Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности
1 Современное состояние проблемы самоактуализации личности в психологии
1.1 Развитие теории самоактуализации в зарубежной и отечественной психологии
1.2Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире
2 Теоретические проблемы исследования влияния уровня
притязаний на самоактуализацию личностиУровень притязаний как объект психологических исследований
2.1 Уровень притязаний как метод исследования самоактуализирующейся личности
3 Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня притязаний и характера самоактуализации личности
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Результаты и анализ исследования взаимосвязи уровня притязаний и самоактуализации личности
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время всё большее количество специалистов из разных областей знания (педагоги, психологи, социальные работники) обращаются к проблеме самоактуализации личности. Под самоактуализацией в современной психологии понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Осознание и развитие личностью своего собственного потенциала позволяет эффективно воплощать свои способности в личной и профессиональной жизни, ощущать удовольствие от собственных достижений.
Различные стороны самоактуализации личности рассматривались как в зарубежной (А. Маслоу, К. Роджерс, Франкл и др.), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, Т.И. Артемьева, Е.И. Головаха, Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, Д.А. Леонтьев, и др.). В настоящее время активно исследуется специфика самоактуализации в профессиональной сфере (Н.Ф. Бачманова, Т.А. Верняева, Л.А. Коростылева), рассматриваются гендерные и возрастные особенности самоактуализации (Е.Е. Вахромов, И.С. Кон, Ю.А. Миславский). Несмотря на пристальное внимание к проблеме самоактуализации, появление новых подходов к ее решению, она остается слабо разработанной и оценивается как современная сверхсложная проблема.
Маслоу в своей последней работе «Дальние пределы человеческой психики», где он обобщил характеристики самоактуализации, отмечает, для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний, стремление к максимальной реализации своих талантов и возможностей.
В наше время широких возможностей далеко не все используют выпадающие им шансы, немногие развивают свои способности, воплощают в реальность свои проекты и мечты. Важнейшими составляющими личностной активности являются притязания, которые непосредственно связаны с целеполаганием, так как, ставя перед собой какие-либо цели, мы предполагаем определенный результат при их достижении. От характера уровня притязаний зависит успешность самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые человек ставит перед собой, стратегия достижения этих целей.
Многочисленными исследованиями в зарубежной и отечественной психологической науке продемонстрировано значительное влияние, оказываемое на самосознание, самоотношение, отношение к деятельности и на сами мотивы, особенностями уровня притязаний, ценностных ориентаций (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, Н.А. Батурин, Л.И. Божович, А.А. Бодалев, Л.В. Бороздина, В.К. Гербачевский, И.С. Кон, К. Леонгард, X. Хекхаузен, Ф. Хоппе и др.).
В проблеме исследования притязаний существует ряд противоречий, а накопленный эмпирический материал разнороден, наблюдается недостаток исследований, посвященных механизмам влияния уровня притязаний на личностные характеристики.
В связи с тем, что проблема связи уровня притязаний и самоактуализации личности недостаточно рассмотрена в теоретическом плане и экспериментально не изучены особенности самоактуализации при разных уровнях притязаний, считаем данное исследование актуальным.
Цель исследования: выявление взаимосвязи самоактуализации и уровня притязаний личности.
Объект исследования: самоактуализация и уровень притязаний студентов.
Предмет исследования: характеристики самоактуализации личности у студентов с разным уровнем притязаний.
Гипотеза: самоактуализация личности связана с уровнем притязаний, для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретических подходов к исследованию уровня притязаний и самоактуализации личности;
2. Подбор диагностических методик в программу эмпирического исследования;
3. Проведение эмпирического исследования, направленного на раскрытие уровня притязаний и самоактуализации студентов;
4. Обработка и интерпретация результатов исследования с целью выявления характера связи между уровнем притязаний и самоактуализацией у студентов.
Теоретико-методологической основой исследования являются основные положения гуманистического и экзистенциального подходов к самоактуализации (А. Маслоу, Р. Роджерс, В. Франкл, Д.А. Леонтьев), комплексный и акмеологический подходы (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А.Деркач), психологическая теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие психодиагностические методики:
1) моторная проба Шварцландера (методика на определение уровня притязаний);
2) самоактуализационный тест (САТ) (авторы Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В.).
Методы беседы и анализа продуктов деятельности использовались в качестве вспомогательных в целях проверки и уточнения достоверности данных, полученных в ходе эмпирического исследования студентов.
Для проведения статистической обработки данных использовался метод линейной корреляции К. Пирсона.
Выборку составили студенты гуманитарных вузов г. Орла в возрасте 18-20 лет в количестве 50 человек.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практических психологов и педагогов при решении задач формирования личности, с целью развития и гармонизации внутренних условий самоактуализации.
Данная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, глоссария, списка использованной литературы, приложений.
1 Современное состояние проблемы самоактуализации личности в психологии
1.1 Развитие теории самоактуализации в зарубежной и отечественной психологии
Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии. Взгляды на феномен и природу самоактуализации, особенности её проявления в жизни и деятельности человека практически совпадают у представителей различных зарубежных философских и психологических направлений (К.Гольдштейн, А. Маслоу, К.Роджерс, Ж.-П.Сартр, В.Франкл, Г.Олпорт и другие). В основе идей самоактуализации личности в зарубежной психологии лежат следующие положения. Каждый человек в отдельности уникален. Уникальность определяется способностью осознавать свою специфичность в каждый момент времени. Человек никогда не статичен, он всегда находится в процессе становления. Основа изучения и понимания человека — это субъективный опыт, то есть теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности. Люди являются активными творцами собственной жизни.
Впервые термин «самоактуализация», как научную категорию, ввел К.Гольдштейн (1939). Он предлагал рассматривать симптомы в контексте личности пациента, основывая на этом свою теорию когнитивной реабилитации. Он объяснял ряд изменений в поведении больных с повреждениями мозга с помощью понятий «самоактуализации» и «самореализации». Согласно К.Гольдштейну «самоактуализация обозначает способность перестройки организма под воздействием травмы» (19, С.12). Он утверждал, что самоактуализация является основным и единственным мотивом организма, служащая предпосылкой для самореализации всего организма, основой развития, самосовершенствования, творческой тенденцией личности. То, что может показаться при первом приближении действиями, вызванными иными мотивами, — лишь проявление главной силы жизни — самоактуализации. Самоактуализация — это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность — это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение. Гольдштейн считает, что нормальный, здоровый организм — это тот, в котором «тенденция к самоактуализации действует изнутри и который преодолевает сложности, возникающие из-за столкновений с внешним миром не на основе тревоги, но благодаря радости победы» (38, С.138). Для Гольдштейна самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив, рост часто может привести к определенному страданию и боли.
Развитие теории самоактуализации связывается, прежде всего, с именами Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.
А. Маслоу (1954), ученик Гольдштейна, использовал понятие «самоактуализация» в контексте изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы. В центре концепции самоактуализации лежит вера в индивидуальный опыт человека, способность открывать и обнаруживать в себе уникальный личностный потенциал, самостоятельно определять направление и способы личностного роста. Побудительной причиной самоактуализации выступает не противоречие, а согласование между внутренней натурой человека и решениями, которые он принимает как деятель.
В предисловиях к своим работам он пишет: «Этот термин, впервые встречающийся у К.Гольдштейна, нами употребляется в гораздо более специфическом значении. Он означает стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций» (21, С.69).
А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих») проблем жизни. Так, что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностным и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), — и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть, самоактуализация — это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам»(21, С.186). Понятие «самоактуализация» неявно подразумевает, что у человека наличествует некая «самость», которая должна быть актуализирована. По мнению Маслоу, самость представлена личностными смыслами и ценностями, которые составляют ядро человеческой жизни. Часто бывает, что смыслы и ценности личности заслоняются внешними социальными оценками тех или иных моментов бытия. Чужие оценки, будучи ассимилированными человеком, затеняют его личное мнение и, тем самым, отбрасывают его на пути к самоактуализации. Поэтому первейшим шагом к самоактуализации является способность человека доверять не чужим, а собственным оценкам и мнениям, «прислушиваться к внутреннему голосу своей самости» (21, С. 91). Самоактуализация предполагает ответственность за то, что говорит и как поступает человек. Маслоу утверждает, что взятие на себя ответственности за результаты деятельности есть важное условие самоактуализации. «Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется» (21, С. 92).
Маслоу утверждает, что нельзя делать самоактуализацию целью сознательных усилий. Чем больше рвение человека стать самоактуализированной личностью, чем сильнее он тянется к высшим переживаниям, тем упорнее эти состояния убегают от него. Секрет самоактуализации в том, чтобы посвятить все усердие, какое только есть у человека, любимому делу и тогда переживания триумфа от добротно выполненной работы станут мимолетным моментом самоактуализации.
Важным условием самоактуализации является высокий уровень осознанности сильных и слабых сторон своей личности, а также готовность отказаться от психологических защит. Только при этом условии человек может адекватно понять свое призвание и сделать его дорогой к самоактуализации (21, С. 190).
К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что всё поведение вдохновляется и регулируется неким мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать свои способности, чтобы сохранять и развивать личность»(30, С. 45). В контексте теории Роджерса тенденция самоактуализации – это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь наполненную смыслом, поисками и волнениями. По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован тем, что живёт. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие, они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным.
К. Роджерс, как и А. Маслоу, хотел, чтобы человек обращал взор к тому, кем он может быть. По Роджерсу это означает жить насыщенно, полностью осознано, полностью ощущать человеческое бытие, то есть, «полноценно функционировать» (38, С. 379).
Согласно теории Г. Олпорта, личность представляет собой «развивающуюся и открытую психофизиологическую систему, ядро которой составляет человеческое Я» (27, С.132). Особенностью этой системы является стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, к самоактуализации. Г. Олпорт считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам, и на этом основании подверг экспериментальному изучению иерархию культурных ценностей, на которые ориентируются различные типы людей. Также Г. Олпорт выдвинул положение о том, что мотивы, возникающие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно (38, C. 94).
В отечественной психологии понимание самоактуализации обусловлено разработкой и применением деятельностного подхода (П.А. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), а в дальнейшем системного и акмеологического подходов (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, А.А.Дергач, В.Н. Мясищев и др.), ставших теоретико-методологической основой изучения потенциальных возможностей личности. Многие представители отечественной психологии в своих теориях касались сущности феномена самоактуализации, преломляя его через категории «деятельность», «система отношений», «индивидуальность», «субъект», «жизненный путь» и др.
По мнению С.Л. Рубинштейна, основными признаками субъекта являются его способности к саморазвитию, самоопределению, самосовершенствованию, другими словами, способность достичь высшего, оптимального уровня своего развития. Понятие «самоактуализация» определяется им через категорию «направленность», рассматриваемую как характеристика личности, в которой соединены и динамическое и содержательное, и отражательный аспект и отношенческий (эмоциональный). Где на новом уровне раскрыты волевые качества личности в том смысле, «насколько и в каком направлении сумела личность придать единство своим влечениям, желаниям, и применить свою волю для их реализации в личностно-ценных и общественно-значимых формах». (31, С. 43)
Б.С. Братусь рассматривает в личности тенденцию к самоактуализации как «созидательную творческую активность психики человека, её преображающее влияние, как на социальные общественные процессы, так и на собственное развитие (26, С.134)
В акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.) исследуются закономерности, тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуществление человеком своего творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности. Акме рассматривается как вершинная, предельная, пиковая точка в творческом саморазвитии человека, в которой наиболее полно проявляется его зрелость как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Под самоактуализацией в акмеологии понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека как специалиста в актуальные как в самом процессе профессиональной деятельности, так и в период подготовки к ней, в процессе обучения, в том числе и школьного. В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма (1, С.29).
В философско-методологическом и культурологическом аспектах теория самоактуализации развивается в теориях личности Л.И. Антроповой, И.А. Витина, Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухамеджанова. Самоактуализация личности рассматривается ими как источник, побуждающий к поиску смысла жизни и как фактор духовного роста. Н.Л. Кулик, видит в самореализации реальный процесс превращения деятельностных характеристик человека, его сущностных сил в способ человеческого бытия, в «мир человека», в предметный мир человеческой культуры. Творческая самодеятельность человека в данном аспекте выступает как способ самоосуществления личности, как внутреннее содержание этой деятельности и единственно достойный человека и общества способ бытия (11, С.169).
Этому созвучны воззрения И.А. Витина, который считает понятие «самоактуализация» центральным в современном научном гуманитарном знании. По его мнению, теория самоактуализации является одной из наиболее удачных попыток не только поставить, но и решить (в известных пределах) проблему личности в современной общественной ситуации. В России значимость разработки этой теории возрастает в связи с отказом от понимания личности как части коллектива и поиском более сложных моделей развития личности, включающих представления о ее неповторимости, уникальности, единственности. Самоактуализация рассматривается И.А. Витиным как процесс непрерывный, предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря делу, которое человек делает своим (11, С.182).
В психологии и педагогике теорию самоактуализации развивают А.Г.Асмолов, П.И. Пидкасистый, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман и др.
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев рассматривают личность человека с философско-антропологической позиции как персонализированную, самоопределившуюся самость среди других, для других, и только таким образом – для себя. В этом смысле самоактуализация есть процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, и требует освоения им норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе. Понять свою самость в истинном, полном значении этого слова – значит усмотреть в ней идеальную, очевидно осмысленную необходимость бытия в мире действительности. Только осознание этой истинно духовной реальности позволяет человеку открыть свою субъективную реальность как проекцию самости(28, С. 42).
Новейшие тенденции в изучении самоактуализации связаны со смещением интереса исследователей на изучение предельных моментов самоактуализации, возникающих в тех случаях, когда позитивное решение в проблемно-конфликтной ситуации крайне затруднительно или даже невозможно на основании ранее усвоенных шаблонов поведения. Самоактуализация представляет собой также постоянный процесс раскрытия своих потенциальных возможностей. Это означает применение своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать» (17, С. 48).
Акт самоактуализации – это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) – в случае неудачи.
Самоактуализация обеспечивается правильностью каждого решения из длинной вереницы жизненных выборов человека. Каждый жизненный выбор продвигает человека на один шаг ближе к личностному регрессу или прогрессу. Самоактуализация – это кумулятивный результат жизненных выборов человека, который движется в направлении пределов собственного развития. «Самоактуализация – это процесс, он предполагает, что каждый раз, делая выбор, мы выбираем, что достойнее остаться честным, не лгать, что честнее не красть, чем красть, или, обобщая, – каждый из вставших перед нами выборов мы совершаем в пользу личностного роста» (21, С. 57).
О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья (21, С. 157).
Таким образом, самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, ее личностного роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни. Она неотделима от процесса рефлексии, пронизывающего все составляющие личностного роста: самопонимание, аутосимпатию, ценности, смыслы. Поэтому, для того чтобы наиболее полно рассмотреть описываемый процесс, необходимо обратиться к характеристике выше упомянутого понятия.
1.2 Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире
Размышления на тему смысла жизни и действия, направленные на практическое его осуществление позволяют человеку перейти от реактивного существования к самоактуализации, жизнетворчеству, подлинному Бытию в Мире, развивать себя как личность, как субъекта деятельности, как индивидуальность. Этот путь позволяет ему бороться за достижение вершин в жизни и профессиональной деятельности, за достижение общественного блага.
Проблема возможности нахождения человеком значения и смысла вещей и предметов, жизненных событий и жизни в целом известна со времен древнего мира. Именно с тех пор во всех литературах появляются произведения, в которых человек, ранее задумывавшийся только над «внешними» вопросами: Что есть мир? Откуда он и для чего он существует? Есть ли в нем обязательные для всех законы? - задается качественно новыми, «внутренними» вопросами: Кто я? Откуда я, зачем и куда: в чем тайна моего рождения и смерти? Есть ли в мире нечто важное для меня, к чему я должен стремиться? Как могу я достичь подлинного блага, если оно существует? И пытается ответить на эти вопросы. В этих вопросах, иногда называемых первыми, а иногда – последними, и в попытках найти на них ответы заключается проблема Человека, над разрешением которой до сих пор ломают головы лучшие умы человечества, осознание наличия которой приводит к самовыделению человека как носителя особой миссии в мире.
Найденный для самого себя более-менее устойчивый к внешним воздействиям ответ на перечисленные выше «внешние» и «внутренние», «первые» и «последние» вопросы, таким образом, становится высшим регулятором жизнедеятельности человека, который можно называть самопредназначением или личностным смыслом (7, С.21). Таким образом, понимаемый смысл есть возможное прижизненное приобретение человека, результат его деятельности по преобразованию самого себя и окружающего мира, опыта осмысления успехов и поражений в этой деятельности, переживания любви и ненависти, надежд и разочарований, успехов и провалов, следствие принятия на себя ответственности за свою жизнь и жизнь своих близких.
Мотив самоактуализации, находящийся на высшей ступени в иерархии человеческих потребностей, задаёт цель человеческому развитию, а также выступает как своеобразный механизм развития личности и достижения личностного способа существования. Объективно существующий мир предоставляет каждому человеку определенное жизненное пространство, ситуацию, в которой существует множество проблем, множество путей их решения, а человек в качестве субъекта обладает некоторой степенью свободы выбора проблем и методов их решения. Выбирая под давлением или по своей воле проблемы и пути их решения, он неизбежно вступает в социальное и культурное взаимодействие с другими людьми, добиваясь успехов в решении поставленных задач и терпя поражения. Общение и взаимодействие с другими людьми в процессах жизнедеятельности позволяет каждому человеку изменять, на основании анализа полученных положительных и отрицательных результатов и обсуждения опыта, свою индивидуальную картину мира. Индивидуальная картина мира развивается, выстраивается человеком из разрозненных образов, укорененных в детстве, и характеризуется той или иной степенью соответствия объективной картине мира. Эта степень зависит, во-первых, от представленности в индивидуальной картине мира объектов мира действительности и их взаимосвязей, и, во-вторых, от количества и меры искажений в отдельных представлениях. Я могу узнать о степени соответствия моей индивидуальной картины мира, миру действительности только одним способом: предпринимая практические шаги, пытаясь решать те проблемы, которые я вижу передо мной стоящими, теми способами, которые кажутся мне адекватными. Каждая индивидуальная картина мира, таким образом, является продуктом мышления человека, осмысливающего свой жизненный путь, и является динамическим образованием. Каждое воспринимаемое и осознаваемое событие в жизни является, таким образом, предпосылкой для изменения индивидуальной картины мира и, следовательно, жизненных планов и методов их исполнения (6, С.49).
У представителей гуманистической психологии, по мнению В.Г. Грязевой-Добшинской, можно обнаружить ряд утверждений, которые отражают представление не только о том, как существует личность, но и представления зачем, с какой целью она существует, каким должен быть способ существования человека, чтобы считаться личностным. Понятие самоактуализации формирует представление о способе существования, и также может быть рассмотрено как цель и ценность здоровой личности. «Создаётся впечатление, как будто у человека есть единственная цель, к которой стремятся все люди. Разные люди называют её по–разному: самоактуализация, интеграция, индивидуализация, креативность, но все согласны в том, что это синонимы реализации потенциала индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать (11, С.93).
Основатель логотерапии В. Франкл рассматривает актуализацию как постижение «созидательных» ценностей, «ценностей переживания и ценностей отношений», то есть жизнь требует от человека духовной гибкости, с тем, чтобы он мог регулировать свои усилия сообразно с возможностями, которые она ему предоставляет. Процесс «постижения смысла» характеризует более высокую стадию развития, чем «присвоение» уже известного, «представленного» человеку смысла. Именно в этом и выражается процесс самоактуализации. «Осуществляя смысл, человек реализует сам себя»(37, С.156)
Как отмечает Л. Столяренко, анализируя концепцию В.Франкла - деградации личности могут способствовать психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности складываются из:
1) формирования психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);
2) создания дефицита благ, когда ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;
3) создания «чистоты» социального окружения, т.е. разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», создания вины и стыда за себя;
4) создания культа «самокритики», признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;
5) сохранения «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);
6) формирования специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).
В результате всех этих факторов для человека становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности». У человека формируется несколько «Я», изолированных функционально друг от друга. Образуется «экзистенциональный вакуум», когда человек потерял «животные инстинкты», социальные нормы, традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не знает, что он хочет (а может уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз») (37, С.129). Такому человеку, по мнению В. Франкла, требуется «логотерапия - борьба за смысл жизни». Не человек спрашивает себя, в чем смысл его жизни, а жизнь спрашивает нас, и мы даем ответ своей жизнью.
Самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то более высокому. Эти ценности (среди них добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности.
Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть». В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий. Самоактуализация, вместе с тем, предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе» (37, 190).
Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:
- полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать и принимать ее);
- принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты, есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);
- профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;
- автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
- способность к пониманию других людей, внимание и доброжелательность к людям;
- постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
- различение цели и средств, зла и добра («не всякое средство хорошо для достижения цели»);
- спонтанность, естественность поведения;
- юмор;
- саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;
- готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности (21, С.189).
Конгруэнтность это состояние целостности и полной искренности, когда все внутренние убеждения, стратегии и поступки человека полностью согласуются между собой и ориентированы на получение желаемого результата. Развитие личности – это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это актуализация как тенденция к пониманию своего «реального Я».
Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите. Понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста – вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации (7, С.129). Таким образом, предполагается, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью реализуют свой врожденный потенциал.
Основное в жизни зависит от самого человека. Наперекор всевозможным трудностям, человек способен сделать свою жизнь более удачной, творческой и счастливой. Чтобы раскрыть эти способности, необходимо определить главные ориентиры, выбрать свою концепцию жизни. В общем случае, как отмечает П. Иваницкая, мы имеем дело со специфической психологической категорией «стратегии жизни», которая определяется как «целостное представление человека об основных путях и методах достижения своей стратегической цели в жизни» (23, С.14).
Конечно, естественное течение жизни всегда вносит свои коррективы. Но, невзирая на это, процесс жизнетворчества предусматривает: осмысление человеком своего назначения; выработки жизненной концепции и жизненного кредо; сознательный выбор жизненных целей и оформление их в жизненную программу как систему долговременных целей и средств их достижения в определенной временной перспективе.
«Основная жизненная цель, - писал Г. Ващенко, - которую ставит перед собой человек, является двигательной силой в ее деятельности, тем стержнем, около которого концентрируются сила и способности. Поэтому можно считать, что она, как выражение воли человека, формирует его психически и физически»(11, С.121).
Существуют разные концепции жизни и способы их реализации – потребительская и жизнеутверждающая. Они могут войти в обоснование человеком активности своего «Я». Как определить то главное в жизни человека, что требует понимания и пояснения? Можно ответить так: любовь, труд, знания. Можно изменить последовательность этих слов, но они все равно останутся, по сути, тем самым: высшие чувства, организованная активность, познавательная деятельность, «Я» - активность. Имеет ценность то, что эволюционирует. Эволюция – это путь к совершенству, который еще называют моральным сознанием и формированием идеалов (11, С.144).
Человек может и должен стать творцом собственной психической реальности. Из философии известно, что критерий и