Содержание

Введение        2

Глава 1        Теоретические основы правового регулирования института приемной семьи в Российской Федерации        7

1.1        Понятие семьи, приемной семьи и ее отличие от других форм устройства детей. Порядок образования приемной семьи        7

1.2        Порядок создания приемной семьи        11

1.3        История развития института приемной семьи в России и зарубежный опыт        21

Глава 2        Правовое положение приемных родителей и приемных детей в приемной семье. Проблемы ответственности и оплаты труда приемных родителей                32

2.1        Правовой статус приемного родителя        32

2.2        Правовой статус ребенка в приемной семье        54

2.3        Правовое регулирование ответственности        60

2.4        Правовое регулирование оплаты труда приемных родителей        63

Глава 3        Проблемы и направления совершенствования законодательства о приемной семье        72

3.1        Проблемы приемной семьи в России        72

3.2        Направления совершенствования правового регулирования приемной семьи        82

Заключение        86

Список литературы        90

Приложение        95



Введение

Актуальность темы дипломной работы. Переход к конкурентной рыночной экономике обнажил целый спектр проблем социальной сферы. Это, в первую очередь, особая уязвимость некоторых групп населения, среди которых оказались и дети. По данным экспертов в современной России от 1 до 2,5 миллионов детей живет на улице, только на улицах Москвы живет более 150.000 детей и подростков. В год в России две тысячи детей заканчивают жизнь самоубийством – только в московские больницы ежегодно попадает  1800 детей, совершивших попытку суицида. Из всех зарегистрированных преступлений в стране 330 тысяч преступлений в год совершается подростками. Около 50 тысяч несовершеннолетних находится в местном или федеральном розыске, более 45 тысяч несовершеннолетних, доставленных в ОВД, оказались не грамотными, более 100 тысяч подростков становятся жертвами преступных посягательств (это также данные по России). Ежегодно 30 тыс. детей сбегают из дома из-за жестокого обращения, и это, вероятнее всего заниженные данные.    

Несмотря на то, что в последние годы на уровне государства принимаются меры, направленные на противодействие социальным рискам, угрожающим детям, вкладываются значительные ресурсы в поддержку детства, идет реорганизация практически всех социальных институтов, государственная политика в отношении детей оказывается крайне неэффективной. Система социальных учреждений, оказывающих помощь детям-сиротам, согласно Федеральному Закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей», включает учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке». Однако политика социальной защиты детей-сирот, декларируемая и проводимая в обществе, на практике зачастую не приводит к ожидаемым результатам. Действующая система организации работы по защите прав несовершеннолетних имеет ряд существенных недостатков, обусловленных особенностями федерального, регионального и местного законодательства, до сих пор отсутствуют многие механизмы реализации прав детей-сирот. Новая волна деинституционализации (пятая, по мнению исследователей), не сможет решить все проблемы однозначно.

При этом, объективная необходимость социализации несовершеннолетних, их зависимость от взрослых являются теми свойствами общества, которые определяют его жизнедеятельность. Как ни парадоксально, несмотря на то что в последние годы правовая база российской государственной семейной политики пополнилась рядом действительно важнейших документов, ситуация в семье как основе любого общества в России не только не улучшается, но усугубляется еще более.

Вот далеко не полный перечень тех документов, которые составляют основу становления идеологии государственной политики в отношении семьи: Конституция Российской Федерации; Концепция семейной политики Комитета по делам семьи и демографической политике (1991 г.); Концепция государственной семейной политики национального Совета по подготовке и проведению международного года семьи (1993 г.); Семейный кодекс Российской Федерации (1995 г.); Основные направления государственной семейной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 и т. д.

В этих условиях, любые семейные формы устройства детей как сирот, так и оставшихся без попечения родителей являются приоритетными, однако они не нашли адекватного правового закрепления. Поэтому тема работы, посвященная правовому положению приемной семьи является весьма актуальной в условиях глубокого кризиса российской семьи. От того, насколько благополучно сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

Правовая регламентация приемной семьи, правового положения ее членов долгое время будет актуальной, несмотря на наличие посвященных этой теме работ.

Степень разработанности темы дипломной работы. Отдельные вопросы правового положения приемной семьи в общем контексте правового регулирования семейных отношений рассматривали в своих работах такие авторы, как Е.Г. Азарова, Л.И. Беляева, Ю.Ф. Беспалов, С.В. Вышкина,  В.Г. Глухарева, М.Д. Горячев, И.Ф. Дементьева, О.А. Дюжева, Т.П. Евдокимова, Т.И. Егорчева, Б.Н. Жуков, О.А. Кабышев, А.Е. Казанцева, С.Ю. Кочетков, Н.В. Кравчук, Г.С. Красницкая, Н.А. Кречет, В.В. Кустова, Н.В. Летова, Н.В. Лялина, М.Н. Малеина, К.И. Манаев, Л.Ю. Михеева, Л.Я. Олиференкова, В.В. Рязанцев, В.А. Рясенцев, Г.В. Семья, Т.А. Титова, Т.В. Ткаченко, Т.А. Умаров, И.А. Фаргиатов, М.И. Фетюхин, Ю.М. Фетюхин, Е.А. Фомина, 3.М. Шабанова, О.А. Шеенков, Н.С. Шерстнева, 3.К. Шнекендорф и многие другие.

Однако, поскольку в последнее время не проводились комплексные исследования правового положения приемной семьи с учетом новой демографической политики государства, актуальность решения данной проблемы не вызывает сомнений.

Цели и задачи дипломной работы. Цель дипломной работы состоит в изучении правового положения приемной семьи, проблем ее правового статуса и направлений совершенствования. Для достижения обозначенной цели, автором поставлены следующие задачи:

ѕ оценить действующее международное и российское законодательства о правовом положении приемной семьи;

ѕ выявить его достоинства и недостатки, чтобы обозначить направления дальнейшего совершенствования законодательства о правовом положении приемной семьи;

ѕ проанализировать возможности реализации права ребенка жить и воспитываться в приемной семье и оценить имеющиеся юридические гарантии этого права;

ѕ выявить направления совершенствования правового положения приемной семьи.

Объектом дипломной работы является приемная семья в российском обществе.

Предмет дипломной работы - нормы различных отраслей права, в той или иной мере регламентирующие правовое положение приемной семьи, а также проблемы, связанные с его реализацией; законодательство и правоприменительная практика, обеспечивающие реализацию этого права и его защиту.

Методологическую основу дипломной работы составляют как общенаучные способы познания окружающей действительности, прежде всего, метод материалистической диалектики, так и другие методы, свойственные различным отраслям науки, в частности, юриспруденции. Речь идет о сравнительном, конкретно-социологическом, формально-юридическом, историко-правовом методах.

Нормативную базу дипломной работы составили международно-правовые акты (Декларации, Пакты, Конвенции), национальное федеральное законодательство (Конституция РФ, Кодексы, Законы, подзаконные акты), нормативно-правовые акты субъектов Федерации, касающиеся правового положения приемной семьи.