Оглавление

Введение        2

Глава 1        Теоретические основы управления внешнеэкономической деятельностью фирмы        4

1.1        Понятие и специфика внешнеэкономической деятельности        4

1.2        Варианты ведения деятельности на внешнем рынке        11

1.3        Организация маркетинговой деятельности внешнеторгового предприятия        20

1.4        Особенности заключения внешнеторговых сделок        25

Глава 2        Особенности внутренней и внешней среды функционирования ЗАО Фирма «Август»        37

2.1        Краткая экономико-организационная характеристика фирмы        37

2.2        Анализ основных параметров внутренней среды        43

Глава 1        47

2.3        Характеристика внешней среды фирмы        60

Глава 3        Выбор оптимального варианта выхода на внешеий рынок        67

3.1        Разработка механизма выхода на внешний рынок        67

3.2        Разработка структуры управления, отвечающей современным рыночным условиям        77

3.3        Выбор формы выхода на внешний рынок        85

3.4        Расчет экономической эффективности создания совместного предприятия в России        90

3.1        Разработка показателей контроля внешнеэкономической стратегии фирмы                101

Заключение        105

Список литературы        107

Приложение        111


Введение

Тема дипломной работы приобретает особую актуальность в условиях глобализации мировой экономики и повышения роли внешнеэкономической деятельности для отечественных предприятий. Если предприятие никогда не присутствовала на мировом рынке, то важнейшей задачей становится выбор оптимального варианта вхождения на внешний рынок, разрабатываемый при помощи инструментов стратегического менеджмента. Необходимость разработки варианта выхода на внешний рынок вызвана, прежде всего, тем, что существенное влияние на конкурентоспособность отечественных предприятий стало оказывать сотрудничество с зарубежными партнерами, от которых можно заимствовать опыт продвижения и инновации. Изучение опыта работы успешных внешнеторговых фирм показывают, что степень риска существенно снижается для тех предприятий, которые используют новейшие теории и методы внешнеэкономической деятельности.

Эффективное развитие внешнеэкономической деятельности со всесторонним учетом правил международного рынка. Начиная международные проекты следует позаботиться о всемерном укреплении финансовой устойчивости и непрерывности хозяйственной деятельности, так как срыв международных поставок может лечь тяжелым бременем на бюджет предприятия. Учитывая сложное финансово-экономическое положение многих отечественных промышленных предприятий и высокие затраты, требуемые для выхода на внешний рынок, особенно важным становится поиск оптимальных вариантов в наибольшей мере способствую-щих достижению успеха на внешнем рынке.

Стратегии выхода на внешний рынок в той или инеой стиепени затрагиваются в трудах зарубежных ученых как Р. Акофф, И. Ансофф, Б. Карлофф, У. Кинг, Ф. Котлер, М. Портер, А. Томпсон, Д. Стрикленд и др. В отечественной литературе можно отметить исследования таких авторов, как В. Архипова, О. Виханский, И. Герчиковой, В. Денисова, А. Идрисова, М. Круглова, Р. Ноздревой, А. Петрова, В. Покровской, Ю. Порошина, Л. Стровского, И. Фаминского, Р. Фатхутдинова и др., труды которых внесли значительный вклад в развитие данного направления.

Целью дипломной работы является исследование варианта вхождения на внешний рынок предприятий в современных условиях.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

1) исследовать условия осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий;

2) определить варианты развития   внешнеэкономической деятельности предприятий;

3) провести анализ потенциала внешнеэкономической деятельности предприятий на примере ЗАО Фирма Август;

4) разработать варианта вхождения ЗАО Фирма Август на внешний рынок, способствующий укреплению позиций предприятия на внешних рынках;

Предметом дипломной работы являются управленческие отношения, возникающие в процессе осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности.

Объектом дипломной работы являются предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью в целом и ЗАО Фирма Август – в частности.

Теоретико-методологической основой дипломной работы являются труды ученых, посвященные проблемам стратегического управления, внешнеэкономических связей отечественных предприятий.

Методы дипломной работы: абстрактно-логические, экономико-математические и другие методы обработки информации.

Информационную базу дипломной работы составили статистические данные МЭРиТ и  материалы Росстата, данные отчетности ЗАО Фирма Август.

Теоретическая и практическая значимость дипломной работы состоит в том, что предложенные варианты вхождения на внешний рынок могут быть использованы в практике стратегического управления ЗАО Фирма Август.

Глава 1 Теоретические основы управления внешнеэкономической деятельностью фирмы

1.1 Понятие и специфика внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность — это международные хозяйственные и торгово-политических отношения, в сферу которых входят: обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и другие формы экономического сотрудничества. Они являются результатом развития товарного производства, которое давно уже вышло за пределы удовлетворения общественных потребностей отдельных стран. Но участие в международном обмене товарами должно быть экономически выгодно.

Специфика международного обмена товаров и услуг, значительная степень сложности правового регулирования и технического исполнения внешнеторговых операций обусловливают наличие у предприятия специальных служб, в функциональные обязанности которых входят подготовка, обеспечение и сопровождение каждой хозяйственной операции с участием зарубежных партнеров. В целом внешнеэкономическая деятельность представляет собой обособленный комплекс экономических отношений, характеризующийся самостоятельностью, целостностью, спецификой регулирования, имеющий собственный понятийный аппарат, а также специальный правовой методологический инструментарий, присущий только указанным отношениям.

Внешнеэкономические операции (сделки) делятся на основные и вспомогательные.

К основным операциям относятся:

ѕ обмен товарами в материально-вещественной форме;

ѕ обмен научно-техническими знаниями:

ѕ обмен различными услугами (техническими, туристическими, консультационными);

ѕ аренда машин и оборудования;

ѕ обмен кинофильмами и телевизионными программами.

К вспомогательным операциям относят:

ѕ посреднические;

ѕ перевозка грузов;

ѕ экспедиторские;

ѕ страхование грузов при перевозке и хранении;

ѕ осуществление международных расчетов и др.

Осуществление сделок оформляется в виде соответствующих договоров и контрактов.

К основным коммерческим сделкам, оформляемым контрактами купли-продажи или контрактами на безвалютной основе (при равноценном, сбалансированном обмене товарами), относятся экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные сделки.

Экспортные сделки представляют собой коммерческую деятельность, связанную с продажей и вывозом за границу товаров национального производства.

Для осуществления такой сделки экспортер должен изучить конъюнктуру рынка, выбрать целесообразную стратегию поведения на рынке, изучив таможенный режим страны-импортера, пронести рекламу своего товара, направить перспективным покупателям предложения на продажу товара (офферты), пронести переговоры и подписать с одним из них контракт, а затем проводить контроль исполнения контракта.

Импортные сделки связаны с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну для реализации их на внутреннем рынке. Для осуществления импортной сделки инициативу проявляет импортер. Он изучает цены на интересующие его товары, выбирает потенциальных экспортеров и целесообразный способ закупки