Глава 1 Совершенствование управления финансами государственного учреждения «Чукотский окружной комплексный Центр социального обслуживания населения»

1.1 Направление повышения эффективности управления финансами

Повышение эффективности расходов федерального бюджета является одной из основных задач, которая ставится и решается в ходе реформы бюджетной системы, осуществляемой в интересах обеспечения экономического роста. Решение этой задачи находится в плоскости внедрения перспективных методов бюджетного планирования и управления бюджетными средствами.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и оптимизации управления государственными расходами Правительством РФ была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в 2004 - 2006 гг., в соответствии с которой при планировании и исполнении бюджета будет применяться альтернативный метод реализации бюджетной политики - бюджетирование, ориентированное на результат. В рамках бюджетирования, ориентированного на результат, бюджетные ассигнования должны распределяться с учетом и в зависимости от достижения конкретных общественно значимых целей в соответствии с приоритетами государственной политики. Наличие определенных социально-экономических эффектов от предоставления бюджетных услуг и деятельности государства, мониторинг и контроль за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечение эффективности бюджетного планирования и управления - основные характеристики бюджетирования, ориентированного на результат.

Для российской экономики важный урок последних лет заключается в понимании необходимости для страны формирования целостной системы государственного регулирования экономики. Речь не идет о возвращении к системе директивного планирования и управления, когда всепроникающее государство регламентировало сверху донизу все аспекты работы каждого предприятия или учреждения. Речь о том, чтобы сделать российское государство эффективным координатором экономических и социальных сил страны, выстраивающим баланс их интересов, определяющим оптимальные цели и параметры социально-экономического развития, создающим условия и механизмы их достижения. В нынешней ситуации требуется большая степень государственного воздействия на социально-экономические процессы.

Более чем полувековой опыт США и таких стран, как Великобритания, Австралия, Канада и Германии по внедрению и совершенствованию программно-целевого метода бюджетного планирования (при всей противоречивости полученных результатов) позволяет выделить следующие достоинства перехода на широкое внедрение и преобладающее использование программно-целевых методов.

Во-первых, финансовые средства распределяются не по видам затрат, а по программам или стратегическим целям. Под программами имеются ввиду различные виды деятельности или мероприятия, осуществляемые министерством и объединенные общими целями и задачами. Расходы министерств группируются по видам предоставляемых услуг (проектный подход, основанный на планировании конечных ожидаемых результатов), а не по видам затрат (используемых ресурсов).

Во-вторых, программы формулируются на основе общих целей и стратегических приоритетов, согласованных с законодательными органами власти.

В-третьих, контроль за использованием министерствами и ведомствами бюджетных средств смещается с внешнего контроля за целевым использованием выделенных средств к внутреннему контролю министерств за эффективностью расходов.

Оценка социальной и экономической эффективности программ используется при планировании расходов на следующий бюджетный год.

В-четвертых, бюджет, составленный с использованием программно-целевых методов, учитывает отдаленные последствия принимаемых решений, позволяет сравнивать разные способы достижения поставленных целей, производить выбор оптимальных решений с учетом возможности реализации разных сценариев развития.

Тем самым, использование этого метода повышает обоснованность принимаемых решений и позволяет лучше контролировать и их выполнение.

В-пятых, государственные служащие фактически приобретают лучшие черты управляющих, занятых в частном секторе экономики, имеющих большую свободу в выборе средств для достижения поставленных перед ними программ, в частности, они могут получить расширенные права по перераспределению средств между различными статьями расходов в рамках выделенных им смет. Имея полное и четкое описание поставленных задач, руководители программ вправе самостоятельно принимать решения по выбору оптимального способа их решения в рамках отведенных для этого средств. При этом их ответственность за конечный результат усиливается и принимает конкретный характер.

В-шестых, проект бюджета представляется в законодательные органы в такой форме, которая позволяет четко проследить связь между политикой государственных расходов и политическими целями Правительства и насущными социально-экономическими проблемами. Иначе говоря, бюджет представляет собой документ, в котором планы и приоритеты Правительства на предстоящий год выражены как в финансовых показателях, так и в показателях социальной эффективности деятельности министерств.

Непосредственно в рамках развития программно-целевых методов основное направление реформы бюджетного процесса - это переход к преимущественно программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающих прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

В современных условиях развития сферы государственных финансов также представляется актуальной разработка методологии совершенствования управления государственными финансами на основе оценки результативности бюджетных расходов, которую могли бы использовать органы государственной власти всех уровней, способствующей повышению эффективности управления расходной частью бюджета, а также обеспечению социально-экономической стабильности и развитию территорий. Этот тезис нашел подтверждение в принятой Правительством РФ по поручению Президента РФ программах приоритетных национальных проектов.

Определение результативности расходов продиктовано потребностями практики и имеет существенное значение для определения путей социально-экономического развития страны, в том числе за счет повышения эффективности совершенствования управления государственными финансами на основе оценки результативности бюджетных расходов и внедрения метода реализации бюджетной политики - бюджетирования, ориентированного на результат.

В этом смысле бюджетирование, ориентированное на результат, - не просто возможность разделить бюджет по-новому, не просто новый способ финансирования - это мощный инструмент, обладающий значительным аналитическим потенциалом, который при грамотном применении может позволить повысить эффективность бюджетных расходов.

Для осуществления этой работы необходимо провести функциональный и количественный анализ бюджетного сектора, который заключается в составлении сравнительных таблиц фактически достигнутых производственных показателей бюджетных учреждений, осуществляющих функции в сферах, относящихся к вопросам местного значения и нормативов обеспечения соответствующими бюджетными услугами.

Нормативно-целевое финансирование представляет собой возмещение бюджетным учреждениям расходов на оказание конкретных услуг конкретным категориям потребителей по установленным единым нормативам. В этой связи финансирование будет поставлено в зависимость от объема оказанных услуг учреждением, а не от штата, расходов на эксплуатацию и закупку материалов.

Повышение качества и эффективности предоставления социально значимых услуг требует изменения системы их финансирования и порядка предоставления. В связи с этим возникает потребность в разработке моделей перехода от субсидирования производителей услуг к субсидированию потребителей. С другой стороны, недостаточность бюджетных средств на социальные программы вызывает необходимость жесткой экономии их расходования и целевого использования. В связи с этим появилась потребность в модели, содействующей переводу льгот в форму адресных видов помощи (ваучеров, талонов, субсидий или компенсаций), сохраняющей свободу потребительского выбора, но ограничивающей возможность нецелевого использования выделенных средств.

Социальный заказ – это способ удовлетворения социальных нужд путем заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в социальной сфере на основе и во исполнение целевых социальных программ. При этом органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку, содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую при условии установления социального заказа на выполнение муниципальных услуг на конкурсной основе.