Содержание

Введение        3

Глава 1        Управления фирмой в условиях конкуренции: теоретический и методологический аспекты        6

1.1        Проблемы функционирования современной организации и основные направления развития управления        6

1.2        Направления формирования новых принципов управления        15

1.3        Динамика изменений представлений об организации        22

Глава 2        Построение механизма финансового менеджмента на предприятии в условиях конкуренции        37

2.1        Содержание и механизма выработки управленческих финансовых решений        37

2.2        Алгоритм создания системы управления финансами на предприятии        43

Глава 3        Анализ формирования и использования финансовых ресурсов предприятия ЗАО «Аква-Ресурс»        52

3.1        Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия  ЗАО «Аква-Ресурс»        52

3.2        Анализ состава и структуры финансовых ресурсов ЗАО «Аква-Ресурс»        55

3.3        Анализ эффективности использования финансовых ресурсов и распределения прибыли        59

3.4        Основные направления повышения эффективности использования финансовых ресурсов ЗАО «Аква-Ресурс»        67

Заключение        77

Список литературы        82

Приложение        88

Введение

Проблемы менеджмента становятся все более важными по мере продвижения нашей страны к цивилизованному рынку. Причем эффек­тивность менеджмента в одинаковой мере волнует руководителей как малых, так и средних и крупных предприятий. Да и проблемы во мно­гом у них похожи: это выбор правильной стратегии, построение эффек­тивной структуры организации, подбор и подготовка персонала, моти­вация его работы.

Существующее разнообразие подходов к определению содержания менеджмента и большое количество книг, затрагивающих разные аспекты менеджмента, делают необходимым прояснить позицию автора по этому вопросу.

Безусловно, различные подходы имеют право на существование и полезны с точки зрения профессионального выполнения специализированных функций управления, среди которых прежде всего выделяются маркетинг, стратегия, кадры. Но, с позиции руководителя предприятия, несущего ответственность за ключевые стороны деятельности: за будущее предприятия, эффективность построения и взаимодействия органов управление, подбор и профессионализм персонала, — важна наука и практика менеджмента как совокупность находящихся во взаимосвязи элементов, ведь на практике все взаимосвязано: от квалификации и опыта руководящего персонала зависит правильность выбранной стратегии; структура управления может помогать или, наоборот, мешать реализации стратегии, а эффективность предприятия не в последнюю очередь зависит от умения построить систему мотивации и систему управления знаниями. Эти непростые задачи ставит перед собой руководитель и ищет их решение как менеджер-профессионал, естественно, опираясь на помощь и советы узких специалистов.

Технологии современного менеджмента рыночной экономики существенно отличаются от технологий, применяемых ранее в админист­ративной плановой экономике. Например, управление персоналом отличается от прежнего понимания работы с кадрами. Кроме того, в управлении предприятием появилась необходимость развития ряда новых технологий, прежде всего востребованных рыночными отношениями и конкуренцией. К ним относятся финансовый менеджмент, стратеги­ческий менеджмент, маркетинг, инновационный менеджмент, управ­ление потоками (логистика).

Имеющиеся проблемы могут быть в значительной степени решены посредством формирования механизма анализа системы управления организацией, внешней и внутренней среды, действующего на основе методологии системного и ситуационного анализа, в том числе при помощи приемов экономического анализа. Обеспечение устойчивости функционирования в агрессивной среде потребует от организаций прогнозирования и всестороннего учета требований рынка, действий конкурентов, поставщиков, состояния макроэкономической среды ведения бизнеса, т.е. организации управления на основе стратегического подхода.

Такой подход позволит организациям принимать во внимание факторы внешней и внутренней среды и разрабатывать комплексные меры, учитывающие долгосрочные стратегические цели дальнейшего устойчивого развития предприятия.

Таким образом, актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости поиска рациональных механизмов обеспечения устойчивости функционирования организации в условиях конкуренции.

В современной теории управления проблемам функционирования организаций в условиях конкуренции придается большое значение. Значительное место в современных исследованиях отводится проблемам управления организацией. Следует отметить работы зарубежных — И. Ансофф, X.Виссема, Р.Грант, Л.Грейнер, К.Дэвис, Р.Блейк, Д.Мутон, Дж.Ньюстрем, М.Хаммер, Э.Шайн, Д.Чамни; и отечественных специалистов — О.С. Виханский, И.П. Гречикова, В. И. Лунев, А.И. Наумов,  O.K. Платонов, В.А. Спивак, В.К. Московцев, В.В. Томилов, Ф.И. Шарков,  Г.Н. Чернецов и др.

Объект исследования – методы управления фирмой в условиях конкуренции.

Предмет исследования – особенности адаптация организаций к современным условиям конкурентной среды.

Цель исследования – изучение особенностей управления фирмой в условиях конкуренции.

Задачи исследования:

ѕ Систематизировать методы управления фирмой в условиях конкуренции.

ѕ На основе исследования теоретико-методологических основ выделить финансовые основы управления фирмой в условиях конкуренции.

ѕ Проанализировать на пример организации «Аква-Ресурс» проблему управления финансовыми ресурсами как метод управления конкурентоспособностью фирмы.

Методы исследования: теоретические (методы системного, структурно-функционального, экономического анализа, логическое моделирование и др.).

Эмпирическую базу дипломной работы составила бухгалтерская финансовая отчетность компании «Аква-Ресурс».