Рон Хаббард. Цель: создание по сайетологической модели нового человека и нового устройства мира, управляемого исключительно по принципам сайентологи.
Криминал:
1) В США Хаббард во время дела о хищении секретных правительственных документов в 1977 году попадает в список виновных, но не осужденных на тюремное заключение преступников.
2) Сам Хаббард в 1978 году во Франции приговаривается к тюремному заключению и штрафу за мошенничество, но уклоняется от наказания путем бегства из страны.
Далее в частности здесь не приводится каждое преступление, которое было совершено адептами этой секты. Приведены только статьи, по которым они привлекались к уголовной ответственности:
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
Статья 105. Убийство
Статья 110. Доведение до самоубийства
Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
Статья 117. Истязание
Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
Статья 124. Неоказание помощи больному
Статья 125. Оставление в опасности
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ
Статья 126. Похищение человека
Статья 127. Незаконное лишение свободы
Статья 129. Клевета
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
Статья 131. Изнасилование
Статья 132. Насильственные действия сексуального характера
Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера
Статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
Статья 135. Развратные действия
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни
Статья 143. Нарушение правил охраны труда
Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
Статья 159. Мошенничество
Статья 163. Вымогательство
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 171. Незаконное предпринимательство
Статья 178. Монополистические действия и ограничение конкуренции
Статья 182. Заведомо ложная реклама
Статья 199. Уклонение от уплаты налогов с организаций
Статья 200. Обман потребителей
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
Статья 233. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ
Статья 235. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью
Статья 239. Организация объединения, посягающего на личность и права граждан
Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Статья 276. Шпионаж
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 291. Дача взятки
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ
Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
Статья 302. Принуждение к даче показаний
Статья 303. Фальсификация доказательств
Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод
Статья 309. Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу
Статья 316. Укрывательство преступлений
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
Статья 325. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей
10. Секта Т.Ф. Акбашева - Ассоциация «Колыбель Сибири» - Филиал Международной Организации «Колыбель мира» - Новосибирский комитет миротворчества
Оккультное учение, уделяет особое внимание педагогике, проблемам материнства и детства. Специфичная цель деятельности: выведение людей «шестой расы», объединение правительств и государств для спасения человечества, стремление к власти, соединение всех религий.
II. Влияние тоталитарных сект на современное общество
Результатом действий тоталитарных сект является непоправимый вред, который они наносят людям и почти всегда этот вред непоправим.
2.1 Последствия посещения сектантских собраний
Влияние тоталитарных сект на психическое здоровье:
1)Невротические, личностные расстройства и фобии. Пациенты, имеющие эту форму, поступили в секты здоровыми людьми и приобрели в них нервные расстройства, которые не достигают уровня психических заболеваний. Под воздействием псевдорелигиозных занятий у них появились отклонения в психическом состоянии и поведении: они рвали родственные и профессиональные связи; часто входили в конфликт с самыми близкими – родителями, братьями, сестрами и друзьями, если те не разделяли их взглядов; их интересы ограничивались только чтением и толкованием сектантской литературы; их мышление полностью копировало мышление их религиозных лидеров, и они превращались в слепых исполнителей данных им указаний. Даже с финансовой стороны они были абсолютно несвободны.
2)Признаки первых психических расстройств. Лица с этой формой также поступили в секты психически здоровыми, но там у них проявилась генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям. Как и у лиц с первой формой расстройств, поводом для вступления в секту стали тяжелейшие житейские ситуации с дистрессорным воздействием. Психопатологические синдромы варьировались в нескольких степенях. У некоторых возникали индуцированные психические расстройства, определяющиеся как паранойя с религиозным содержанием. Это расстройство представляется секторным повреждением личности с сохранением остальных психических процессов. Так же бывали случаи параноидальных, галлюциногенных и депрессивных синдромов.
3)Психические особенности или психические заболевания. Эти люди приходили в секту «за здоровьем», либо их вовлекали, обещая помощь в лечении заболевания. Некоторые проявления болезни этих людей сектанты объясняли как «дар Бога», «воздействие космических энергий» и так далее. У некоторых пациентов психические расстройства наступали не только в связи с участием в парарелигиозных служениях, но и под воздействием применения к ним наказаний. Очень часто становилось известно о частых случаях психического насилия к тем членам секты, которые решились выйти из этих религиозных обществ, а также к их близким.
Случается, что люди, не выдержавшие сеансов психической обработки в сектах, попадали в психиатрические лечебницы. Однако никто не берется установить причинно-следственную связь между влиянием секты и расстройством здоровья, а тем более смертью. В секты попадают, как правило, совершеннолетние люди, обладающие правом выбора - в кого или во что верить. Хотя, чаще всего они и становятся жертвами обмана и хитрых махинаций.
Тоталитарные секты несут в себе опасность на четырех уровнях:
· На уровне личности, потому что они лишают человека свободы, порабощают его и жестоко эксплуатируют. Разрушаются человеческие жизни, ломаются судьбы, наносится тяжелый, а зачастую, и непоправимый урон здоровью, как психическому, так и физическому.
· На уровне семьи, потому что каждая тоталитарная секта являет собой некую эрзац(10) - семью, претендующую на то, чтобы заменить подлинную, настоящую семью человека, вытесняет семейные привязанности и разрушает семейные узы. Развал семей является постоянным спутником тоталитарных сект
· На уровне общества, потому что, в отличие от традиционных конфессий(11), между которыми и обществом идет постоянный взаимообмен, тоталитарные секты ничего не производят и существуют исключительно паразитирующим образом, оттягивая от общества ресурсы, как людские, так и финансовые и всякие иные. Тоталитарные секты не могут ничего производить, и в конечном итоге они избавляются от тех людей, которые уже отдали им все, что имели. Ведь после этого о них надо заботиться, тоталитарные секты в этом не заинтересованы. Ведь гораздо легче завербовать другого человека и заставить его делать ту работу, которую выполнил его предшественник. Таким образом, человек с разрушенной судьбой, с разрушенным здоровьем оказывается на обочине жизни, предоставленный сам себе, с грузом накопившихся и весьма уже нелегких проблем.
· На уровне государства, потому что каждая из них фактически является в нем инородным телом, своего рода государством в государстве. Секта живет по собственным законам, часто противоречащим государственным, и по собственным морально – этическим принципам, противоречащим принципам традиционным. В конечном итоге, для тех, кто находится в секте, то, что хорошо для нее, то и есть высшая нравственность и высший закон.
2.2 Борцы против сект
Ярым борцом с влиянием тоталитарных сект в Новосибирске является Русская Православная Церковь, точнее - служители собора Александра Невского. Они собирают информацию о деятельности сект в Новосибирске и Новосибирской области, ежегодно издают справочник "Религии и секты в современной России", где содержатся сведения о нетрадиционных религиях и деструктивных сектах. Два года назад священники провели пикет возле новосибирского центра "Дианетика". Более новые данные пока неизвестны. Но сил у Церкви не хватает. Этот центр был основан в 1994 году. Он начинал свою работу со сбора информации о сектах, которые действуют на территории России. В Новосибирской области насчитывалось на прошлый год более 200 официально зарегистрированных религиозных объединений, а сейчас их еще больше. Подавляющая их часть - это традиционные религии. Около пяти десятков - религиозные деструктивные структуры.
Известно, что в специальных разведшколах тоталитарных сект обучают технологиям получения интересующей информации незаметно для того, кто эту информацию озвучивает. Болтун потом и не вспомнит, о чем конкретно шел разговор. Это очень простой способ, элементы которого в повседневности использует каждый. В мощное "оружие" эти элементы превращаются, когда их применяют в системе. Технологии, которыми пользуются апологеты(12) той или иной секты, похожи на разведывательные. Человек не успевает осознать, как оказывается в сетях тоталитарных структур, миссионеры которых заполонили улицы и метро города.
Еще недавно тоталитарные секты воспринимались исключительно как социальный феномен, но в прошлом десятилетии они сделались одной из главных проблем международной безопасности. Сайентологи, кстати, знамениты так называемыми реабилитационными программами "Нарконон" и "Криминон", реклама которых не сходит со страниц новосибирских СМИ(13). Так же здесь хочу рассказать про Международную конференцию «Тоталитарные секты и демократическое государство», которая состоялась в Новосибирске 9-11 ноября 2004 года. Она стала одной из самых представительных конференций в России, посвященных проблемам сектантства: 612 участников – граждане России, Украины, Казахстана, Германии, Австрии, Франции, Болгарии и Канады. Инициаторы и организаторы конференции – Новосибирская епархия Русской Православной Церкви и ее Информационно – консультационный центр по вопросам сектантства при соборе во имя св. Александра Невского – получили о своей работе самые высокие отзывы и считают опыт проведения международной встречи удавшимся. На этой конференции присутствовали и выступали такие известные люди как: В.А.Толоконский (губернатор города Новосибирска), С.Янакиев (протоирей Болгарской Православной Церкви), Гюнтер Бекштайн (министр внутренних дел ФРГ), А.Л.Дворкин (профессор, доктор философии, кандидат богословских наук, зав. кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского богословского университета), Жак Ришар (почетный президент Европейской федерации центров по сбору и распространению информации по деструктивным культам, Франция).
2.3 Сектантский бизнес
По мнению специалистов, сейчас Россия переживает вторую волну популярности тоталитарных сект. Первая волна прошла в середине 1990-х. За эти годы секты успели пустить корни в стране, наладить работу по привлечению новых адептов и отрегулировать механизм получения финансовой прибыли. Короче, вышли на самоокупаемость, как и положено нормальному бизнес - проекту.
Основную опасность психологи, религиоведы и социологи видят в двух направлениях развития сект. Первое - это проникновение агитаторов в педагогические коллективы школ, колледжей, институтов и в учреждения специальной соцпомощи. Особенно это касается реабилитационных центров для наркоманов. Второе - подготовка кадров для террористических организаций. Этим, конечно, занимаются не все секты, но вообще опасность исходит от любого "пророка", способного продать террористам готового "кадра". Такой камикадзе за светлую идею готов убить и себя, и товарища по вере, и тем более врага всеобщего счастья.
- Несмотря на то, что в России пошел уже второй этап развития сект, мотивация их лидеров остается прежней: финансовая прибыль и власть над людьми, - сказал "Известиям" Александр Дворкин, президент Центра религиоведческих исследований во имя Иринея, епископа Лионского, - Секты ничего не производят, среди адептов нет знаменитых художников или ученых. Значит, они зарабатывают по-другому. Им необходимо привлекать новых и новых людей, чтобы вместе с ними привлекать и денежные средства. Любую секту можно уподобить кругу огня, который, чтобы распространяться, должен становиться все шире и шире. Причем лидер является рабом своего положения - он не может безболезненно выйти из центра этого круга.
Интересно, что инструментом воздействия на человека в секте могут быть не только религиозные беседы и внушения. По словам Александра Дворкина, религиозной составляющей может вообще не быть. Часто с жертвой работают психологи, а не священнослужители. Типичный пример - "психосекты".
III. Способы борьбы с сектами
3.1 Как поступить, если вы считаете, что вас хотят завербовать в какую – либо секту?
Все мы приучаемся жить при новых рыночных условиях. Рынок воцарился во многих областях нашей жизни, в том числе, увы, и в религиозной. На нас обрушился грандиозный поток религиозной информации подчас чисто рекламного характера. Вновь и вновь мы встаем перед выбором. Думаю, на сегодняшний момент вряд ли найдется человек, ни разу не сталкивавшийся с миссионерами, учителями, проповедниками новых религий, учений, философских систем. В наших городах появилось множество религиозных групп и организаций. О некоторых из них мы раньше знали лишь понаслышке, о многих - не слышали вообще никогда. И каждая провозглашает себя носительницей истины в последней инстанции, которая способна вас спасти, помочь преодолеть все ваши проблемы и добиться невиданных успехов.
Как узнать, насколько истинны эти обещания? Как узнать, не принадлежит ли подошедший к вам человек к тоталитарной секте (деструктивному культу)? Как узнать, не являетесь ли вы объектом вербовки, не вовлекают ли вас в организацию, в которую вы, при наличии у вас полной о ней информации, никогда бы не пошли? Сразу хочется предупредить, что все нижесказанное не относится к традиционным в нашем регионе религиям, плоды, деятельности которых мы можем увидеть в культуре и истории нашей страны. Здесь говорится лишь о новых, неизвестны вам ранее религиозных учениях и теориях. Обращаясь, прежде всего, к людям, еще не сделавшим свой религиозный выбор, хотелось бы чтобы они были бдительны. Это неправда, что Православная Церковь борется с инаковерующими, боясь конкуренции. Она лишь предупреждает: если уж нам довелось жить при религиозном рынке, будем грамотными потребителями. Ведь каждый человек со вниманием относится к покупке товара, проверяет его на качество и остерегается подделок. Но, приобретя некачественный товар, вы лишь потеряете деньги. Имея дело с духовными подделками, вы рискуете гораздо большим: всем своим имуществом, окружением, карьерой, семьей, здоровьем, да и всей вашей жизнью, наконец.
Итак, если к вам подошел кто-либо, приглашающий вас прийти на лекцию или семинар, обещающий вам интересную работу в иностранной фирме с высокими заработками или предлагающий ввести в вашей школе (институте, на предприятии) новый учебный курс, посоветуем вам задать этому человеку несколько конкретных, точных вопросов про деятельность этой группы, которые помогут отсеять, по к