Содержание



Введение        3

Глава 1        Недобросовестная конкуренция – сущность и правовое регулирование        6

1.1        Развитие законодательства о недобросовестной конкуренции        6

1.2        Правовое регулирование недобросовестной конкуренции        12

1.3        Формы недобросовестной конкуренции        26

Глава 2        Квалификация форм недобросовестной конкуренции        32

2.1        Дискредитация конкурентов        32

2.2        Введение потребителей в заблуждение        38

2.3        Некорректное сравнение товаров        42

2.4        Введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности        44

2.5        Несанкционированное использование коммерческой тайны        51

2.6        Действия, способные вызвать смешение        55

2.7        Полномочия антимонопольных органов в сфере недобросовестной конкуренции        59

Заключение        65

Библиографический список        68



Введение

Создание конкурентной среды является одной из задач трансформационных процессов, происходящих в нашей стране. Причем эта задача изначально стояла весьма остро, так как в связи с либерализацией цен и возникшего хаоса в межхозяйственных связях необходимость правового регулирования конкурентных отношений как следствие становления новой экономической системы сомнению не подвергалась, что привело к принятию в 1991 г. Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

За годы действия Закона "О конкуренции..." антимонопольными органами пресечено большое количество разнообразных нарушений антимонопольного законодательства, постоянно ведется работа по совершенствованию правового регулирования конкурентных отношений. В последние годы вопросы, связанные с защитой от недобросовестной конкуренции, все чаще освещаются на страницах специализированных изданий. Однако, несмотря на это, защита от недобросовестной конкуренции является одним из наименее теоретически разработанных институтов конкурентного права. До сих пор в правовой литературе отсутствует четкое представление о том, к какому разряду правовых явлений принадлежит недобросовестная конкуренция, что часто приводит к ее неадекватному пониманию, приданию чуждых ей признаков либо весьма широкому применению термина "недобросовестная конкуренция".

Конкуренция - важнейший атрибут обеспечения предпринимательской деятельности в государствах с рыночной экономикой. Ей подчинены внутренние и мировые рынки. Однако конкурентная борьба за рынки сбыта ведется зачастую недозволенными, незаконными методами.

Не исключена вероятность столкновения российского предпринимателя с контрагентом, использующим какую-либо форму недобросовестной конкуренции. В свою очередь, использование им самим, сознательно или несознательно, методов, подпадающих под понятие недобросовестной конкуренции, может иметь самые негативные последствия и повлечь за собой применение к нему суровых санкций со стороны государства.

Чтобы избежать этого, российским предпринимателям следует учитывать основные принципы ответственности и защиты от недобросовестной конкуренции, которые предусмотрены как в международных договорах, так и в законодательстве Российской Федерации и иностранных государств. Общим правилом защиты от недобросовестной конкуренции является ответственность лиц, использующих какие-либо ее формы.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.

Объектом дипломной работы являются общественные отношения, складывающиеся  в связи с проявлениями недобросовестной конкуренции и судебная  практика применения правовых норм в данной сфере.

Предмет исследования составляют нормы гражданского и административного права, относящиеся к правовому регулированию противодействия недобросовестной конкуренции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также научные теории по проблеме недобросовестной конкуренции.

Целью дипломной работы является комплексное изучение административной и гражданско-правовой ответственности за недобросовестную конкуренцию, выявление  проблемных вопросов применения действующего законодательства, направленного на противодействие исследуемым правонарушениям.

Задачи исследования вытекают из поставленных целей:

* определить и описать понятие и правовое регулирование недобросовестной конкуренции;        

* изучить развитие законодательства о недобросовестной конкуренции;

* исследовать формы недобросовестной конкуренции;        

* собрать и проанализировать информацию судебной практике, посвященной недобросовестной конкуренции;           

Методологическую основу дипломной работы составляют современная доктрина гражданского и предпринимательского права, а также общенаучные и специальные методы познания: сравнительно-правовой, диалектический методы анализа, логико-правовой анализ гражданского законодательства, касающегося сфер экономической деятельности юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей.

Нормативную и теоретическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы "О защите конкуренции ", "О рекламе", Постановления Правительства РФ, Постановления Пленума ВАС РФ, положения гражданского законодательства, научные труды ведущих учёных в области права. Изучены и использованы публикации монографического характера, учебники, комментарии к ГК РФ, научные статьи в периодической печати, авторефераты и диссертации российских учёных.

Эмпирической базой исследования являются  опубликованные и неопубликованные материалы о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о недобросовестной конкуренции в 2000 - 2006 г.г.