Содержание
Введение 2
Глава 1 2
Глава 1 2
Глава 2 2
Заключение 2
Список литературы 2
Приложение 2
Введение
Проблемы менеджмента становятся все более важными по мере продвижения нашей страны к цивилизованному рынку. Причем эффективность менеджмента в одинаковой мере волнует руководителей как малых, так и средних и крупных предприятий. Да и проблемы во многом у них похожи: это выбор правильной стратегии, построение эффективной структуры организации, подбор и подготовка персонала, мотивация его работы.
Существующее разнообразие подходов к определению содержания менеджмента и большое количество книг, затрагивающих разные аспекты менеджмента, делают необходимым прояснить позицию автора по этому вопросу.
Безусловно, различные подходы имеют право на существование и полезны с точки зрения профессионального выполнения специализированных функций управления, среди которых прежде всего выделяются маркетинг, стратегия, кадры. Но, с позиции руководителя предприятия, несущего ответственность за ключевые стороны деятельности: за будущее предприятия, эффективность построения и взаимодействия органов управление, подбор и профессионализм персонала, — важна наука и практика менеджмента как совокупность находящихся во взаимосвязи элементов, ведь на практике все взаимосвязано: от квалификации и опыта руководящего персонала зависит правильность выбранной стратегии; структура управления может помогать или, наоборот, мешать реализации стратегии, а эффективность предприятия не в последнюю очередь зависит от умения построить систему мотивации и систему управления знаниями. Эти непростые задачи ставит перед собой руководитель и ищет их решение как менеджер-профессионал, естественно, опираясь на помощь и советы узких специалистов.
Технологии современного менеджмента рыночной экономики существенно отличаются от технологий, применяемых ранее в административной плановой экономике. Например, управление персоналом отличается от прежнего понимания работы с кадрами. Кроме того, в управлении предприятием появилась необходимость развития ряда новых технологий, прежде всего востребованных рыночными отношениями и конкуренцией. К ним относятся финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, маркетинг, инновационный менеджмент, управление потоками (логистика).
Глава 1 Управления фирмой в условиях конкуренции: теоретический и методологический аспекты
1.1 Проблемы функционирования современной организации и основные направления развития управления
Формирование жизнеспособной организации во многом определяется теми подходами, которые закладываются в базу будущего предприятия. Исходя из системного подхода к анализу деятельности организации можно сказать, что все имеет начало и все имеет конец. Однако определение стадии развития, на которой находится предприятие, составляет основу выбора методов его реформирования. Более того, для компании важно и состояние развития своего клиента, т.е. организации заказчика. Специфика реализации проекта предполагает на время его реализации установление особых коммуникаций между фирмой и заказчиком. Без учета степени развития двух организаций невозможно выстроить эффективную систему управления проектом.
В работах американского исследователя И. Адиезиса представлена интересная модель «жизненного цикла предприятий». В этой модели стадии развития предприятия называются по ассоциации с растущим человеком — «рождение», «детство», «зрелость» и т.д. (рис. 1). Весь цикл жизни разделен на две части — рост и старение. Таким образом, согласно Адиезису, любое предприятие обречено на старение и умирание. В то же время история знает большое количество примеров, когда компании умудряются существовать столетиями, и не только «жить», но и находить новые возможности для развития, обретения молодости и новых сил.
Другие исследователи систем управления пытались сформулировать некую «эволюционную» теорию, позволяющую оправдать, например, столетия жизни швейцарских часовых предприятий.
Рис. 1. Стадии жизненного цикла предприятия
Наиболее удачной работой в этом направлении являются исследования американского ученого Л. Грейнера. В ее основе определена база для изменений системы управления. Автор теоретически обосновал следующую зависимость: с ростом организации требования к системе управления меняются, а следовательно, и сами системы управления должны претерпевать изменения. Если же системы управления не изменяются в соответствии с требованиями бизнеса, то предприятие ждут неминуемые кризисы.
Положительные стороны модели Адиезиса состоят в следующем. Во-первых, предложен механизм прогноза развития коммерческой организации. Установлена последовательность стадий развития предприятия, связанных с объемами производства товаров или услуг. При этом задан жесткий порядок следования стадий, не зависящий от искусности менеджмента и состояния внешней среды.
Во-вторых, раскрыты закономерности внутренней динамики хозяйствующего субъекта, не зависящие от отрасли и вида деятельности.