Ссылка на архив

Влияние психопрофилактических занятий на уровень тревожности у женщин во время беременности

Реферат

Основной идеей диплома выступает мысль, что занятия акватренингом необходимы для снижения тревожности беременной женщины. Вода обладает уникальным свойством не только помогать физически, но и влияет на психоэмоциональное состояние.

Изученные теоретические источники и практический эксперимент призваны дать ответ на вопрос: «Могут ли занятия в бассейне улучшить психическое состояние женщины во время беременности».


Оглавление

Введение 3

Глава I. История и современное состояние психопрофилактики_ 6

Глава II. Состояние психики и тревожности в время беременности_ 24

2.1 Психика с точки зрения перинатальной психологии_ 24

2.2 Структура и сущность тревожности во время беременности_ 38

2.3 Занятия в бассейне (акватреннинг) как способ усовершенствования психопрофилактических занятий для снижения уровня тревожности_ 45

Глава III. Исследование состояния тревожности во время беременности_ 56

3.1 Обследование контрольной и экспериментальной группы на выявление тревожности 56

3.2 Комплекс занятий в бассейне на снижение тревожности_ 61

3.3 Итоговое обследование на выявление уровня тревожности_ 64

Заключение 68

Библиографический список 70

Глоссарий_ 72

Приложение 1. 74

Приложение 2. 76

Приложение 3. 77

Приложение 4. 85

Приложение 5. 87

Приложение 6. 94

Приложение 7. 99

Приложение 8. 102

Приложение 9. 104


Введение

Уникальность состояния беременности трудно переоценить. Все женщины, прошедшие через этот период, отмечают его как совершенно непохожий, очень сильный по уровню переживаний, специфичный по комплексу ощущений. Кто-то выделяет позитивную сторону этого периода жизни, кто-то — негативные ощущения, боли, болезни. Но всегда это период значимый, неповторимый, непохожий на другие периоды жизни женщины.

Проблема сохранения здоровья матери и ребенка является одной из фундаментальной проблем современного общества. С этим связано существование большого количества клинических и другого рода работ, в которых освещаются различные аспекты беременности. То есть это не только медицинская, но и социальная проблема, имеющая и экономические, и нравственные, и общественные составляющие. До последнего времени изучалась в основном биологическая сторона этого явления. Лишь в последние годы возник интерес к психологическим проблемам беременности. Если первоначально исследовательский интерес ограничивался только психологическим обезболиванием при родах, то теперь начинают привлекать внимание и другие стороны.

Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на беременность и роды. Выделяется внутриутробная гипоксия, нарушение плацентарного кровообращения, аномалии родовых сил и течения родов (А.О.Сырина, Г.Дик-Рид и др.).

Г.Б.Малыгина, Е.Г.Ветчанина, Т.А.Пронина выявили, что характерными патологиями беременных с эмоциональным стрессом являются токсикоз первой половины беременности (46,26%),раннее развитие гестозов (45,45%), хроническая плацентарная недостаточность в третьем триместре (56,65%). В результате новорожденные в 76% случаев рождаются в состоянии гипоксии различной степени и в28,21% случаев им требуется длительная реабилитационная терапия. Беременность у женщин с признаками эмоционального стресса в 16,63% случаев заканчивается преждевременными родами, в 10,86% - выкидышами.

А.И.Захаровым систематизированы психологические факторы, способствующие появлению эмоционального стресса при беременности, среди которых не последнюю роль играет тревожность – склонность к беспокойству и страхам.

Таким образом, мы видим, что психологический стресс несет с собой целый комплекс перинатальных проблем. Своевременная коррекция психологического состояния является аналогом профилактики аномалий родовой деятельности, безболезненности родовых схваток.

В последнее время появляется все больше центров, где проводят специальную гимнастику для беременных, но на поздних сроках женщинам иногда тяжело заниматься. Альтернативой являются занятия в бассейне.

Вода действует путем особого взаимодействия сил. Сила тяжести, тянущая тело вниз, действует в направлении, противоположном подъемной силе воды. За счет этого упражнения в воде оказывают особенно щадящее воздействие на суставы, позвоночник и межпозвонковые диски, а, как известно, нагрузка на позвоночник во время беременности возрастает. Одновременно даже самые медленные движения в воде обладают более высоким тренировочным эффектом, т.к. для их выполнения требуется преодоление сопротивления воды. Занятия в воде оказывают влияние не только на мускулатуру, но и на кровообращение, дыхание и психическое самочувствие женщины.

Цель данной работы – выявить влияние психопрофилактических занятий, включающих в себя упражнения в бассейне (акватреннинг), на уровень тревожности у женщин во время беременности.

Задачи, которые решались в процессе работы:

1. изучение становления и современного состояния психопрофилактики;

2. изучение состояния психики и тревожности во время беременности;

3. рассмотрение занятий в бассейне (акватренинг) как способ усовершенствования психопрофилактических занятий для снижения уровня тревожности;

4. выявление уровня тревожности у беременных;

5. разработка комплекса занятий в бассейне на снижение тревожности;

6. нахождение оптимальных путей снятия тревожности у беременных при помощи занятий в бассейне (аквагимнастика).

Методы, используемые при написании работы:

- теоретический анализ литературных источников;

- наблюдение;

- тестирование;

- обработка результатов.

Гипотеза: нами было выдвинуто предположение, что беременные женщины, занимающиеся аквагимнастикой, имеют более низкий уровень тревожности, чем беременные женщины, которые не посещают занятия бассейне.

Исследование проводилось на базе женской консультации №1 Ленинского района г. Новосибирска. В эксперименте приняли 30 беременных женщин в возрасте от 20 до 30 лет.


Глава I. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ

Одной из причин возникновения перинатальной психологии явились противоречия, которые ощутили и специалисты, занимающиеся родоразрешением, и родители (матери, отцы), и желающие иметь детей. С одной стороны, медицина развилась до таких диагностических и фармакологических высот, что может контролировать сложнейшие функции человеческого организма. С другой стороны, при этом успешность родов и здоровье потомства систематически ухудшаются.

Психогигиена и психопрофилактика (от греч. hygienos — целебный и prophylaktikos — предохранительный) — области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы психогигиены и психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информацию населения и т. д. Специальными задачами современной психопрофилактики являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т. п.

Формирование перинатальной психотерапии в качестве отдельного направления во многом вызвано необходимостью приостановки тенденции роста количества новорожденных с нервно-психическими расстройствами. Причин этого явления много: и успехи медицины, приводящие к уменьшению смертности детей с патологией в прошлые годы несовместимой с жизнью, и неудовлетворительная психопрофилактическая работа с беременными, и ошибки родовспоможения, и ухудшение экологии, и рост наркомании.

К особенностям перинатальной психотерапии на современном этапе ее развития следует отнести:

1. диадический характер объекта психотерапевтического воздействия (системы «беременная-плод» или «мать-дитя»);

2. семейный характер проблем, которые она предназначена решать;

3. низкий уровень осведомлённости пациентов, нуждающихся в перинатальной психотерапии, о возможности её получения;

4. необходимость активного выявления нуждающихся в перинатальной психотерапии и формирования у них мотивации на лечение;

5. ятрогенный и психологогенный характер ряда нарушений, являющихся показанием к применению психотерапии;

6. последовательную смену задач, связанных со стадиями жизнедеятельности семьи, этапами реализации репродуктивной функции;

7. необходимость тесного сотрудничества перинатального психотерапевта с другими специалистами (акушерами-гинекологами, неонатологами, психологами);

8. предпочтение краткосрочных психотерапевтических методик;

9. дефицит специфического психологического инструментария и методических разработок в области психотерапии;

10. недостаточное количество грамотных специалистов, способных осуществлять перинатальную психотерапию;

11. профилактическую направленность.

Среди отечественных ученых одним из первых о психопрофилактике в акушерстве заговорил И.З. Вельвовский. В 1954 году он защитил докторскую диссертацию по теме: «Система психопрофилактического обезболивания родов», которая быстро нашла практическое применение во многих роддомах страны. Работы учеников и последователей Вельвовского Гройсмана и Кришталя можно найти в избранных трудах харьковской школы.

Данная система базировалась на условно-рефлекторной теории академика И.П. Павлова. Психопрофилактика, буквально «предотвращение силой разума», включает в себя отвлекающие методы, направленные на уменьшение восприятия боли и дискомфорта во время схваток. Эти методы основаны на различных приемах управляемого грудного дыхания, лёгкого массажа живота и концентрации взгляда на объекте. Упор делался на разумно-активное поведение женщины в родах для поддержания тонуса коры, чтобы возможным становился волевой контроль болевых ощущений.

Некоторые техники системы И.З.Вельвовского берутся на вооружение современными школами подготовки к родам, но в своих концепциях они отошли от учения И.П. Павлова в сторону теории о бессознательном, о чём будет сказано ниже. Основная ценность работы Вельвовского состоит в том, что он сделал попытку внедрения психопрофилактической практики в общемедицинскую сеть путем просвещения врачей акушеров-гинекологов и среднего медперсонала, повышения уровня врачебной этики. Впервые в историях беременности в женских консультациях стали учитывать тип личности женщины, ее жизненный опыт, волевые и адаптационные качества, особенности психики. Вельвовский подчёркивал, что психопрофилактика должна начинаться с первого обращения пациентки в консультацию и диагностирования у нее беременности. Одной из ошибок он и его коллеги считали отрыв медицинского наблюдения от психотерапии и нарушение лечебно-охранительного режима в женских консультациях. Неосторожные высказывания медперсонала могут вызвать итрогенные психопатологические реакции у предрасположенных беременных, если учесть еще, что период раннего материнства филогенетически характеризуется повышенной ранимостью, впечатлительностью и внушаемостью женщин. В качестве отрицательного примера автор даже приводит фразу работника «консультации» на одной из лекций по психопрофилактике: «Если распилить по средней линии труп женщины, умершей во время родов, то вы увидите, что тазовые органы у нее расположены также как у вас». С первого взгляда данный пример покажется из ряда вон выходящим, но по материалам писем и бесед с молодыми матерями можно предположить, что такие недопустимые оплошности встречаются нередко.

Также И.З. Вельвовский предостерегал от подготовки к родам «залпом», по сокращенной программе, неверных, чересчур оптимистичных установок на роды у психотерапевта и его пациенток. Автор подчеркивал, что адекватная психотерапевтическая подготовка беременной является залогом успешных родов и гладкого прохождения послеродового периода. По результатам своей работы он видел, что женщины, посещавшие психотерапевтические группы, скорее восстанавливались после родов физически и психологически, испытывали меньше затруднений с налаживанием грудного кормления и контакта со своим малышом(1).

И. З. Вельвовский сделал открытие, что страх создает излишнее напряжение мышц, они вместо того, чтобы расслабится, и дать ребенку спокойно родится, напряжены. Напряжение и вызывает боль. Чтобы побороть боль, надо преодолеть страх. Каким образом? Объяснив женщине, что с ней происходит, Как в ней живет ребенок, как он родиться, а так же научив ее расслаблять мышцы, избавится от нервного напряжения, делать необходимые физические и дыхательные упражнения, которые подготовят ее к родам. Одним словом информировать ее обо всем.

Несмотря на недостатки, этот метод, безусловно, сыграл в своё время прогрессивную роль. К сожалению, авторы этого метода почти совсем не уделяли внимания ребёнку и его отношениям с матерью. Материнско-детские отношения изучались в советской детской психологии Л.С. Выготским и его учениками, но вне перинатологии. В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского исследовалась роль взрослого (особенно матери) в развитии ребенка как представителя человеческого рода, как субъекта познавательной активности. Основная работа Л.С. Выготского, посвященная младенческому возрасту, в которой он рассматривал пренатальный период, как выходящий за рамки психологического исследования, считая момент рождения нижней границей детской психологии(2).

Основоположники детского психоанализа А. Freud (1929) и М. Klein (1932), придавали большое значение отношениям матери и младенца, считая их важнейшими среди факторов, влияющих на формирование психики и особенностей личности.

А. Freud при проведении психоанализа ребёнка привлекала к сотрудничеству его родителей, изучала особенности привязанности ребёнка к матери. М. Klein не делала этого. Её интерес к младенцам объяснялся уверенностью в том, что лишь исследуя их психическую деятельность, можно понять болезни, возникающие в старшем возрасте. При этом особую роль она придавала переживаниям зависти, агрессии или благодарности, испытываемыми младенцами по отношению к материнской груди. Материнская грудь, с её точки зрения, является «первым объектом окружающей среды, который выделяет младенец, и в зависимости от того удовлетворяет ли этот объект его потребности, ребёнок дает ему соответствующую оценку («добрая грудь», «злая грудь»)»(3). М.Klein удалось показать, что негативные эмоции ослабевают, если мать способна интроецировать чувства ребёнка и при этом оставаться в уравновешенном состоянии. Интеграция личности, по мнению М. Klein, может состояться лишь тогда, «когда пациент начнёт строить свои отношения с окружающим миром, обретя вновь чувство безопасности, которое испытывал в утробе матери (in utero)»(4).

Многие выдающиеся семейные психотерапевты писали о том, что семья, ожидающая рождения ребёнка, стоит на пороге серьезных изменений, а значит, семейная система становится уязвимой, нестабильно её функционирование. Нередко такая семья становится источником психической травмы для её членов. Появление ребёнка меняет состав семейных подсистем, перестраивает отношения членов семьи, что некоторыми из них переживается весьма болезненно. C.A.Whitaker отмечал, что все трудности семейной жизни «отступают на второй план, когда на сцену выходят переживания беременности, родов, кормления младенцев до одного года»(5) (1989). S. Minuchin предупреждал, что «появление ребёнка означает появление в семье новой диссипативной структуры, что влечёт за собой сложную реорганизацию супружеского холона и нередко ставит под угрозу существование всей системы семьи» (1981).

Параллельно с И.З. Вельвовским в 50-х годах во Франции похожую программу практиковал доктор Фернанд Ламаз. Эта программа также базировалась на теории И.П. Павлова и быстро завоевала популярность в Европе. Ученицы доктора Ламаза – физиотерапевт Элизабет Бинг и будущая мать Марджори Кармел – использовали и активно пропагандировали его метод в Соединённых Штатах. Ими было основано Американское общество психопрофилактики в акушерстве (ASPO), которое занимается подготовкой преподавателей и обучением родителей в целях дальнейшего распространения метода психопрофилатики. Метод, подобный тому, что разрабатывали Вельвовский и Ламаз, успешно совершенствовался их последователями в течение многих лет и в настоящее время предлагает большое разнообразие техник (П.Симкин, Д. Вэлли, Э.Кепплер, 1998).

В 50-х и 60-х годах американский врач Роберт Бредли изучал и пропагандировал естественные методы родоразрешения (без излишних медикаментов и инструментальных вмешательств). Он учил свои пациенток, что «страх родов увеличивает напряжение и ведёт к усилению боли. А чем сильнее боль, тем больше страх. Таким образом, образуется порочный круг, который возможно разорвать, используя психотерапевтические методы расслабления в родах, элементы аутотренинга»(6). Однако главным достижением Бредли было привлечение мужей к непосредственному участию в родах жены. Он основал Американскую академию мужей-инструкторов при родах (AAHCC) для подготовки преподавателей и распространения его метода.

С 60-х годов большое влияние на методы подготовки к родам во всём мире оказывает психосексуальный подход Шейлы Китсинджер – антрополога и преподавателя из Великобритании. Она рассматривает роды как серьёзное личное, сексуальное и социальное событие. Метод доктора Китсинджер делает акцент на «сознательном контроле над своим телом, новых методах расслабления и специальных приёмах дыхания»(7).

В 1960-е гг. известный детский врач, испанец Иеронимо де Могарас рассказал об интересных результатах, которые он получил, изучая три группы матерей. Первую группу составили те, кто во время беременности испытывал страх за ее исход, так как прошлые беременности закончились неудачно. Ко второй группе принадлежали женщины, отрицательно относившиеся к будущему младенцу, главным образом потому, что беременность наступила вопреки их желанию. Женщины третьей группы — те, кто хотел ребенка; период беременности проходил у них без отклонений, свойственных первой и второй группам. И дети их росли здоровыми. Младенцы же двух других групп матерей оказались очень беспокойными, плохо спали и ели. Некоторые из них подолгу надрывно кричали, создавая в доме весьма нервозную обстановку. Ранний возраст их отличался невротическими отклонениями. Конечно, было бы неправильно объяснять это только следствием того или иного отношения матери к будущему ребенку; тут может быть комплекс причин. Однако фактор родительского настроя никак нельзя сбрасывать со счетов(8).

В 70-х годах ассоциация деторождения (ICEA)подвергла критике традиционную акушерскую практику и сделала упор на более «естественных» физиологическом и психологическом подходах. Эти подходы включали в себя разрешение ходить матери во время родов и использование вертикального положения для ускорения родов (Роберто Кальдейро-Барсия и др.); естественные методы изгнания плода (Китсинджер, Кальдейро-Барсия, Джойс Робертс, Элизабет Ноубл); более тесный контакт между родителями и новорожденным (Маршал Клаус, Джон Кеннел); мягкое обращение с новорожденным (Фредерик Лебойер); акценты на эмоциональной поддержке при родах, создании домашней обстановки, возможности свободного и непринуждённого поведения матери (Мишель Оден, Гейл Петерсон, Клаус и Кеннел, Нильс Ньютон и многие другие.

В июле 1983 г. доктор Верни организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. А.Бертиным был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности. Т.Верни считает, что мысли, переживания, ощущения матери передаются ребенку и запоминаются им. В будущем они играют существенную роль в становлении его характера, поведения и психического благополучия. А.А.Логинов не согласен с таким выводом и считает, что нет достаточных оснований говорить о внутриутробном формировании личности в социальном смысле. Однако различные социальные факторы, влияя на мать, опосредованно влияют и на плод. Недаром народная мудрость советует женщине во время беременности быть спокойной, а окружающим — не волновать ее.

В 1971 г. в Вене ученик З.Фрейда Д.Грабен организовал Общество пре- и перинатальной психологии. В 1983 г. в Торонто состоялся Первый Американский конгресс по пре- и перинатальному воспитанию. Подобные организации продолжают возникать и развиваться в разных странах. В последние годы активность исследователей, занимающихся подобной проблематикой, увеличивается. Об этом свидетельствует, например, то, что только в 1996 г. состоялись крупные международные конференции, посвященные вопросам перинатологии: в январе (Монако), в мае (Страсбург), в июле (Тампере). Большинство ученых признает, что психика ребенка не может появиться вдруг, в момент родов, что человек появляется на свет не «чистым листом», что психические особенности матери влияют на развитие плода. Влияние на исход беременности и рождение ребенка начинается с момента зачатия. Гены матери, переданные ей родителями через ее собственное внутриутробное развитие, опасности при ее рождении, ее социальный и биологический опыт в течение младенчества, детства, юности — все это формирует базу для ее психического и физического здоровья, когда она станет взрослым человеком. Влияют и такие факторы, как место жизни, окружение, социальный и экономический статус. Все это воздействует на эмоциональную сферу матери и передается ребенку(9).

Зачатие и беременность не только приводят к физиологическим изменениям в организме матери, но и оказывают значительное влияние на ее психику, меняют характер межличностных отношений женщины с окружающей средой. Здесь особое значение приобретает поддержка, оказываемая беременным женщинам со стороны окружающих. Отмечается зависимость между наличием чувства поддержки у беременных женщин и благополучным протеканием у них беременности и родов, а также лучшим психическим развитием ребенка в дальнейшем.

Сегодня на важность междисциплинарного подхода к акушерским проблемам указывают и отечественные и зарубежные клиницисты. Речь идет о форме медицинского мышления допускающего, что не только психические заболевания, но и такие психические факторы, как отрицательные эмоции, психическое напряжение, утомление, тревога, депрессии могут являться этиологическими факторами возникновения акушерских осложнений. Необходимость психопрофилактической работы с беременными была заявлена в медицинской литературе достаточно давно, а сейчас мы можем констатировать возрастание практического спроса на такого рода психологическую помощь. Васильева В.В. отмечает, что «только в Москве в настоящее время работает 45 центров по подготовке к родам. Методики в них значительно разнятся и, к сожалению, часто они складываются на основе интуитивного представления о роли разного рода психологических воздействий или даже на основе личного опыта в родах. В одних, акцент делается на тренировку технических возможностей (дышать, расслабится), в других, напротив предлагается отказаться от какого бы то ни было сознательного контроля и «прислушаться к собственному телу», в третьих, с помощью психоанализа предлагается разрешение внутренних конфликтов (использование глубинных методов психологического воздействия в период беременности, на мой взгляд, не приемлемо). Кроме того, психологи центров часто негативно высказываются относительно методов и способов наблюдения беременной акушерами-гинекологами. Такая ситуация приводит к эскалации эмоциональной напряженности и в конечном итоге к развитию нервно-психических расстройств у беременной. Медицинские сведение относительно успешности родов показывают вполне сопоставимые результаты в группе женщин, прошедших такую специальную подготовку, и в группе «неподготовленных» женщин»(10).

С другой стороны, жалобы беременных невротического характера в женских консультациях часто объясняются либо «положением» женщины и игнорируются, либо приводят к назначению симптоматической медикаментозной терапии. Известно, что 35% женщин во время беременности принимают психотропные препараты. Применение наиболее распространенных трициклических антидепрессантов в первом триместре может увеличивать вероятность развития уродств у младенца, в более поздние сроки нередко приводит к нарушениям дыхания и сердечнососудистой системы, к повышению мышечного тонуса у новорожденных. В то же время, раннее выявление нервно-психических расстройств у беременных и применение адекватной психокоррекции и психотерапии позволят значительно снизить количество назначаемых препаратов или вообще обойтись без них.

Таким образом, важной задачей, стоящей перед медициной и психологией является формирование новых методов и форм психопрофилактики женщин в период вынашивания и рождения ребенка.

Если рассматривать траекторию психологического состояния человека, как череду стабильных и критических периодов, то время ожидания рождения ребенка и первое время после его появления на свет - это критическая стадия развития личности женщины. Понимание беременности как психологического кризиса дает возможность построить работу с беременными женщинами в форме оказания психологической помощи в кризисной ситуации. Низкая эффективность подготовки к родам наблюдается в том случае, если новая ценность «ребенок» не заняла устойчивого места в системе ценностей женщины. В этом случае, несмотря на «подготовленность», в реальной ситуации женщина будет вести себя не в соответствии с нуждами ребенка, а в большей степени будет ориентироваться на себя, свои актуальные потребности (избавиться от боли, поскорее завершить процесс). Как бы хорошо ее не научили «дышать», в критический момент, она будет кричать, задерживать дыхание, осуществляя более привычное помогающее ей (а не ребенку) действие. Тренинговая работа с беременной может проводиться как индивидуально, так и в группе. С помощью психотерапевтических методов необходимо уменьшить невротические проявления, ориентировать на адекватную реакцию в ответ на стрессовые раздражители, подготовить тело и психику к будущим родам. Важной целью при подготовке беременных к родам является рассеивание страхов женщин, связанных с родами. Страх, напряженность и боль неразрывно связаны. Страх является результатом отсутствия знаний у роженицы о событиях, происходящих в процессе родов. Он, в свою очередь, вызывает напряженность мышц, в том числе и мышц нижнего полюса матки. Напряженность мышц вызывает боль и приводит к затягиванию родов. Этот порочный круг (страх - напряженность - боль) можно разорвать, если беременная в антенатальном периоде получит объяснения того, что происходит во время родов.

Абрамченко В.В. указывает, что «сравнение групп беременных, прошедших психопрофилактическую подготовку и не прошедших ее, выявило, что подготовленные женщины имеют, как правило, физиологическое течение родов, их дети получают высокую оценку состояния при рождении по шкале Апгар.

При этом вне зависимости от характера стресса, необходима комплексная профилактика перинатальных повреждений. Выявлены определенные ключевые периоды развития фетоплацентарной системы, во время которых возможно применить медикаментозную и немедикаментозную коррекцию. В частности, применение дифференцированной психотерапии и физиотерапевтических методов лечения способствуют процессам адаптации к острому или хроническому психоэмоциональному стрессу и адекватному развитию фетоплацентарной системы, что влечет за собой снижение частоты и тяжести перинатальных последствий перенесенного стресса»(11).

Оздоровительная программа должна предусматривать оценку состояния здоровья, прогнозирование акушерских осложнений и собственно оздоровительные мероприятия. С этой целью возможно проведение занятий по оздоровительной гимнастике с выполнением специальных дыхательных и мышечно-релаксирующих упражнений.

«Создание и внедрение программ психопрофилактического сопровождения акушерского мониторинга беременных будет способствовать снижению числа осложнений во время гестации и родов, рождению здоровых детей, и в конечном итоге сохранению и укреплению здоровья нации»(12).

Важнейшим психопрофилактическим принципом работы с беременными и роженицами является учет их индивидуальных особенностей, а также характера личностного реагирования на трудные ситуации, способности к самоорганизации. Основными этическими нормами психолога, работающего в родовспомогательном учреждении, являются компетентность, профессиональная и социальная ответственность, уважение к человеческим правам и достоинствам членов семьи, ожидающей ребенка.

Необходимо отметить и тот факт, что уже рожавшие женщины на сегодняшний день не стремятся иметь второго ребенка.

Аверина Ю.В. и Пашкова Е.С. говорят, что «половина опрошенных нами женщин, рожающих повторно спустя 10-15 лет, главным фактором, «отодвигавшим» рождение второго ребенка, назвали психотравмирующий негативный опыт рождения первенца.

Психофизиологическая подготовка этой категории женщин к родам; помимо общепринятых методик, должна включать в себя и особые психокоррекционные методы, направленные на снятие специфического комплекса переноса сформировавшегося негативного гештальта на последующую беременность и роды»(13).

Помимо общих психологических и физиологических особенностей, характерных для женщин 30-35 лет, данная выборка будущих мам имеет ряд специфических характеристик, вызванных отрицательными переживаниями при рождении первого ребёнка. Это наличие обострённой тревоги перед родами, навязчивое чувство вины, тенденции к жестокому невротическому самоконтролю, и как следствие, зачастую, можно говорить о формировании тревожно-депрессивного типа акцентуации характера. Все эти тенденции эмоционально дезадаптируют течение беременности, делают поведение женщины в родах менее толерантным, оказывают отрицательное воздействие на будущего малыша.

Необходимо особенно отметить психопрофилактическую работу с беременными раннего возраста (как правило, подросткового).

Беременность в несовершеннолетнем возрасте связана с огромным количеством стрессорных факторов психологического, социального, физиологического порядка, нарушающих формирование гестационной доминанты и процесс адаптации. Беременность и роды у юных женщин, в условиях их биологической, психологической и социальной незрелости, имеют особенности, протекают с большим количеством осложнений и представляют значительный риск для беременной и ее ребенка. Поиск эффективных путей профилактики акушерских и перинатальных осложнений у подростков является актуальной задачей современного акушерства. Однако даже самое благополучное течение беременности и родов не решает всех проблем, так как по нашим данным юные матери имеют низкое качество жизни, меньшие социально-экономические перспективы, а их дети отличаются низкими показателями здоровья.

Беременность и роды для женщин являются временем значительных психических и физиологических перемен, которые нередко сопровождаются депрессивными состояниями различной степени выраженности и относятся к кругу психосоматических, что требует тесного взаимодействия акушеров, психологов и психотерапевтов.

Учитывая описанные выше психо-эмоциональные особенности беременных, современные «школы» психопрофилактической подготовки к родам используют эклектичные методы работы. Каждая школа имеет свой неповторимый климат и традиции, но то, что их всех объединяет – это желание помочь женщине принять и освоить своё материнство, избежав физических и душевных травм, находясь в гармонии с собой и окружающим миром.

Таким образом, основными особенностями психотерапии и психопрофилактики, позволяющими выделить ее в особое направление являются обращение к семье, работа с системами «беременная-плод», а затем «мать-дитя», с возникающими при их неблагоприятном развитии нервно-психическими расстройствами.

Можно выделить следующие разделы перинатальной психотерапии:

1. Психотерапия на этапе планирования зачатия ребёнка;

2. Психотерапия на этапе беременности;

3. Психотерапия семьи, имеющей новорождённого ребёнка.

В качестве дополнительных разделов можно выделить: психотерапию пациентов (детей разного возраста, подростков, взрослых), у которых нервно-психические расстройства связаны с проблемами перинатального периода, психотерапию семей, имеющих проблемы зачатия, психотерапию нервно-психических расстройств, возникающих в связи с утратой плода или младенца. Последняя совершенно не разработана в нашей стране.

Психотерапия беременной женщины играет особую роль, так как медикаментозная терапия может неблагоприятно сказаться на развитии плода. В литературе можно встретить описания применения отдельных психотерапевтических методик с целью устранения нервно-психических отклонений, возникающих у беременных женщин. При этом их авторы работали исключительно с женщиной, а не с системой мать-плод. Наиболее популярна была гипносуггестивная психотерапия (Николаев А.П., 1927; Здравомыслов В.И., 1938; Powels W.E., 1948; Gueguen J., 1962; Платонов К.И., 1962; Слободяник А.П., 1963; Варшавский К.М., 1973; Буль П.И., 1974; Chertok L., 1958, 1992; Свядощ А.М., 1982 и др.). Среди показаний к ней авторы указывали рвоты беременных, диссомнии, фобические расстройства и т.п. Но наиболее часто этот метод применялся с целью аналгезии в родах.

В настоящее время перинатальной психотерапии большое внимание уделяется взаимоотношениям, складывающимся в семье, ожидающей ребёнка. Во многом они определяются особенностями психологического компонента гестационной доминанты женщины (Аршавский И.А., 1967; Каплун И.Б., 1995; Добряков И.В., 1996). Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, меняющих отношения беременной к себе и к окружающим, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребёнка. В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними, было выделено 5 типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный (Добряков И.В., 1996).

Определение типа ПКГД может помочь разобраться в том, как складывались отношения в семье в связи с беременностью, рождением ребёнка, прогнозировать каким образом будет формироваться тип привязанности по М. Ainsworth (1969), стиль семейного воспитания.

Одной из важнейших задач психотерапевта, работающего с семьёй, ожидающей ребёнка, является формирование оптимального типа психологического компонента гестационной доминанты. Предпочтение при этом должно отдаваться краткосрочным психотерапевтическим методикам, например, краткосрочной позитивной (Добряков И.В., 1997; Чеботарёва И.С., 2001), телесно-ориентированной (Шевцов М.В., 2001), семейной (Добряков И.В., 2002) психотерапии.

Курс краткосрочной семейной психотерапии состоит из 4 - 8 сеансов. Встречи с психотерапевтом рекомендуется проводить 2 - 3 раза в неделю. В сеансах семейной перинатальной психотерапии участвует бе