Оглавление
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы построения налоговой системы в федеративных государствах 6
1.1 Сущность налоговой системы федеративных государств 6
1.2 Налоговая система США 11
1.3 Налоговая система Германии 21
1.4 Налоговая система Канады 30
Глава 2 Налоговая система России как федеративного государства 40
2.1 Основные черты системы налогообложения в России 40
2.2 Характеристика основных налогов 58
2.3 Специальные режимы налогообложения 67
Глава 3 Проблемы совершенствования налоговой системы в России 73
3.1 Тенденции развития налогового законодательства на ближайшую перспективу 73
3.2 Методы совершенствования налоговой системы России 81
3.3 Проблемы совершенствования налоговой системы с учетом федерального государственного устройства России 91
Заключение 99
Список литературы 101
Введение
Обеспечение целенаправленного, эффективного, динамичного и устойчивого развития любой страны мира, и России в том числе, имеющих многоуровневую систему организации государственной власти, требует четкого разграничения по уровням всех составляющих частей триады "функции - полномочия - ресурсы". Каждый из уровней государственной власти, как и каждый из уровней местного самоуправления, должен обеспечивать реализацию своих функций, обладая необходимыми полномочиями и имея для их осуществления необходимые ресурсы (включая необходимую и достаточную собственность).
Известно, что по мере уменьшения степени централизации организации государственной власти можно выделить:
1) унитарные государства;
2) федеративные государства;
3) конфедеративные государства.
Особенностью федерализма, таким образом, по сравнению с унитаризмом является то, что наряду с горизонтальным разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви федерализм предполагает вертикальное разделение властных полномочий между федеральным, субъектов Федерации и местными уровнями власти. Федерация - это объединение государств или государственных образований. В функции самого верхнего - общегосударственного (федерального) уровня должны входить общесистемные для любого государства направления деятельности: оборона, внешняя политика, денежное обращение и финансовое регулирование, общегосударственная политика в сфере социального развития и трудовых отношений и т.д.
Одним из важнейших принципов федерализма является субсидиарность, суть которого состоит в распределении функций между уровнями власти таким образом, что в ведение верхних эшелонов власти включаются только те функции (и полномочия), которые они могут выполнить лучше, чем нижние эшелоны. При использовании терминологии системного подхода - для обеспечения целенаправленного, эффективного, динамичного и устойчивого развития государства - должно иметь место оптимальное сочетание централизации и самостоятельности нижерасположенных эшелонов (децентрализация).
Важнейшей составной частью понятия "федерализм" вообще является "бюджетный" (точнее - "бюджетно-налоговый") федерализм.
Бюджетно-налоговый федерализм - это форма обеспечения единства и одновременно самостоятельности бюджетов различных уровней государственной власти в соответствии с их функциями и полномочиями, основанная на четких, закрепленных законодательством нормах.
Из теории управления большими многоуровневыми системами известно, что жесткая централизация всех функций и ресурсов на верхнем уровне в конечном счете не улучшает, а ухудшает качество и эффективность всей многоуровневой системы, поскольку лишает нижние эшелоны инициативы и самостоятельности.
Формирование бюджетов всех уровней, как известно, обеспечивается за счет налоговых и неналоговых доходов. В связи с этим оптимальный бюджетно-налоговый федерализм должен реализовываться прежде всего на основе оптимальной налоговой системы государства.
Создание налоговых систем, обеспечивающих одновременно реализацию общественных функций государства и повышение деловой активности граждан, предприятий, муниципалитетов, регионов, всегда было и будет предметом дебатов и настоящих сражений между различными ветвями власти и бизнесом.
Казалось бы, все, что можно было по этой проблеме сказать, уже сказано. В мире накоплен огромный опыт построения и функционирования налоговых систем, который, конечно же, следует учитывать и в России. К настоящему времени в России за период от начала развертывания рыночных реформ уже стала отчетливо ясна необходимость серьезной корректировки налоговой системы.
Проблема создания налоговой системы, обеспечивающей баланс, гармонию социальной справедливости и экономической эффективности, таким образом, осталась нерешенной. В настоящее время налоговая система России вступает в заключительную стадию реформирования, однако этот процесс зачастую усложнен противоречивыми законодательными актами и инструкциями к ним. Именно поэтому тема дипломной работы, в которой рассматривается развитие налогообложение в России, является актуальной.
Цель дипломной работы – рассмотреть сущность и структуру налоговой системы России и изучить тенденции ее развития.
В соответствии с указанной целью задачами дипломной работы являются:
Изучение налоговых систем в наиболее развитых федеративных государствах с целью переложения их опыта на налоговую систему России;
Изучение сущности и структуры системы налогообложения организации в России;
Исследование тенденций проблем развития налоговой системы России.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
ѕ рассмотрены системы налогообложения других федеративных государств;
ѕ исследованы аспекты становления и развития налогообложения в России;
ѕ выявлены проблемы налогообложения в России на современном этапе развития;
ѕ исследовать тенденции и основные направления совершенствования в области налогообложения.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды классиков экономической науки, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты Российской Федерации.
В процессе выполнения дипломной работы использовались различные методы экономического исследования: аналитический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический и другие.
Предмет исследования. Предметом дипломной работы является совокупность налогов и сборов, их проявление в России.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы. Результаты проведенной работы, рассмотренные аспекты и выявленные резервы совершенствования налогообложения могут быть использованы для дальнейшего углубления и разработки данной проблемы как в теоретическом, так и практическом плане.
Исследования и выводы, сделанные в дипломной работе, могут быть использованы в процессе преподавания курса: «Налоги и налогообложение», а ряд положений и рекомендаций – в работе предпринимателей и налоговых органов.