Содержание
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы формирования и применения законов и анализ их основных видов 8
1.1 Понятие закона 8
1.2 Порядок принятия закона 18
Глава 2 Действие законов во времени, пространстве и по кругу лиц 37
2.1 Действие законов во времени 37
2.2 Действие законов в пространстве 49
2.3 Действие законов по кругу лиц 52
Глава 3 Место и роль закона как приоритетной формы права в иерархии источников права 67
3.1 История развития закона как правовой нормы 67
3.2 Роль закона как приоритетной нормы права 74
Глава 4 Проблемы применения законодательных актов и пути их устранения 82
4.1 Проблемы законотворчества 82
4.2 Проблема применения законов 84
Заключение 97
Список литературы 104
Введение
Одним из важнейших условий успешности идущего в России общественно-политического строительства, итоговой целью которого названо построение правовой государственности при развитом гражданском обществе, является создание стабильного и эффективного, сбалансированного по вертикальным и горизонтальным внутренним связям законодательства, которое способно обеспечить гармоничное развитие и взаимодействие Федерации и ее субъектов. Относительно недавно проблематика законодательства и его системы в юридической науке стала коррелировать с достаточно новым термином - "правовое пространство". В качестве основного из идеальных (желательных) состояний явления, обозначенного данным термином, учеными и политиками называется "единство".
Законодательство Российской Федерации - это совокупность всех действующих (вступивших в законную силу и не прекративших действия) на территории Российской Федерации нормативно-правовых актов и иных форм права. Законодательство Российской Федерации включает в себя:
1. федеральное законодательство - нормативные правовые акты, принятые и изданные федеральными органами законодательной власти, главой государства и органами исполнительной власти либо принятые в результате всероссийского референдума, а также постановления Конституционного Суда РФ;
2. межрегиональное законодательство, включающее в себя нормативные договоры Российской Федерации с субъектами и субъектов между собой, а также управленческие соглашения;
3. региональное законодательство - законодательство субъектов Российской Федерации - нормативные правовые акты, принятые и изданные органами государственной власти субъектов РФ либо принятые в результате регионального референдума, а также постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ;
4. местный уровень законодательства - нормативные правовые акты, принятые и изданные органами местного самоуправления (муниципальные нормативные правовые акты), а также принятые в результате местного референдума.
Важнейшим свойством законодательства, обеспечивающим его регулятивные возможности, во многом обусловливающим его эффективность, является системность. Система законодательства - это внутренняя структура, общность элементов законодательства в их единстве, взаимосвязях и взаимодействиях, опосредующая систему права и являющаяся нормативно-правовой основной правовой системы государства.
Современный этап развития российского общества, связанный с реформированием всех сфер общественной жизни, органов государственной власти, характеризуется значительной активизацией правотворческих усилий. Темпы законодательной деятельности в современном Российском государстве как никогда высоки. Мы являемся свидетелями того, как формируется новая правовая система, обеспечивающая потребности дальнейшей демократизации всех сторон жизни российского общества, развития и охраны прав и свобод личности, становления и развития новых экономических механизмов.
Однако этот процесс не лишен определенных недостатков, так как реалиями современной правовой действительности стали такие негативные явления, как девальвация роли закона, бездействие общих правовых принципов и норм, конкуренция источников права, противоречия между различными нормативными актами, раздробленность, фрагментарность и хаотичность правовой регуляции, корпоративный характер различных правомочий и правовых статусов, наличие множества нормативно установленных федеральными, региональными и местными властями особых прав-привилегий, специальных правовых режимов, разного рода правовых исключений и льгот в пользу отдельных лиц, групп, профессий, сфер деятельности, социальных слоев, территорий и т.д. Отсюда низкое качество правовых актов и юридические коллизии, существенно осложняющие и без того слабо протекающий процесс реализации законов и иных актов.
С учетом того, что ныне законы стали основой законодательной деятельности, проблема научного осмысления закона как приоритетной формы российского права в историческом и теоретическом аспекте представляется весьма актуальной и своевременной, что и обуславливает актуальность темы дипломной работы
Тема дипломной работы является достаточно хорошо изученной. По данной проблематике можно отметить основные фундаментальные теоретические работы в области источников права таких признанных ученых-юристов: С.С. Алексеева, Н.А. Власенко, И.Н. Грязина, Б.В. Дрейшева, С.Л. Зивса, Д.А. Керимова, С.Ф. Кечекьяна, М.Н. Кулажникова, Е.А. Лукьяновой, А.В. Мицкевича, А. Нашиц, А.С. Пиголкина, С.В. Полениной, Т.Н. Рахманиной, Ю.А. Тихомирова, В.М. Сырых, Л.Р. Сюкияйнена, Ф.Н. Фаткуллина, А.Ф. Шебанова и др.
В современной научной юридической литературе исследованию закона как формы права в той или иной степени посвящены труды Ю.Ю. Богдановской, С.В. Бошно, Н.Н. Вопленко, Т.В. Гуровой, А.В. Де-мина, С.А. Иванова, В.В. Иванова, Е.В. Каменской, Е.В. Колесникова, О.Н. Коростелкиной, И.В. Котелевской, Р. Кросс, В.А. Кряжкова, Л.Е. Лаптевой, И.В. Лексина, С.В. Лозовской, М.А. Нечитайло, М.Н. Марченко, О.В. Мало-вой, Г.И. Муромцева, А.А. Мясина, М.Н. Придворовой, Р.В. Пузикова, А.П. Рожнова, В.С. Троицкого, К.Ф. Шеремета, Р.З. Ярмукаматов и др.
Целью дипломной работы является комплексное исследование теоретико-правовых и историко-правовых особенностей закона как приоритетной формы права, а также изучение направлений совершенствования системы источников права в современных условиях развития общества.