Исследование взаимосвязи личностных особенностей школьников кадетских классов с их социальным статусом в учебной группе- страница 76-77

  1. Для изучения особенности статуса подростков в процессе социализации в учебной группе была использована классификация уровней статуса Я. Л. Коломинского («любимцы», «предпочитаемые», «терпимые», «неоднозначные», «незаметные», «нелюбимые», «гонимые»), которая позволяет более подробно проанализировать положение субъекта в системе межличностных отношений.

Наиболее значимыми факторами, влияющими на изменение социометрического статуса кадетов в процессе социализации в кадетском классе являются личностные факторы ввиду выявленной активной роли человека как субъекта социализации.

Проведенное исследование позволило выделить ведущие личностные факторы, которые должны быть подвергнуты коррекции для более успешного осуществления процесса социализации кадетов в кадетском классе.

У кадетов наиболее представленными уровнями являются «предпочитаемые» (20%) и «незаметные» (18%). Одинаково распространены «неоднозначные» (16%), «незаметные» (18%) и «терпимые» (13%). Реже всего среди кадетов встречаются «любимцы», «нелюбимые» и «гонимые» (по 8-9%)  .

У обычных школьников наиболее выраженным является уровень «терпимых» (25%). Чуть менее крупные группы «предпочитаемых» (18%), «нелюбимых» (16%) и «любимцев» (14%). Наименее распространенными уровнями являются «неоднозначные» (9%) и «гонимые» (4,5%).

У кадетов самую большую группу составляют ребята с низким уровнем развития коммуникативных способностей (25%), самую маленькую — с уровнем ниже среднего (16%). Для остальных уровней сохраняется тенденция к возрастанию (18%, 20%, 20%), характерная для выборки в целом. У обычных подростков школьников, наоборот, преобладают подростки с высоко и средне развитыми коммуникативными способностями (28%). Также много подростков имеют уровень выше среднего (23%).

Данные, полученные при исследовании организаторских способностей свидетельствуют, что больше всего кадетов находятся на высоком уровне (32%) и уровне ниже среднего (25%). Также большую группу составляют подростки-кадеты с низким уровнем развития организаторских способностей (18%). Значительно меньшее количество подростков находится на уровне среднем уровне (14%) и выше среднего (11%).

  1. Изучение личных особенностей кадетов по методике Басса – Дарки показало, что индекс агрессивности ниже нормы только у «незаметных» и «неоднозначных». На верхней границе нормы у «любимцев» и «предпочитаемых». У остальных категорий средние показатели.

Только у «терпимых» индекс враждебности в пределах нормы. У «незаметных» он на границе нормы. Минимален и близок к норме индекс враждебности у «незаметных». Максимален индекс враждебности у «любимцев» и «предпочитаемых».

  1. Взаимосвязь между характеристиками личности и уровнями социального статуса выявлена с помощью корреляционного анализа, результаты которого позволяют сделать вывод о том, что существует достоверная взаимосвязь между агрессивностью кадетов и их социометрическим статусом в группе сверстников. Эта взаимосвязь, с одной стороны, отражает влияние низкого социометрического статуса на агрессивность, с другой стороны, подтверждает тот факт, что чрезмерная агрессивность препятствует успешной адаптации в группе и достижению высокого статуса.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *