Оглавление

Введение        2

Глава 1        Теоретические основы маркетинговой деятельности в социальной сфере                5

1.1        Сущность, функции и цели социального маркетинга        5

1.2        Направления воздействия социального маркетинга на рынке труда                        10

Глава 2        Проблемы рынка труда в период мирового экономического кризиса                17

2.1        Особенности проявлений мирового экономического кризиса в России                17

2.2        Динамика рынка труда в России под влиянием мирового экономического кризиса        23

2.3        Проблемы безработицы в России        26

Глава 3        Направления развития комплекса социального маркетинга применительно к проблемам сокращенных на базе социологического исследования        32

3.1        Программа социологического исследования проблем сокращенных в период кризиса        32

3.2        Результаты исследования проблем сокращенных в период кризиса        38

3.3        Направления совершенствования комплекса социального маркетинга применительно к проблемам сокращенных        48

Заключение        55

Список литературы        58

Введение

В 90-е годы ХХ века в результате изменений социально-политических, социально-экономических условий рынок труда России существенно изменился. Государство сократило свое участие в регулировании трудовых отношений. Одновременно сфера трудовых отношений оказалась под противоречивым воздействием глобализации. В этой связи, в области занятости возник ряд сложных проблем, которые и дали о себе знать в период мирового финансового кризиса, вступившего в острую фазу и фактически перешедшего в статус экономического. Влияние кризиса, конечно, отрицательно. Сокращение рабочих мест, а значит, увеличение количества безработных. Сегодня это серьезная проблема для общества и нагрузка на социально значимые расходы бюджета. Все происходящее вызывает у многих чувство встревоженности, неуверенности в завтрашнем дне. А это может отрицательным образом сказаться и на демографической ситуации. На фоне переживаний и стресса обостряются хронические заболевания и падает способность к дальнейшей продуктивной деятельности. Эти проблемы в регионах Российской Федерации невозможно решить без формирования системы социального маркетинга в сфере рынка труда.

Кроме того, изменение социально-экономических отношений в России вызывает дальнейшее развитие концепции маркетинга, ориентиром которой становится человек. Таким образом, эволюция маркетинга привела к возникновению его новейшей концепции – социального маркетинга.

Вопросам развития российской сферы занятости в последние годы уделяется большое внимание. Мировой опыт рыночных преобразований в экономически развитых странах показывает, что реорганизация в экономической сфере должна идти параллельно с повышением организационной культуры, что неизбежно затрагивает необходимость воздействия на субъектов рынка труда как со стороны государства, так и со стороны общественных организаций.

Проблема безработицы является очень важным, основным аспектом в рыночной экономике. Не решив ее невозможно наладить эффективное развитие экономики. Очень остро проблема безработицы стоит перед Россией в условиях кризиса. Безработица – это нечто большее, чем бедствие, это социальная катастрофа. Бездеятельность приводит к потере квалификации, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам. Поэтому изучение проблем безработицы и поиск путей их решения является не просто важным, а очень актуальным сегодня вопросом.

Острые проблемы безработицы в условиях мирового кризиса обусловили актуальность темы курсовой работы. Решение проблем безработицы волнует исследователей самых различных научных отраслей от классиков социологии и политэкономии до современных экономистов и управленцев. Вопросам безработицы уделяли большое внимание Э. Гидденс, Дж.-М. Кейнс, Т.Мальтус, К. Маркс, А. Маршалл, Т.Маршалл, Р.Мертон, А. Пигу, А. Смит, Р. Стендинг и другие.

Можно также отметить исследования таких авторов, как Боровик B.C., Волков Ю.Г., Герций Ю.В., Дмитриев А.В., Заславская Т.И., Ковалев В.Н., Ляшенко А.И., Осипов Г.В., Ромашов О.В., Рывкина Р.В., Руткевич М.Н., Суслаков Б.А., Тощенко Ж.Т., Фетисов Э.Н., Ядов В. А. и др.

За последнее десятилетие появилось достаточно много работ как зарубежных, так и отечественных авторов, посвященных маркетинговой деятельности в некоммерческой сфере. В трудах таких авторов как С. Н. Андреев, Б. М. Голодец, В. Э. Гордин, Е. Горяева, С. Захарова, Ф. Котлер, В. М. Мелиховский, А. В. Решетников, Е. В. Смирнова, К. Фокс, О. Холмз, Е. Л. Шекова исследуется сущность и роль социального маркетинга.

Цель дипломной работы заключается в исследовании методологии социального маркетинга применительно к проблемам сокращенных в период кризиса.

Задачи дипломной работы:

ѕ определить сущность социального маркетинга и его роль в сфере занятости;

ѕ рассмотреть особенности развития рынка труда в период мирового экономического кризиса;

ѕ выявить проблемы рынка труда в период мирового экономического кризиса;

ѕ исследовать проблемы сокращенных в период кризиса и их основные стратегии поведения;

ѕ разработать основные мероприятия социального маркетинга применительно к проблемам сокращенных в период кризиса.

Объект дипломной работы – социальный маркетинг и его инструменты, использующиеся в сфере занятости.

Предмет дипломной работы – система социально–экономических, управленческих и организационных отношений, складывающихся в процессе использования инструментария социального маркетинга для продвижения социальных программ в сфере занятости.

Теоретико-методологической основой дипломной работы послужили фундаментальные гипотезы, концепции, представленные в работах западных и отечественных исследователей по проблеме применения социального маркетинга общественными организациями, в частности учреждениями в сфере занятости.

Информационно-эмпирическую базу дипломной работы составили теоретический и практический материал, содержащийся в публикациях отечественных и зарубежных экономистов и маркетологов; законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность в области маркетинга; данные, опубликованные в официальной статистической отчетности, собственное социологическое исследование.

Глава 1 Теоретические основы маркетинговой деятельности в социальной сфере

1.1 Сущность, функции и цели социального маркетинга

С точки зрения классической экономической теории человеческую деятельность можно разделить на две крупные сферы деятельности: коммерческую и некоммерческую. В первой сфере функционируют предприятия (фирмы, компании) различных форм собственности и направлений деятельности, а также физические лица с целью достижения экономического эффекта, который чаще всего выражается в виде прибыли (коммерческие субъекты). Деятельность во второй сфере осуществляют некоммерческие образования и физические лица (некоммерческие субъекты) целью которых является достижения определенного социального эффекта. Эта сфера охватывает такие важнейшие области человеческой деятельности, как государственная власть и управление, оборона и безопасность, здравоохранение, образование, религия, наука, культура, благотворительность, спорт и т. д.

В свою очередь, все некоммерческие субъекты можно разделить на три вида:

1. Государственные некоммерческие субъекты (органы государственной, законодательной, исполнительной и судебной власти федерального уровня; местные органы государственной власти и управления; госбюджетные предприятия и организации здравоохранения, науки и культуры; государственные силовые структуры и т. д.).

2. Негосударственные некоммерческие субъекты (политические партии и движения; профсоюзные организации; некоммерческие благотворительные фонды и различные ассоциации; религиозные конфессии и т. д.).

3. Физические лица, которые занимаются некоммерческой деятельностью (независимые политики, ученые, деятели искусства и культуры, миссионеры и т. д.).