Содержание



Введение        2

Глава 1        Бюджетный процесс в Российской Федерации        5

1.1        Понятие бюджетного процесса, принципы его организации и стадии        5

1.2        Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня        16

1.3        Полномочия участников бюджетного процесса регионального уровня на примере Тамбовской области        23

Глава 2        Цель и основные направления реформирования бюджетного процесса                30

2.1        Необходимость и предпосылки реформирования бюджетного процесса        30

2.2        Реализация концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.        36

2.3        Переход к новой системе управления общественными финансами                        46

2.4        Основные положения управления региональными и муниципальными финансами Тамбовской области        53

2.5        Реформа межбюджетных отношений        57

Глава 3        Бюджетная программа в действии        68

3.1        2006 год - переломный год в бюджетном процессе России        68

3.2        Результаты изменений бюджетного процесса        73

3.3        О дальнейшем совершенствовании бюджетного процесса        86

Заключение        95

Список литературы        98

Приложение        103



Введение

Важнейшим рычагом воздействия государства на социально-экономические процессы, происходящие в стране, является бюджетная политика. Именно на финансовое обеспечение задач и функций государства во всем их разнообразии и направлена проводимая бюджетная реформа, одним из этапов которой является достижение  прозрачности бюджетных процедур и повышение эффективности использования  средств бюджетов Российской Федерации.

Обеспечение эффективности управления публичными финансами является основой построения гармоничной системы бюджетных отношений и бюджетной политики на всей территории Российской Федерации и обосновывается важнейшим требованием и условием политической и экономической стабильности государства.

Повышение эффективности и качества управления общественными финансами на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, является одной из наиболее актуальных задач современной бюджетной политики, определяющей её конечные результаты и одновременно самостоятельным направлением бюджетного реформирования, определенным бюджетным Посланием Президента РФ на 2007 год.

Современный этап развития  экономики и социальной сферы России характеризуется переходом к реформированию бюджетного процесса на принципах эффективности и  результативности бюджетных расходов.

Таким образом, необходимым является изучение бюджетного процесса на федеральном и региональном уровнях на основе повышения эффективности и качества управления бюджетными потоками, их переориентации на цели долговременного развития. Потребность в раскрытии закономерностей процесса реформирования бюджетного процесса, упорядочивания схем функционирования механизма финансового управления бюджетными потоками обуславливает особую актуальность темы дипломной работы.


Основы теории бюджета, бюджетного процесса, а так же вопросы формирования и исполнения федерального бюджета представлены в экономической литературе классическими и фундаментальными исследованиями таких авторов как: Бабич А., Врублевская О., Дробозина Л., Дадашев А., Жуков А., Кушнер Э., Лексин В., Павлова Л., Пронина Л., Поляк Г., Пушкарева В., Родионова В., Романовский М., Христенко В., Хурсевич С., Черник Д., Швецов Ю., Ширкевич Н. и другие.

Вопросами, связанными с изучением тенденций и перспектив проводимой бюджетной реформой в РФ занимались: Анисимов С., Горегляд В., Бюрюков А., Мазурова Л., Маклеева Г., Маркина Е., Нестеренко Т., Сазонов С., Синельников-Мурылев С., Чижов М. и другие.

Анализ перечисленных исследований указывает на высокий уровень имеющихся теоретических и эмпирических разработок в области региональных и местных финансов и функционирования межбюджетных отношений.

Цель дипломной работы – изучение направлений реформирования бюджетного процесса.

В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решаются следующие задачи:

* исследовать сущность и содержание бюджетного процесса на федеральном и региональном уровнях;

* провести анализ бюджетного процесса Тамбовской области в условиях реализации принципов качественного и эффективного управления финансовыми потоками бюджета;

* выявить направления совершенствования бюджетного процесса Тамбовской области.

Объектом дипломной работы послужила система управления финансово-бюджетными отношениями на федеральном и региональном уровнях.

Предметом дипломной работы стали бюджетные отношения складывающиеся в бюджетном процессе.

Теоретической основой дипломной работы явились классические и современные научные разработки отечественных и зарубежных специалистов, исследующих проблемы формирования и исполнения бюджета, развития бюджетного федерализма, регулирования межбюджетных отношений.

Нормативно-правовую базу дипломной работы составили Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные и региональные законодательные акты, а также нормативные и директивные документы Президента и Правительства Российской Федерации, регламентирующие бюджетные отношения в РФ.

Методологическую базу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы: балансовый, экономического и статистического анализа, моделирования, экспертных оценок.

Информационно-эмпирическая база исследования включает данные Министерства финансов РФ о формировании и исполнении бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований в составе РФ, данные отчетов по формированию и исполнению бюджетов Министерств РФ В дипломной работе использованы исследования Института экономики переходного периода, Центра бюджетного мониторинга, Центра фискальной политики.