Содержание



Введение        2

Глава 1        Теоретическое основание информатизации образования        6

1.1        Проблемы информатизации образования        6

1.2        Образовательные потребности индивида        28

Глава 2        Технологии социокультурных инноваций как средство удовлетворения индивидуальных потребностей        41

2.1        Технологии внедрения информатизации образования как средство удовлетворения индивидуальных потребностей        41

2.2        Модульно - образовательные программы        63

Заключение        84

Список литературы        88

Приложение        94



Введение

Перспективы развития мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, при доминирующей роли крупного механизированного машинного производства, к постиндустриальной, где превалирует сфера науки, инновационного предпринимательства, образовательных услуг. При сохранении значимости производства материальных благ его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний и навыков, технологий и методов управления.

Таким образом, актуализация способа производства и передачи знаний, способности их генерирования становится определяющим фактором конкурентоспособности страны, определяющей ее место на мировой арене. При этом совершенно очевидно, что роль образования возрастает не только как фактора совершенствования человеческого каптала, но и в результате роста значимости информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, а образование является модератором этого явления в силу своего ключевого положения в процессе социализации индивида, да и в силу того, что в образовании традиционно высока степень информатизации.

Новые информационные технологии стремительно завоёвывают жизненное пространство во всех сферах человеческой деятельности. Несмотря на широкое обсуждение вопросов, касающихся компьютеризации, информатизации образования, особенно комплексного подхода к использованию новых компьютерных информационных технологий, в образовательном процессе школы уделяется недостаточно внимания, в чем и заключается актуальность темы работы.

Тема информатизации образования не теряет свою актуальность и вызывает все больший интерес, так как многие учебные заведения только сегодня получают доступ к Интернету и возможность работать с новой техникой и мультимедийными ресурсами.

Современный педагогический процесс имеет в своей основе развитие новой образовательной среды, создание которой позволит существенно усилить влияние школы как социального института на ход самореализации личности обучающегося. Это веление времени, во многом определяющее содержание преобразований учебного процесса современной школы явилась одной из причин непрерывного поиска новых, более эффективных, педагогических технологий.

Однако, с другой стороны было бы большой ошибкой полагать, что, оснастив учебные аудитории современной компьютерной техникой, научив преподавателей ею пользоваться, мы решим все проблемы образования. Использование информационных технологий в учебном процессе только в том случае сможет привести к решению острых проблем современного образования, если развитие технологической подсистемы образования будет сопровождаться радикальными изменениями во всех других подсистемах (дидактической, организационной, экономической, теоретико-методологической) образовательной системы. А это возможно только в том случае системной интеграции информационных технологий в образовательный процесс.

Формирование образовательной потребности индивида в условиях развития пост-индустриального общества с явно выраженным аспектом информатизации расширяющегося образовательного пространства – одна из актуальных проблем современной образовательной системы.

К проблеме формирования потребностей  обращались многие отечественные и зарубежные психологи: К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Е.П. Ильин, В.И. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, А.Г. Маслоу, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе. Её рассматривали такие отечественные педагоги, как В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская и другие. 

Современными учеными-педагогами исследуются различные виды потребностей учащихся: О.К. Крайнова главными в развитии личности считает информационно-образовательные потребности; М.В. Мишаткина отдает предпочтение потребности в определении смысла учебной деятельности; Е.Н. Кикоть делает акцент на профессионально-ориентированных потребностях; Г.А. Бокарева раскрывает факторы, способствующие формированию познавательных потребностей учащихся старших классов на уроках математики, акцентируя при этом внимание на содержании обучения и методах его реализации как основных факторах; Г.А. Горбунова оперирует понятием учебно-познавательного мотива, который формирует «самостоятельное обращение ученика к поиску способа работы»; И.Н. Фролов, изучая проблему формирования познавательных потребностей старшеклассников на уроках информатики, разрабатывает теоретическую модель данного процесса; С.Л. Макушева, представляя факторы формирования потребностей в образовании у учащихся, выделяет педагогическое мастерство преподавателя и атмосферу в классе как основные; Г.С. Закиров рассматривает потребность у учащихся в самообразовании.

Вместе с тем преобладающее значение в исследовании проблемы формирования познавательной активности учащихся по-прежнему занимают вопросы поиска инновационных видов и содержания используемых средств и факторов, в том числе одним из важнейших является фактор информатизации.

Таким образом, необходимость формирования образовательной потребности индивида с учетом важности информатизации процесса образования является весьма актуальной темой.

Объект исследования: образовательный процесс в условиях информатизации.

Предмет исследования: этапы информатизации образования, развивающиеся как средство удовлетворения образовательных потребностей индивида в русле развития постиндустриального общества.

Цель исследования: изучение процесса информатизации образования как средства удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

Задачи исследования:

1. Выявить  факторы и проблемы  информатизации образования.

2. Изучить компоненты модели формирования образовательной  потребности индивида.

3. Изучить технологии внедрения информатизации образования как средства удовлетворения индивидуальных потребностей.

4. Изучить современные модульно - образовательные программы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философско-педагогические положения о  закономерностях развития человека, его становлении в коммуникативной деятельности, теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и другие); теория научного познания и методологические  принципы педагогического исследования (А.И. Кочетов, В.В. Краевский, В.А. Сластёнин и другие).

Методы исследования: изучение и анализ литературы; анализ государственных нормативно-законодательных документов об образовании; организация и проведение социологического опроса; обработка и анализ результатов опроса.