Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические положения учета предпринимательской деятельности бюджетного учреждения 8
1.1 Цели и задачи, нормативное регулирование бюджетного учета предпринимательской деятельности 8
1.2 Учетная политика бюджетного учреждения, имеющего доходы от коммерческой деятельности 17
1.3 Методика учета предпринимательской деятельности 26
1.4 Краткая характеристика ГУ «Районная станция по борьбе с болезнями животных» 37
Глава 2 Предпринимательская деятельность в бюджетных учреждениях и особенности ее учета на примере ГУ «Усть-Большерецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» 42
2.1 Виды предпринимательской деятельности 42
2.2 Учет доходов и расходов внебюджетной деятельности бюджетного учреждения 47
2.3 Учет финансового результата по предпринимательской деятельности и отражение в отчетности 62
2.4 Особенности налогообложения предпринимательской деятельности в бюджетных учреждениях 66
2.5 Проблемы и направления реформирования учета предпринимательской деятельности 75
Глава 3 Анализ предпринимательской деятельности в бюджетных организациях на примере ГУ «Усть-Большерецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» 83
3.1 Анализ динамики предпринимательской деятельности 83
3.2 Анализ состава и структуры доходов и расходов, осуществляемых за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности 83
3.3 Анализ обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами 83
Заключение 84
Список литературы 85
Приложение 86
Введение
В Российской Федерации существует большое количество предприятий, учреждений и организаций, которые финансируются за счет бюджетов разного уровня. Данные организации являются бюджетными, их развитие и существование напрямую зависят от своевременного и полного бюджетного финансирования.
Бюджетные учреждения создавались и создаются органами государственной власти и муниципальных образований для выполнения социально-культурных, научно-исследовательских, управленческих и иных функций не коммерческого характера. До 1990-х гг. все плановые потребности бюджетных учреждений полностью финансировались из бюджета. В дальнейшем это стало невозможным из за резкого сокращения бюджетных ресурсов, а так же в связи с тем, что очень большое число учреждений образования, здравоохранения, культуры, науки и спорта, а также более 80% всех предприятий жилищно-коммунальной сферы, ранее содержавшихся за счет отраслевых министерств и ведомств, предприятий и хозяйственных организаций, были переданы на содержание органам государственной власти и местного самоуправления.
И без того остродефицитный бюджет России, получив дополнительную нагрузку, не мог обеспечить даже минимальных потребностей этой существенно возросшей бюджетной сферы. Очень многие учреждения в таких условиях не могли своевременно рассчитываться со своими работниками по заработной плате. Еще хуже обстояло дело с финансированием других статей расходов. Прекратилось финансирование капитального строительства, капитального и текущего ремонта, расходов на коммунальные услуги и др.
Такое положение с финансированием бюджетных учреждений сложилось в условиях изъятия у предприятий чрезвычайно высоких налогов, тормозивших экономическое развитие страны. Эти налоги необходимо было снижать, а следовательно, уменьшать доходы бюджета, что не могло не сказаться на бюджетных расходах на нужды образования, здравоохранения, культуры и др.
Возникла настоятельная необходимость по возможности восполнить недостающие бюджетные средства бюджетных учреждений другими источниками, которые были бы стабильными и достаточно большими. С этой целью бюджетные учреждения вынуждены были заняться предпринимательской деятельностью. Постепенно предпринимательская деятельность бюджетных учреждений становится все более значительным участком их работы, получает повсеместно широкое развитие, становится большим и надежным источником доходов, позволяет восполнить недостающие бюджетные средства, закупать необходимое оборудование, решать многие социальные вопросы, улучшать качество работы и обслуживания населения. За счет предпринимательской деятельности возросли также налоговые и неналоговые доходы бюджетов всех уровней.
Исходя из требований статьи 120 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), под бюджетным учреждением следует понимать некоммерческую организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В статье 161 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) дано несколько иное определение. Согласно ему бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе системы доходов и расходов.
В соответствии с требованиями статьи 50 ГК РФ бюджетные учреждения, как и все некоммерческие организации, могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы. Однако в соответствии с требованиями статьи 298 ГК РФ, такая деятельность должна быть указана в учредительных документах организации.
Естественно, перед руководителями и главными бухгалтерами бюджетных организаций стоит непростая задача - совместить бюджетную и предпринимательскую деятельность, правильно отразить все операции и результаты финансово-экономической и хозяйственной деятельности как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Кроме того, бюджетные организации должны так организовать внутренний контроль своей финансово-экономической и хозяйственной деятельности, чтобы по итогам работы внешних контрольно-ревизионных органов, руководитель и сама бюджетная организация имели минимальные потери.
Качественное выполнение вышеуказанных задач напрямую зависит от уровня экономической подготовки как специалистов бухгалтерских служб, так и руководителей всех уровней бюджетных организаций.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена противоречиями налогового и бюджетного законодательства, а также отсутствием на местном уровне нормативно-правовых актов, регулирующих порядок зачисления и расходования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - предпринимательской деятельности), оказываемой бюджетными учреждениями, финансируемыми из бюджетов муниципальных образований.
Таким образом, является весьма актуальной. Теоретические и практические аспекты учета расходов по содержанию учреждений здравоохранения, исчисления стоимости услуг, контроля расходов нашли отражение в работах отечественных ученых: Бобковой О.В., Борисова М.С., Гатина А.М., Колпакова Р.В., Кондракова Н.П., Кондракова И.Н., Никитиной О.В., Романовой Е.В., Степанова О.Н., Соколова В. Я., Хабаева С. Г. и др. Развитие предпринимательской деятельности потребовали разработки новых