СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

Глава 1        Организационное поведение в органах власти и управления,  как проблема науки и практики        5

1.1        Отечественный опыт организации        5

1.2        Зарубежный опыт оптимизации организационного поведения в органах государственного управления        24

1.3        Основные характеристики организационного поведения в системе управления        35

Глава 2        Организационные технологии в органах власти и управления        54

2.1        Понятие, критерии и методы оценки профессионализма государственных служащих        54

2.2        Современные организационные технологии в системе власти и управления        78

2.3        Пути и способы повышения мотивации (заинтересованности) государственных служащих по использованию эффективных организационных технологий        92

Заключение        112

Список литературы        115

Приложение        119




Введение

Государственная служба в последнее время является объектом пристального внимания практически всех общественных наук. В первую очередь потому, что от эффективности ее деятельности зависит направленность и результат не только государственного, но и социального управления в целом. Проводимая в настоящее время в нашей стране административная реформа связана с проблемой эффективности функционирования государственного аппарата. Построение демократического правового федеративного государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей ей целостной системы государственной службы, которые обеспечивают реализацию функций государства, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества. Одной из задач административной реформы является и смена ценностных ориентаций, в частности, поворот государственной службы в сторону общества, удовлетворения потребностей населения. Без учета специфики норм и ценностей, которые определяют на данный момент деятельность государственных служащих как внутри организации, так и во внешней среде, трудно рассчитывать на успех реформ.

Ценности, нормы поведения в организации являются составной частью ее корпоративной культуры.

Тема организационного поведения достаточно активно разрабатывается применительно к коммерческим организациям. Основу исследования в данной сфере составляют работы таких зарубежных авторов, как Л. Смирсич, С. Ханди, Г. Хофстеде, Э. Шэйн и др., а также труды отечественных исследователей Т.Ю. Базарова, В.С. Виханского, И.В. Грошева, А.Н. Занковского, А.И. Пригожина, В.А. Спивака, Т.О. Соломанидиной, В.В. Щербины, С.В. Щербины и др.

Тема организационного поведения в органах государственной власти разработана недостаточно.

Объектом исследования выступают государственные гражданские служащие органов исполнительной власти (далее – государственные служащие).

Предмет исследования – особенности функционирования и развития организационного поведения и организационных технологий в органах государственной власти.

Цель исследования – изучить современное состояние и направления развития организационного поведения и организационных технологий в органах государственной власти.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

* дать понятие организационного поведения и организационных технологий в органах государственной власти;

* изучить опыт применения организационных технологии в органах власти и управления

* изучить пути и способы повышения мотивации (заинтересованности) государственных служащих по использованию эффективных организационных технологий

Теоретико-методологическую основу дипломной работы представляют концепции классиков менеджмента, социологии и философии, работы современных социологов, культурологов, представителей управленческой мысли – как отечественных, так и зарубежных, посвященных вопросам организационного поведения и организационных технологий.

Методологическую основу работы составили принципы социологического анализа, а также системного, сравнительно-исторического, культурологического подходов.

Системный метод позволил раскрыть целостность феномена организационного поведения и организационных технологий в органах государственной власти, выявить взаимосвязи между ее структурными элементами, рассмотреть организационную культуру в органах государственной власти как часть культуры общества. Также принципы системного подхода использовались при анализе специфики государственно-служебной деятельности. Сравнительно-исторический метод позволил выявить изменения организационного поведения в органах государственной власти.

С помощью принципов культурологического подхода осуществлен анализ организационного поведения в органах государственной власти, выявлены ценностные противоречия. В исследовании использовалась обще-социологическая методология и социологические методы анализа эмпирических данных, в частности факторный анализ и эмпирическая типологизация.

Эмпирическую базу дипломной работы составили материалы социологического исследования, проведенного автором в феврале-апреле 2007 года. Методами сбора первичной информации выступали: анкетный опрос, традиционный анализ документов. Способ организации выборки для анкетного опроса: выборочная совокупность - 12 государственных гражданских служащих исполнительных органов власти Тамбовской области) – гнездовая. В выборке представлены органы государственной службы, относящиеся как к федеральному уровню, так и к уровню субъекта Федерации – Тамбовской области.

Глава 1  Организационное поведение в органах власти и управления,  как проблема науки и практики

1.1 Отечественный опыт организации

На этапе реформ, на котором мы сейчас находимся, объективно повышается роль государственной службы в управленческой деятельности, в осуществлении государственных функций. Преуменьшение роли государственной службы, недооценка возможностей административно-управленческого персонала, а также его неэффективное использование отрицательно сказываются на качестве государственного управления.

Говоря о взаимосвязи власти, государственного управления и государственной службы, необходимо подчеркнуть, что именно политическая власть формирует и предъявляет шкалу требований к государственной службе, отталкиваясь от которой можно выявить недостатки, проблемы, слабые места, желаемые параметры государственной службы России.

Ряд главных проблем, стоящих перед государственной службой Российской Федерации, показан в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ В.В. Путиным еще в августе 2001 г.:

* отсутствие целостной системы государственной службы — и на федеральном уровне, и на уровне субъекта Российской Федерации она осуществляется как служба в отдельном органе государственной власти;

* наличие противоречий в законодательстве о государственной службе;

* недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов;