Ссылка на архив

Валютные резервы и управление ими

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

1.1 Роль, цели, задачи и назначение валютных резервов

1.2 Показатели измерений и анализ валютных резервов (формулы, как рассчитываются, примеры)

1.3 Способы управления валютными резервами и их результаты

II. ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

2.1. Регламентирование формирования валютных резервов Нацбанка Республики Молдова

2.2 Анализ валютных резервов

2.3 Практика управления валютными резервами

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВАЛЮТНЫМИ РЕЗЕРВАМИ

3.1 Международный опыт управления валютными резервами, полезный для Республики Молдова

3.2 Обоснование мероприятий по улучшению управления валютными резервами

3.3 Политика управления валютными резервами в кратко- и среднесрочном периоде и ее эффект

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

БИБЛИОГРФИЯ


ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резко возрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.

Для того чтобы экономика развивалась в условиях стабильности и предсказуемости валютного курса, существуют валютные резервы Национального банка. Если в стране вдруг происходят неожиданные резкие падения валютного курса, это значит, что правительство и Национальный банк не выполняют свою прямую обязанность – обеспечение стабильной валютно-курсовой политики и поддержание активной внешнеэкономической деятельности государства с помощью валютного резерва.

Актуальность темы. В настоящее время на экономическую политику всех без исключения государств большое внимание оказывают процессы, происходящие в сфере международных финансов. Вполне закономерное стремление упорядочить эти процессы привело к формированию международных валютных систем и мировой валютной системы.

Экономические связи страны с другими государствами находят свое обобщающее выражение в платежном балансе страны. Платежный баланс служит источником информации, раскрывающей особенности участия страны в международном обмене товарами, услугами и капиталом. Он нужен для того, чтобы была возможность постоянно наблюдать и оценивать объем и качество участия страны в мирохозяйственных связях. Проблемы платежного баланса, активного или пассивного сальдо торгового баланса вызывают активный общественный интерес и сказываются на принятии политических решений.

В платежном балансе государства приводится систематизированный перечень всех операций с денежными средствами, которые опосредуют внешнеэкономические связи. В нем отражаются не индивидуальные, а суммарные сделки между данной страной и другими государствами и подводятся итоги внешнеэкономической деятельности страны. На его основе можно проводить анализ этой деятельности, давать оценку валютно-финансовому положению страны, определять, «по средствам» ли живет та или иная страна с точки зрения ее внешнеэкономических связей. Экономика любой страны, независимо от ее размеров и уровня экономического развития, взаимосвязана с внешним миром через механизмы внешней торговли.

Изменения курса национальной валюты по-разному сказываются на различных субъектах рынка. Темой нашего исследования является изучение способов оптимизации корреляции валютного курса и нынешнего торгового баланса страны.

Таким образом, актуальность темы определяет цель нашего исследования – изучить значение валютного резерва и способы его формирования в условиях развивающейся молдавской экономики.

Объектом исследования являются валютные резервы Нацбанка Республики Молдова и способы их образования.

Задачами нашего исследования являются:

- Изучение теоретического обоснования экономического значения валютного резерва.

- Изучение влияния валютного резерва на макроэкономическую ситуацию в стране.

- Анализ валютного резерва Республики Молдова и способов его образования.

- Изучение нормативного регламентирования валютного резерва в Республике Молдова и способов его определения.

- Изучение международного опыта управления валютными резервами страны.

- Обоснование путей совершенствования формирования и использования валютных резервов в Республике Молдова.

В процессе написания дипломной работы использовались методы систематизации, классификации, анализа.

Теоретическими источниками для исследования явились нормативные акты, регулирующие формирование валютных резервов в Республике Молдова, специальная литература, периодические издания и электронные ресурсы Интернет.

Структура работы. Работа состоит введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

В первой главе нами приведено теоретическое обоснование экономического значения валютных резервов для экономики страны, а также рассмотрены этапы формирования валютных резервов.

Во второй главе нами рассмотрено нормативное регулирование формирования валютных резервов в Республике Молдова, рассмотрены способы расчета нормативов валютных резервов на основании опыта Нацбанка Республики Молдова, проведен анализ валютных резервов Республики Молдова и способов их формирования, рассмотрена практика управления валютными резервами.

В третьей главе нами изучен международный опыт управления валютными резервами, полезный для Республики Молдова, дано обоснование мероприятий по улучшению управления валютными резервами, рассмотрена.политика управления валютными резервами в кратко- и среднесрочном периоде и ее возможный эффект.

В заключение нами сделаны обобщающие выводы в целом по работе.

Завершается работа библиографическим списком литературы, а также приложениями.


I. ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

1.1 Роль, цели, задачи и назначение валютных резервов

Валютные резервы - запасы иностранной валюты и золота, которыми располагают правительственные органы или центральные банки той или иной страны для платежей по международным расчётам, связанным с внешней торговлей, инвестициями и др. операциями. (41, с. 431)

Золото, как мировые деньги, играет роль основных валютных резервов, поскольку оно свободно может быть превращено в любую иностранную валюту, в которой должны быть произведены платежи. Однако прямые платежи золотом, как правило, не производятся, так как расчёты между контрагентами по международным сделкам обычно предусматриваются в какой-либо национальной валюте. Иностранная валюта, включаемая в состав официальных валютных резервов страны, представляет собой в основном принадлежащие центральному банку, казначейству и другим государственным органам свободные остатки на счетах в иностранных банках и в небольшой части иностранные банкноты и монеты. К общим валютным резервам страны причисляются, кроме того, средства в иностранных валютах, принадлежащие коммерческим банкам, осуществляющим международные расчёты. Международный Валютный Фонд (МВФ), публикующий статистические данные о валютных резервах стран — членов Фонда, включает в состав официальных валютных резервов также суммы, внесённые в капитал Фонда в золоте, поскольку в пределах свободного остатка этих сумм каждая страна имеет право автоматически требовать необходимую ей иностранную валюту.

Валютные резервы создаются в каждой стране для покрытия временных превышений платежей над поступлениями по международным расчётам. Размеры необходимых стране валютных резервов зависят от размеров и частоты разрывов между расходом и приходом иностранной валюты. Наличие валютных резервов определяет так называемую международную ликвидность страны, то есть её способность бесперебойно производить платежи по внешним расчётам. Условно её определяют по соотношению валютных резервов с суммой импорта страны как главные статьи в международном платёжном обороте: снижение этого соотношения свидетельствует об ухудшении ликвидности и наоборот.

Управление резервами - это процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных активов государственного сектора в распоряжении соответствующих органов и под контролем последних для решения определенного круга задач, стоящих перед страной или союзом. В этой связи органу, занимающемуся управлением резервами, как правило, поручается управление резервами и связанными с ними рисками. Обычно официальные валютные резервы хранятся в качестве поддержки для выполнения ряда задач, в том числе следующих:

· поддержка и сохранение доверия к мерам политики в области управления денежно-кредитными агрегатами и обменным курсом, в том числе к возможности проведения интервенций в целях поддержки национальной валюты или валюты союза;

· ограничение внешней уязвимости при помощи хранения ликвидных средств в иностранной валюте для нейтрализации шоков во время кризисов или при ограниченном доступе к заимствованию и, таким образом;

· внушение участникам рынков определенной степени уверенности в способности страны выполнить свои внешние обязательства;

· демонстрация опоры национальной валюты на внешние активы;

· помощь правительству в удовлетворении его потребностей в иностранной валюте и выполнении обязательств по внешнему долгу;

· хранение резерва на случай национальных катастроф или чрезвычайных обстоятельств. (41, с. 431)

Для обеспечения наличия резервов и в рамках задания надлежащих инвестиционных приоритетов органу по управлению резервами необходима оценка достаточного уровня резервов. Такая оценка может быть произведена самим органом по управлению резервами или в ходе консультаций между органом по управлению резервами и другими ведомствами. Для оценки достаточности резервов нет универсально пригодных показателей, а определение достаточности резервов выходит за рамки настоящих руководящих принципов. По традиции к существенным факторам относились денежно-кредитный и валютный режимы страны, а также размер, природа и изменчивость ее платежного баланса и внешнеэкономической позиции. В последнее время особое внимание уделялось финансовым рискам, связанным с позицией страны по внешнему долгу и нестабильностью потоков капитала, особенно в случае экономики, имеющей доступ к международным рынкам в большом, но нестабильном объеме. Между тем, обеспечение наличия резервов зависит от режима обменного курса и конкретных задач, для решения которых они хранятся.

Оценка альтернативных стратегий управления резервами и, соответственно, их последствий с точки зрения достаточности резервов облегчается анализом выгоды от хранения резервов и затрат, связанных с их хранением. Такой анализ направлен на задание значений затрат и отдачи, связанных с хранением большего или меньшего объема резервов, например, при помощи взвешивания затрат на привлечение и хранение дополнительных резервов по сравнению с отдачей от более стабильных потоков капитала, укрепившегося доверия иностранных инвесторов и уменьшившегося риска распространения (кризисных явлений).

1.2. Показатели измерений и анализ валютных резервов
(формулы, как рассчитываются, примеры)

Как мы выяснили в подразделе 1.1, валютные резервы — это запасы иностранной валюты, которыми владеют отдельные государства.

Нацбанк страны часто продает или покупает на частных рынках международные валютные резервы с тем, чтобы повлиять на сложившуюся макроэкономическую ситуацию. Подобные сделки называются официальными валютными интервенциями.

Когда центральный банк покупает или продает иностранные активы, эта сделка отражается в счете капитала и финансовых операций таким же образом, как и сделка, осуществляемая частным лицом.

Рост официальных валютных резервов в центральном банке отражается в дебете со знаком «минус», так как данная операция представляет собой расход иностранной валюты и является подобной импорту. Наоборот, уменьшение официальных резервов иностранной валюты учитывается в кредите со знаком «плюс», поскольку в этом случае предложение иностранной валюты увеличивается и данная операция является подобной экспорту.

К официальным валютным резервам в настоящее время относятся: монетарное золото, иностранная валюта в виде наличности, депозитов и ценных бумаг иностранных правительств, СДР, резервная позиция в МВФ и ЕВРО.

СДР (специальные права заимствования) — это международные резервные средства, созданные МВФ в 1969 г. на основе межгосударственной договоренности как источник дополнительной ликвидности. СДР являются приносящими процент активами, распределяемыми МВФ между всеми государствами-членами пропорционально их квотам. Стоимость СДР определяется в показателях «корзины» пяти главных валют: американского доллара, немецкой марки, японской йены, французского франка, английского фунта стерлингов.

Резервная позиция государства-члена МВФ представляет часть квоты (членского взноса), выплаченной страной в СДР или в валютах ведущих промышленно развитых стран.

Для урегулирования платежного баланса в настоящее время золото практически не используется. Основная доля официальных резервов (без учета монетарного золота) приходится на валюты ведущих промышленно развитых стран.

В статье «Официальные резервы» платежного баланса отражаются методы и источники урегулирования платежного баланса путем официальных расчетов. Дефицит платежного баланса, под которым подразумевается баланс официальных расчетов, в точности равен чистым продажам иностранной валюты центральным банком. И наоборот, положительное сальдо платежного баланса будет в точности равно чистым покупкам иностранной валюты центральным банком.

Вполне очевидно, что страна не может в течение длительного времени сводить с дефицитом платежный баланс, поскольку это приведет к истощению официальных валютных резервов и может стать причиной так называемого кризиса платежного баланса. Кризис платежного баланса означает, что страна не в состоянии погасить внешнюю задолженность, а возможности получения новых займов исчерпаны. Макроэкономическое урегулирование платежного баланса, осуществляемое с помощью корректировки обменного курса, является единственным выходом из сложившейся ситуации. Однако сама по себе корректировка обменного курса может иметь негативные последствия для экономики.

Исключение здесь составляют страны с так называемой ключевой валютой, которая используется в качестве средства международных расчетов, например доллар США. Растущий спрос на мировые деньги, выступающие в форме казначейских векселей или банковских депозитов в долларах, приводит к тому, что страна ключевой валюты действует как обыкновенный банк, который всегда имеет больше обязательств, чем активов, а это означает, что ее платежный баланс официальных расчетов, в том числе и баланс текущих операций, в течение длительного времени может сводиться с дефицитом, не представляя серьезной проблемы для страны. Начиная с середины 70-х гг. баланс текущих операций США сводится с дефицитом.

В практике международных расчетов используется и показатель чистых официальных валютных резервов. Он позволяет оценить возможности страны погашать задолженность иностранным кредиторам; судить о том, заслуживает ли доверия проводимая центральным банком кредитно-денежная политика, правильно ли выбрана система обменного курса.

Величина чистых официальных валютных резервов позволяет также рассчитать показатель достаточности валютных резервов для оплаты импорта. Он исчисляется как:

Чистые резервы иностранной валюты : Общий объем импорта х 12 месяцев         (1.2.1)

Этот показатель определяет, в течение какого периода страна может оплачивать импорт за счет имеющихся валютных резервов. От величины этого показателя зависит возможность получения международных кредитов, прежде всего развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Так, если этот показатель находится на уровне менее трехмесячного покрытия импорта, ситуация рассматривается как неблагоприятная, и возможности получения новых кредитов ограничены.

1.3 Способы управления валютными резервами и их результаты

В свете важности наличия валютных резервов у страны не менее важным является вопрос управления валютным резервом государства.Дадим понятие управления валютными резервами.Как мы упоминали выше, управление резервами - это процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных активов государственного сектора в распоряжении соответствующих органов и под контролем последних для решения определенного круга задач, стоящих перед страной или союзом. В этой связи органу, занимающемуся управлением резервами (Нацбанк, Минфин), как правило, поручается управление резервами и связанными с ними рисками. Обычно официальные валютные резервы хранятся в качестве поддержки для выполнения ряда задач, в том числе следующих:

· поддержка и сохранение доверия к мерам политики в области управления денежно-кредитными агрегатами и обменным курсом, в том числе к возможности проведения интервенций в целях поддержки национальной валюты или валюты какого-либо союза государств;

· ограничение внешней уязвимости при помощи хранения ликвидных средств в иностранной валюте для нейтрализации шоков во время кризисов или при ограниченном доступе к заимствованию;

· внушение участникам рынков определенной степени уверенности в способности страны выполнить свои внешние обязательства;

· демонстрация опоры национальной валюты на внешние активы;

· помощь правительству в удовлетворении его потребностей в иностранной валюте и выполнении обязательств по внешнему долгу;

· хранение резерва на случай национальных катастроф или чрезвычайных обстоятельств.

Для обеспечения эффективного управления валютными резервами нацбанк разрабатывает валютную политику на краткосрочный и долгосрочный период.

Проблемы выбора валютной политики мы будем рассматривать под углом зрения сравнительных преимуществ и недостатков той или иной валютой политики в разных ситуациях. Сначала сравним системы фиксированных и плавающих курсов, затем,— регулируемого и свободного плавания.

По некоторым параметрам, при определенных условиях, фиксированный валютный курс (ФВК) предпочтительнее плавающих или гибких курсов. Фиксированный валютный курс уменьшает риск и неопределенность международных торговых и финансовых сделок, но они не устраняют влияния изменений спроса и предложения на валютный курс. Поэтому, для поддержания фиксированного паритета, государство должно иметь возможность влиять на соотношение спроса и предложения валюты (ПБ). Если страна имеет в наличие достаточные резервы (золото, иностранная валюта), если дисбаланс спроса и предложения валюты носит временный характер, а фиксированные валютные паритеты далеко не оторвались от курса равновесия, то фиксированный валютный курс обеспечивают стабильность валютного рынка. Если же нет достаточных резервов для «финансирования» дефицита спроса и предложения валюты, то необходим контроль над торговыми и финансовыми потоками, т.е. сдерживание импорта и поощрение экспорта, взимание специальных налогов с процентов и дивидендов, получаемых зарубежными инвесторами, обязательная продажа экспортерами иностранной валюты государству и последующее ее распределение между импортерами. Но такая практика имеет, как правило, негативные последствия: происходит сокращение объема и деформация (нарушение экономической целесообразности, основанной на принципе сравнительных преимуществ) международной торговле, дискриминации отдельных импортеров, «черный рынок» иностранной валюты и т.п. Можно добиться стабильности валютного рынка путем проведения ограничительной налоговой и денежной политики, которая относительно снижает уровень национального дохода и повышает процентные ставки. Однако эти меры, приводя к стабилизации валютного курса, вместе с этим ведут к падению объемов производства, безработице или инфляции. Таким образом, жизнеспособность фиксированного валютного курса зависит от наличия вышеназванных условий. Если их нет, предпочтительней плавающие валютные курсы.

Преимуществом гибких (плавающих) валютных курсов является то, что они, в результате свободного колебания спроса и предложения на валюту, автоматически корректируются таким образом, что в итоге происходит выравнивание дебета и кредита (устранение несбалансированности платежей). Вместе с тем использование плавающих валютных курсов порождает большую, чем фиксированный валютный курс неопределенность и риск как торговой, так и инвестиционной деятельности. При падении интернациональной стоимости валюты страны условия торговли будут ухудшаться, так как нужно будет экспортировать больший объем товаров и услуг для оплаты определенного объема импорта. При значительных колебаниях валютного курса появляется дополнительный риск заграничных инвестиций.

Государство достаточно часто манипулирует величиной валютного курса с целью изменения условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация.

Валютные курсы оказывают существенное влияние на внешнюю торговлю различных стран, выступая инструментом связи между стоимостными показателями национального и мирового рынка, воздействуя на ценовые соотношения экспорта и импорта и вызывая изменение внутриэкономической ситуации, а также изменяя поведение фирм, работающих на экспорт или конкурирующих с импортом.

Используя валютный курс, предприниматель сравнивает собственные издержки производства с ценами мирового рынка. Это дает возможность выявить результат внешнеэкономических операций отдельных предприятий и страны в целом. На основе курсового соотношения валют, с учетом удельного веса данной страны в мировой торговле рассчитывается эффективный валютный курс. Валютный курс оказывает определенное влияние на соотношение экспортных и импортных цен, конкурентоспособность фирм, прибыль предприятий.

Резкие колебания валютного курса усиливают нестабильность международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношений, вызывают негативные социально-экономические последствия, потери одних и выигрыши других стран.

В целом обесценение национальной валюты предоставляет возможность экспортерам этой страны понизить цены на свою продукцию в иностранной валюте, получая премию при обмене вырученной подорожавшей иностранной валюты на подешевевшую национальную и имеют возможность продавать товары по ценам ниже среднемировых, что ведет к их обогащению за счет материальных потерь своей страны. Экспортеры увеличивают свои прибыли путем массового вывоза товаров. Но одновременно снижение курса национальной валюты удорожает импорт, так как для получения этой же суммы в своей валюте иностранные экспортеры вынуждены повысить цены, что стимулирует рост цен в стране, сокращение ввоза товаров и потребления или развитие национального производства товаров взамен импортных. Снижение валютного курса сокращает реальную задолженность в национальной валюте, увеличивает тяжесть внешних долгов, выраженных в иностранной валюте. Невыгодным становится вывоз прибылей, процентов, дивидендов, получаемых иностранными инвесторами в валюте стран пребывания. Эти прибыли реинвестируются или используются для закупки товаров по внутренним ценам и последующего их экспорта.

При повышении курса валюты внутренние цены становятся менее конкурентоспособными, эффективность экспорта падает, что может привести к сокращению экспортных отраслей и национального производства в целом. Импорт, наоборот, расширяется. Стимулируется приток в страну иностранных и национальных капиталов, увеличивается вывоз прибылей по иностранным капиталовложениям. Уменьшается реальная сумма внешнего долга, выраженного в обесценившейся иностранной валюте.

Многие страны манипулируют валютными курсами для решения своих задач как в области экономического развития, так и в области защиты от валютного риска. Манипулирование включает в себя целый ряд мероприятий - от искусственного занижения или, наоборот, завышения курсов национальных валют, использования тарифов и лицензий до механизма интервенций.

Завышенный курс национальной валюты - это официальный курс, установленный на уровне выше паритетного курса. В свою очередь, заниженный валютный курс - это официальный курс, установленный ниже паритетного.

Разрыв внешнего и внутреннего обесценения валюты, т.е. динамики его курса и покупательной способности, имеет важное значение для внешней торговли. Если внутреннее инфляционное обесценение денег опережает снижение курса валюты, то при прочих равных условиях поощряется импорт товаров в целях их продажи на внутреннем рынке по высоким ценам. Если внешнее обесценение валюты обгоняет внутреннее, вызываемое инфляцией, то возникают условия для валютного демпинга - массового экспорта товаров по ценам ниже среднемировых, связанного с отставанием падения покупательной способности денег от понижения их валютного курса, в целях вытеснения конкурентов на внешних рынках.

Для валютного демпинга характерно следующее:

· экспортер, покупая товары на внутреннем рынке по ценам, повысившимся под влиянием инфляции, продает их на внешнем рынке на более устойчивую валюту по ценам ниже среднемировых;

· источником снижения экспортных цен служит курсовая разница, возникающая при обмене вырученной более устойчивой иностранной валюты на обесцененную национальную;

· вывоз товаров в массовом масштабе обеспечивает сверхприбыли экспортеров.

Демпинговая цена может быть ниже цены производства или себестоимости. Однако экспортерам невыгодна слишком заниженная цена, т.к. может возникнуть конкуренция с национальными товарами в результате их реэкспорта иностранными контрагентами.

Валютный демпинг, будучи разновидностью товарного демпинга, отличается от него, хотя их объединяет общая черта - экспорт товаров по низким ценам. Но если при товарном демпинге разница между внутренними и экспортными ценами погашается главным образом за счет государственного бюджета, то при валютном - за счет экспортной премии (курсовой разницы). Валютный демпинг впервые стал практиковаться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Его непосредственной предпосылкой являлась неравномерность развития мирового валютного кризиса. Великобритания, Германия, Япония, США использовали снижение курса своих валют для бросового экспорта товаров.

Валютный демпинг обостряет противоречия между странами, нарушает их традиционные экономические связи, усиливает конкуренцию. В стране, осуществляющей валютный демпинг, увеличиваются прибыли экспортеров, а жизненный уровень трудящихся снижается вследствие роста внутренних цен. В стране, являющейся объектом демпинга, затрудняется развитие отраслей экономики, не выдерживающих конкуренции с дешевыми иностранными товарами, усиливается безработица.

В 1967 г. на конференции Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) был принят международный Антидемпинговый кодекс, предусматривающий специальные санкции при применении демпинга, включая валютный.

Иногда устанавливаются разные режимы валютных курсов для различных участников валютного рынка в зависимости от проводимых операций: коммерческих или финансовых. Часто по коммерческим операциям применяется официальный валютный курс, а по операциям, связанным с движением капитала, - рыночный. Курс по коммерческим операциям обычно является заниженным. Вначале для стран, искусственно занизивших курс собственной валюты, наблюдается оживление экономики, вызванное повышением конкурентоспособности экспорта. Однако далее нарастают ограничения внутриотраслевого и межотраслевого перераспределения ресурсов, большая часть национального дохода направляется в сферу производства за счет уменьшения в нем доли потребления, что приводит к повышению уровня потребительских цен в стране, за счет которого происходит ухудшение уровня жизни трудящихся. Негативное влияние на изменение пропорций народного хозяйства может оказать и искусственное поддержание постоянного валютного курса, уровень которого значительно расходится с паритетным, приводя к закреплению однобокой ориентации в развитии отдельных отраслей экономики.

Таким образом, изменения курса валют влияют на перераспределение между странами части совокупного общественного продукта, которая реализуется на внешних рынках. В условиях плавающих валютных курсов усиливается воздействие курсовых соотношений на ценообразование и инфляционный процесс.

В условиях плавающих валютных курсов усилилось влияние их изменений на движение капиталов, особенно краткосрочных, что сказывается на валютно-экономическом положении отдельных государств. В результате притока спекулятивных иностранных капиталов в страну, курс валюты которой повышается, может временно увеличиться объем ссудных капиталов и капиталовложений, что используется для развития экономики и покрытия дефицита государственного бюджета. Отлив капиталов из страны приводит к их нехватке, свертыванию инвестиций, росту безработицы.

Последствия колебаний валютного курса зависят от валютно-экономического потенциала страны, ее экспортной квоты, позиций в МЭО. Валютный курс служит объектом борьбы между странами, национальными экспортерами и импортерами, является источником межгосударственных разногласий. По этой причине проблемы валютного курса занимают видное место в экономической науке.

Как и любой другой член МВФ, Республика Молдова имеет право сделать запрос на получение финансовой поддержки. Для того чтобы сделать официальный запрос на получение средств, правительство любой страны должно сформулировать достаточно конкретные планы на будущее, которые оформляются в так называемый «меморандум». Обычно меморандум намечает перспективы на период в шесть месяцев. В конкретном случае финансирование запрашивалось по специальной программе, направленной на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту. Этот механизм предполагает финансирование страны со стороны МВФ в течение 36 месяцев. Каждые шесть месяцев предполагается выделение очередного транша кредита, после того как утверждается отчет миссии и готов меморандум на предстоящий период.

Надо отметить, что для Республики Молдова речь идет о кредитах на очень выгодных условиях. Фонд выделяет средства странам с различными уровнями развития. При этом доходы от кредитования более развитых стран, позволяют Фонду кредитовать менее развитые на льготных условиях.

От себя добавим, что ставка по кредиту, предоставленному сейчас МВФ, ниже ставки доходности по депозитам в долларах или евро в любом иностранном первоклассном банке. Так что Молдова не несет реальных затрат по выплате процентов по кредиту, наоборот, при минимуме риска и накладных расходов, имеет возможность подзаработать на нем.

Изменения интернациональной стоимости валюты ведет также к нестабильности экономики страны. Существует взаимосвязь между изменением интернациональной стоимости валюты (понижение или повышение) инфляцией и безработицей. Если интернациональная стоимость валюты, в условиях полной занятости, снижается, то появляются инфляционные тенденции. Это происходит по двум причинам: 1) повышается спрос на товары данной страны, т.е. увеличивается доля чистого экспорта в совокупных расходах, что вызывает порожденную спросом инфляцию и 2) цены на весь импорт поднимутся. Если произойдет удорожание валюты, то сократится экспорт и увеличится импорт, что может вызвать безработицу. Все это безусловно опустошит валютный резерв государства, так как Нацбанк вынужден будет лавировать в подобной ситуации, используя средства валютного фонда, чтобы не допустить экономического коллапса.

Теперь сравним фиксированные и плавающие валютные курсы с точки зрения угрозы дестабилизирующих валютных операций.

Дестабилизирующая спекуляция на валютном рынке возможна при любых валютных режимах. При фиксированном валютном курсе она менее вероятна, чем при плавающих валютных курсах в том случае, если правительство серьезно намерено и имеет возможность поддерживать валютный курс на фиксированном уровне. В то же время система фиксированных, но периодически изменяемых валютных курсов (Бреттон-Вудская) создает возможность спекулянтам вести «одностороннюю игру» на валютном рынке, атаковать те валюты, которых ожидает девальвация и ревальвация. При ожидании девальвации спекулянты продают валюту на краткосрочном форвардном рынке и, если их ожидания оправдываются, они получают значительную прибыль, выкупая валюту после девальвации по пониженному курсу. Когда валюта покупается при высокой цене и продается при низкой (в ожидании дальнейшего повышения или понижения), такие операции приводят к дестабилизации валютного рынка.

При системе плавающих курсов происходит, преимущественно, «двусторонняя игра»: валютный курс может пойти вверх и вниз от ожидаемого уровня, так как, текущий курс спот представляет курс равновесия, а не искусственно установленный официальный паритет, который не отражает реальное соотношение рыночных сил:

Если сравнивать систему чистого плавания и управляемого плавания, то исторический опыт применения систем показывает, что опасность спекуляции выше при системе управляемого плавания, чем при системе чистого плавания валютных курсов.

Стремление к валютной стабилизации заставляет государственные валютные органы (центральные банки) проводить значительные валютные операции в одном направлении (так называемое «грязное плавание»). Попытки поддержать курс, который уже не соответствует курсу равновесия, посредством валютных интервенций ведет к валютным потерям государства и перекачке прибыли в руки валютчиков, проводящих дестабилизирующие валютные операции (односторонние спекулятивные операции). Нацбанк, проводящий валютные интервенции в поддержку нереальных валютных курсов, выступает по существу как спекулянт, дестабилизирующий валютный рынок, так как длительное время проводить такую политику невозможно, она ведет к все большим и большим валютным потерям, увеличивает расходную часть государственного бюджета. Частные участники рынка пользуются тем, что правительство поддерживает нереалистический курс и получает прибыль, а государство теряет валюту.

Мы можем сделать вывод, что дестабилизирующей спекуляции чаще всего подвержены фиксированные валютные курсы в условиях фундаментальной несбалансированности экономики и курсы, находящиеся в управляемом плавании в условиях сильной инфляции и нестабильности государственной валютной политики.

Дестабилизирующая роль государственных органов особенно деструктивна и приводит к наиболее негативным социальным последствиям в тех случаях, когда обстановка в стране не стабильна, а у правительства нет достаточных резервов для стабилизационной политики, имеется хронический дефицит платежного баланса и бюджета, сильная инфляция.

Важным аспектом проблемы выбора валютной политики является определение взаимосвязи того или иного валютного режима с инфляцией и безработицей, состояние экономики и проводимой правительством бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политики.

При режиме фиксированного валютного курса необходимость поддерживать