Ссылка на архив

Взаимодействие детского сада и школы в условиях семейной социализации детей младшего школьного возраста

В настоящее время общество глубоко заинтересовано в том, чтобы школа выпускала готовых к жизни в социуме детей, всесторонне развитую личность. При этом люди не задумываются, что воспитывать ребенка, начинать развивать все стороны его личности необходимо ещё в семье, сразу же после рождения, а затем, уже в детском саду, школе помогать, совместно корректировать появившиеся отклонения.

Проблема эта остро встаёт и в педагогике. Ведь именно ей приходиться решать проблемы детей, у которых нет навыков общения, они не знают, как жить дальше, они дезадаптированы к жизни в обществе, в которое им приходиться вступать по мере своего развития и взросления. Некоторые дети просто не приучены обслуживать себя самих, не могут обойтись без помощи взрослого. Все эти проблемы прямым или косвенным путём касаются педагогики. Она, так или иначе решает эти проблемы, а точнее не она, а её прикладные отрасли: социальная педагогика, коррекционная педагогика и др.

Младший школьный возраст – это вообще сложный возраст в том смысле, что много переживает ребёнок в этот период. Первое – это конечно поступление ребёнка в школу. Как говорила В.И.Максакова: «…Начало систематического образования – трудный, стрессогенный для ребёнка момент, поскольку новая социальная ситуация требует новых психологических установок, иного способа существования. Жизнь младшего школьника коренным образом меняется: с одной стороны, ужесточается, а с другой – расширяется и обогащается». И именно в этом возрасте очень важна социализация, ведь в этом возрасте ребенок остро реагирует на неудачи в любой сфере своей жизнедеятельности. А представьте, какого ему будет, узнав, что он не может того, что могут ребята в его классе, например, общаться, мыть руки с мылом и др.

Многие ученые изучали социализацию, её виды (Мудрик А.В, Мардахаев Л.В, Кон И.С. и др.), младший школьный возраст, его проблемы (Ковинько Л.В., Максакова В.И., Ясницкая В.Р. и др.), но мало кто рассматривает проблемы младшего школьного возраста в семейно-бытовой социализации при взаимодействии детского сада и школы.

В своей работе я хочу раскрыть те проблемы, с которыми сталкивается младший школьник в семейно-бытовой социализации и как помогает с ними справляться школа, и как идет профилактика этих проблем в детском саду.

Также мною будет разработана программа по работе с детьми, имеющими проблемы в семейно-бытовой социализации.

Проблема нашего исследования преемственностьсоциализации в детском саду и школе.

Объектом нашего исследования будут являться дети младшего школьного возраста.

Предметом нашего исследования будет семейная социализация младшего школьника при взаимодействии детского сада и школы.

Цель исследования: помощь в организации совместной деятельности детского сада и школы в рамках семейной социализации, по средством разработанной программы.

Гипотеза: при совместной работе школы с детским садом в рамках семейной социализации, есть возможность избежать многих проблем в социализации младшего школьника в целом.

Задачи:

1.Проанализировать литературу по данной теме.

2.Разобрать такие понятия как «социализация», «младший школьный возраст», «семейная социализация» и их соотношение.

3.Рассмотреть совместную деятельность детского сада и школы в работе с младшим школьником в рамках семейной социализации.

4.Разработать программу по совместной работе школы и детского сада в рамках семейной социализации.

Методы исследования:

Теоретические методы: теоретический анализ проблемы и предмета исследования.

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.

Эмпирические методы: моделирование, разъяснение.


Глава I. Семейная социализация в младшем школьном возрасте

1.1 Социализация, её сущность

В общем смысле под социализацией понимают развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения социального опыта. Например, у Л.В. Мардахаева (16) понятие социализация трактуется так: социализация (от лат.socialis – общественный) – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.

Социализация как процесс – особенности социального становления личности.

Социализация как результат – характеристика социального становления личности в соответствии с его возрастом или уровнем развития. В этом отношении социализация как результат характеризует ребёнка по отношению к его сверстникам.

Социализация обусловлена, с одной стороны генетически заложенной потребности человека, принадлежности к себе подобным, с другой стороны потребности к самосохранению.

Социализация проходит как бы на нескольких стадиях():

1)социализация предварительная – процессы социализации, в которых индивид «репетирует» свои будущие положения в обществе, занятия и социальные отношения; процессы социального обучения, направленные на достижение желаемого положения.

2)социализация первичная – знакомство с ценностями общества, и формами поведения, обеспечиваемое индивиду в семье. Ассоциируется с усвоением базовых социальных навыков, составляющих основу цивилизованной жизни.

3)социализация вторичная – подготовка индивида к вступлению в культуру и окружение, которые стали для него незнакомыми из-за кризиса, травм, изменения жизненных обстоятельств.

4)социализация упреждающая – смена моделей своего поведения, ориентированная на поведение, присущее членам более высокостоящей социальной группы, в расчете на присоединение к ней в будущем.

Этапы социализации.

Стихийная социализация – происходит под влиянием объективных обстоятельств.

Относительно социально-направленная социализация – происходит, когда государство, решая свои задачи, влияет на жизненные цели и задачи конкретного человека.

Относительно социально-контролируемая социализация – осуществляется в коллективах различных видов.

Сознательное самоизменение – когда человек сам принимает решение относительно конкретной ситуации.

Уровни социализации.

Адаптационно-мотивационныйуровень (выделяют Э. Эриксон и Л.С. Выготский) – происходит формирование социально открытой активной личности готовой вступать во взаимодействие с окружающим миром.

Идентификация – личность усваивает социальные нормы и стандарты через сравнение себя с другими.

Индивидуализация – обособление собственного «я» на фоне общего «мы».

Персонализация – приобретение особого статуса в коллективе, выработка индивидуальных форм поведения и мышления.

Этапы и уровни социализации не имеют жесткой возрастной привязанности и в определенный момент времени могут сочетаться несколько этапов и уровней. Этапы социализации характеризуют внешние влияния на формирующуюся личность, уровни социализации характеризуют процесс внутреннего преобразования личности.

Факторы социализации.

Объективное обстоятельство жизни, влияющее на процесс протекания и результат социализации, принято условно называть факторами социализации. В психолого-педагогических и социологических исследованиях группы факторов социализации представлены по-разному. Наиболее распространенной является классификация этих факторов А.В. Мудрика (17):

1.Мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

2.Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определённых странах.

3.Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

4.Микрофакторы – семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.

Агенты социализации.

Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам американский исследователь Т.Барри и его сотрудники выделили несколько типов агентов социализации. Функционально, по характеру их влияния – это опекуны, т.е. лица, осуществляющие уход за ребенком; авторитеты; дисциплинаторы и учителя-наставники. По семейной принадлежности это могут быть родители, другие члены семьи (дедушки и бабушки, тети и дяди, братья и сёстры, другие родственники и домочадцы), а также неродственники (соседи, товарищи по играм, учителя). По своему возрасту агенты социализации могут быть взрослыми, сверстниками, старшими или младшими партнерами.

В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруг, коллеги по работе и пр. в зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают своё влияние.

К основным видам социализации относят: поло-ролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, субкультурно-групповая.

Социализация человека осуществляется широким универсальным набором средств, содержательно специфических для того или иного общества, социального слоя или возраста социализируемого. К ним можно отнести:

1).способы вскармливания младенца и уход за ним;

2).язык и речь агентов социализации;

3).формируемые бытовые и гигиенические умения и представления;

4).окружающие человека продукты материальной культуры;

5).элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и искусства и др.);

6).стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных организациях;

7).методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях;

8).последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общение, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной и прочих сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций – способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического наказания, системы способов выражения признания, отличия, наград.

С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Таким образом, можно сделать вывод по всему выше сказанному, если социализация – это процесс развития личности, то можно предположить, что результатом социализации будет:

1.Социальная зрелость - совокупность таких характеристик личности, как независимость, инициативность, раскрепащённость, активность и т.д.

2.Социализированная личность – сформированность черт, задаваемых статусом и требуемыми социальными ролями.

3.Социально-компетентная личность – функциональная способность человеческого организма к самостоятельному, независимому функционированию в обществе.

А.Я.Флиеер выделил некоторые показатели социальной компетентности(17):

1. Компетентность по отношению к институциональным нормам – знание и соблюдение сложившихся в рамках конкретного социального института норм и традиций.

2. Компетентность по отношению к конвенциональным нормам – знание о сложившихся в обществе традициях, обычаях, обрядов и сформированность умений для участия в них.

3. Компетентность по отношению к коммуникационным нормам – владение средствами вербального и невербального общения.

4. Компетентность по отношению к элементам кратковременной престижности – к моде и социальному статусу.

Таким образом, делая вывод по всему параграфу, нужно сказать, что социализация играет важную, я бы сказала ценную роль в жизни каждого человека, на всех периодах его развития. Сущность социализации заключается во взаимосвязи приспособления и обособления человека в условия конкретного общества.

На социализацию личности влияет множество факторов и на саму личность много чего влияет из окружающей среды. Все эти факторы различны по своей силе влияния и именно поэтому существуют такие понятия как «десоциализация» и «ресоциализация».

Десоциализация – утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности(16). Это явление очень опасно в раннем возрасте и для взрослого человека. Такой человек не может существовать в обществе, а следовательно, ему нужна помощь. Тогда уместно второе понятие. Ресоциализация – восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности. Этой работой занимаются специальные службы и учреждения.

Важно вовремя разглядеть десоциализацию и вовремя оказать помощь, а лучше не доводить уже до каких-либо последствий, а сразу обучать, воспитывать, взаимодействовать правильно и планомерно, учитывая возраст и индивидуальные особенности человека.


1.2 Социализация младшего школьника

Рассмотрев понятие «социализация» нам необходимо рассмотреть, как же она протекает в младшем школьном возрасте.

Но сначала обратимся непосредственно к самому младшему школьному возрасту с точки зрения педагогики (В.Р.Ясницкой) и с точки зрения психологии (В.С.Мухиной).

Итак, младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) сточки зрения психологии (18) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступление в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребёнка в 6-7 лет. Школа берёт на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребёнка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребёнка: государственную или частную.

Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учителя, даже посторонние люди общаются с ребёнком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательства учиться, как все дети в его возрасте.

Ребёнок посещающий начальную школу, психологически переходит в новую жизнь. Семья начинает по-новому контролировать ребёнка в связи с необходимостью учиться в школе. Ужесточение требований, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребёнка чувство одиночества, отчужденности себя от близких – ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать её

Самое главное, что может дать семья младшему школьнику – научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать, что значит «делу время – потехе час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.

Разумная и любящая семья помогает ребёнку освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое.

Успехи ребёнка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в познании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребёнку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребёнка семьи ребёнок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются.

Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без подсказки с их стороны о том, что следует сказать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать Вам вопрос» и др.) в той или иной ситуации, ребёнок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с учителями и сверстниками.

Общение становится особой школой социальных отношений. Ребёнок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определённой социальной смелости. Во многих случаях ребёнок сталкивается с проблемой разрешения ситуации фрустрированного общения.

В младшем школьном возрасте ребёнку придётся пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребёнка с людьми.

В сфере «ребёнок - взрослый» помимо отношений «ребёнок - родители» возникают новые отношения «ребёнок - учитель», поднимающие ребёнка на уровень общественных требований к его поведению. В учителе для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, - ведь в первичных условиях общения ребенка трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведение его к стандартизации в системе социального пространства – обязанностей и прав.

Семья в отношении к ребенку становится центрированной на учебной деятельности, на отношениях ребенка с учителем и одноклассниками.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Ученику совершено необходим тот комплекс качеств, который организует умение учиться. Сюда входят понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.

Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей 6-7летних детей, является соподчинение мотивов, которое даёт ребёнку возможность управлять своим класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная.

В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависть). Развивающая способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения.

Таким нам видится развитие младшего школьника с точки зрения психологии.

Что касается педагогики, то, например, В.Р. Ясницкая(28) представляет нам его иначе, но сходство большое.

Она говорит о том, что в жизни младшего школьника очень важны такие моменты как:

1).Учебно-познавательная деятельность и любая деятельность, имеющая отношение к школе;

2).Межличностное общение в классе, с учителем;

3).Ожидаемые роли учителя: «родитель», «судья», «защитник», «символ» (первый учитель как олицетворение школы, непререкаемого авторитета, обличенного правом учить и поучать);

4).Социальная адаптация младших школьников связанная прежде всего с вхождением их в школьную жизнь, детскую общность;

5).Обособление в классе происходит в первую очередь в сфере учебы: от учебных успехов или неуспехов и в целом от успешности выполнения роли ученика во многом зависят популярность ребенка среди одноклассников, его самооценка и уровень притязаний. Заметим, что довольно часто учителя начальных классов поддерживают чрезмерное обособление «сильных» учеников, ставя их в пример одноклассникам и затрудняя тем самым их успешную социализацию в классе.

Для того чтобы обеспечить успешную динамику детского коллектива, классному руководителю полезно знать, с каким социальным опытом пришли к нему воспитанники.

Г.К.Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения». И правда, в программе наших школ есть много лишнего, но мы сейчас говорим о воспитании и развитии личности младшего школьника, периоде, когда ребенок особенно нуждается в поддержке со стороны взрослого.

Социализация в возрасте младшего школьника также не мало важна. Именно поступив в школу, ребенок проявляет себя, именно здесь видно как его воспитывали в семье, в детском саду. От того, как он общается, работает на уроке, взаимодействует с учителями и другими взрослыми, мы можем сказать какая у него обстановка дома, предположить сколько у него друзей и даже сделать прогнозы на будущее.

Социализацию выполняют многие институты (СМИ, семья, религия, общество, школа, ДОУ), но главным является семья. Именно здесь ребенок первый раз попадает в общество людей, сначала близких (родители), затем, чужих. Именно здесь начинает расти и развиваться как духовно, так и физически. Но к этому мы вернемся в следующем параграфе.

Ребенка в возрасте 6-10 лет (мл. школьник) трудно назвать самостоятельным, он не может ничего решить сам, без помощи взрослого, при этом, в его жизни начинается новый период полный новых эмоций, новых отношений, новых друзей, новых испытаний. Очень важно как в этот период будет вести себя взрослый (родители, учителя, близкие), как он поставит себя перед ребенком. Ведь на протяжении всего этого периода взрослый будет сопровождать ребенка в его нелегком пути. Именно взрослый поможет ему в трудной жизненной ситуации, «протянет руку помощи», в нужный момент посоветует как поступить.

Следовательно, для того, чтобы ребенок благополучно прошел социализацию на этом этапе и предшествующем ему, необходимо чтобы взрослый отдавал себе отчет в том, что он делает, со всей ответственностью подходил к воспитанию и обучению ребенка. Естественно, ему придется быть терпимым и толерантным во всех отношениях с ребенком, но прежде, нужно найти подход к ребенку, ведь не все они одинаковые. Каждый из них – это индивидуальность, это новый неопознанный ранее мир, который ждет своего открытия.

1.3 Семейная социализация

В общественном виде в отечественной педагогике процесс влияния семьи на воспитание будущего поколения принято называть семейным воспитанием. Однако И.С.Кон (12) выдвинул идею о сочетании целенаправленного влияния семьи и всей внутрисемейной атмосферы на развитие будущего поколения.

Исходя из исследований по социализации и семейному воспитанию, можно определить сущность семейной социализации.

Семейная социализация – стихийное влияние всего уклада жизни семьи, в рамках которого происходит проигрывание социальных ролей (отца, брата, сестры, матери и т.д.) и накопление ребенком социального опыта относительно построения взаимодействия с окружающим миром во всех сферах жизнедеятельности.

М.Кунниигам (12) рассматривал семейную социализацию в контексте формирования половых различий детей, сводя социализацию к моделированию определенного типа поведения ребенка под влиянием непосредственного образца взрослого.

В психолого-педагогической литературе (С.Валиева, Ю.Шилов) семейная социализация понимается двояко: с одной стороны, как подготовка к будущим семейным ролям, с другой – как влияние, оказываемое самой семьей на формирование компетентной зрелой личности. В любом случае, семейная социализация может быть охарактеризована как традиционная культурно-историческая модель, в которой за счет некритического восприятия, образца родителей и старших членов семьи, происходит усвоение информации о существующих моделях и нормах поведения в повседневной жизни.

Специфика семейной социализации состоит в том, что в данном процессе представлено три позиции: окружающий мир, взрослый и ребенок, каждый из них занимает позицию субъекта.

Не следует путать семейную социализацию, например, с домашним воспитанием.

Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни - добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Человек рожден для труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить только небо коптить» и др. Это можно считать лишь частью семейной социализации.

Семья в жизни ребенка играет самую важную роль. Важными методами семейной социализации, которые активно используются в семье: имитация, подражание, идентификация, подкрепление. Именно подражая, ребенок принимает на себя социальные роли, которые ему придется использовать в будущем. Именно соотнося себя с мамой и папой, он решает, как, кем быть в дальнейшем, имитируя привычки взрослых, их поведение, ребенок также перенимает социальный опыт.

Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Это происходит по средством системы санкций, которые родители используют в воспитании ребенка, а также при просвещении его по каким-либо вопросам.

Социализация в семье может трактоваться и как формирование базовой иерархии индивидуальных потребностей. Если выделить три основных уровня потребностей - потребности в физическом, психологическом и социальном самосохранении, то в принципе каждый из них может быть высшим и соответственно определять ту или иную направленность личности.

Стадии социализации можно разделить:

1. собственносемейная (от рождения до 1 года) - включает два подуровня: субъект-объектный (первые полгода ребенок адаптируется к изменившейся после рождения обстановке), субъект-субъектный (от полугода до года, ребенок демонстрирует возрастную активность по освоению окружающего мира);

2. смешанная или полиинституциональная (с года, полутора года до конца жизни) - когда идет сочетание семейной социализации с социализацией в рамках различных коллективов. Выделяют два подпериода: субъект-объектный и субъект-субъектный.

Содержанием семейной социализации выступает социальный опыт, в который выделяют такие компоненты как: отношение к миру живой природы, отношение к миру неживой природы, отношение к миру людей, отношение к себе.

Факторы семейной социализации:

1. Внешние (государство, религия, образование, производства, природно-климатические условия, национально-территориальные и нравственные условия);

2. Внутренние (культурный, образовательный и материальный уровни семьи, техника, жилищные условия, внутрисемейные отношения).

Средства семейной социализации:

1. Природные (наличие домашних животных, растений, приусадебного участка или дачи);

2. Технические (интерьер дома, его техническая оснащенность, наличие библиотеки, оснащенность и обустроенность детской игровой площадки во дворе или на приусадебном участке, детского уголка в доме);

3. Символические (традиции, обычаи, обряды).

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии.

Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. На этой стадии осуществляется:

1. элементарная или первичная социализация ребенка;

2. нормативно-фрагментарная, маргинальная социализация подростка;

3. концептуально-целостная, результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости.

Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе:

1. в качестве трудоспособного члена общества;

2. в связи с выходом на пенсию.

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Здесь можно сказать, что если в семье не совсем благоприятный климат (постоянные ссоры родителей, занятость родителей и т.д.), то ребенку сложно находиться в такой семье, а, следовательно, он хочет быстрее вырасти, не воспринимает родителей как идеал семьи, делает вывод, что и в его будущей семье будет тоже также. Социализация ребенка принимает отрицательный характер.

Из всего вышесказанного можно отметить, что родительство выступает как социокультурный феномен. Родители – главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируется врожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода.

Каковы же реальные возможности и границы родительского влияния на формирование личности ребенка?

Оценивание потенциальный уровень и реальную степень родительского влияния, нужно учитывать следующие факторы.

1.Возраст ребенка. В раннем детстве ключевой фигурой, как правило, бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда перешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверстники и общественные институты социализации.

2.Пол ребенка. Родители по-разному и с разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола, причем для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек.

3.Наличие других агентов социализации, как внутри семьи, так и вне ее.

4.Специфические особенности межпоколенной трансмиссии культуры в данном обществе в данном историческом периоде.

5.Многочисленные и совершенно неизученные компенсаторские механизмы самой социализации, уравновешивающие или сводящие на нет многие воспитательные усилия; например, эффект, встречной ролевой дополнительности, когда ребенок имеет перед глазами хороший родительский пример, но не вырабатывает у себя соответствующих навыков, т.к. семья в них не нуждается, родители все делают сами.

Ценный источник о родительской социализации – опыт так называемых неполных семей (семей с одним родителем), число которых быстро растет.

То, что мать может успешно вырастить и воспитать ребенка и без отца – известно давно. Но существует опыт «одиноких отцов». Одиноких отцов и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Если одинокие матери испытывают трудности с дисциплиной детей, то отцы озабочены недостаточной эмоциональной близостью с ними, особенно с дочерьми. Но отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка.

Более негативно влияют на развитие ребенка разводы. Разрыв родителей сильно влияет на детскую психику, особенно в раннем детстве.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что все, что происходит в семье, ребенок принимает на свой счет, на свою жизнь. От семьи, от мамы и папы зависит то, каким будет их чадо.

Ребенок как губка впитывает все то, что происходит вокруг и необходимо ответственно подходить к работе с ним как дома, так и вне его стен. Родители, при возникновении первых же проблем должны обращаться к специалистам, не перекидывать свои обязанности на воспитателей детского сада и учителей школы, они должны действовать совместно. Это касается и выше перечисленных учреждений, только совместная работа может привести к положительным результатам.

Важно также не оставлять ребенка наедине со своими проблемами, страхами, помочь ему раскрыть свои способности, подтолкнуть его к правильному решению, ведь главное, чтоб он знал, что он не один, что он нужен.

Семейная социализация – первый и важный вид социализации в жизни ребенка. Поэтому важно, чтоб семья была благополучной, полной, бесконфликтной и состоялась в обществе.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

1).социализация - очень нужный для человека процесс, без нее ни один человек не может существовать, вернее, существовать он сможет, а вот жить и нормально развиваться он не сможет.

Человек рождается как существо биологическое (с первичными рефлексами привычками животных) и он таким бы и остался не появись на свете такого величайшего и могущественного феномена как общество. Общество или социум помогло человеку стать существом социальным, именно в обществе человек приобретал новые качества, привычка, новые рефлексы и т.д. Именно этот процесс (становление личности в общество, приобретение новых качеств, форм поведения) вскоре назовут «социализацией» человека.

2).немало важно вхождение человека в общество, а когда, как не в младшем школьном возрасте, говорить об этом настолько серьезно, чтоб это дошло до детского разума?! Младший школьник уже в большей мере осознает свою принадлежность к обществу, в котором находиться, нежели дошкольники, хотя и многому ему предстоит научиться. И вот здесь (в первых классах школы) и будет видно, как ребенка подготовили к этой, уже можно сказать взрослой жизни его родители.

Семья в социализации ребенка играет далеко не последнее место, а даже первое, именно семья готовит ребенка к «выходу в большой мир», именно здесь ребенку объясняют, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. На семье лежит огромная ответственность за будущее малыша и за то, как его примет общество. Не правильно говорят: «Какое время – такие дети». Правильно будет: «Что посеешь, то и пожнешь».


Глава ІІ. Взаимодействие детского сада и школы в условиях семейной социализации младшего школьника

2.1 Детский сад и школа как важные институты социализации в жизни ребенка

Рассмотрев, что же такое социализация, а в частности семейная социализация, вернемся к тому, где же все-таки дети проходят этот процесс передачи опыта, т.е. к главным институтам социализации «детский сад и школа», главными, после института «семьи».

Итак, детский сад – это учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста является первым звеном в общей системе народного образования (6).

В детский сад принимают детей по желанию их родителей. Задача: оказать помощь семье в воспитании детей.

В детском саду дети в возрасте до 3 лет находятся на попечении сестер-воспитательниц (лица со специальным медицинским образованием); детей с 3 до 7 лет воспитывают педагоги со специальным педагогическим образованием. Возглавляет детский сад заведующая, имеющая высшее или среднее педагогическое образование и стаж воспитательной работы.

Каждый детский сад тесно связан с семьями детей. Воспитатели ведут пропаганду педагогических зна