Содержание



Введение        2

Глава 1        Правовые основы защиты прав потребителей        6

1.1        Понятие института защиты прав потребителей и история его развития        6

1.2        Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей        21

1.3        Способы защиты прав потребителей        38

Глава 2        Правовые формы защиты прав потребителей        49

2.1        Досудебный порядок урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей        49

2.2        Судебная защита прав потребителей        60

2.3        Ответственность за вред, причиненный недостатками товаров, работ или услуг        79

2.4        Административный порядок защиты прав потребителей        88

2.5        Процессуальные вопросы защиты прав потребителей        97

Заключение        114

Список литературы        119

Приложение        124



Введение

Актуальность темы дипломной работы на сегодняшний день обусловлена коренными изменениями общественной жизни в нашей стране. Гражданский Кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ), принятый вслед за Конституцией РФ, ввел ряд новых институтов, закрепил основные принципы гражданского права, значительно расширил круг субъектов и объектов правоотношений.

Вопрос о защите прав потребителей достаточно актуален, особенно в реалиях российской действительности, где зачастую права потребителей не соотносятся с целями и действиями производителей и продавцов.

Одно из важнейших прав, которым обладает каждый, есть право на защиту. Осуществление этого права потребителями предполагает использование раз­личных средств и способов правовой защиты, предоставленных им действующим законодательством.

Закон о защите прав потребителей - один из немногих российских законов (если не единственный), который защищает права неограниченного круга граждан от недобросовестных производителей товаров и услуг.

Характерной особенностью законодательства о защите прав потребителей служит то обстоятельство, что ответственность за нарушение прав потребителя наступает только у изготовителя (продавца). Это объясняется необходимостью обеспечения интересов потребителя как более слабой стороны в договорных отношениях. Предъявление иска в суде с целью восстановить свои нарушенные права должно стать обычным делом для гражданина. Законодательство о защите прав потребителей должно работать, быть востребованным. Эта цель не выполнима без активной жизненной позиции потребителей.

К сожалению, возможности по защите гражданских прав традиционно рассматриваются большинством юристов­ только в смысле права на предъявление иска. Такой подход имеет соответствующие «исторические корни»: в советский период лицо, права которого нарушались, было практичес­ки лишено права самостоятельно их защищать. Возможности гражданина по защите своих прав в силу норм действующего в тот период гражданского законодательства были сведены фактически к правомочию обращения с соответствующим требованием к уполномоченным органам (государственным или общественным). Действовавший ГК РСФСР не препятствовал потребителю обратиться в суд в случае нарушения его прав со стороны недобросовестного продавца (изготовителя, исполнителя). Следовательно, в то время не существовало универсального механизма защиты прав потребителей, а предусмотренный советским гражданским законодательством порядок был слишком громоздок, и, следовательно, неэффективен.

То есть эффективно можно было защититься, только используя силу государственного принуждения, а возможности осуществления собственных действий по защите своих же прав существенно ограничивались, допускаясь гражданским законодательством лишь в исключительно ред­ких случаях.

В настоящее время ст. 12 ГК РФ предусматривает одиннадцать способов защиты прав граждан в случае их нарушения со стороны третьих лиц. По сравнению с ГК 1964 г. перечень вышеназванных способов значительно расширился, хотя новшеств было всего два: впервые на законодательном уровне закреплены самозащита гражданских прав и возмещение морального вреда. Нет сомнений в том, что введение новых способов защиты прав граждан и детализация старых были обусловлены поворотом государства лицом к своим гражданам: от массовых ценностей к индивидуалистическим, имеющим в своей основе права, свободы и интересы отдельного человека.

Принятие в 1992 году Закона "О защите прав потребителей" на первый план выдвинуло необходимость в совершенствовании гражданско-правового механизма защиты прав потребителей. Долгие годы потребитель фактически был лишен возможности защитить свои права.

Все вышесказанное предопределило актуальность всестороннего теоретического исследования проблем, связанных с защитой прав потребителей.

Указанные обстоятельства, свидетельствующие об актуальности проблемы и обусловили выбор темы дипломной работы.

Тема защиты прав потребителей в последнее время достаточно востребована в цивилистической литературе и затрагивается в той или иной степени в работах таких ученых-цивилистов, как Т.Е. Абова, С.С. Алексеев, Н.А. Баринов, , С.Н. Братусь, С.Э. Жилинский, О.С. Иоффе, Н.С. Ковалевская, М.В. Кротов, К.К. Лебедев, А.Л. Маковский,  И.Б. Новицкий, А.Н. Ошноков, И.А. Покровский, В.Ф. Попондопуло, Б.И. Пугинский, Н.В. Рабинович, В.А. Рахмилович, О.Н. Садиков, К.С. Свиридов, А.А. Собчак, Р.О. Халфина, С.А. Хохлов, В.В. Чубаров, Е.Г. Шаблова, В.П. Шахматов, Г.Ф. Шершеневич, Е.Д. Шешенин, и др.

В последние годы общие вопросы правового регулирования обязательств, включая и ряд проблем в сфере защиты прав потребителей  исследовались такими учеными цивилистами, как: М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, А.Ю. Кабалкин, Н.И. Волошин, Я.Е. Парций, Е.Л. Писаревский, А.П. Сергеев, Н.В. Сирик, Ю.К. Толстой, О.М. Щуковская, В.Ф. Яковлев и др.

Цель заключается в комплексном анализе правового регулирования защиты прав потребителей. Для ее достижения были поставлены и решены следующие задачи:

* проанализировать действующее законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие защиту прав потребителей;

* изучить историю развития законодательства о защите прав потребителей;

* изучить способы защиты прав потребителей;

* изучить процедуру урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей;

* исследовать особенности процедуры судебной защиты прав потребителей;

* выявить особенности гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный недостатками товаров, работ или услуг;

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся на потребительском рынке.

Предмет исследования – нормы гражданского законодательства, регулирующие деятельность по защите прав потребителей.

Методы исследования: современные методы научного познания, включая гносеологический, диалектический, системно-структурный, логический, сравнительно-правовой, методы анализа и толкования правовых актов и др.

Нормативную и эмпирическую базу дипломной работы составили Конституция Российской Федерации, ГК РФ, Закон «О защите прав потребителей» и другие нормативные правовые акты.

Объем и структура дипломной работы обусловлены целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, девяти параграфов, заключения, приложения, списка использованной литературы и нормативных правовых актов.