Содержание
Введение 3
Глава 1 Управления фирмой в условиях конкуренции: теоретический и методологический аспекты 6
Понятие, условия, виды конкуренции и методы обеспечения конкурентоспособности организации 6
1.1 Проблемы функционирования современной организации и основные направления развития управления в условиях конкуренции 23
1.2 Проблемы современной российской конкурентной среды 32
Глава 2 Построение механизма финансового менеджмента на предприятии в условиях конкуренции 48
2.1 Содержание и механизма выработки управленческих финансовых решений 48
2.2 Алгоритм создания системы управления финансами на предприятии 54
Глава 3 Анализ формирования и использования финансовых ресурсов предприятия ЗАО «Аква-Ресурс» 66
3.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Аква-Ресурс» 66
3.2 Анализ состава и структуры финансовых ресурсов ЗАО «Аква-Ресурс» 69
3.3 Анализ эффективности использования финансовых ресурсов и распределения прибыли 73
3.4 Основные направления повышения эффективности использования финансовых ресурсов ЗАО «Аква-Ресурс» 81
Заключение 91
Список литературы 96
Приложение 102
Введение
Проблемы менеджмента в условиях конкуренции становятся все более важными по мере продвижения нашей страны к цивилизованному рынку. С учетом анализа литературы по конкуренции можно дать следующее определение: конкуренция — прогресс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция — очень сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм управления в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.
Технологии современного менеджмента рыночной экономики существенно отличаются от технологий, применяемых ранее в административной плановой экономике. Например, управление персоналом отличается от прежнего понимания работы с кадрами. Кроме того, в управлении предприятием появилась необходимость развития ряда новых технологий, прежде всего востребованных рыночными отношениями и конкуренцией. К ним относятся финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, маркетинг, инновационный менеджмент, управление потоками (логистика).
Имеющиеся проблемы могут быть в значительной степени решены посредством формирования механизма анализа системы управления организацией, внешней и внутренней среды, действующего на основе методологии системного и ситуационного анализа, в том числе при помощи приемов экономического анализа. Обеспечение устойчивости функционирования в условиях конкуренции потребует от организаций прогнозирования и всестороннего учета требований рынка, действий конкурентов, поставщиков, состояния макроэкономической среды ведения бизнеса, т.е. организации управления на основе стратегического подхода.
Такой подход позволит организациям принимать во внимание факторы внешней и внутренней среды и разрабатывать комплексные меры, учитывающие долгосрочные стратегические цели дальнейшего устойчивого развития предприятия.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости поиска рациональных механизмов обеспечения устойчивости функционирования организации в условиях конкуренции.
В современной теории управления проблемам функционирования организаций в условиях конкуренции придается большое значение. Значительное место в современных исследованиях отводится проблемам управления организацией. Следует отметить работы зарубежных — И. Ансофф, X.Виссема, Р.Грант, Л.Грейнер, К.Дэвис, Р.Блейк, Д.Мутон, Дж.Ньюстрем, М.Хаммер, Э.Шайн, Д.Чамни; и отечественных специалистов — О.С. Виханский, И.П. Гречикова, В. И. Лунев, А.И. Наумов, O.K. Платонов, В.А. Спивак, В.К. Московцев, В.В. Томилов, Ф.И. Шарков, Г.Н. Чернецов и др.
Объект исследования – методы управления фирмой в условиях конкуренции.
Предмет исследования – особенности адаптация организаций к современным условиям конкурентной среды.
Цель исследования – изучение особенностей управления фирмой в условиях конкуренции.
Задачи исследования:
ѕ Систематизировать методы управления фирмой в условиях конкуренции.
ѕ На основе исследования теоретико-методологических основ выделить финансовые основы управления фирмой в условиях конкуренции.
ѕ Проанализировать на пример организации «Аква-Ресурс» проблему управления финансовыми ресурсами как метод управления конкурентоспособностью фирмы.
Методы исследования: теоретические (методы системного, структурно-функционального, экономического анализа, логическое моделирование и др.).
Эмпирическую базу дипломной работы составила бухгалтерская финансовая отчетность компании «Аква-Ресурс».