Содержание



Введение        2

Глава 1        Теоретические основы учета расчетов с внебюджетными фондами        4

1.1        Понятие и роль государственных внебюджетных фондов        4

1.2        Бухгалтерский учет расчетов по единому социальному налогу        17

1.3        Перспективы изменения нормативного регулирования расчетов с внебюджетными фондами        23

Глава 2        Налоговая отчетность во внебюджетные фонды        24

2.1        Порядок оформления и сдачи Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу в налоговые органы        24

2.2        Порядок оформления и сдачи налоговой декларации по единому социальному налогу в налоговые органы        31

Глава 3        Порядок заполнения декларации о едином социальном налоге        35

3.1        Общий порядок заполнения декларации о едином социальном налоге        35

3.2        Пример заполнения декларации о едином социальном налоге        47

Глава 4        55

Заключение        56

Список литературы        57

Приложение        58



Введение

В настоящее время налоговая система России вступает в заключительную стадию реформирования, однако этот процесс зачастую усложнен противоречивыми законодательными актами. Это касается и механизма взимания единого социального налога (ЕСН). Только за последние три года механизм его взимания неоднократно менялся. По заявлениям правительственных чиновников немало изменений ожидается и в будущем. К сожалению, даже снижение налоговой ставки ЕСН не решает противоречивой сущности этого налога, которую и предприниматели и специалисты называют одним из тормозов в развитии предпринимательства. Эти упреки относятся также к механизму взимания ЕСН.

Единый социальный налог (ЕСН) считается одним из наиболее сложных для исчисления налогов. При обложении ЕСН учитываются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), законодательства об обязательном пенсионном страховании (ОПС), множества других нормативных законодательных актов. Кроме того, гл. 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) взаимосвязана со статьями гл. 23 "Налог на доходы физических лиц", гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ.

В научных исследованиях, учебно-методической литературе, статьях периодической печати российские ученые и экономисты уделяют достаточно большое внимание вопросам совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты единого социального налога. Этой тематике посвящены работы Волковой Ю.Т., Гончаренко Л.И., Гришина А.В., Дворкиной Т.А., Игнатова А.В., Каллистовой Ю.И., Липатовой И.В., Панскова В.Г., Шаталова С.Д. и др. Множество различных по сути концепций совершенствования единого социального налога, предложенных в работах этих авторов, предопределяют целесообразность их обобщения с целью выработки возможного единого подхода к построению перспективной модели развития ЕСН, в т.ч. в большей мере соответствующей теоретическим основам построения системы социальной защиты населения.

В последние годы ведутся активные поиски решения проблем администрирования единого социального налога в Российской Федерации. Среди современных авторов, уделяющих особое внимание вопросам по данному направлению, следует выделить Гусева В.В., Котову Е.В., Попонову Н.А. и др.

Целью курсовой работы является формы, содержания и порядка заполнения единого социального налога.

Достижение поставленной цели в исследовании потребовало решения следующих задач:

Изучить порядок представления в налоговые органы расчета и декларации по единому социальному налогу;

Изучить общий порядок заполнения отчетности на примере декларации по единому социальному налогу.

Объектом исследования является отчетность по единому социальному налогу.

Предметом исследования является методика формирования отчетности по единому социальному налогу.

Курсовая работа основывается на принципах диалектической логики, системного анализа и синтеза. В качестве инструментария применялись методы группировок, сравнений и экспертных оценок.

Теоретической и методологической основой исследования стала действующая нормативная правовая база по налогообложению, пенсионному обеспечению, социальному и медицинскому страхованию, а также законодательные и иные нормативные правовые акты, применявшиеся в практике налогообложения и социальной сфере в Российской Федерации за период 2001 - 2007 гг.


Глава 1 Теоретические основы учета расчетов с внебюджетными фондами

1.1 Понятие и роль государственных внебюджетных фондов

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 24


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

И БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ


Вступивший в действие в 2000 г. Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ) включил в состав бюджетной системы РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов <1>. При этом нельзя не отметить определенное смысловое противоречие между словами "бюджет" и "внебюджетный", содержащееся в данном словосочетании. Определения, приведенные в начале ст. 6 БК РФ, разделяют понятия "бюджет" и "внебюджетный фонд" как разные формы организации денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти. Если бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, то государственный внебюджетный фонд - форма организации денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Таким образом, привычное в теории многоаспектное рассмотрение термина "бюджет" (фонд денежных средств или форма формирования и использования финансовых ресурсов, финансовый план, правовой акт) не в полной мере подходит к понятию "бюджет внебюджетного фонда"; "бюджет" в словосочетании "бюджет государственного внебюджетного фонда" означает только финансовый план и правовой акт, но не фонд денежных средств.

--------------------------------

<1> Статьи 6, 10 БК РФ.


Бюджетное законодательство определяет в составе государственных внебюджетных фондов Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, а также Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, т.е. фонды, формирование и использование которых связано с социальным страхованием.

--------------------------------

<2> Международная организация труда (МОТ), Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО).


Многие из сформулированных БК РФ принципов бюджетной системы РФ не могут быть реализованы при формировании и использовании государственных внебюджетных фондов. Это относится к принципам: разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований; общего (совокупного покрытия) расходов бюджетов. Так, при расшифровке принципов разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований в ст. ст. 30, 31, 31.1 речь о бюджетах государственных внебюджетных фондов вообще не ведется. Формирование и использование средств государственных внебюджетных фондов, определенных пенсионным законодательством, законодательством о социальном страховании, обязательном медицинском страховании, предусматривает определение конкретных источников соответствующих расходов фондов. Это противоречит принципу совокупного покрытия расходов доходами и источниками финансирования дефицита бюджета, определенному ст. 35 БК РФ. Формирование накопительной части трудовой пенсии просто