Правовое положение крестьянских (фермерских хозяйств) — страница 13-14
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, получает из регистрирующего органа документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр — свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр. Форма свидетельства утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439[1].
Вместе с тем необходимо отметить следующие особенности создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключения соглашения не требуется.
Граждане, изъявившее желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
Указанное соглашение представляется в регистрирующий орган в случае, если крестьянское (фермерское) хозяйство создается несколькими гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства регистрирующий (налоговый) орган выдает (направляет) главе крестьянского (фермерского) хозяйства Свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства по форме N Р61002, утвержденное Приказом МНС России от 3 декабря 2003 г. N БГ-3-09/664.
Заявление о внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (форма N Р24002). При любых изменениях сведений о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе при смене главы крестьянского (фермерского) хозяйства, ОГРНИП остается неизменным.
Необходимо отметить, что государственная регистрация хозяйственного товарищества или производственного кооператива, создаваемого на базе крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в качестве юридического лица до 1 января 1995 г., осуществляется в форме преобразования.
Статья 22 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» содержит отсылочную норму, согласно которой прекращение фермерского хозяйства должно осуществляться в соответствии с положениями ГК РФ о ликвидации юридических лиц. В данном случае надлежит руководствоваться положениями ст. ст. 62 — 64 ГК.
Как следует из ст. 62 ГК, члены фермерского хозяйства или орган, принявший решение о ликвидации хозяйства, обязаны незамедлительно письменно сообщить в уполномоченный государственный орган (орган, осуществляющий регистрацию фермерских хозяйств) информацию о том, что хозяйство находится в процессе ликвидации. При этом должна быть создана ликвидационная комиссия (ликвидатор) и установлены порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фермерского хозяйства, включая право представления интересов хозяйства в суде.
Согласно ст. 63 ГК ликвидационная комиссия хозяйства обязана разместить в органах печати публикацию о ликвидации хозяйства, порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет реестр дебиторов и кредиторов, а также сведения о составе имущества ликвидируемого фермерского хозяйства, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
[1] Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 26 ст. 2586.