Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 74-75

Заключение

Кадетское образование – это государственное образование граждан России, которые наряду с полным средним образованием получают профильное образование, ориентированное на несение военной и гражданской государственной службы и обеспеченное кадетским компонентом содержания образования. Кадетский компонент содержания образования представляет собой систему знаний, способов творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру; обеспечивает освоение первичного опыта служения Отечеству, формирование гражданско-патриотической компетентности учащихся кадетской школы.

Цели и задачи создания кадетских классов предусматривают воспитание гражданственности и патриотизма, общей культуры, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, формирование физической выносливости и стойкости, дисциплинированности, получение первичных знаний и навыков военного дела, подготовку к службе в армии, организацию интересного и активного отдыха, что должно органично способствовать положительной социализации подростка, что особенно важно для дезадаптивных подростков.

Особенностью социально-психологической адаптации учащихся кадетского класса является то, что в связи с происходящей кардинальной сменой деятельности учащегося и его социального окружения подросток переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Помимо социальной возникает необходимость психофизиологической адаптации к физическим нагрузкам в связи с включением в содержание образовательного компонента овладения основами военной службы, физической и спортивной подготовки, этической грамотности и др. (строевая, огневая, парашютная подготовка), а также увеличение количества часов физической культуры. Однако, наличие военно-дисциплинарной составляющей и однородный половой состав классного коллектива, как необходимого атрибута становления будущего военного, само может явиться дезадаптирующим фактором. Осложнение процесса адаптации, приводит к переоценке правильности выбора будущей профессии и в конечном итоге снижает уровень военно-профессиональной направленности.

Процесс развития кадета, как любого другого подростка в его стремлении к свободному само-определению в системе человеческих отношений, в культуре, в истории, к свободному и ответственному выбору жизненной позиции в процессе взаимодействия человека с социумом и является социально-психологическим феноменом по своей сути. Любое социально- психологическое явление возникает в результате взаимодействия индивидуумов и общностей и, будучи по своей природе объективно- субъективным становится социально-психологическим фактором развития личности и самопроявления индивидуальности человека.

  1. Теоретический анализ подходов к изучению личностных особенностей и статусного положения в педагогической и психологической литературе показал, что социализация — сложный динамический процесс, который представляет собой единое движение двух противоположных, но тесно взаимосвязанных сторон — принятия групповых норм, ценностей и индивидуализации.

Цели индивида и особенности их осуществления в группе во многом определяются групповыми нормами и требованиями, т.е. групповые ценности могут оказать влияние на развитие личности членов группы. Формирование свойств личности, обеспечивающих нормативное поведение индивида, определяет характер его социализации в группе. Социализация связана со статусом личности в системе социальных и межличностных отношений. Таким образом, ценности и требования группы к отдельным ее членам оказывают влияние на развитие их личностных качеств, которые в свою очередь являются фактором формирования статуса подростков в группе сверстников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *