1. Какую реальную пользу могут принести знания психологии. Для каких целей нужны знания в практической деятельности налоговика?

В современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения психологических знаний.

Если исходить из того, что психология прежде всего анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то главная задача, которая стоит перед психологией, — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Взаимодействие личности и системы социальных связей (как макроструктуры — общества в целом, так и микроструктуры — непосредственного окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Проблема отношений занимает в психологии большое место. Но все дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо прежде всего различать два основных вида отношений: общественные отношения и психологические отношения личности.

Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений, где выделены экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни, например, политических партий и т.д.). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

Можно поэтому сказать, что социальная роль есть общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности. Кроме этого, социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как «преступник»), иногда это одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы. Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли». Именно этот факт следует учитывать в практической деятельности налоговика. Исполняя свою социальную роль, налоговик неизбежно вступает в противоречия с огромным количеством людей по вопросам реализации налогового законодательства. Это может приводить к конфликтам. Однако многих конфликтов можно избежать, зная психологию определенных групп населения. Зная, например, склонность налогоплательщиков запаздывать со сдачей налоговых деклараций, можно организовать предупредительную профилактическую работу и предотвратить в будущем конфликты по поводу штрафных санкций. Во-вторых, новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др. Идея о том, что общество диктует проблемы психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога — уметь выявить эти проблемы.



2. Составьте собственный психологический портрет.

Методика Дембо-Рубинштейн (исследование самооценки) позволяет оценить многие качества личности. На листе бумаги проводятся несколько вертикальных линий (шкал) длиной 12 см, каждая из которых обозначает какое-то состояние или черту личности. Число шкал и их содержание зависит от возраста испытуемого и конкретных задач исследования. Чаще всего используют следующие шкалы: здоровье, ум, характер, счастье, общая оценка себя, внешность, успех в учебе, удовлетворенность социальными контактами, уверенность в себе и др.

Нужно постараться как можно более точно оценить свои возможности, качества или способности. Представьте, что на линиях, обозначающих здоровье, ум и т.д., расположились все люди мира по степени выраженности эта качеств. Верхняя точка на линиях соответствует наивысшему уровню развития этих качеств, нижняя - самому низкому. На основания полученных графических отметок строится профиль реальной и идеальной самооценки.

Высота самооценки определяется по уровню пролегания профиля реальной самооценки. Если большинство графических отметок располагаются в диапазоне от 0 до 40 мм, то это  свидетельствует о низкой самооценке; от 40 до 8О мм - о средней самооценке, от 80 до 120 мм - о высокой самооценке. Можно выявить и промежуточные диапазоны: От 60 мм и выше - средне-высокая самооценка; от 60 мм в ниже - средне-низкая самооценка.

Если большинство графических отметок нельзя отнести к какому-то определенном; диапазону, то следует говорить о лабильном профиле самооценки.

Степень удовлетворенности собой определяется соотношением профилей реальной и идеальной самооценки. Чем значительнее они расходятся, тем выше степень удовлетворенности собой и наоборот, чем теснее пролегают эти два профиля, тем выше удовлетворенность человека самим собой, тем выше его приятие себя.

Результаты тестирования:


Тип темперамента можно оценить с помощью опросника Айзенка. Результатом тестирования является тип темперамента сангвиник-экстраверт.

САНГВИНИК

Характеризуется высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений , легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции — преимущественно положительные — быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.

ЭКСТРАВЕРТЫ

Обычно активные, шумные люди, «душа компании», заводила, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, они тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений. Вместе с тем, экстраверты имеют предрасположенность к несчастным случаям.