Гражданская оборона в целях военной безопасности - доклад

Тема дипломной работы особенно актуальна в связи с сохранением рисков возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов и террористических проявлений, наличием проблем повышения готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны, а также реализации специальных мероприятий защиты населения и повышения устойчивости функционирования объектов экономики для эффективного противодействия всему спектру опасностей. Для этого необходимо создание оптимальной по структуре и возможностям системы гражданской обороны, а также внедрение новых подходов к формированию сил гражданской обороны и перспективных методов и форм выполнения защитных мероприятий. Гражданская оборона при этом является компонентом общей системы национальной безопасности.

Целью дипломной работы является теоретическое осмысление специфики обеспечения гражданской безопасности в целях военной безопасности.

Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:

ѕ Изучить понятие и направления обеспечения гражданской безопасности в целях военной безопасности;

ѕ Изучить действующие законодательные нормы в сфере обеспечения гражданской безопасности в целях военной безопасности;

ѕ Проанализировать историю гражданской обороны;

ѕ Изучить современные средства массового поражения и связанные с ними очаги поражения.

ѕ Изучить способы защиты населения от средств массового поражения.

Определение понятия «безопасность» зафиксировано в Федеральном Законе «О безопасности», где сказано, что безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность

Система национальной безопасности - это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз.

Система обеспечения национальной безопасности - это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.

Военная безопасность – это составная часть, важнейший компонент национальной безопасности, которая определяет состояние обороноспособности страны и ее возможности по обеспечению защиты национальных интересов средствами вооруженного насилия.

Гражданская оборона - составная часть системы безопасности населения во время ведения военных действий или вследствие этих действий.

В системе военной безопасности гражданская оборона выполняет стратегическую оборонную задачу: защиту население и промышленности от оружия массового поражения вероятного противника. Большинство населения за время действия программ гражданской обороны обеспечили укрытием в надежных защитных сооружениях, были накоплены достаточные запасы средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической) разведки. Многое сделано для повышения устойчивости работы промышленных предприятий.

Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации в воен­ной сфере на сегодня связаны с незавершенностью процесса реформирования воен­ной ор­ганизации госу­дарства, сохраняющимся разрывом между политическими уста­нов­ками и их реализацией в военной и военно-технической политике, недостаточным финансированием националь­ной обороны и с несовершенством нормативной пра­во­вой базы военного строительства.

Среди источников существующих и потенциальных угроз можно выделить:

ѕ различные действия одних государств, их коалиций, а также отдельных негосударственных группировок, направленные на нарушение территориальной целостности других государств, в том числе с использованием межэтнических, межконфессиональных и других внутренних противоречий, на удовлетворение территориальных, политических и экономических претензий со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления межгосударственных границ;

ѕ действия одних стран, направленные на подрыв и сдерживание интеграционных процессов в других странах, на ослабление связей с другими государствами в районах традиционного сотрудничества;

ѕ нарушения прав и свобод национальных меньшинств, проживающих в сопредельных государствах, приводящие к нарастанию напряженности и неуправляемым миграционным процессам;

ѕ политика "двойных стандартов;

ѕ действия одних стран, направленные на вытеснение других с международных рынков сбыта промышленной продукции и современных технологий, из международных финансовых и политико-экономических структур.

В последнее время возникли относительно новые источники внешних угроз в виде международного терроризма и организованной преступности, наркобизнеса, контрабанды оружия и военной техники, опасности экологических катастроф, которые требуют адекватных реакций.

Несмотря на то, что в настоящее время существенно снижена угроза широкомасштабного (возможно ядерного) столк­новения между Западом и Востоком, вместе с тем в будущем ожидается увеличение угроз локального характера, менее предска­зуемых и осознанных, нарас­тающих практически по всем геостратегическим направлениям. Наметилась тенденция расширения конфликтного простран­ства и его распространения на зону жиз­ненно важных интере­сов России.

Общее руководство ГО возложено на Председателя Правительства (Начальника ГО) и Министра РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий ( первого заместителя Начальника ГО) (рис. 2).

В целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Рассмотрим систему гражданской обороны. На всех уровнях государственного управления существуют территориальные и отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям или органы, выполняющие их функции, разработан план приведения ГКЧС России к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционирования ГО И ЧС, ее подсистем и звеньев.

В регионах созданы ассоциации экономического взаимодействия. Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий действуют в соответствии с положением, утвержденным приказом МЧС России.

Региональный центр МЧС России возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом по представлению министра. Начальник регионального центра МЧС России подчиняется министру.

Начальник регионального центра МЧС России осуществляет руководство на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на региональный центр МЧС России задач.

Цели и задачи гражданской обороны в Российской Федерации - как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не противоречат нормам международного права в этой области.

На объекте (предприятии) всю ответственность за состояние ГО несет начальник ГО объекта - руководитель предприятия, который имеет заместителей: по инженерно-технической части - главный инженер, по материально-техническому снабжению, по рассредоточению рабочих и служащих - соответствующие заместители (по быту, по снабжению).

При начальнике ГО объекта создается штаб ГО - орган управления начальника ГО, который комплектуется как штатными работниками, так и за счет должностных лиц, не освобожденных от основных обязанностей.

На объекте создаются службы ГО: оповещения и связи, медицинская, противорадиационная и противохимическая защита, противопожарная, энергоснабжения, убежищ, укрытий и др. Для выполнения возложенных задач в ГО создаются невоенизированные формирования и воинские части ГО.

Существуют два вида формирований: общего назначения - для выполнения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и служб ГО - для выполнения специальных задач и помощи первым.