Содержание

Введение        3

Глава 1        Управления фирмой в условиях конкуренции: теоретический и методологический аспекты        6

Понятие, условия, виды конкуренции и методы обеспечения конкурентоспособности организации        6

1.1        Проблемы функционирования современной организации и основные направления развития управления в условиях конкуренции                        23

1.2        Проблемы современной российской конкурентной среды        32

Глава 2        Построение механизма финансового менеджмента на предприятии в условиях конкуренции        48

2.1        Содержание и механизма выработки управленческих финансовых решений        48

2.2        Алгоритм создания системы управления финансами на предприятии                        54

Глава 3        Анализ формирования и использования финансовых ресурсов предприятия ЗАО «Аква-Ресурс»        66

3.1        Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия  ЗАО «Аква-Ресурс»        66

3.2        Анализ состава и структуры финансовых ресурсов ЗАО «Аква-Ресурс»        69

3.3        Анализ эффективности использования финансовых ресурсов и распределения прибыли        73

3.4        Основные направления повышения эффективности использования финансовых ресурсов ЗАО «Аква-Ресурс»        81

Заключение        91

Список литературы        96

Приложение        102


Введение

Проблемы менеджмента в условиях конкуренции становятся все более важными по мере продвижения нашей страны к цивилизованному рынку. С учетом анализа литературы по конкуренции можно дать следующее определение: конкуренция — прогресс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с  конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных   потребностей   в   рамках   законодательства либо в естественных условиях.

Как  было  доказано  многими  экономистами,  конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция — очень сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм управления в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.

Технологии современного менеджмента рыночной экономики существенно отличаются от технологий, применяемых ранее в админист­ративной плановой экономике. Например, управление персоналом отличается от прежнего понимания работы с кадрами. Кроме того, в управлении предприятием появилась необходимость развития ряда новых технологий, прежде всего востребованных рыночными отношениями и конкуренцией. К ним относятся финансовый менеджмент, стратеги­ческий менеджмент, маркетинг, инновационный менеджмент, управ­ление потоками (логистика).

Имеющиеся проблемы могут быть в значительной степени решены посредством формирования механизма анализа системы управления организацией, внешней и внутренней среды, действующего на основе методологии системного и ситуационного анализа, в том числе при помощи приемов экономического анализа. Обеспечение устойчивости функционирования в условиях конкуренции потребует от организаций прогнозирования и всестороннего учета требований рынка, действий конкурентов, поставщиков, состояния макроэкономической среды ведения бизнеса, т.е. организации управления на основе стратегического подхода.

Такой подход позволит организациям принимать во внимание факторы внешней и внутренней среды и разрабатывать комплексные меры, учитывающие долгосрочные стратегические цели дальнейшего устойчивого развития предприятия.

Таким образом, актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости поиска рациональных механизмов обеспечения устойчивости функционирования организации в условиях конкуренции.

В современной теории управления проблемам функционирования организаций в условиях конкуренции придается большое значение. Значительное место в современных исследованиях отводится проблемам управления организацией. Следует отметить работы зарубежных — И. Ансофф, X.Виссема, Р.Грант, Л.Грейнер, К.Дэвис, Р.Блейк, Д.Мутон, Дж.Ньюстрем, М.Хаммер, Э.Шайн, Д.Чамни; и отечественных специалистов — О.С. Виханский, И.П. Гречикова, В. И. Лунев, А.И. Наумов,  O.K. Платонов, В.А. Спивак, В.К. Московцев, В.В. Томилов, Ф.И. Шарков,  Г.Н. Чернецов и др.

Объект исследования – методы управления фирмой в условиях конкуренции.

Предмет исследования – особенности адаптация организаций к современным условиям конкурентной среды.

Цель исследования – изучение особенностей управления фирмой в условиях конкуренции.

Задачи исследования:

ѕ Систематизировать методы управления фирмой в условиях конкуренции.

ѕ На основе исследования теоретико-методологических основ выделить финансовые основы управления фирмой в условиях конкуренции.

ѕ Проанализировать на пример организации «Аква-Ресурс» проблему управления финансовыми ресурсами как метод управления конкурентоспособностью фирмы.

Методы исследования: теоретические (методы системного, структурно-функционального, экономического анализа, логическое моделирование и др.).

Эмпирическую базу дипломной работы составила бухгалтерская финансовая отчетность компании «Аква-Ресурс».