Содержание


Введение        2

Глава 1        Характеристика самоубийства как социально-психологического явления                6

1.1        Понятие и основные виды суицидального поведения        6

1.2        Состояние и тенденции, внутренние причины попыток самоубийства у молодежи в России        21

1.3        Причины суицидального поведения молодежи        35

Глава 2        Основные направления профилактики самоубийств у молодежи                        47

2.1        Проблемы российской молодежи как социальной группы        47

2.2        Особенности суицидального поведения молодежи        57

2.3        Меры по предупреждению насилия в семье        67

2.4        Меры социальной политики государства по профилактике самоубийств у молодежи        76

Глава 3        Организация специальной помощи лицам с суицидальным поведением                81

3.1        Органы профилактики самоубийств у молодежи        81

3.2        Специальные службы профилактики самоубийств у молодежи и проблемы их организации        84

Заключение        90

Список литературы        95

Приложение        100



Введение

Сегодня не вызывает сомнений, что реформирование российского общества, социальное и экономическое развитие страны в значительной мере зависят от молодежного фактора, который определяет контуры будущего человеческого потенциала, будущих трудовых ресурсов. Действительно, качество нынешней молодежи во многом предопределяет качество будущего экономически активного населения: его демографические и психофизиологические характеристики, уровень образования и профессиональной подготовки, нравственность, патриотизм и гражданскую зрелость.

Проблемы самоубийств у молодежи во многом связаны с жизненными проблемами этой социальной группы. Проблемы молодежи сложны, многогранны и проявляют себя практически во всех сферах современного общества.

По расчетам компетентных организаций, в России ежегодно несколько миллионов детей подвергаются домашнему насилию; около 60 тыс. подвергаются сексуальному насилию, 50 тыс. сбегают из дома, 2 тыс. кончают жизнь самоубийством, неопределенное число погибает. В стране около 1,5 млн. беспризорников, большинство из которых вовлечено в сферу сексуальной эксплуатации и в любом случае никак не могут считаться психически адекватными и физически здоровыми. Эта "армия" - тоже генофонд и будущее нации.

Что же касается суицида, то за последние 15 лет вследствие общего социально-психологического климата и отсутствия внятно организованной помощи Россия по этой статье потеряла 800 тыс. человек, примерно 56 тыс. ежегодно. Уровень самоубийств в РФ составляет 36 - 38 человек на 100 тыс. населения - один из самых высоких показателей в мире (среднемировой показатель - 14,6 человека, а принятый ВОЗ критический уровень - 20 человек на 100 тыс. населения). Насильственные смерти и суицид в общей сложности забирают столько же жизней, сколько заболевания сердечно-сосудистой системы - причина смерти номер один в мире.

Патологическое распространение насилия в обществе, тем паче в отсутствие открытых военных действий, и полное безразличие к судьбе и реабилитации жертв этого насилия подписывает любой стране приговор, перечеркивая планы на успешное будущее в куда большей степени, нежели любой выход из международного торгового или военного соглашения. Именно такая ситуация наблюдается сегодня в странах Южной Африки, некоторых странах Карибского региона, Латинской Америки и Азии, которые в отсутствие полномасштабных военных действий на своей территории умудряются иметь "военную" смертность и прогнозы, предсказывающие в ближайшем будущем полный хаос и закат.

Требуются принятие и реализация адекватных комплексных мер по коренному перелому сложившейся ситуации, включая более активную роль общества в области охраны здоровья подрастающего поколения. В этом и заключается актуальность темы дипломной работы.

Исследование суицидального поведения является не только сложнейшей философской, социально-психологической, но также и педагогической проблемой. Многие педагоги, такие, как Джон Локк, Иоганн Фридрих Гербарт, Дени Дидро, Иоганн Генрих Песталоцци, Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег, К.Магер, П.Наторп, Е.Борнеманн, Ф.Шлипер, Януш Корчак, В. Г. Белинский, А. И. Герцен., Я.А. Коменский, Н. К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, А.Н. Острогорский, К. Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский в своих трудах большое внимание уделяли профилактике и преодолению девиантного поведения. Актуальными для исследования являются работы Луи Проаля, А.Н. Острогорского, Н.К. Крупской, содержащие меры профилактики самоубийства.

В тоже время, имеет место противоречие между потребностью психологической теории и практики в определении социально-психологических условий профилактики суицидов среди молодежи и существующим уровнем социально-психологического сопровождения.

Профилактика суицидов возможна только на основе понимания объективных и субъективных причинно-следственных связей и закономерностей этого явления.

Цель дипломной работы заключается в теоретическом и проблемном исследовании социально-психологических условий профилактики самоубийств у молодежи.

Объект дипломной работы: суицидальное поведение молодежи.

Предметом дипломной работы - социально-психологические условия предупреждения суицидального поведения молодежи.

Цель, предмет и объект дипломной работы обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Изучить отечественный и зарубежный опыт исследования проблемы суицидального поведения личности.

2. Выявить условия возникновения и развития суицидальных проявлений у молодежи.

3. Определить зависимость суицидального риска индивида от акцентуации характера, социально-психологических условий воспитания и уровня развития межличностных отношений в коллективе.

4. Выявить основные направления профилактики и коррекции суицидального поведения у молодежи.

Методологической основой работы явились: принцип диалектического единства личностного и общественного (К.А. Абульханова, Г.М. Андреева, Г.А. Ковалев, Л.И. Анцыферова, Л.А. Петровская), личности как субъекта своей жизнедеятельности и развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова).

Методы исследовании. В дипломной работе использована логика системного подхода, нацеленная на выявление психологических особенностей личности, их взаимосвязи с социометрическим статусом в коллективе.

Базой исследования является молодежь как социальная группа.

Практическая значимость исследования определяется его направленностью на реальные нужды и запросы психологических служб государственных и общественных организаций, занимающихся проблемами молодежи.