Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические и прикладные подходы к определению и повышению эффективности персонала организации 6
1.1 Экономическая и социальная эффективность 6
1.2 Система мотивации как составная часть механизма роста эффективности организации 15
1.3 Основные подходы к оценке эффективности персонала 30
1.4 Методы оценки показателей эффективности деятельности персонала 39
1.5 Аттестация как заключительный этап процедуры оценки персонала 46
Глава 2 Оценка эффективности деятельности персонала ООО «Реал Милк» 58
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Реал Милк» 58
2.2 Оценка результатов деятельности персоналом организации в целом 61
Глава 3 Комплексная оценка персонала и направления совершенствования кадровой работы в ООО «Реал Милк» 71
3.1 Комплексная оценка персонала 71
3.2 Изучение состояния системы мотивации персонала 82
3.3 Направления совершенствования эффективности деятельности персонала ООО «Реал Милк» 87
Заключение 96
Список литературы 99
Приложение 103
Введение
Актуальность темы дипломной работы обусловлена происходящими в настоящее время сложными процессами реорганизации предприятий, переходом к новым концепциям управления персоналом, что ставит перед их руководителями комплексные проблемы повышения эффективности управления человеческими ресурсами.
Хозяйствующие субъекты сегодня находятся в сложной социально-экономической ситуации. На качество и эффективность их деятельности оказывают влияние разные факторы, например, удовлетворение требований и ожиданий потребителей. Повысить качество работы предприятия можно за счет значительного повышения качества всех элементов внутренней деятельности. Для этого необходимо научно обоснованное реформирование деятельности на основе внедрения современного подхода к обеспечению эффективности работы предприятия в целом.
Вопросы эффективного обеспечения и наиболее рационального использования ресурсов предприятия, в том числе и кадровых, зависят от системы менеджмента и профессионализма руководителей и специалистов.
Анализ литературы показывает, что к настоящему времени не получили должного применения на практике теоретические и практические оценки эффективности деятельности персонала в условиях трансформирования экономической системы. Традиционные методы управления человеческими ресурсами создают механизм торможения процессов развития управленческого потенциала. Во многих организациях, как правило, процесс оценки рассматривается в отрыве от общих задач экономического и социального развития организации. В результате на оценке деятельности персонала сказывается субъективизм руководства организации, а потенциал кадров используется неполноценно. Эффективное формирование и развитие потенциала кадрового состава фирм сдерживается также сравнительно небольшим опытом управления предприятиями в условиях динамично функционирующей экономики и недостатком методических разработок, адаптированным к российским условиям, в области оценки деятельности персонала.
Особая значимость управления персоналом подтверждается логикой развития организаций: на сегодняшний день, усовершенствовав систему финансового и операционного контроля, большинство из них имеют одинаковые возможности в управлении материальными потоками. Поэтому преимуществом будут обладать организации, эффективно использующие нематериальные активы, составной частью которых является персонал, что доказывают многочисленные исследования.
Необходимость поиска путей рационального формирования и эффективного развития кадрового потенциала, недостаточная изученность данной проблемы, обусловили актуальность темы исследования.
Данная проблема в настоящее время активно исследуется на базе опыта индустриально развитых стран в управлении человеческими ресурсами в работах отечественных авторов Н.А.Волгина, В.П.Галенко, Т.П.Галкина, П.В.Журавлева, Ю.Г.Одегова, О.А.Страхова, С.И.Файбушевич и таких зарубежных авторов как Х.Т.Грэкхем, Р.Беннетт, Э.Берн К.Бланшар, Д. Керью, Дж.Льюис, Ю.Паризи-Керью.
Исходя из актуальности, характера и степени разработанности проблемы, целью исследования является оценка эффективности результатов деятельности персонала и определение наиболее перспективных направлений ее повышения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
* изучить сущность и различные подходы к оценке результат в современных условиях;
* провести исследование результатов деятельности персонала на примере ООО «Реал Милк»;
* выработать предложения по повышению эффективности управления персоналом;
Предметом исследования выступает система управление человеческими ресурсами.
Объектом исследования является практический опыт использования системы результатов деятельности персонала и направления повышения эффективности управления персоналом.
Теоретико-методологическую основу дипломной работы составляют положения экономической теории, работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов по проблемам управления человеческими ресурсами в условиях рыночной и переходной экономики.
В процессе исследования использованы методы анализа и синтеза, экспертные и социологические методы оценок эффективности управленческих команд.
Информационной базой исследования послужили материалы государственных нормативно-правовых актов, результаты социологических исследований, информация Росстата и содержащаяся в периодических изданиях и публикациях, материалы исследований отечественных и зарубежных специалистов по проблемам управления человеческими ресурсами, другие информационные источники, а также материалы учета и отчетности ООО «Реал Милк» и собственные исследования автора.
Дипломная работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержание работы изложено на 76 страницах, включая 15 таблиц, 6 рисунков и приложения.
Глава 1 Теоретические и прикладные подходы к определению и повышению эффективности персонала организации
1.1 Экономическая и социальная эффективность
Производство ни одного из видов товаров (продукции, работ, услуг) невозможно без привлечения человеческого труда. Более того, для предприятий, действующих в отраслях и на рынках, где существуют условия близкие к условиям рынка совершенной конкуренции, очень часто едва ли не единственной возможностью завоевания конкурентных преимуществ является повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Большинство специалистов, изучающих деятельность предприятий (организаций), считают, что именно персонал, представляет собой главную ценность, которой может обладать предприятие.
Центральным объектом социального управления является человек или, применительно к работникам любой деловой организации, персонал. Управление персоналом - сравнительно молодая наука. Хотя многие ее идеи и теории возникли в начале ХХ века и даже раньше, долгое время они развивались в рамках различных наук, связанных с производством и деятельностью главным образом коммерческих, а также некоммерческих, прежде всего государственных, организаций. В зависимости от того, в русле каких наук исследовались и разрабатывались идеи управления персоналом, для характеристики этой науки использовались соответствующие термины. Так, в США управление персоналом развивалось в основном в русле бихевиористских, поведенческих наук. В Германии и ряде других стран континентальной Европы наука управления персоналом была традиционно связана в первую очередь с экономикой предприятия (микроэкономикой).
В СССР, хотя специальной науки управления персоналом не существовало, и отсутствовала важнейшая база ее предмета – рыночная среда, тем не менее, управление кадрами исследовалось в рамках