Ссылка на архив

В.А. Жуковский - выдающийся исторический деятель XIX века

XIX век –эпоха, прославленная именами многих талантливых людей: А.С. Пушкин, Александр I, М.Ю. Лермонтов, Мария Федоровна, М.М. Сперанский и многие другие. Но редко, когда упоминают имена тех, кто стоит за спинами своих воспитанников, тех, кто помог объяснить принципы жизни, воспитать в своем ученике личность, направить на путь истинный.

Среди деятелей русской культуры XIX столетия Василию Андреевичу Жуковскому принадлежит особое место. Знаменитый поэт и переводчик, родоначальник отечественного романтизма получил широкую известность еще как профессиональный педагог, воспитатель наследника престола, будущего «царя освободителя» Александра II, а также популярен в истории в качестве наставника и друга Пушкина.

В.А. Жуковский одним из первых в отечественной и мировой литературе выдвинул и примером собственного творчества доказал мысль о тесной взаимосвязи искусства и воспитания народных масс.

Тема актуальна во все времена потому, что педагоги были всегда и нужны были всегда для движения эволюционного процесса, для передачи опыта и информации подрастающему поколению, поэтому очень важно знать значимость данной профессии.

Выбранный мной аспект – рассмотреть выдающегося исторического деятеля как педагога – будет интересен для многих: кто является преподавателем, кто еще только познает азы педагогической деятельности, кто еще стоит перед выбором профессии и для любознательных людей.

Важность изучения педагогического опыта одного из ведущих деятелей отечественной культуры, каким являлся В.А. Жуковский, с одной стороны, и отсутствие работ, посвященных его педагогическому творчеству, с другой стороны, определили цель реферата: создать целостное представление о педагогической деятельности Жуковского и выявить значение поэта в истории России XIX века.

Мной были поставлены следующие задачи:

- Доказать, что собственные взгляды В.А. Жуковского на воспитание расходятся с представлениями Николая I.

- Сопоставить общеполитические взгляды Жуковского и С.С. Уварова.

- Исследовать феномен «поэт и власть».


Глава 1. Жизненный путь В.А. Жуковского

1.1 Воспитание и образование

«Поэзия должна иметь влияние на душу всего народа, и она будет иметь это влияние, если поэт обратит свой дар к этой цели. Поэзия принадлежит к народному воспитанию» В.А. Жуковский

Василий Андреевич Жуковский – знаменитый поэт XIX века. Родился 29 января 1783 года в селе Мишенском. В трех верстах от города Белева, Тульской губернии. Он был незаконнорожденным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи, получившей в крещении имя Елизаветы Дементьевны.

Незаконными детьми признавались по российскому законодательству:

1) рожденные вне брака, хотя бы их родители потом и соединились законными узами;

2) произошедшие от прелюбодеяния;

3) рожденные более чем через 306 дней после смерти отца или расторжения брака разводом;

4) все прижитые в браке, который по приговору духовного суда признан незаконным и недействительным.

Мальчика усыновил нахлебник Буниных, бедный дворянин Андрей Григорьевич Жуковский, от которого новорожденный получил фамилию и отчество. Как раз перед его рождением в семье Бунина из одиннадцати детей в короткое время умерло шестеро, и в том числе единственный сын, студент Лейпцигского университета. Жена Бунина, Мария Григорьевна, в память об умершем сыне, решила взять в свою семью новорожденного ребенка и воспитать его как родного сына. Афанасий Бунин умер, когда Василию было всего восемь лет. Положение семьи изменилось. Однако Мария Григорьевна по-прежнему, если не с большей теплотой, относилась к мальчику. С нежной заботливостью относились к нему и его единокровные сестры, дочери Афанасия Бунина. Трудно до конца представить себе внутренний мир подростка, узнавшего истинную историю своего происхождения. Но, так или иначе, переживания эти глубоко вошли в его сердце.

Вскоре Жуковского везут в Тулу, и там он живет в доме своей крестной, взрослой дочери Буниных — Варвары Афанасьевны, в замужестве Юшковой. Учится в частном пансионе X. Ф. Роде, а после — в Главном народном училище, но в одиннадцатилетнем возрасте Жуковского исключили оттуда "за неспособность". Однако и домашнее воспитание у Юшковых сыграло большую роль в формировании гуманитарных способностей Жуковского. Здесь нередко устраивались литературные вечера, разыгрывались на домашней сцене спектакли. В этой-то обстановке, в доме Юшковых, и проявилась с первоначальной определенностью замечательная литературная и художественная одаренность Василия Жуковского, возникла тяга к длительным усилиям творчества, а не только интерес к интеллектуальной игре. Живой впечатлительный мальчик принимает участие во всех интересных начинаниях, много рисует, сочиняет для домашнего театра трагедию «Камилл, или Освобожденный Рим», а так же драму «Павел и Виргиния». У Юшковых же несколько раз он видит и слышит замечательного экономического просветителя и писателя Андрея Тимофеевича Болотова, который произвел на Жуковского столь большое впечатление, что он, размышляя о прошлом, вспоминал Болотова и на закате своей жизни в 1851 году. Подруги детских игр поэта, дочери Юшковы Авдотья и Анна, тоже увлекались литературой, искусством, страстно любили театр.

Когда Жуковскому исполнилось 14 лет, Мария Григорьевна Бунина везет его в Москву и при содействии Ивана Петровича Тургенева (доброго знакомого Бунина) устраивает Васеньку в Университетский благородный пансионат. Начинается новый важный период в формировании личности Василия Андреевича. Здесь решающую роль сыграли два фактора: семья Тургеневых, с которой юный поэт весьма сблизился, и характер учебного им, в котором он учился.

Обширных познаний пансион не давал, но ученики, под руководством преподавателей, нередко собирались читать свои литературные опыты. Лучшие из этих опытов немедленно печатались в периодических изданиях. На втором году пребывания Жуковского в пансионе среди товарищей его, в числе которых были Блудов, Дашков, Уваров, Александр и Андрей Тургеневы, возникло даже особое литературное общество - Собрание, с официально утвержденным уставом. Первым председателем его был Жуковский. В печати Жуковский дебютирует "Мыслями при гробнице" (1797), написанными под впечатлением известия о смерти В.А. Юшковой.

С 1797 по 1801 г. Жуковским напечатаны: "Майское утро" (1797), "Добродетель" (1798), "Мир" (1800), "К Тибуллу" (1800), "К человеку" (1801) и многое другое. Первые произведения Жуковского явились в то время, когда русских читателей приводила в восторг "Бедная Лиза" Карамзина (1792) и ее бесчисленные подражания.

Ко времени пребывания Жуковского в пансионе относится и первый перевод его романа Коцебу "Мальчик у ручья" (Москва, 1801).

1.2 Новый этап в жизни поэта

Всегда он страстно желал оставить всякого рода служебные обязанности, освободиться от всего и отдаться музыке творчества, поэзии. Судя по всему, ему по душе был тихий сельский образ жизни, глубокое погружение в литературную работу вблизи природы, постоянный контакт с ней. Даже смолоду, после окончания Университетского пансиона, он прослужил весьма недолго в Соляной конторе и, оставя службу, вернулся в свои родные места — в Белев и Мишенское. Жуковский мечтал прочно обосноваться в Белове. В 1805 году он построил собственный двухэтажный дом на взгорье, с прекрасным видом из окон второго этажа на Оку и приокские дали. В Москве он бывает лишь наездами. Повесть "Вадим Новгородский", написанная и напечатанная в 1803 г., показывает, что около этого времени он занимается изучением древнерусской истории. За все время своей деревенской жизни (1802 - 1808) он печатает очень мало. В 1802 г., в "Вестнике Европы", было помещено им "Сельское кладбище" - перевод или скорее переделка из Грея. Стихотворение обратило на себя всеобщее внимание. Около того же времени Жуковского, в подражание "Бедной Лизе", пишет повесть

"Марьина Роща". В 1806 г. он отозвался на патриотическое настроение общества "Песнью барда над гробом славян-победителей". В 1807 году Жуковский все-таки переезжает в Москву, приняв предложение редактировать один из лучших журналов своего времени — карамзинский «Вестник Европы». Редактируя журнал, он выступает в эти годы не только как поэт, но и как интересный, глубоко и определенно мыслящий критик и публицист. В журнале, на титуле которого значилось: «Вестник Европы», издаваемый Василием Жуковским» - были собраны лучшие литературные силы России. Поскучневший, потускневший в руках М.Т. Каченоского, катастрофически терявший подписчиков, «Вестник Европы» с приходом Жуковского возродился. Полон свежих идей и планов, он весьма последовательно проводил их в жизнь. В период редакторской деятельности Василий Андреевич переживает большой творческий подъем, связанный с его общественно-литературными заботами. Он пишет стихи и прозу, многочисленные литературные заметки. Очень много переводит, увлекается русской стариной. В 1808 он печатает балладу «Людмила» (вольный перевод «Леноры» Бюргера), но тут же затевает ее переработку. После переработки появляется новое произведение «Светлана». Успех "Людмилы" воодушевил Жуковского. Переводы и переделки непрерывно следуют теперь одни за другими. Лучшие его переводы - из Шиллера. Из оригинальных поэтических произведений Жуковского к этому времени относится "Громобой", первая часть большой поэмы "Двенадцать спящих дев", а также несколько прозаических статей.

Редактирование журнала "Вестник Европы", продолжалось два года (1809 и 1810), сначала единолично, потом вместе с профессором Каченовским, к которому журнал и перешел окончательно.

Затем Жуковский вернулся в деревню и здесь пережил тяжелую сердечную драму.

Поэт страстно полюбил свою старшую ученицу, Марию Протасову. Мечты о взаимной любви и счастье семейной жизни становятся любимыми мотивами его поэзии. "В 1812 г. Жуковский решился просить у Е.А. Протасовой руки старшей дочери, но получил решительный отказ, мотивированный родственными отношениями. Вскоре после того Жуковский уехал в Москву и поступил в ополчение. В лагере под Тарутиным он написал "Певца во стане русских воинов».

«Певец» принес Жуковскому громкую славу, всеобщее признание. Его неоднократно переиздавали (всякий раз с небольшими злободневными изменениями в связи «с ходом военных действий»), читали, заучивали наизусть. «Певец» тогда стал главным поэтическим произведением о войне 1812 года, рожденным в ходе войны, выразившим построение общности многих русских судеб.

В конце 1812 г. Жуковский тяжело заболевает в действующей армии, пролежав некоторое время в госпитале, уже в январе 1813 г. Получает бессрочный отпуск. Знаменитый поэт, штабс-капитан Василий Жуковский, награжденный за участие в Отечественной войне орденом Святой Анны 2-й степени, опять бросается в Муратово к Протасовым, надеясь все-таки, после всех потрясений и несчастий, добиться Машиной руки. Но Екатерина Афанасьевна по-прежнему непреклонна. Взаимные чувства Маши и Василия все более окрашиваются в элегические тона. Убеждения не дают им возможности обвенчаться тайком. Судьба их предрешена. В это же время Саша Протасова выходит замуж за приятеля Жуковского, А.Ф. Воейкова. И вскорости Воейковы и Протасовы переезжают в Дерпт. Не в силах расстаться с Машей, Жуковский следует за ними. Два года проходят в непрестанных поездках Василия Андреевича из Дерпта в Петербург и обратно. Дерптский период сыграл определенную роль в духовном развитии Жуковского. У него появляется много новых друзей, в том числе и художник Е. Рейтерн, будущий тесть. Он сближается с профессорами фон Боком, Фурманом, слушает лекции, в частности по истории и философии средневековья. В 1816 году Жуковского избирают почетным доктором Дерптского университета.

Дерптский период для Жуковского в основном закончился тогда, когда Маша под влиянием родных вышла замуж за тамошнего профессора медицины И.Ф. Мойера. Но и после этой «горькой» для него свадьбы он живет несколько месяцев в Дерпте. Долгие годы не может найти успокоения. В 1820 году он пишет Авдотье Петровне Елагиной (Киреевой): «Я от всех оторванный кусок и живу так, что душа холодеет. Бедная моя поэзия! Был в Дерпте, как во сне. Там тихо, но у всех одна болезнь – разлука! Чем от нее вылечиться» (Журнал «Русская старина» 1883 г.). Для более полного воссоздания истории этой любви можно узнать из «Дневника» Маши Протасовой, который хранится в Пушкинском доме.

На фоне этой болезненной разлуки с любимым человеком развивается петербургская литературно-общественная деятельность Жуковского.

1.3 Санкт – Петербург. Педагогическая деятельность Жуковского

"Послание императору Александру", написанное Жуковским в 1814 г., навсегда решило его судьбу. Императрица Мария Федоровна выразила желание, чтобы поэт приехал в Петербург. Годы 1817 - 1841 обнимают собой период придворной жизни Жуковского, сначала его назначили чтецом императрицы, потом пригласили преподавателем русского языка к невесте Николая I, а впоследствии воспитателем к наследнику престола – Александра II. Николай I хотя и считал, что наследник «должен быть военный в душе, без чего он будет потерян в нашем веке», осознавал, что образование его преемника на троне должно быть более широким, соответствующим его высокому призванию. Обучение наследника стало для Жуковского главным делом жизни. Изучив европейские педагогические системы, он разработал для великого князя многолетний «План учения», в котором отводилось место даже Царскому Селу. Например, для изучения навигации Жуковский предполагал превратить царскосельский пруд в огромное учебное пособие – «всемирный океан, на котором две маленькие яхты могут в один день совершить путешествие вокруг света». Первый и главный постулат «Плана учения» - «цель воспитания вообще, и учения в особенности, есть образование для добродетели… Воспитание начинается с колыбели, учение с отрочества, то и другое продолжается до начала молодых лет», ибо «Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным».

В своей педагогической деятельности Жуковский, кроме широкого системного образования наследника, видел еще и другую цель: внушить нравственные принципы, необходимые для достойного человека и мудрого государственного деятеля. И в этом ему помогал Мердер – генерал – майор, который в основном занимался военными науками и развитием физических способностей Александра. В 1828 году в письме к императору Николаю I Жуковский писал: «…я совершенно счастлив моим товариществом с Мердером. Мы идем с ним к святой цели рука об руку; еще не было между нами ни в чем разногласия».

Годы серьезной учебы под руководством наставников многое сделали для формирования личности будущего императора. Александр II получил весьма основательные знания, вполне на уровне науки того времени. Он владел французским, английским, немецким и польским языками. Знал историю, географию, статистику, математику, естествознание, логику и философию. Большое внимание уделялось и духовному, религиозному воспитанию будущего государя. Сохранившееся ежедневные записи его воспитателей показывают, как много пришлось трудиться мальчику для подготовки к государственной деятельности.

Тем не менее, наследник Александр Николаевич любил и ценил своих наставников, и эту любовь к ним пронес через всю жизнь. По его повелению в 1854-1855 годах на Детском острове, связанном со счастливым детством будущего императора, были установлены мраморные бюсты К.К. Мердера с надписью «Незабвенному Карлу Карловичу Мердеру» и В.А. Жуковского, на пьедестале которого было начертано его стихотворение «Царскосельский лебедь».

По «Плану учения» Жуковского образовательный процесс наследника завершился в 1837 году и ознаменовался семимесячным путешествием по России, из которого Александр Николаевич возвратился 10 декабря того же года в Царское Село.

Педагогическая деятельность Жуковского была по достоинству оценена. И не только высокими государственными почестями и наградами, но требовательными и придирчивыми современниками, считавшими эту деятельность крайне полезной и необходимой для будущего процветания страны.

Педагогическая деятельность Жуковского высоко оценивалась дореволюционными исследователями, считавшими, что именно ему удалось заложить в сознание Александра идеи либерализма и российского патриотизма.

К сожалению, в советский период о Жуковском - педагоге говорилось и писалось очень мало. Официальная наука, по всей видимости, стремилась не афишировать факты преданного служения поэта Российскому государству при императорском дворце, в роли учителя наследника престола. Тем самым не только умалялась историческая истина, но и принижалось значение Жуковского как крупнейшего отечественного педагога своего времени, опыт и воззрения которого имеют несомненную ценность для истории отечественной школы и педагогики.

Параллельно, при активном участии Василия Андреевича возникает полемическое по своей сути литературное общество «Арзамас». Петербургская жизнь Жуковского обретает новые черты. Литературный авторитет его — в зените. Он тогда был не только принят при дворе, но и стал особой, приближенной к царской фамилии. В 1818 году он был избран в Российскую Академию наук, а несколькими месяцами раньше стал почетным членом Вольного общества любителей российской словесности.


Глава 2. Взгляды Николая I на «воспитание» России

2.1 Предпосылки

12 декабря 1825 г. на русский престол вступил Николай I Павлович (1825 - 1855 гг.). Николай был третьим сыном Павла I. Старших сыновей Павла I - Александра и Константина - с детства готовили к престолу, младших - Николая и Михаила - к военной службе.

Николаю шёл пятый год, когда был задушен отец. Отца он помнил смутно, но, став императором, запретил в Зимнем дворце всякие разговоры о ночи 11 марта 1801 г. и комнату, в которой совершилось убийство отца, превратил в домашнюю церковь.

После смерти Павла I его супруга императрица Мария Фёдоровна всё своё время посвятила воспитанию детей. Старших сыновей она обожала, тщательно подбирала им преподавателей и благоговейно охраняла тишину и покой на их половине в часы занятий. Мимо половины младших она пробегала, заткнув уши: целыми днями там строились крепости, били барабаны, трубили трубы, стреляли пистолеты. Великие князья носились по Зимнему дворцу на деревянных лошадках, всё сметая на своём пути. На их проказы смотрели сквозь пальцы: уделом младших в монарших семьях всегда была военная служба.

Преподавательский состав Николаю Павловичу подобрали не такой блестящий, как его старшим братьям. Учителя по общественным наукам не сумели привить ему интерес к своим дисциплинам. Зато ему давались точные и естественные науки, а его настоящим увлечением на всю жизнь стало военно-инженерное дело. Военным инженером он стал блестящим. В течение всей жизни он не раз с гордостью говорил о себе: "Мы, инженеры".

Военное воспитание, наследственная страсть Романовых к армии, способность к точным наукам принесли результаты. Николай Павлович вырос цельным человеком, с твёрдыми принципами и убеждениями. Ему были не свойственны внутренние сомнения, колебания, метания, как его старшему брату Александру. Он во всём любил порядок, дисциплину. На его взгляд, нужно не убивать время в бесполезных философских мечтаниях, а строить - крепости, мосты, дороги. Николай в быту был необычайно скромным. Его апартаменты в Зимнем дворце поражали скромностью обстановки, чистотой, уютом. Его жизнь была жёстко регламентирована: он рано вставал, спал на постели, набитой сеном, укрывался солдатской шинелью; много работал, был умерен в еде. Среди монархических домов Европы Романовы славились красотой. Физическая красота Николая I была поистине царской. Красоту, величественность он сохранил до последних дней. Женат он был на дочери влиятельного в Европе прусского короля Фридриха-Вильгельма III Шарлотте, которая после принятия православия была наречена Александрой Фёдоровной. Супругу Николай Павлович обожал, ни в чём ей не отказывал, на себе же всю жизнь экономил. Когда умирал, возле его постели стояли дырявые домашние тапки. Среди сокровищ, оставленных домом Романовых, известна коллекция платьев и драгоценностей Александры Фёдоровны.

Николай обладал природным умом, железной волей, способностью находить талантливых исполнителей своих замыслов. Отношение к Николаю I его современников и потомков было неоднозначным: одни называли его грубым солдафоном, другие - гением русской истории.

Вступление Николая I на престол сопровождалось драматическими событиями.

19 октября 1825 г. в Таганроге неожиданно умер Александр I. Наследников у него не было. Его преемником должен был стать его брат Константин Павлович. Константин был очень похож на отца Павла I, привязан к нему и очень его любил. Смерть Павла I от рук пьяных гвардейцев потрясла Константина. Он дал себе слово, что никогда не взойдёт на престол. В 1823 г. он отказался от престола в пользу младшего брата Николая Павловича.

Но всё это сохранялось в тайне.

После смерти Александра I в России наступило 3-недельное безцарствие. Константин Павлович был наместником Польши, находился в Варшаве и отказывался приехать в Россию. Начались переговоры между братьями, они затягивались, между тем одни присягали на верность Константину, другие - Николаю. И только 12 декабря 1825 г. 29-летний Николай Павлович вступил на престол после получения им письменного подтверждения от Константина о добровольном отречении от престола. На 14 декабря было назначено приведение к присяге Николаю I высших органов власти и обнародование манифеста о его восшествии на престол.

12 декабря Николай I узнал, что в день принятия присяги будет предпринята попытка государственного переворота. Он понимал, что через день решится его судьба: или он будет императором могущественной империи, или будет задушен шарфом какого-нибудь пьяного гвардейца. В ночь на 14 декабря Николай I и Александра Фёдоровна горячо молились и поклялись друг другу, что если завтра им суждено умереть, то смерть они примут достойно.

14 декабря 1825 г. Николай I проявил большое личное мужество. В шестом часу утра, раньше намеченного срока, он принял присягу членов Сената, Синода, Государственного совета, генералитета, затем сказал собравшимся: "После этого вы отвечаете мне головой за спокойствие столицы, а что до меня касается, если я хоть час буду императором, то покажу, что этого достоин". Далее Николай I отдал 7-летнего наследника Сашу верным гвардейцам и выехал на Сенатскую площадь. К вечеру восстание было подавлено. Начались аресты, следствие, суд.

Николай I всегда будет помнить14 декабря 1825 г., и это воспоминание отразилось на характере всего его правления.

Правление брата Александра началось либерально, а закончилось выступлением декабристов. Николай пришёл к выводу, что самостоятельность общества может привести к драматическим для власти и самого общества последствиям. Во имя блага России над жизнью общества необходимо установить контроль, в обществе должны царить порядок, дисциплина, закон, все должны исполнять свои обязанности.

2.2 Взгляды императора на образование

"В широком образовании народа и в свободном развитии его духовных сил правительство, а отчасти и общество, видели не основу для здорового и могучего роста государства, не источник богатства народа, не укрепление положения среди других государств, но единственно "прямой путь к бунту и крамоле".

Таким именно взглядом проникнуто отношение высшего правительства к вопросам народного образования на всех его ступенях, с начала и до конца царствования Николая I". Однако если обратиться к более широкому кругу литературы, не говоря уже о таких доступных источниках, как "Полное собрание законов Российской Империи", сборники постановлений и распоряжений Министерства народного просвещения, то можно найти основания для иных выводов и оценок.

Восстание декабристов в 1825 г. было расценено правительственными кругами как свидетельство нарастающей угрозы изменения общественного устройства. Ужаснуло столь решительное воплощение западных революционных идей свободы, равенства и братства, во многом чуждых и непонятных большинству подданных Российской империи начала XIX столетия.

Вступив на российский престол, Николай I сразу же обратил внимание подданных на важность вопросов народного образования и воспитания. И в Манифесте от 13 июля 1826 г., объявлявшем приговор участникам восстания, указывалось на настоятельную необходимость "нравственного воспитания детей": "Не просвещению, но праздности ума, более вредной, нежели праздность телесных сил, - недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча правом, а конец - погибель. Тщетны будут все усилия, все пожертвования правительства, если домашнее воспитание не будет приуготовлять нравы и содействовать его видам".

Таковой стала новая политическая установка, ориентировавшая направление дальнейшего развития отечественной системы образования и воспитания. В основание полагались почитание государства, уважение к верховной власти и к тем вековым духовно-нравственным основам, которые волей исторических судеб она призвана была защищать. Главным государственным органом, на который возлагалось решение этой задачи, стало Министерство народного просвещения. Именно ему вменялось в обязанность: "Преобразовать и согласить между собою все дотоле учрежденные учебные заведения и привести их, так сказать, к одному началу, поставляя это начало в образовании учебной системы, которая, с одной стороны, возрастала бы из самих оснований нашего быта, а с другой бы - шла рядом с современным неизбежным развитием наук и просвещения в Европе; вместе с этим, расположить все части публичного воспитания так, чтобы оно привлекло к себе не только юношество среднего сословия в государстве, но и юношество высшего, образование коего совершалось до тех пор на удачу, посредством иностранных воспитателей и в тесном кругу домашних предрассудков".

Ко времени появления на российском престоле Николая I должность министра народного просвещения занимал Алексей Семенович Шишков. Это был семидесятилетний адмирал в отставке, известный филолог, литератор и публицист, член Российской Императорской Академии. Еще при вступлении в должность министра он указал на тот факт, что "Министерство сие от самого начала своего не имело постоянного плана, которым бы, всегда руководствуясь, могло оно... все привести в надлежащее устройство". Кроме того, по мнению А.С. Шишкова, причиной бед народного просвещения было отсутствие в нем национального духа. Решительно осудив деятельность министерства под руководством своих предшественников, министр задумал провести коренную реформу учебной системы.

Взгляды царя и министра на перспективы организации государственной системы просвещения во многом совпадали. Внимание, с которым император подходил к решению вопросов народного просвещения, можно объяснить желанием власти воспрепятствовать "наступлению крамолы" на учебные заведения страны. Высшей власти необходимо было, чтобы в каждом сословии воспитывались верные и скромные слуги государства и через это укреплялись бы основы существовавшего в России строя. Николай I даже собирался издать соответствующий законодательный акт и предложить Государственному совету специально обсудить вопросы развития народного просвещения в стране, в том числе и в отношении обучения грамоте крестьянских детей.

Однако принятию законодательного акта помешал В. П. Кочубей, который заявлял, что хотя по существу вопрос является важным, однако следует не издавать специального закона, а ограничиться простым рескриптом, который бы предписывал возможность обучения крестьянских детей только в начальной школе. В мае 1827 г. такой рескрипт был дан императором на имя министра А.С. Шишкова.

Кроме того, по указанию Николая I 14 мая 1826 г. был образован "Комитет устройства учебных заведений". Власть усматривала необходимость создания такого органа, прежде всего для "сличения и уравнения уставов учебных заведений и определения курсов учения в оных". В состав комитета, председателем которого был назначен министр, вошли М. М. Сперанский. К.А. Ливен, Е.К. Сиверс, К.О. Ламберт, С.С. Уваров, А.А. Шторх, А.А. и В.А. Перовские и С.Г. Строганов. Двое из членов Комитета - К.А. Ливен и С.С. Уваров в скором времени поочередно принимали пост министра народного просвещения.

Открывая заседания комитета, А.С. Шишков назвал главные причины упадка учебных заведений. Министр полагал, что потеряна из виду главная цель народного просвещения - "образование, приспособленное к потребностям людей различных состояний". Среди других упущений назывались: серьезные недостатки уставов учебных заведений, скудость средств на содержание педагогического персонала, недостаточность контроля над деятельностью учебных заведений и "слишком долгий срок учения в гимназиях и низших училищах". Министр также высказывался против расширения частных пансионов и домашнего воспитания. Главное его требование к содержанию обучения сводилось к тому, чтобы "оно не изглаживало в русских характера народного, но чтобы улучшало и укрепляло его".

Перед комитетом ставилась задача проанализировать все уставы учебных заведений "начиная с приходских, до самых университетов", а также проанализировать содержание курсов, преподаваемых в них. Было решено добиться единства уставов учебных заведений и на их основе создать новые, с последующим Высочайшим утверждением. Помимо комитета была создана специальная комиссия для рассмотрения учебных пособий. К работе в ней привлекались известные в ту пору академики и профессора. Предполагалось, что решение вопроса о разделении учебных заведений на приходские, уездные училища и гимназии будет иметь положительные результаты только при условии, что каждый из этих разрядов учебных заведений станет давать законченное образование тем лицам, для которых они предназначались. В основу министерского плана построения образования была положена идея сословной школы. Однако при этом существовала возможность получения гимназического образования и даже поступления в высшие учебные заведения лицами из низших сословий. Для поступления в средние и высшие учебные заведения крепостным детям нужно было лишь одно условие - добрая воля помещика на освобождение поступающего от личной зависимости. Для крепостных оказались доступными также некоторые виды реальных училищ.

Боязнь проникновения в "неокрепшие души юношества" революционных идей диктовала необходимость контроля над содержанием обучения в частных учебных заведениях. Министерство предлагало закрыть частные пансионы и создать пансионы при гимназиях, удерживая, таким образом, молодежь под надзором учебного начальства.

19 августа 1827 г. на имя министра народного просвещения последовал Высочайший рескрипт, согласно которому началась разработка новых правил, "вполне соответствующих истинным потребностям и положению Государства". По мысли нового императора, содержание обучения должно было исходить из практических потребностей каждого человека, чтобы "повсюду предметы учения и самые способы преподавания были по возможности соображаемы с будущим вероятным предназначением обучающихся".

Работа комитета сосредоточивалась на пересмотре уставов средних и низших учебных заведений с приведением их в соответствие с теми политическими и общекультурными положениями, которые выражались в многочисленных рескриптах и речах императора.

На всем протяжении правления император Николай 1 активно внедрял в сознание подданных мысль о необходимости сословного образования. И, поскольку перед министерством была поставлена задача не допустить крепостных детей в учебные заведения, предназначенные для высших сословий, настойчиво распространялась точка зрения о необходимости развития на всей территории России приходских и уездных училищ для крестьянства и горожан. Разрабатывался вопрос и о создании особых учебных заведений для профессиональной подготовки и обучения основам грамоты.

История распорядилась так, что к середине 1820-х гг. в российском государственном механизме созрела идея корректировки либерального курса развития народного просвещения, характерного для времени правления Александра I. Власть стала считать воспитание верноподданнических чувств необходимым условием дальнейшего развития школьной системы и укрепления державных основ школьного дела.

В основу своей деятельности Министерство народного просвещения положило императорский рескрипт 1827 г., в котором, в частности, отмечалось: "Почитая народное воспитание одним из главнейших оснований благосостояния державы, от Бога мне врученной, я желаю, чтобы для оного были постановлены правила, вполне соответствующие истинным потребностям и положению государства. Для сего необходимо, чтобы повсюду предметы учения и сами способы преподавания были, по возможности, соображаемы с будущим вероятным предназначением обучающихся, чтобы каждый вместе со здравыми, для всех общими, понятиями о Вере, законах и нравственности приобретал познания для него нужные, могущие служить к улучшению его участи, и, не быв ниже своего состояния, также не стремиться чрез меру возвыситься над тем, в коем ему суждено оставаться".

В первые годы правления Николая I была четко сформулирована государственная идеология просвещения. Исходя из особенностей исторического развития России, этого было вполне достаточно, чтобы приступить к законодательному обеспечению реформирования образования на державных принципах. Основным документом, закрепившим основы образовательной политики в России, стал новый Высочайше утвержденный 8 декабря 1828 г. "Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: С. -Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского".

Существенное отличие нового устава от прежнего заключалось в том, что приходские и уездные училища утратили свой характер подготовительных учебных заведений для дальнейшего постижения гимназического курса. Каждый из существовавших в России типов учебных заведений получал завершенный курс учебных предметов, необходимый для соответствующего образования в течение трех лет. Министерство народного просвещения и его органы на местах стали контролировать деятельность приходских училищ, которые теперь служили "приготовительными" заведениями, после окончания которых можно было продолжить обучение.

Одна из основных идей реформы 1828 г. состояла в том, что школа обязана не только обучать, но и воспитывать детей, причем дело воспитания должно находиться в руках государства. Эта идея была не нова и занимала умы отнюдь не только представителей правительственного уровня, ее разделяли многие деятели русской культуры. В частности, в знаменитой записке А.С. Пушкина "О народном просвещении", поданной Николаю I, поэт выступил за развитие государственного воспитания. "В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимоотношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем. Воспитание в частных пансионах немногим лучше; здесь и там оно кончается на 16-летнем возрасте воспитанника. Нечего колебаться: во что бы то ни стало должно подавить воспитание частное".

Утвержденный Николаем I Устав 1828 г. впервые заложил прочные основы для народного образования, указав начальным и средним учебным заведениям пути их дальнейшего развития. Введение нового устава потребовало от Министерства народного просвещения принятия определенных мер по его дополнению и разъяснению, поэтому вс