СОДЕРЖАНИЕ


Введение        2

Глава 1 Теоретические основы местного налогообложения        5

1.1. Экономическая сущность и значение налогов и сборов, виды и роль местных налогов и сборов в обеспечении экономического развития территорий        5

1.2. История становления и развития местного налогообложения в России, политическая и экономическая необходимость местных налогов        15

1.3. Правовое регулирование местного налогообложения        36

Глава 2 Местные налоги и сборы как источник формирования местных бюджетов и финансового обеспечения системы местного самоуправления        42

2.1. Финансовый потенциал местного самоуправления        42

2.2. Проблемы бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов)        55

2.3. Местный бюджет: состав, структура, характеристика                   (зарубежный опыт)        63

Глава 3 Совершенствование местного налогообложения        81

3.1. Опыт местного налогообложения некоторых зарубежных стран        81

3.2. Проблемы местного налогообложения в России на современном этапе развития        93

3.3. Основные направления совершенствования в области местного налогообложения        100

Заключение        106

Список использованной литературы        112

Приложения        119

Приложение 1        120

Приложение 2        121

Введение        

Конституция Российской Федерации предоставила органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления определенные права и полномочия на подведомственной им территории и возложила на них соответствующие обязанности и ответственность. Муниципалитеты обязаны в полном объеме решать вопросы местного значения. Реализация законодательно закрепленного права каждого административно-территориального образования на экономическую самостоятельность немыслима без наличия у каждого органа власти собственного бюджета и права его составления, утверждения и исполнения без вмешательства извне.

Достаточное финансовое обеспечение – важнейшее практическое воплощение конституционных гарантий самостоятельности и независимости органов местного самоуправления. Все население России проживает на территории тех или иных муниципальных образований. В связи с этим местное самоуправление является значимым звеном по реализации социальных программ в отношении населения России.

Для реализации данных социальных программ местное самоуправление должно обладать достаточными и стабильными источниками финансирования. Практика показывает, что доходы значительной части органов местного самоуправления не покрывают минимально необходимых расходов. Последствия таких диспропорций очевидны: от открытого гражданского протеста до маскировки налогов и сборов под иные, на первый взгляд законные, формы получения доходов.

Местные налоги и сборы наиболее приемлемы для органов управления потому, что их администрирование, в отличие от других источников доходов, находится в исключительной компетенции соответствующего органа. Этот орган уполномочен решать, в какие сроки и в каких размерах получать эти доходы и получать ли их вообще. Обеспечение реальной независимости нецентральных органов управления предполагает поступления от налогов и сборов, самостоятельно регулируемых этими органами, между тем как в настоящее время доходная база местных финансов не формирует даже минимальный бюджет.

Таким образом, можно сделать неутешительный вывод: на региональном и местном уровнях существует проблема недостаточности собственных доходов. Следовательно, тема дипломной работы является своевременной и актуальной.

Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является теоретическое и практическое исследование проблемы местного налогообложения и обоснование предложений и рекомендаций по ее развитию.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

* изучить сущность, значение и виды местных налогов, раскрыть их теоретическое значение в экономическом развитии территорий;

* исследовать исторические аспекты становления и развития местного налогообложения в России;

* обосновать политическую и экономическую необходимость местного налогообложения в современном развитии территорий России;

* раскрыть содержание местные налогов и сборов, действующих в Тамбовской области, их особенности и дать экономическую оценку их эффективности;

* рассмотреть практический порядок расчета земельного налога и налога на имущество физических лиц в Тамбовской области;

* проанализировать опыт местного налогообложения некоторых зарубежных стран;

* выявить проблемы местного налогообложения в России на современном этапе развития;

* обосновать основные направления совершенствования в области местного налогообложения.

Методы исследования. Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды классиков экономической науки, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты Российской Федерации и Тамбовской области.

В процессе выполнения дипломной работы использовались различные методы экономического исследования: аналитический, экономико-статистический,  расчетно-конструктивный, абстрактно-логический и другие.

Предмет исследования. Предметом исследования является совокупность местных налогов и сборов, их проявление в России и в Тамбовской области.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты проведенной работы, рассмотренные аспекты и выявленные резервы совершенствования местного налогообложения, в том числе в конкретном регионе России – Тамбовской области, могут быть использованы для дальнейшего углубления и разработки данной проблемы как в теоретическом, так и практическом плане.

Исследования и выводы, сделанные в дипломной работе, могут быть использованы в процессе преподавания курса: «Налоги и налогообложение», а ряд положений и рекомендаций – в работе местных органов власти.

Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 55 источников информации. Ее содержание изложено на 124 страницах, включая 6 таблиц, 1 рисунка, 2 приложений.