Содержание
Введение 2
Глава 1 Теоретико-методологические основы информационной безопасности молодежи 6
1.1 Информационная безопасность: теоретико-методологический подход 6
1.2 Информационная безопасность: слагаемые, структура, методология 17
1.3 Организационно-правовые основы обеспечения информационной безопасности 28
Глава 2 Информационная безопасность современной российской молодежи: социологический анализ 37
2.1 Информационная безопасность молодежи: постановка проблемы 37
2.2 Программа социологического исследования: Информационная безопасность современной российской молодежи 49
2.3 Результаты социологического исследования проблем информационной безопасности молодежи 51
Заключение 68
Список литературы 70
Приложение 74
Введение
В современном постиндустриальном информационном обществе, в котором наибольшей ценностью становится информация, наиболее приоритетное развитие получают коммуникационные технологии передачи информации. Их бурное развитие и повсеместное применение сделало возможным формирование единого информационного пространства, которое охватывает все важнейшие сферы деятельности человека и функционирования самого общества: экономику, политику, социальную сферу, культуру, образование и т.д. Расширение возможностей обмена информацией по Интернету, наблюдаемое в настоящее время, не только благоприятно влияет на интенсификацию роста экономики, но и является источником многочисленных угроз, связанных с нарушением конфиденциальности передаваемых данных. Поэтому обеспечение информационной безопасности в настоящее время является наиболее приоритетной задачей, успешное решение которой позволит людям работать и взаимодействовать друг с другом, не беспокоясь о ее сохранности. Т.е., традиционно под информационной безопасностью подразумевается защита самой информации от различных негативных воздействий: взлом информационных систем хакерами, информационный шпионаж и воровство информации для использования в корыстных целях, порча информации хакерами и компьютерными вирусами и т.д.
Но это только один аспект проблемы информационной безопасности. С другой стороны, человек, погружаясь через применение информационных и коммуникационных технологий в глобальное информационное пространство, постоянно находится под влиянием информации этого пространства. И здесь кроется опасность в содержании информации, доступ которой открыт для всех желающих. Особенно остро проблема информационной безопасности стоит у такой категории как молодежь, так как в связи с ее вовлеченностью в образовательные процессы, высокотехнологичные сферы производства и услуг, где традиционно высока степень информатизации. Через применение информационных и коммуникационных технологий происходит массовое, глобальное воздействие на человека. Процессы информатизации общества вызывают неоднозначную реакцию.
Информатизация ведет не просто к увеличению объема информации, к созданию сетей, станций, баз данных и знаний, но и к принципиально новым технологиям (не только информационным), новой культуре, новому типу общества. Информатизация сегодня —это весьма сложный динамический процесс, включающий в себя инновации во всех областях жизни общества, ведущих к перестройке прежних форм деятельности, что неизбежно ведет к возникновению немалого количества специфических социальных проблем. Одной из таких центральных проблем, безусловно, является проблема информационной безопасности молодежи.
Таким образом, тема дипломной работы является весьма актуальной.
Проблема информационной безопасности должна рассматриваться в контексте проблем национальной безопасности России, так как безопасность личности, социальной общности не может быть вне контекста общегосударственных проблем обеспечения безопасности. Комплексно проблема национальной безопасности стала активно обсуждаться политиками и исследоваться учеными с начала 90-х годов ХХ века. Это было вызвано распадом СССР и формированием нового геополитического пространства, что способствовало усилению экономического, военного и идеологического противостояния отдельных государств, их союзов и альянсов, претендующих на роль центров силы. В этот период утверждается закон «О Безопасности», затем концепция национальной безопасности Российской Федерации. Согласно содержанию этих документов, система безопасности включает такие элементы как военная, государственная, общественная, промышленная и информационная безопасность.
Проблема безопасности носит системный, многофакторный характер и может осмысляться только в широком контексте анализа на межгосударственном, национальном и личностном уровнях. В настоящее время резко возрастает значение невоенных аспектов национальной безопасности, которые вызваны формированием и развитием информационного общества. Вступление России в мир информационной цивилизации сопровождалось принятием Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, где указывается, что «информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать».
Проблема информационной безопасности является недостаточно методически разработанной в связи с тем что информационное общество сравнительно молодое. В социальной философии отдельные аспекты изучения информационной безопасности осмысливались в контексте более широкой проблемы – становления и развития информационного общества.
Самостоятельным объектом научного исследования проблема информационной безопасности становится с середины 90-х годов ХХ века в связи с изучением процесса глобализации и появления новых информационных технологий. Поэтому наиболее разработанным является коммуникативный подход, где информационная безопасность исследуется с позиций влияния новых информационно-коммуникационных технологий на социальное развитие. Этот подход получил освещение в работах зарубежных ученых - К.К.Колина, Ю.А.Шрейдера П.Престона, Н.Оудсхорна. Отечественные авторы - А.С.Алексеев, К.С.Пигров, Л.В.Скворцов и представители ростовской социально-философской школы - Ю.Г.Волков, В.Е.Давидович, В.С.Поликарпов изучали информационно-культурные аспекты структурных и типологических особенностей личности и общества.
Целью дипломной работы является социальное изучение информационной безопасности молодежи с позиций ее обеспечения в условиях развития современного российского общества.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
* проанализировать теоретические подходы к понятию информационной безопасности;
* выявить сущность и структуру информационной безопасности в системе национальной безопасности;
* изучить основные направления развития информационной безопасности в современном обществе;
* исследовать информационную безопасность молодежи на примере.
Объектом исследования является российская система информационной безопасности молодежи.
Предметом исследования выступают способы обеспечения информационной безопасности молодежи в России.
Методология исследования основывается на применении системного и комплексного подходов, методах логического и сравнительного анализа, наблюдения, описания, опроса, систематизации, классификации и обобщения.
Информационную базу исследования составили материалы эмпирических исследований, материалы периодической печати и электронные публикации, результаты собственных исследований информационной безопасности молодежи.