Оглавление



Введение        2

Глава 1        Теоретические основы построения налоговой системы в федеративных государствах        6

1.1        Сущность налоговой системы федеративных государств        6

1.2        Налоговая система США        11

1.3        Налоговая система Германии        21

1.4        Налоговая система Канады        30

Глава 2        Налоговая система России как федеративного государства        40

2.1        Основные черты системы налогообложения в России        40

2.2        Характеристика основных налогов        58

2.3        Специальные режимы налогообложения        67

Глава 3        Проблемы совершенствования налоговой системы в России        73

3.1        Тенденции развития налогового законодательства на ближайшую перспективу        73

3.2        Методы совершенствования налоговой системы России        81

3.3        Проблемы совершенствования налоговой системы с учетом федерального государственного устройства России        91

Заключение        99

Список литературы        101


Введение


Обеспечение целенаправленного, эффективного, динамичного и устойчивого развития любой страны мира, и России в том числе, имеющих многоуровневую систему организации государственной власти, требует четкого разграничения по уровням всех составляющих частей триады "функции - полномочия - ресурсы". Каждый из уровней государственной власти, как и каждый из уровней местного самоуправления, должен обеспечивать реализацию своих функций, обладая необходимыми полномочиями и имея для их осуществления необходимые ресурсы (включая необходимую и достаточную собственность).

Известно, что по мере уменьшения степени централизации организации государственной власти можно выделить:

1) унитарные государства;

2) федеративные государства;

3) конфедеративные государства.

Особенностью федерализма, таким образом, по сравнению с унитаризмом является то, что наряду с горизонтальным разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви федерализм предполагает вертикальное разделение властных полномочий между федеральным, субъектов Федерации и местными уровнями власти. Федерация - это объединение государств или государственных образований. В функции самого верхнего - общегосударственного (федерального) уровня должны входить общесистемные для любого государства направления деятельности: оборона, внешняя политика, денежное обращение и финансовое регулирование, общегосударственная политика в сфере социального развития и трудовых отношений и т.д.

Одним из важнейших принципов федерализма является субсидиарность, суть которого состоит в распределении функций между уровнями власти таким образом, что в ведение верхних эшелонов власти включаются только те функции (и полномочия), которые они могут выполнить лучше, чем нижние эшелоны. При использовании терминологии системного подхода - для обеспечения целенаправленного, эффективного, динамичного и устойчивого развития государства - должно иметь место оптимальное сочетание централизации и самостоятельности нижерасположенных эшелонов (децентрализация).

Важнейшей составной частью понятия "федерализм" вообще является "бюджетный" (точнее - "бюджетно-налоговый") федерализм.

Бюджетно-налоговый федерализм - это форма обеспечения единства и одновременно самостоятельности бюджетов различных уровней государственной власти в соответствии с их функциями и полномочиями, основанная на четких, закрепленных законодательством нормах.

Из теории управления большими многоуровневыми системами известно, что жесткая централизация всех функций и ресурсов на верхнем уровне в конечном счете не улучшает, а ухудшает качество и эффективность всей многоуровневой системы, поскольку лишает нижние эшелоны инициативы и самостоятельности.

Формирование бюджетов всех уровней, как известно, обеспечивается за счет налоговых и неналоговых доходов. В связи с этим оптимальный бюджетно-налоговый федерализм должен реализовываться прежде всего на основе оптимальной налоговой системы государства.

Создание налоговых систем, обеспечивающих одновременно реализацию общественных функций государства и повышение деловой активности граждан, предприятий, муниципалитетов, регионов, всегда было и будет предметом дебатов и настоящих сражений между различными ветвями власти и бизнесом.

Казалось бы, все, что можно было по этой проблеме сказать, уже сказано. В мире накоплен огромный опыт построения и функционирования налоговых систем, который, конечно же, следует учитывать и в России. К настоящему времени в России за период от начала развертывания рыночных реформ уже стала отчетливо ясна необходимость серьезной корректировки налоговой системы.

Проблема создания налоговой системы, обеспечивающей баланс, гармонию социальной справедливости и экономической эффективности, таким образом, осталась нерешенной. В настоящее время налоговая система России вступает в заключительную стадию реформирования, однако этот процесс зачастую усложнен противоречивыми законодательными актами и инструкциями к ним. Именно поэтому тема дипломной работы, в которой рассматривается развитие налогообложение в России, является актуальной.

Цель дипломной  работы – рассмотреть сущность и структуру налоговой системы России и изучить тенденции ее развития.

В соответствии с указанной целью задачами дипломной работы являются:

Изучение налоговых систем в наиболее развитых федеративных государствах с целью переложения их опыта на налоговую систему России;

Изучение сущности и структуры системы налогообложения организации в России;

Исследование тенденций проблем развития налоговой системы России.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

ѕ рассмотрены системы налогообложения других федеративных государств;

ѕ исследованы аспекты становления и развития налогообложения в России;

ѕ выявлены проблемы налогообложения в России на современном этапе развития;

ѕ исследовать тенденции и основные направления совершенствования в области налогообложения.

Методы исследования. Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды классиков экономической науки, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты Российской Федерации.

В процессе выполнения дипломной работы использовались различные методы экономического исследования: аналитический, экономико-статистический,  расчетно-конструктивный, абстрактно-логический и другие.

Предмет исследования. Предметом дипломной работы является совокупность налогов и сборов, их проявление в России.

Теоретическая и практическая значимость дипломной работы. Результаты проведенной работы, рассмотренные аспекты и выявленные резервы совершенствования налогообложения могут быть использованы для дальнейшего углубления и разработки данной проблемы как в теоретическом, так и практическом плане.

Исследования и выводы, сделанные в дипломной работе, могут быть использованы в процессе преподавания курса: «Налоги и налогообложение», а ряд положений и рекомендаций – в работе предпринимателей и налоговых органов.