СОДЕРЖАНИЕ




Введение        3

Глава 1        Малый бизнес как эффективная форма предпринимательства        8

1.1        Понятие предпринимательства и роль малого предпринимательства в рыночном механизме        8

1.2        Понятие и правовое регулирование малого предприятия        18

Глава 2        Государственная поддержка малого предпринимательства в России и за рубежом        28

2.1        Государственная поддержка малого предпринимательства в России        28

2.2        Зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства        43

2.3        Формы государственной поддержки малого бизнеса в Великобритании и США        51

Глава 3        Проблемы и перспективы государственной поддержки малого бизнеса в России и Тамбовской области        62

3.1        Тенденции развития малого предпринимательства        62

3.2        Проблемы развития малого предпринимательства в Тамбовской области        78

Заключение        92

Список литературы        99

Приложение        104



Введение

Малый бизнес, или малое предпринимательство представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих, в основном, на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя лицо любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы – крупного капитала – в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулируется основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы малого предприятия, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малого предпринимательства отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное поведение представителей малого предпринимательства, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.

Малое предпринимательство – вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малого предпринимательства на изменение условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой – зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для малого предпринимательства совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, могут привести к самоэксплуатации и сверхурочным работам.

Из сказанного понятно, что тема дипломной работы является для России где несмотря на многочисленные программы помощи малое предпринимательство практически не развито (если брать пример с ведущих государств мира) является актуальной. Безусловно, российская экономика нуждается в развитии малого бизнеса. При этом важную роль играет государственная поддержка малого бизнеса.

Тема роли малого бизнеса и государственной поддержки малого предпринимательства давно интересовала крупнейших экономистов. Эволюция взглядов классиков мировой экономической мысли на содержание предпринимательской деятельности, таких как А.Смит, Р.Кантильон, К.Бодо, Д.Маклелланд, Й.Шумпетер, Р. Хизрич и др.  достаточно полно представлены в трудах отечественных авторов Р.А. Фатхутдинова, А.Г. Цыганова, С.Глазьева, Ф. Глисина, Н.М. Розановой и др. Среди зарубежных ученых можно выделить И.Кирцнера, К.Менара, П.Друкера, Р.Рассела, Р.Уотермена и др.

Существенный вклад в разработку теории предпринимательства внесли П. Друкер, Дж. М.Кейнс,  И.Стингерс, Дж. Робинсон, Г.К. Гинс.

Определенные исследования проблем государственного регулирования предпринимательской деятельности провели такие российские ученые, как: Л.И. Абалкин, Ю.И. Аболенцев, А.Г. Аганбегян, В.А. Александров, А.И. Анчишкин, В.И. Кушлин, А.А. Крылов, И.К. Ларионов, А.М. Марголин, И.Д. Маскуляк, В.И. Новичков, П.Д. Половинкин, Д.Е. Сорокин, Е.Л. Татарский, А.А. Шутьков, В.И. Щербаков и др.

Однако, комплексно проблемы государственного регулирования малого предпринимательства не изучались: не получили достаточного развития теория и практика государственного регулирования деятельности малых предприятий и инфраструктуры государственной поддержки  на всех уровнях управления.