Содержание

Введение        2

Глава 1        Понятие, роль и принципы функционирования исполнительной власти в системе органов государственного управления        5

1.1        Понятие исполнительной власти        5

1.2        Принципы и функции исполнительной власти        15

Глава 2        Организационно-правовые принципы деятельности органов исполнительной власти        28

2.1        Органы исполнительной власти в системе государственного управления России        28

2.2        Система и структура органов исполнительной власти        36

Глава 3        Современные проблемы функционирования системы органов исполнительной власти        46

3.1        Проблемы организации системы исполнительной власти        46

3.2        Проблемы реформирования исполнительной власти        55

3.3        Тенденции дальнейшего реформирования исполнительной власти в процессе административной рефомы        69

Глава 4        Предложения, направленные на совершенствование законодательного оформления института исполнительной власти в России        77

4.1        Предложения по совершенствованию статуса Президента РФ        77

4.2        Предложения по совершенствованию исполнительной власти РФ        82

Заключение        90

Список литературы        94

Приложение        100



Введение

Кризисные явления 90-х годов прошедшего столетия предопределили конституционно-правовое закрепление доминирования президентско-исполнительной власти в системе государственной власти, что присуще государствам переходного периода. В последнее время все чаще и чаще как в научной среде, так и в периодических изданиях поднимаются проблемы реформирования исполнительной власти, которые имеют большой теоретический и практический интерес, так как решение этих проблем влияет на защиту прав и свобод человека и гражданина, на соблюдение общественных интересов в процессе деятельности государственных органов, на эффективность реализации основных функций государства.

Несмотря на многие позитивные изменения, проблема эффективного функционирования исполнительной власти - действительно центральная политическая проблема в Российском федеративном государстве сегодня до конца не решена. Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркивает: «....Задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления. Крупная задача в сфере государственного строительства – это укрепление Федерации. Главный результат которого мы добиваемся – это построение эффективного государства в существующих границах».

Совершенствование конституционно-правового регулирования деятельности органов исполнительной власти предполагает научное осмысление сущности этой ветви власти и ее места в системе разделения властей в условиях современной России.

Административная реформа, осуществляемая в России и связанная с совершенствованием структуры исполнительной власти, нуждается в научном обосновании на основе принципов действующей Конституции.

Актуальность проблем функционирования исполнительной власти в свете административной реформы предполагает углубленный анализ основополагающих принципов и форм устройства и функционирования государственного механизма, существующей системы разделения властей с целью выработки рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию.

Проблемы, связанные с понятием, системой и структурой исполнительной власти, ее местом в системе государственного управления, затрагивали в той или иной степени в своих работах такие авторы, такие, как С.А.Авакьян, М.Авдеенкова, Г.В.Атаманчук, Д.Н.Бахрах, Н.А.Боброва, В.Г.Вишняков, Ю.А.Дмитриев, Т.Д.Зражевская, О.Е.Кутафин, Л.В. Лазарев, В.А.Лебедев, В.О.Лучин, О.В.Мартышин, Н.А.Михалева, А.М.Николаев, Н.И.Побежимова, Т.М.Пряхина, Б.В.Россинский, Ф.М. Рудинский, Ю.Н.Старилов, Т.Я.Хабриева, В.Е.Чиркин, и другие.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных теме исследования, дальнейшее развитие системы и структуры исполнительной власти в процессе административной реформы делает тему дипломной работы актуальной.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы современные проблемы организации и функционирования системы органов исполнительной власти в Российской Федерации и определить перспективы ее развития.

Общая цель дипломной работы предопределила необходимость решения следующих задач:

ѕ исследовать понятие, принципы и функции исполнительной власти;

ѕ выявить особенности конституционно-правового статуса органов исполнительной власти в зарубежных странах;

ѕ изучить организационно-правовые основы формирования системы органов исполнительной власти в Российской Федерации;

ѕ проанализировать основные закономерности развития исполнительной власти Российской Федерации;

ѕ исследовать проблемы и перспективы развития исполнительной власти.

Объект дипломной работы – общественные отношения, связанные с функционированием системы исполнительной власти в Российской Федерации.

Предметом дипломной работы являются нормы права, определяющие организационно-правовые основы организации и деятельности системы органов исполнительной власти, и практика их применения.

Нормативную базу дипломной работы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, конституции зарубежных государств.

Методологическую основу дипломной работы составляют общенаучный диалектический метод познания (материалистическая диалектика) и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический, ретроспективный, компаративный и другие. Основы системы исполнительной власти проанализированы в развитии, во взаимосвязи с существующей социально-экономической и политической ситуацией, в сравнении с опытом зарубежных государств.



Глава 1 Понятие, роль и принципы функционирования исполнительной власти в системе органов государственного управления

1.1 Понятие исполнительной власти

Исполнительная власть и ее органы в литературе и быту еще именуют административной властью (администрировать — управлять, распоряжаться, заведовать). На нее возложено непосредственное управление государственными делами.

Исполнительную власть авторы-правоведы рассматривают в двух аспектах:

1)  в строго юридическом (узком) смысле как:

ѕ право и возможность субъектов управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать акты, осуществлять организационную работу как совокупность полномочий;

ѕ право и возможность должностного лица принимать решение, которое реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица;

2)  в политологическом смысле как:

ѕ подсистему государственной власти, образующую вместе с другими ее ветвями единый государственный организм и вырабатывающую управленческие решения под их влиянием;

ѕ политологическую категорию, отражающую комплекс политико-правовых явлений и прежде всего аппарат исполнительной власти, компетенцию его органов и служащих, их деятельность.