Содержание

Введение        2

Глава 1        ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ        5

1.1        Понятие набора, отбора и приема        5

1.2        Понятие, стадии, методы отбора персонала        15

1.3        Заключение трудового договора как завершающая стадия приема персонала        26

Глава 2        АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАБОРА, ОТБОРА И НАЙМА ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ГОРОДСКОЙ СУПЕРМАРКЕТ»                        35

2.1        Общая характеристика предприятия ООО «Городской супермаркет»                        35

2.2        Анализ системы управления персоналом в ООО «Городской супермаркет»        42

2.3        Рекомендации по совершенствованию системы найма отбора и приема персонала на предприятии ООО «Городской супермаркет»        52

Заключение        63

Список литературы        66

Глоссарий        69

Приложение        72



Введение

Актуальность темы дипломной работы обусловлена происходящими в настоящее время сложными процессами реорганизации предприятий, переходом к новым концепциям управления персоналом, что ставит перед их руководителями комплексные проблемы повышения эффективности управления человеческими ресурсами.

По мнению многих специалистов, сегодня вопрос подбора высококвалифицированного персонала как никогда актуален в нашей стране. Вступление России в эпоху глобальной экономики в начале XXI века породило дефицит высококвалифицированных кадров. Бизнес растет огромными темпами, а специалисты с хорошим образованием и опытом работы так быстро не появляются. Поэтому темпы роста рынка квалифицированного и опытного персонала в настоящее время отстают от темпов развития бизнеса. И внутрифирменное обучение не позволяет решить проблему, поскольку большинству компаний специалисты нужны «здесь и сейчас». Реальный выход из сложившейся ситуации обеспечивает использование такой технологии подбора персонала, как хедхантинг, предусматривающий целенаправленный поиск и привлечение наиболее ценных и перспективных кадров.

Анализ литературы показывает, что к настоящему времени не получили должного применения на практике теоретические и практические системы подбора и найма специалистов в условиях трансформирования экономической системы. Традиционные методы подбора создают механизм торможения процессов развития управленческого потенциала ввиду большой текучести кадров специалистов. Во многих организациях, как правило, процесс подбора и найма рассматривается в отрыве от общих задач экономического и социального развития организации. В результате на процесса подбора и найма персонала в целом и специалистов, в частности, сказывается субъективизм руководства организации, а потенциал кадров используется неполноценно. Эффективное формирование и развитие потенциала кадрового состава фирм сдерживается также сравнительно небольшим опытом управления предприятиями в условиях динамично функционирующей экономики и недостатком методических разработок, адаптированным к российским условиям, в области подбора персонала.

Особая значимость подбора и найма в общей системе управления персоналом подтверждается логикой развития организаций: на сегодняшний день, усовершенствовав систему финансового и операционного контроля, большинство из них имеют одинаковые возможности в управлении материальными потоками. Поэтому преимуществом будут обладать организации, эффективно использующие нематериальные активы, составной частью которых является персонал, что доказывают многочисленные исследования.

Необходимость поиска путей рационального формирования кадрового потенциала, особенно для системы розничных сетей, где роль человеческого капитала как важнейшей составляющей маркетинговой стратегии очень велика, обусловили актуальность темы исследования.

Данная проблема в настоящее время активно исследуется на базе опыта индустриально развитых стран в управлении человеческими ресурсами в работах отечественных и зарубежных авторов В зарубежной и отечественной литературе вопросы мотивации персонала рассматриваются в трудах С. Адамса, К. Альдефера, П. Варра, В. Врума, Ф. Герцберга, Э. Лоулера, Д. Мак-Грегора, Д. Мак-Клеланда, А. Маслоу, У. Оучи, М. Портера, Б. Скиннера, Ф. Тейлора, Л. Якокки, О.С.Виханского, В.В. Гончарова, К.Н. Микульского, А.Н.Леонтьева, А.Н. Наумова, В.К. Тарасова, Ю.В.Тихонравова, В.В.Травина, С.А. Шапиро, В.И. Шкатуллы и др. В их трудах дан анализ широкого круга проблем в основном для сферы крупного промышленного производства и для условий стабильной экономики..

Исходя из актуальности, характера и степени разработанности проблемы, целью дипломной работы является изучение проблем управления подбором и наймом специалистов.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

ѕ изучить сущность и различные подходы к построению системы отбора и найма персонала в современных условиях;

ѕ провести исследование результатов деятельности персонала на примере ООО «Городской супермаркет»;

ѕ выработать предложения по повышению эффективности управления системой подбора и найма персонала;

Предметом исследования выступает система управление человеческими ресурсами.

Объектом исследования является практический опыт использования системы результатов деятельности персонала и направления повышения эффективности управления персоналом.

Теоретико-методологическую основу дипломной работы составляют положения менеджмента и экономической теории, работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов по проблемам управления человеческими ресурсами в условиях рыночной и переходной экономики.

В процессе исследования использованы методы анализа и синтеза, экспертные и социологические методы оценок эффективности управленческих команд.

Информационной базой исследования послужили материалы государственных нормативно-правовых актов, результаты социологических исследований, информация Росстата и содержащаяся в периодических изданиях и публикациях, материалы исследований отечественных и зарубежных специалистов по проблемам управления человеческими ресурсами, другие информационные источники, а также материалы учета и отчетности ООО «Городской супермаркет» и собственные исследования автора.


Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Понятие набора, отбора и приема

Современный подход к управлению человеческими ресурсами организации включает в себя целый ряд ключевых задач, среди которых можно выделить такие, как поиск, подбор и персонала подразделений. Важнейшей функцией управления персоналом является воздействие на производство с целью повышения его эффективности. А одним из главных направлений этого воздействия выступает тщательный отбор, подбор и оценка персонала в соответствии с требованиями должности или рабочего места, а также кадровой политикой организации (системы норм и правил, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы). Несомненно, кадровая политика организации очень сильно зависит от внешних факторов - трудового законодательства (нормативных ограничений), а также ситуации на рынке труда.

В условиях развитой рыночной экономики управление персоналом уже нельзя рассматривать как адекватное понятию «работа с кадрами». Управление персоналом становится частью философии организации. Экономисты настаивают на том, что в новых условиях хозяйствования философия управления персоналом, сохраняя известные классические задачи администрирования кадров как части целого, должна соответствовать основной стратегической концепции развития организации, ориентироваться на тенденции и планы хозяйственного развития, достижение основных целей организации, т.е. концепция управления персоналом должна органически совмещаться с концепцией развития организации.

Наем персонала является одним из первых инструментов взаимо­действия организации с потенциальным сотрудником. Понятие найма