Содержание

Введение        3

Глава 1 Механизм принятия государственных управленческих решений        7

1.1 Понятие государственного управления и место в его структуре государственного управленческого решения        7

1.2 Классификация государственных управленческих решений        18

1.3 Процесс принятия решений        27

1.4 Классификация органов власти, классификация документов, необходимых для принятия решений        37

Глава 2 Проблемы процесса разработки и принятия государственных управленческих решений        52

2.1 Зарубежный опыт функционирования механизмов разработки и принятия управленческих решений        52

2.2 Анализ работы исполнительных органов власти РФ        67

2.3 Проблемы разработки и принятия государственных управленческих решений на примере Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации        85

Глава 3 Направления совершенствования механизма разработки и принятия государственных управленческих решений        102

3.1 Пути совершенствования механизма разработки государственных решений        102

3.2 Предлагаемые критерии, показатели, оценка механизмов разработки и принятия решений        120

3.3 Предложения по совершенствованию механизма разработки и принятия управленческого решения в МЭРиТ РФ        129

Заключение        138

Список литературы        140

Приложение        146



Введение

Глубокие трансформационные процессы, затронувшие все составляющие регионального хозяйства, требуют переосмысления роли и функций регионального управления социально-трудовой сферой, выработки новой концепции ее эффективного управления. Мировой опыт показывает, что в деятельности цивилизованных государств происходит существенное перераспределение функций, переосмысление приоритетов государственного управления на всех его уровнях.

В Послании Федеральному собранию РФ (март, 2005 г.) Президент страны подчеркивает, что «…задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления….. Быть с обществом в ответственном диалоге – политически целесообразно».

Кризис легитимности государственного управления, падение доверия граждан к органам власти актуализируют необходимость концептуального осмысления процессов модернизации государственного управления в области совершенствования механизмов выработки и принятия обоснованных государственных управленческих решений

Модернизация государственного управления, повышение социальной эффективности институтов власти обусловливает необходимость применения методологии и методики оценки последствий принятия важнейших государственных управленческих решений в сочетании с новейшими управленческими технологиями.

Современные реалии требуют качественного осмысления государственного управления в условиях глобализации. К примеру, трансформация государства как социального института под влиянием глобализации оказывает на механизм принятия решений одно воздействие, трансформация соответствующей ему политической системы другое, а видоизменение административного аппарата - третье. Можно специально отметить тот факт, что в государствах одного и того же исторического типа проходящие в одно и то же время административные реформы дают не один и тот же, а весьма различный социальный эффект. Поэтому необходимо учитывать самые разнообразные (и разнонаправленные) тенденции в процессе и механизмах принятия государственных решений.

Следовательно, объективные потребности в изменении качества государственного управления актуализируют проблемы исследования механизмов принятия взвешенных государственных управленческих решений.

Проводимая в настоящее время в нашей стране административная реформа связана с проблемой эффективности функционирования государственного аппарата. Как отмечено в Концепции реформирования системы государственной службы в Российской Федерации, построение демократического правового федеративного государства требует создания адекватной системы органов государственной власти, которые обеспечивают реализацию функций государства, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества.

За последние пятнадцать лет в России в общем и целом произошла "революция управляющих". Процесс массового освоения новых управленческих технологий и подходов прежде всего охватил сектор корпоративного управления. Большинство крупных компаний за этот период перешло от линейных к функциональным, а некоторые даже к так называемым матричным структурам управления. Нормой стал метод управления проектами. За прошедшие годы частично был перестроен процесс подготовки управленческих кадров – как на уровне вузов, так и на уровне внутрифирменных систем переподготовки и повышения квалификации.

В последние два-три года ряд компаний перешел к освоению современных технологий управления издержками, качеством и рисками. Продвижение в технологиях управления привело к росту уровня капитализации компаний.

Однако очевидны стали и системные ограничения этого процесса. Большинство из них упирается в технологическую отсталость сферы управления общественным сектором.

Технологии государственного управления как на федеральном, так и на территориальном уровне продолжают оставаться архаичными. Можно сказать, что за прошедшие пятнадцать лет в общем и целом оказалась освоенной лишь одна макротехнология - бюджетного процесса.

Однако бюджетный процесс задает только одно из возможных измерений и только один из критериев эффективности. Не будучи дополненной другими технологиями и другими критериями, его реализация легко приводит к своей противоположности - коллапсу системы государственного стратегического планирования и развития.

Таким образом, принимая во внимание современное состояние механизма разработки и принятия государственных управленческих решений, можно констатировать большую актуальность темы дипломной работы.

Цель дипломной работы – разработка процедур совершенствования механизмов разработки и принятия государственных управленческих решений.

Степень разработанности проблемы. Основоположниками современной теории политических решений можно считать таких авторов, как: Д. Истон, Р. Арон, Ф. Шмиттер, Г. Алмонд, А. Печчеи. С конца 1960-х годов начинается институционализация теории принятия политических решений в научную дисциплину, публикуются работы Г. Саймона, Г. Лассуэлла, Ч. Линдблома, И. Дрора.

Среди отечественных разработок в области теории и практики принятия государственных политических решений можно выделить таких авторов, как Г. Атаманчук, С. Вавилов, В. Воротников, Н. Высоцкая, К. Гаджиев, А. Дегтярев, А. Демидов, И. Киселев, В. Козбоненко, Т. Корнилова, Ю. Корсаков, О. Ларичев, В. Мельник, С. Наумов, В. Редюхин, О. Савельзон, В. Серебрянников, Н. Слонов, А. Соловьёв, Б. Чернышев, П. Шаран, Т. Шаулова, и других.

Достижение поставленной цели предполагает решить следующие исследовательские задачи:

– систематизировать методологические и теоретические подходы к пониманию государственного управленческого решения;

– обозначить роль государственного управленческого решения в системе государственного управления;

– рассмотреть критерии и факторы эффективности разработки, принятия и реализации государственных управленческих решений;

– разработать направления совершенствования механизмов разработки и принятия государственных управленческих решений;

Объектом исследования являются государственные управленческие решения, рассматриваемые как обязательный элемент системы государственного управления.

Предмет исследования – технологии разработки государственных управленческих решений как фактор эффективности системы государственного управления.

Теоретической и методологической базой дипломной работы является системный подход, в границах которого были использованы структурно-функциональный, конкретно-исторический и сравнительно-социологический методы. Это позволило обеспечить междисциплинарное (на основе интеграции политологических, социологических, культурологических, философских подходов) видение роли подготовки, принятия и реализации государственных управленческих решений в системе государственного управления.