Содержание

Введение        3

Глава 1        Теоретические основы управления охраной окружающей среды и природопользованием        7

1.1        Система управления охраной окружающей среды и природопользованием в России и место в ней муниципальных органов власти        7

1.2        Управление охраной окружающей среды и природопользованием на муниципальном уровне        18

1.3        Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, экологии, природопользования, землепользования и недропользования        29

Глава 2        Характеристика и основные проблемы управления охраной окружающей среды и природопользованием Ступинского района Московской области        38

2.1        Характеристика Ступинского района Московской области и его системы управления охраной окружающей среды и природопользованием        38

2.2        Проблемы управления охраной окружающей среды и природопользованием Ступинского района Московской области        45

Глава 3        Предложения по совершенствованию управления охраной окружающей среды и природопользованием Ступинского района Московской области        51

3.1        Определение направлений  совершенствования управления охраной окружающей среды и природопользованием        51

3.2        Предложения по совершенствованию системы управления охраной окружающей среды и природопользованием на муниципальном уровне        64

Заключение        73

Список литературы        79

Приложение 1        83

Приложение 2        94



Введение

Россия - страна с огромным ресурсным потенциалом. Природные кладовые - национальное достояние, решающий фактор, помогающий строить экономику и обустраивать жизнь россиян. Природа и ее богатства - естественная основа устойчивого социально-экономического развития и благосостояния народов России. По количеству ресурсов на душу населения наша страна входит в первую десятку, далеко опережая большинство развитых стран.

Промышленная, энергетическая, продовольственная, экологическая безопасность страны фактически определяется состоянием природных ресурсов: недр, лесного фонда, водных ресурсов, окружающей среды. Поэтому наше государство уделяет большое внимание правовому регулированию в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды, вопросам лицензирования, учета и контроля в целях обеспечения воспроизводства материальной сырьевой базы и более экономного расходования запасов важнейших невозобновляемых полезных ископаемых.

В нашей стране на протяжении длительного времени проблеме охраны окружающей среды государство не уделяло серьезного внимания. Так, лишь в начале семидесятых годов ХХ столетия в некоторых законах и подзаконных актах стала декларироваться необходимость регулирования отношений в области охраны окружающей среды.

Кроме того следует отметить, что защита окружающей среды и природных ресурсов, по утверждению ученых-экологов, уже в ближайшее время станет одной из главных проблем для всего человечества. Основными причинами кризисной экологической ситуации являются несоответствие между потребностями растущего населения на планете и ресурсами истощающейся природы, снижение стабильности биосферы, ухудшение генофонда человека, парниковый эффект.

В современный период, в условиях рыночной экономики одной из актуальных проблем является совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Система природоохранного регулирования в России не отвечает требованиям, предъявляемым к таким системам в странах с развитой рыночной экономикой, и проигрывает им по факторам прозрачности и эффективности.

Субъектами деятельности по охране окружающей среды являются: государство, его органы, муниципальные образования и его органы, организации, учреждения, предприятия различных форм собственности, общественные объединения и граждане.

Охрана окружающей среды также является предметом муниципальной деятельности. При этом ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами.

Тем не менее приоритетную роль в деле охраны окружающей среды на территории муниципального образования играют федеральные органы исполнительной власти в лице, соответственно, их территориальных органов.

Актуальность дипломной работы определяется тем, что столичный регион стоит перед необходимостью использования всех имеющихся инноваций и ресурсов для прекращения антропогенного разрушения природной среды и вызванных этим процессом негативных тенденций в состоянии здоровья и динамике воспроизводства населения, что возможно только с привлечением управленческого потенциала муниципальных образований региона.

Вопросы муниципального управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования исследовались в той или иной степени в трудах следующих авторов: по теории государства и права (С. С. Алексеева, В. Д. Перевалова), конституционному праву (В. В. Вараксина, Н. М. Добрынина, А. Н. Кокотова, М. И. Кукушкина, О. Е. Кутафина, В. Б. Исакова, С. Э. Несмеяновой, И. П. Пономаревой, М. С. Саликова, В. Н. Руденко, А. Н. Сагиндыковой и других), административному праву (А. П. Алехина, А. М. Асадова, Д. Н. Бахраха, К. С. Бельского, Л. А. Белых, А. И. Казанника, А. А. Кармолицкого, Ю. М. Козлова, П. У. Кузнецова, В. П. Новоселова, А. Ф. Ноздра-чева, Д. В. Осинцева, Л. Л. Попова, А. И. Потапова, Б. В. Россинского, Ю. Н. Старилова, Ю. А. Тихомирова, Т. Я. Хабриевой, С. Д. Хазанова, Ю. С. Шемшученко и других), экологическому праву (А. Л. Бажайкина, С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, М. И. Васильевой, Р. Х. Габитова, А. К. Голиченкова, О. Л. Дубовик, А. А. Забелышенского, В. В. Киреева, О. С. Колбасова, И. О. Красновой, В. В. Круглова, О. И. Крассова, И. Н. Литвиновой, В. А. Лопатина, В. В. Никишина, В. В. Петрова, Т. В. Петровой, Ф. М. Раянова, А. С. Шестюрюка и других авторов).

Целью работы являются анализ вопросов муниципального управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования и разработка предложений по его совершенствованию на примере Ступинского района Московской области.

Данная цель достигается с помощью решения следующих основных задач:

ѕ исследовать понятие, систему государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования, его структуру и принципы; определить роль муниципальных органов власти в управлении охраной окружающей среды и природопользованием;

ѕ провести анализ управления охраны окружающей среды и природопользования Ступинского района;

ѕ разработать направления совершенствования управления охраны окружающей среды и природопользования Ступинского района.

Объектом исследования является управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Предмет исследования составляют вопросы деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных органов власти в исследуемой сфере.

Дипломная работа подготовлена с применением диалектико-материалистического метода исследования, его общенаучных (индукции и дедукции, анализа, синтеза) и частных методов (формально-юридического, исторического, системно-структурного, сравнительно-правового).

Теоретическую основу дипломной работы составляют научные труды по конституционному, гражданскому, административному, финансовому, муниципальному и экологическому праву.

Дипломная работа основана на положениях Конституции РФ, конституциях, уставе Московской области и других субъектов РФ, нормативных правовых актах муниципальных органов власти, материалах практики, статистических данных. В работе учтен также соответствующий опыт ряда зарубежных стран.

Эмпирической основой дипломной работы являются материалы деятельности администрации Ступинского района Московской области, других территориальных природоохранных органов, судебная практика.