Содержание
Введение 2
Глава 1 Понятие, роль и принципы функционирования исполнительной власти в системе органов государственного управления 5
1.1 Понятие исполнительной власти 5
1.2 Принципы и функции исполнительной власти 15
Глава 2 Организационно-правовые принципы деятельности органов исполнительной власти 28
2.1 Органы исполнительной власти в системе государственного управления России 28
2.2 Система и структура органов исполнительной власти 36
Глава 3 Современные проблемы функционирования системы органов исполнительной власти 46
3.1 Проблемы организации системы исполнительной власти 46
3.2 Проблемы реформирования исполнительной власти 55
3.3 Тенденции дальнейшего реформирования исполнительной власти в процессе административной рефомы 69
Глава 4 Предложения, направленные на совершенствование законодательного оформления института исполнительной власти в России 77
4.1 Предложения по совершенствованию статуса Президента РФ 77
4.2 Предложения по совершенствованию исполнительной власти РФ 82
Заключение 90
Список литературы 94
Приложение 100
Введение
Кризисные явления 90-х годов прошедшего столетия предопределили конституционно-правовое закрепление доминирования президентско-исполнительной власти в системе государственной власти, что присуще государствам переходного периода. В последнее время все чаще и чаще как в научной среде, так и в периодических изданиях поднимаются проблемы реформирования исполнительной власти, которые имеют большой теоретический и практический интерес, так как решение этих проблем влияет на защиту прав и свобод человека и гражданина, на соблюдение общественных интересов в процессе деятельности государственных органов, на эффективность реализации основных функций государства.
Несмотря на многие позитивные изменения, проблема эффективного функционирования исполнительной власти - действительно центральная политическая проблема в Российском федеративном государстве сегодня до конца не решена. Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркивает: «....Задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления. Крупная задача в сфере государственного строительства – это укрепление Федерации. Главный результат которого мы добиваемся – это построение эффективного государства в существующих границах».
Совершенствование конституционно-правового регулирования деятельности органов исполнительной власти предполагает научное осмысление сущности этой ветви власти и ее места в системе разделения властей в условиях современной России.
Административная реформа, осуществляемая в России и связанная с совершенствованием структуры исполнительной власти, нуждается в научном обосновании на основе принципов действующей Конституции.
Актуальность проблем функционирования исполнительной власти в свете административной реформы предполагает углубленный анализ основополагающих принципов и форм устройства и функционирования государственного механизма, существующей системы разделения властей с целью выработки рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию.
Проблемы, связанные с понятием, системой и структурой исполнительной власти, ее местом в системе государственного управления, затрагивали в той или иной степени в своих работах такие авторы, такие, как С.А.Авакьян, М.Авдеенкова, Г.В.Атаманчук, Д.Н.Бахрах, Н.А.Боброва, В.Г.Вишняков, Ю.А.Дмитриев, Т.Д.Зражевская, О.Е.Кутафин, Л.В. Лазарев, В.А.Лебедев, В.О.Лучин, О.В.Мартышин, Н.А.Михалева, А.М.Николаев, Н.И.Побежимова, Т.М.Пряхина, Б.В.Россинский, Ф.М. Рудинский, Ю.Н.Старилов, Т.Я.Хабриева, В.Е.Чиркин, и другие.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных теме исследования, дальнейшее развитие системы и структуры исполнительной власти в процессе административной реформы делает тему дипломной работы актуальной.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы современные проблемы организации и функционирования системы органов исполнительной власти в Российской Федерации и определить перспективы ее развития.
Общая цель дипломной работы предопределила необходимость решения следующих задач:
ѕ исследовать понятие, принципы и функции исполнительной власти;
ѕ выявить особенности конституционно-правового статуса органов исполнительной власти в зарубежных странах;
ѕ изучить организационно-правовые основы формирования системы органов исполнительной власти в Российской Федерации;
ѕ проанализировать основные закономерности развития исполнительной власти Российской Федерации;
ѕ исследовать проблемы и перспективы развития исполнительной власти.
Объект дипломной работы – общественные отношения, связанные с функционированием системы исполнительной власти в Российской Федерации.
Предметом дипломной работы являются нормы права, определяющие организационно-правовые основы организации и деятельности системы органов исполнительной власти, и практика их применения.
Нормативную базу дипломной работы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, конституции зарубежных государств.
Методологическую основу дипломной работы составляют общенаучный диалектический метод познания (материалистическая диалектика) и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический, ретроспективный, компаративный и другие. Основы системы исполнительной власти проанализированы в развитии, во взаимосвязи с существующей социально-экономической и политической ситуацией, в сравнении с опытом зарубежных государств.
Глава 1 Понятие, роль и принципы функционирования исполнительной власти в системе органов государственного управления
1.1 Понятие исполнительной власти
Исполнительная власть и ее органы в литературе и быту еще именуют административной властью (администрировать — управлять, распоряжаться, заведовать). На нее возложено непосредственное управление государственными делами.
Исполнительную власть авторы-правоведы рассматривают в двух аспектах:
1) в строго юридическом (узком) смысле как:
ѕ право и возможность субъектов управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать акты, осуществлять организационную работу как совокупность полномочий;
ѕ право и возможность должностного лица принимать решение, которое реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица;
2) в политологическом смысле как:
ѕ подсистему государственной власти, образующую вместе с другими ее ветвями единый государственный организм и вырабатывающую управленческие решения под их влиянием;
ѕ политологическую категорию, отражающую комплекс политико-правовых явлений и прежде всего аппарат исполнительной власти, компетенцию его органов и служащих, их деятельность.