Бухгалтерская отчетность (на примере предприятия)
В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим средством информационного обеспечения пользователей. Не случайно концепция составления и публикации отчетности является краеугольным камнем системы национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран. Такое внимание к отчетности объясняется тем, что любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть, в основном с помощью отчетности. Насколько привлекательны опубликованные отчеты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.
Пользователей бухгалтерской информации можно условно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои собственные цели: внешние пользователи, сами предприятия, собственно бухгалтеры. Назначение бухгалтерской отчетности состоит в том, чтобы в максимально возможной степени сгладить противоречия между их интересами. Приоритетная роль бухгалтерской отчетности как основного средства коммуникации проявляется в том, что ее цели и требования, к ней предъявляемые, являются краеугольным камнем концептуальных основ теории бухгалтерского учета, где, отталкиваясь от интересов пользователей учетной информации, формируются цели бухгалтерской отчетности, ее оценка, основные характеристики, постулаты и принципы учета, техника учета.
Одним из важнейших принципов бухгалтерского учета является принцип достаточной аналитичности учетных данных, возникших в результате хозяйственной деятельности и затем отраженных в отчетности. Это предъявляет высокие требования к содержанию и структуре бухгалтерского отчета. Наилучшее его построение может быть достигнуто в том случае, если, при сохранении допустимой степени унификации отчетных форм, работа по упорядочению составления и представления отчетности будет продолжена на основе обобщения отечественного опыта, совершенствования существующей теории и практики подготовки отчетности, практики зарубежных стран, рекомендаций международных учетных стандартов.
Методология составления отчетности в нашей стране неоднократно менялась. Переломным явился 1990 год, когда Министерство финансов СССР письмом от 12 октября 1990 года ввело, начиная с 1991 года, единую отчетность для всех предприятий, объединений и организаций. Номенклатура статей была существенно укрупнена, введены дополнительные статьи, отражающие появление новых объектов бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики (ценные бумаги, нематериальные активы, валютный счет и проч.). В связи с введением с 1 января 1992 года нового Плана счетов бухгалтерского учета отчетность подверглась дальнейшему совершенствованию: определились ее состав и структура, баланс стал составляться в оценке нетто, введена такая важная статья, как “Резервы по сомнительным долгам” и др. В настоящее время отечеcтвенная бухгалтерская отчетность по основным параметрам соответствует требованиям международных учетных стандартов. Тем не менее, по наглядности и аналитичности она пока еще уступает зарубежным аналогам, поэтому методология ее составления продолжает развиваться.
Изменение системы общественных отношений в России, а также гражданско-правовой среды, предопределяет необходимость постоянных изменений в бухгалтерском учете и отчетности. В этих целях, во исполнение Постановления Правительства РФ №283 от 6.03.98 года “Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности” разработана программа, в которой предусматривается:
- формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь, инвесторов;
- увязка реформы бухгалтерского учета в России с основными стандартами, действующими на международном уровне;
- оказание методической помощи организациям во внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета при этом будет состоять в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности. Предполагается разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений /стандартов/ по бухгалтерскому учету; уточнение правил по формированию бухгалтерской отчетности; разработка нового плана счетов; внедрение в практику международных стандартов финансовой отчетности.
Во исполнение намеченной программы утверждены законодательные и нормативные документы, определяющие правила составления бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета в настоящее время. С позиций интересующей нас темы к наиболее важным из них относятся:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (Ч.I и II);
- Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ “О бухгалтерском учете” с изменениями и дополнениями;
- Федеральный закон от 29.12.95 г. № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина от 29.07.98 года №34-н;
- Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”, утвержденное приказом Минфина РФ от 28.07.94 г. №100 (ПБУ 1/94);
- Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации”, утвержденная приказом Минфина РФ от 8.02.1996 г. №10 (ПБУ 4/96);
- Положение по бухгалтерскому учету “События после отчетной даты”, утвержденное приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. №56-Н (ПБУ 7/98);
- Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации”, утвержденное приказом Минфина РФ от 6.07.99 г. № 43н (ПБУ 4/99);
- приказ Минфина РФ от 12.11.96 г. №97 “О годовой бухгалтерской отчетности организации” (в редакции приказа Минфина РФ от 20.11.97 г. №81-н, от 20.10.98 г. №47-н); и ряд других. В них определяется порядок представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организаций с внешними потребителями бухгалтерской информации.
Кроме этих основополагающих документов, существуют разработанные Минфином положения по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации.
В связи с тем, что в сфере законодательного, нормативного и методологического регулирования правил составления бухгалтерской отчетности постоянно происходят изменения, тема данной дипломной работы является актуальной. Представляется необходимым рассмотреть основные подходы к составлению бухгалтерской отчетности в настоящее время.
Целью дипломной работы является изучение основных требований и правил, действующих при составлении бухгалтерской отчетности предприятия. Задачей дипломной работы является реализация поставленной цели в теоретическом и практическом аспектах. Совокупность требований к бухгалтерской отчетности рассматривается на примере отчетности конкретного предприятия.
Глава 1. Бухгалтерская отчетность предприятия.
1.1. Состав и назначение бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе бухгалтерского учета всех хозяйственных операций по установленным формам. В соответствии с действующим законодательством, организации любых форм собственности должны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных аналитического и синтетического учета. Синтетический учет - это учет обобщенных данных о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический учет осуществляется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и иных хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. До составления заключительного баланса обязательна сверка оборотов и остатков по аналитическим счетам Главной книги или другого аналогичного регистра бухгалтерского учета на конец отчетного периода.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, наблюдения, измерения и регистрации, обработки и получения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предприятия, их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета. Объектами бухгалтерского учета является имущество, обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности .
Главной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении в целях предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявлении внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости.
Правила ведения и организации бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности предусматривают, что:
- бухгалтерский учет имущества и обязательств, других хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета;
- основанием для записи в первичных учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно после их окончания, и содержать обязательные реквизиты;
- имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат денежной оценке;
- обязательно проведение инвентаризаций и отражение ее результатов в учете;
- обязательно разграничение учета текущих затрат на производство (издержки обращения) и капитальных вложений;
- обязательна тождественность показателей синтетического и аналитического учета и формирования учетной политики организации;
- обязательно применение допущений имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Если при ведении учета и составлении отчетности предприятие отступает от установленных допущений, то она обязана раскрыть причины в объяснительной записке;
- на балансе предприятия не должно учитываться имущество, ему не принадлежащее.
Информация, которая формируется в бухгалтерском учете и отчетности, должна отвечать определенным критериям:
1. Достоверности и надежности. Эти требования обеспечиваются документированием всех хозяйственных операций, правильным проведением инвентаризаций, денежной оценкой учета текущих затрат и калькулирования;
2. Оперативности. Этот принцип осуществляется при своевременном представлении информации для управления производством и составления отчетности;
3. Полноты и доступности. Суть этого требования состоит в представлении необходимой учетной информации внешним и внутренним пользователям;
4. Полезности для различных групп пользователей;
5. Понятности и уместности. Информация считается уместной, если она может влиять на экономические решения пользователей, помогает им оценивать прошлые, настоящие или будущие события.
Для внешних пользователей главное значение приобретает информация о финансовом положении, финансовых результатах деятельности организации и их изменениях. К таким пользователям могут относиться собственники предприятия, реальные и потенциальные инвесторы, работники, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, налоговые органы, органы власти и общество в целом. Основные интересы в получении информации заключаются:
- для собственников средств организации: в данных об увеличении или уменьшении доли собственных средств и оценке эффективности использования ресурсов;
- для инвесторов и их представителей: в данных о рискованности или доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, о возможности или целесообразности распоряжаться инвестициями, о способности организации выплачивать дивиденды;
- для существующих и потенциальных кредиторов: в данных об оценке доверия к организации как к клиенту при предоставлении или продлении кредита и определении условий кредитования;
- для работников и работодателей: в данных о стабильности и прибыльности предприятия, способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;
- для поставщиков и подрядчиков: в сведениях, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы;
- для покупателей и заказчиков: в данных о продолжении деятельности организации;
- для налоговых органов: в подтверждении достоверности данных бухгалтерского учета в интересах правильного исчисления налогов и сборов;
- органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, ведению статистического наблюдения.
Общество в целом заинтересовано в информации о вкладе предприятия в повышение благосостояния на местном, региональном и федеральном уровнях.
В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании сведений, полезных руководству предприятия для принятия управленческих решений.
Бухгалтерская отчетность является наилучшим источником информации для внешних и внутренних пользователей при планировании, контроле и оценке деятельности предприятия. Она содержит в установленных формах систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении предприятия и результатах его хозяйственной деятельности. По данным отчетности руководитель отчитывается перед трудовым коллективом, учредителями (собственниками), соответствующими структурами управления (финансовыми органами, банками), и иными заинтересованными организациями.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, все предприятия независимо от их организационно-правовых форм, за исключением бюджетных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность собственникам, а также территориальным органам государственной статистики по месту регистрации предприятий. Государственные и муниципальные предприятия помимо этого представляют отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Особое значение имеет возложение на территориальные органы государственной статистики функций сбора и обработки (свода) бухгалтерской отчетности организаций, расположенных на территории Российской Федерации, и представлении сводной информации органам государственной власти и местного самоуправления для успешного осуществления мероприятий перехода к рыночным отношениям в экономике.
В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрено, что годовая бухгалтерская отчетность предприятия является открытой для банков, бирж, инвесторов, покупателей, поставщиков и других внешних пользователей и подлежит публикации в установленном порядке и в сроки в газетах и журналах. Достоверность публикуемой отчетности подтверждается аудиторским заключением в случае, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Бухгалтерская отчетность предприятия состоит из следующих типовых форм:
1. Бухгалтерского баланса (ф.№1);
2. Отчета о прибылях и убытках(ф.№2);
3. Отчета об изменении капитала (ф.№3);
4. Отчета о движении денежных средств (ф. №4);
5. Приложения к бухгалтерскому балансу (ф.№5).
6. Пояснительной записки.
7. Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности предприятий, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Типовые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов. Специализированные формы устанавливаются министерствами и ведомствами Российской Федерации по согласованию с Минфином России.
Отчетность составляется за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, при этом месячная и квартальная отчетность является промежуточной. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. При этом первым отчетным годом для вновь созданных предприятий считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для предприятий, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года. Данные о хозяйственных операциях организации, совершенных до государственной регистрации, включаются в бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.
Организации, подлежащие ликвидации и реорганизации, меняющие государственную форму собственности на иную в отчетном году, представляют отчет по типовым формам годовой бухгалтерской отчетности за период с начала года до момента ликвидации (реорганизации).
Предприятия обязаны строго соблюдать установленные сроки представления бухгалтерской отчетности: квартальной - в течение 30 дней по окончанию квартала, а годовой - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата ее почтового отправления или дата ее фактической передачи по принадлежности. Если дата представления отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком считается первый следующий за ним рабочий день.
Представляемая отчетность оформляется и утверждается в порядке, установленном учредительными документами. Все формы отчета подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия. Если же учет осуществляется на договорных началах специализированной организацией, то отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Бухгалтерская отчетность включает в свой состав имущество всех производств, хозяйств, иных структурных подразделений, не являющихся юридическим лицом, но выделенным на отдельный баланс. Под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату. Подразделения предприятия формируют отчетность по тем же правилам, что и головное предприятие.
Если организация имеет дочерние и зависимые общества на территории Российской Федерации или за ее пределами, то, помимо собственного бухгалтерского отчета, она составляет сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ.
В бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена сопоставимость данных с показателями предыдущего года исходя из изменений в учетной политике, издания новых законодательных и нормативных актов. Если данные за период, предшествовавший отчетному периоду, несопоставимы с данными за отчетный период, то они подлежат корректировке. Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснении к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием причин.
Содержание формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Для сопоставимости данных баланса на начало и конец года номенклатура статей утвержденного бухгалтерского баланса за предыдущий отчетный год должна быть приведена в соответствие с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них, установленных для бухгалтерского баланса на конец года.
Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному балансу.
Организация, передающая и приобретающая новые подразделения не по состоянию на 1 января, в пояснительной записке приводит объяснения несоответствия данных баланса на начало и конец отчетного периода.
По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составленного за первый период деятельности, должны быть приведены данные предыдущего отчетного периода. Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм бухгалтерской отчетности, по которым отсутствуют числовые значения активов, пассивов, финансовых результатов и иных показателей, прочеркиваются.
Если при составлении типовых форм бухгалтерской отчетности недостаточно данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, то в бухгалтерскую отчетность включаются дополнительные показатели. При этом организация имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. Однако при этом она должна соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99). Должны быть сохранены коды строк, предусмотренные в типовых формах, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.
Любая форма отчетности должна содержать в заголовке перечень таких реквизитов, как: полное наименование организации в соответствии с зарегистрированными учредительными документами; вид деятельности согласно Общесоюзному классификатору “Отрасли народного хозяйства” (ОКОНХ); организационно-правовую форму согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ); код формы по Классификатору форм собственности; наименование органа, на который возложена координация и регулирование деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия; полный почтовый адрес.
Составление и представление бухгалтерской отчетности производится в тысячах рублей без десятичных знаков, в валюте Российской Федерации. Организациям, имеющим существенные объемы оборотов товаров, обязательств и проч., разрешается представлять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков.
В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после ее утверждения) производится в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовый результат отчетного года. Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписями должностных лиц, с указанием даты исправления.
При выявлении в ходе проверки годовой бухгалтерской отчетности занижения доходов или финансовых результатов (если на издержки производства отнесены не связанные с ними затраты), исправления в бухгалтерский учет и отчетность прошлого года не вносятся. Исправления отражаются в текущем году как прибыль прошлых лет, в корреспонденции со счетами, по которым допущены искажения. Исправления неправильно посчитанных затрат на производство, допущенные в результате того, что было искажено распределение отклонений фактической себестоимости сырья и материалов от их учетной (плановой) себестоимости (транспортно-заготовительных расходов), а также излишнее отражение затрат, относящихся к прошлому отчетному году, производится записями по дебету счетов учета ценностей в корреспонденции со счетом 80 “Прибыли и убытки”.
В тех случаях, когда в затраты на производство продукции включены расходы, подлежащие отнесению в соответствии с действующим законодательством на прибыль, оставшуюся в распоряжении организации, исправление осуществляется путем уменьшения соответствующего источника на сумму указанных расходов в корреспонденции с кредитом счета 80 “Прибыли и убытки”. Если организация самостоятельно и своевременно, до проверки налогового органа, выявила ошибку, внесла исправления в бухгалтерскую отчетность и расчеты по налогам, уплатила причитающиеся суммы, то допущенные ошибки уже не расцениваются как налоговое правонарушение.
Следует отметить, что требования налогового учета в настоящее время противоречат принципам существующего бухгалтерского учета. Налоговые органы стремятся внедрить фискальный подход к учету, однако бухгалтерская информация должна формироваться по своим правилам, которые определяются методологией бухгалтерского учета и экономическим смыслом показателей. Объекты налогообложения могут совпадать или не совпадать с бухгалтерскими данными, поэтому организации должны ограничиться требованием составления налоговой отчетности по данным бухгалтерского учета, а не вести налоговый учет в буквальном смысле этого слова.
Администрация предприятия вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать внутреннюю отчетность, ее состав, сроки и периодичность представления. Управленческий учет используется только внутри самого предприятия. Он может не подчиняться системе двойной записи; измеряться не только в денежном, но и в натуральном, и трудовом выражении; группироваться по статьям калькуляции, а не по статьям затрат; охватывать отдельные структурные подразделения, а не предприятие в целом; использоваться по мере надобности, а не в четко установленные сроки.
Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации имущества и обязательств.
1.2. Порядок проведения инвентаризации.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой документально подтверждается их наличие, состояние и оценка. Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Инвентаризация - это установление на определенный момент фактического наличия средств, фактически произведенных затрат путем пересчета инвентаризируемого объекта в натуре, то есть, снятия остатков, и путем проверки учетных записей.
Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты подтверждения в учете обязательств.
С помощью инвентаризации проверяют: правильность данных текущего учета; выявляют ошибки, допущенные в учете, например, неучтенные хозяйственные операции; контролируют сохранность тех или иных хозяйственных средств, числящихся у материально ответственных лиц.
Инвентаризации бывают полные, охватывающие все виды ресурсов предприятия, и частичные, охватывающие какую-либо определенную группу хозяйственных средств, например, материалы на одном складе. Инвентаризации могут быть плановые и внеплановые.
Порядок проведения инвентаризации определен приказом Минфина Российской Федерации №49 от 13.06.95г. “Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых результатов”.
Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается предприятием, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, а именно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
- при смене материально - ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или иных чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
- основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты или увеличение финансирования (фондов), с последующим установлением причин излишка и виновных лиц;
- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя предприятия соответственно на издержки производства, обращения или на уменьшение финансирования (фондов). Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;
- недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порчи сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены, или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства, обращения или на уменьшение финансирования (фондов).
Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается во взаимной выверке расчетов с соответствующими предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными лицами. Записи сумм долга за тем или иным дебитором, которые числятся по данным бухгалтерского учета предприятия, сверяются с записями сумм долга по данным бухгалтерского учета предприятий дебиторов и кредиторов, а также отдельных лиц.
Особое место в инвентаризации дебиторской задолженности занимают просроченные платежи за продукцию, работы и услуги для предприятий, работающих по учету реализации с