Содержание

Введение        2

Глава 1        Методологические основы управления фирмой в условиях агрессивной среды        6

1.1        Понятие среды управления        6

1.2        Управленческий менталитет, взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия        23

1.3        Особенности внешней среды фирмы в условиях России        44

1.4        Социофакторы и способы управления в агрессивной социальной среде        58

1.5        Устойчивость управления организацией в агрессивной внешней среде        64

1.6        Мотивации труда как фактор управления        78

Глава 2        Управление фирмой в условиях агрессивной среды на примере агентства недвижимости «Абсолют»        85

2.1        Экономико-организационная характеристика предприятия        85

2.2        Анализ конкурентного положения организации        89

2.2.1        SWOT-анализ        89

2.3        PEST-анализ        93

2.3.1        Анализ финансово-хозяйственной деятельности        95

2.4        Диагностика организационной культуры        97

Глава 3        Направления развития управления фирмой в условиях агрессивной среды        104

Заключение        116

Список литературы        118


Введение

Изменения, происходящие в мировом экономическом сообществе в последние десятилетия, характеризуются постоянным ужесточением конкуренции. В рыночных условиях деятельность предприятий невозможно защитить от воздействия факторов риска, приводящих к неустойчивому функционированию. Необходимость выживания на мировом и внутрироссийском рынке в условиях развивающегося постиндустриального общества требует разработки более эффективных методов управления, характеризующихся рациональным использованием ресурсов, повышением гибкости и адаптивности предприятий. Для успешной жизнедеятельности российской компании, действующей в современных условиях экономики переходного периода, необходимы новые принципы, факторы её успешного существования. Контроль и мониторинг занимаемой сферы рынка, конкурентоспособность, высокая производительность, пластичность к реформированию в условиях частых внешних изменений – всё это необходимые требования для выживания компании на современном этапе экономических реформ.

Возрастает роль коллектива (персонала) организации, следовательно, изменяются убеждения, ценности, нормы и стили поведения членов организации.

В этой связи с особой остротой встает задача обеспечения устойчивости управления организацией в агрессивной внешней среде.

Комплексный подход к изучению и осмыслению наиболее приемлемых вариантов механизма управления организацией в условиях возрастающей агрессивности среды управления организацией с учетом опыта развитых стран, специфики отрасли, факторов воздействия внешней среды может стать основой разработки общей долговременной стратегии развития предприятия.

Проблемы обеспечения устойчивости организаций вызваны тем, что обычно осуществляемые в изменяющихся условиях оперативные меры позволяют на короткое время удерживать состояние организации стабильным, но не меняют ситуации кардинально. То есть они связаны, с одной стороны, с недостаточным видением перспектив развития предприятия, с другой – с узостью применяемого подхода к диагностированию существующего положения и прогнозированию изменения внешних факторов.

Имеющиеся проблемы могут быть в значительной степени решены посредством формирования механизма анализа системы управления организацией, внешней и внутренней среды, действующего на основе методологии системного и ситуационного анализа. Обеспечение устойчивости функционирования в агрессивной среде потребует от организаций прогнозирования и всестороннего учета требований рынка, действий конкурентов, поставщиков, состояния макроэкономической среды ведения бизнеса, т.е. организации управления на основе стратегического подхода.

Такой подход позволит организациям принимать во внимание факторы внешней и внутренней среды и разрабатывать комплексные меры, учитывающие долгосрочные стратегические цели дальнейшего устойчивого развития предприятия.

Таким образом, актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости поиска рациональных механизмов обеспечения устойчивости функционирования организации в агрессивной внешней среде.

В современной теории управления проблемам становления организаций и их эффективному функционированию уделяется серьёзное внимание. Как в зарубежных, так и в отечественных разработках исследуется процесс управления организационными изменениями. Среди основоположников научного менеджмента отдельно можно выделить Ф. Тейлора, А. Файоля, Л. Гьюлика, Дж. Муни, Э. Рейли, Л. Урвика, О. Шелдона и др. Значительное место в современных исследованиях отводится сущности организационных изменений и, в частности, проблемам управления организацией. Следует отметить работы зарубежных — И. Ансофф, X.Виссема, Р.Грант, Л.Грейнер, К.Дэвис, Р.Блейк, Д.Мутон, Дж.Ньюстрем, М.Хаммер, Э.Шайн, Д.Чамни; и отечественных специалистов — О.С. Виханский, И.П. Гречикова, В. И. Лунев, А.И. Наумов,  O.K. Платонов, В.А. Спивак, В.К. Московцев, В.В. Томилов, Ф.И. Шарков,  Г.Н. Чернецов и др.

Объект исследования – социальные основы управления фирмой в условиях агрессивной среды.

Предмет исследования – особенности адаптация организаций к современным социально-экономическим условиям, механизмы, модели управления в условиях агрессивной среды.

Цель исследования – изучение особенностей управления фирмой в условиях агрессивной среды.

Задачи исследования:

Систематизировать методологические основы управления фирмой в условиях агрессивной среды.

* На основе исследования теоретико-методологических основ проанализировать среду управления фирмой на примере.

* Выявить комплекс проблем, возникающих в управлении фирмой в условиях агрессивной среды.

* Проанализировать социальный климат и состояние корпоративной культуры, раскрыть особенности, направления и методы дальнейшей эффективной кадровой и социальной политики.

В дипломной работе в качество теоретико-методологической основы используются фундаментальные научные труды, посвящённые исследованию социологии управления, психологии менеджмента, управления персоналом организации, организационной и корпоративной культуре компаний.

Методы исследования: теоретические (методы системного, структурно-функционального, сравнительного анализа, логическое моделирование и др.) и эмпирические (экспертный опрос, анкетирование, социологический анализ демографических и статистических данных) методы.

Эмпирическую базу дипломной работы составили:

Результаты исследования, проведённого методом анкетирования и интервьюирования в российской фирме - . Всего опрошено 30 работников фирмы, выборка целевая.