Содержание
Введение 2
Глава 1 Методологические основы управления фирмой в условиях агрессивной среды 6
1.1 Понятие среды управления 6
1.2 Управленческий менталитет, взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия 23
1.3 Особенности внешней среды фирмы в условиях России 44
1.4 Социофакторы и способы управления в агрессивной социальной среде 58
1.5 Устойчивость управления организацией в агрессивной внешней среде 64
1.6 Мотивации труда как фактор управления 78
Глава 2 Управление фирмой в условиях агрессивной среды на примере агентства недвижимости «Абсолют» 85
2.1 Экономико-организационная характеристика предприятия 85
2.2 Анализ конкурентного положения организации 89
2.2.1 SWOT-анализ 89
2.3 PEST-анализ 93
2.3.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 95
2.4 Диагностика организационной культуры 97
Глава 3 Направления развития управления фирмой в условиях агрессивной среды 104
Заключение 116
Список литературы 118
Введение
Изменения, происходящие в мировом экономическом сообществе в последние десятилетия, характеризуются постоянным ужесточением конкуренции. В рыночных условиях деятельность предприятий невозможно защитить от воздействия факторов риска, приводящих к неустойчивому функционированию. Необходимость выживания на мировом и внутрироссийском рынке в условиях развивающегося постиндустриального общества требует разработки более эффективных методов управления, характеризующихся рациональным использованием ресурсов, повышением гибкости и адаптивности предприятий. Для успешной жизнедеятельности российской компании, действующей в современных условиях экономики переходного периода, необходимы новые принципы, факторы её успешного существования. Контроль и мониторинг занимаемой сферы рынка, конкурентоспособность, высокая производительность, пластичность к реформированию в условиях частых внешних изменений – всё это необходимые требования для выживания компании на современном этапе экономических реформ.
Возрастает роль коллектива (персонала) организации, следовательно, изменяются убеждения, ценности, нормы и стили поведения членов организации.
В этой связи с особой остротой встает задача обеспечения устойчивости управления организацией в агрессивной внешней среде.
Комплексный подход к изучению и осмыслению наиболее приемлемых вариантов механизма управления организацией в условиях возрастающей агрессивности среды управления организацией с учетом опыта развитых стран, специфики отрасли, факторов воздействия внешней среды может стать основой разработки общей долговременной стратегии развития предприятия.
Проблемы обеспечения устойчивости организаций вызваны тем, что обычно осуществляемые в изменяющихся условиях оперативные меры позволяют на короткое время удерживать состояние организации стабильным, но не меняют ситуации кардинально. То есть они связаны, с одной стороны, с недостаточным видением перспектив развития предприятия, с другой – с узостью применяемого подхода к диагностированию существующего положения и прогнозированию изменения внешних факторов.
Имеющиеся проблемы могут быть в значительной степени решены посредством формирования механизма анализа системы управления организацией, внешней и внутренней среды, действующего на основе методологии системного и ситуационного анализа. Обеспечение устойчивости функционирования в агрессивной среде потребует от организаций прогнозирования и всестороннего учета требований рынка, действий конкурентов, поставщиков, состояния макроэкономической среды ведения бизнеса, т.е. организации управления на основе стратегического подхода.
Такой подход позволит организациям принимать во внимание факторы внешней и внутренней среды и разрабатывать комплексные меры, учитывающие долгосрочные стратегические цели дальнейшего устойчивого развития предприятия.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости поиска рациональных механизмов обеспечения устойчивости функционирования организации в агрессивной внешней среде.
В современной теории управления проблемам становления организаций и их эффективному функционированию уделяется серьёзное внимание. Как в зарубежных, так и в отечественных разработках исследуется процесс управления организационными изменениями. Среди основоположников научного менеджмента отдельно можно выделить Ф. Тейлора, А. Файоля, Л. Гьюлика, Дж. Муни, Э. Рейли, Л. Урвика, О. Шелдона и др. Значительное место в современных исследованиях отводится сущности организационных изменений и, в частности, проблемам управления организацией. Следует отметить работы зарубежных — И. Ансофф, X.Виссема, Р.Грант, Л.Грейнер, К.Дэвис, Р.Блейк, Д.Мутон, Дж.Ньюстрем, М.Хаммер, Э.Шайн, Д.Чамни; и отечественных специалистов — О.С. Виханский, И.П. Гречикова, В. И. Лунев, А.И. Наумов, O.K. Платонов, В.А. Спивак, В.К. Московцев, В.В. Томилов, Ф.И. Шарков, Г.Н. Чернецов и др.
Объект исследования – социальные основы управления фирмой в условиях агрессивной среды.
Предмет исследования – особенности адаптация организаций к современным социально-экономическим условиям, механизмы, модели управления в условиях агрессивной среды.
Цель исследования – изучение особенностей управления фирмой в условиях агрессивной среды.
Задачи исследования:
Систематизировать методологические основы управления фирмой в условиях агрессивной среды.
* На основе исследования теоретико-методологических основ проанализировать среду управления фирмой на примере.
* Выявить комплекс проблем, возникающих в управлении фирмой в условиях агрессивной среды.
* Проанализировать социальный климат и состояние корпоративной культуры, раскрыть особенности, направления и методы дальнейшей эффективной кадровой и социальной политики.
В дипломной работе в качество теоретико-методологической основы используются фундаментальные научные труды, посвящённые исследованию социологии управления, психологии менеджмента, управления персоналом организации, организационной и корпоративной культуре компаний.
Методы исследования: теоретические (методы системного, структурно-функционального, сравнительного анализа, логическое моделирование и др.) и эмпирические (экспертный опрос, анкетирование, социологический анализ демографических и статистических данных) методы.
Эмпирическую базу дипломной работы составили:
Результаты исследования, проведённого методом анкетирования и интервьюирования в российской фирме - . Всего опрошено 30 работников фирмы, выборка целевая.