1. Какую реальную пользу могут принести знания психологии. Для каких целей нужны знания в практической деятельности налоговика?
В связи с увеличением роли психологического фактора в современном обществе все более повышаются требования к особенностям психического развития специалиста. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях технического перевооружения производства, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности.
Многочисленными исследованиями установлено, что важнейшей составляющей социально необходимого типа личности является деятельностно-продуктивное отношение к жизни. Его развитие определяют: стремление к изменениям, преобразованиям в мире вещей, людей, явлений; овладение многообразными формами практической деятельности; реальные, имеющие высокое объективное и субъективное значение преобразования в мире; интеграция деятельности в единый эффективный способ практической связи с миром, легкость перехода от одной формы деятельности к другой; свободные взаимозамещения, взаимодополнения, взаимообогащения деятельностеи; свободные переносы способов действий из одной деятельности в другую; достижение и переживание гармонии духовного и практического в деятельности; осознание активности, деятельности, творчества как высшей человеческой ценности и т.д.
Социально необходимый тип личности предполагает, включает зрелое профессиональное отношение к жизни. В его структуру входят: интерес к трудовой деятельности, потребность в ней, побуждение, стремление к труду; осознание, убеждение в высокой социальной и личной значимости труда; сознание соответствия избранного профессионального пути и своего жизненного назначения; стремление к непрерывному профессиональному развитию, достижению высшего уровня мастерства; высокие профессиональные способности; стремление согласовать свои профессиональные интересы и способности с реальными результатами профессиональной деятельности, достичь гармонии в профессиональном развитии; значительные профессиональные результаты, имеющие качество неповторимого индивидуального творчества; удовлетворенность своими профессиональными достижениями и их оценкой другими людьми, обществом; владение современным экономическим знанием и умением применять его в организации собственной трудовой деятельности и деятельности других людей; ответственное отношение к своему профессиональному развитию, умение связать его с социальным заказом, с требованиями научно-технического и духовно-культурного прогресса общества; убеждение, что труд является основным источником общественного и индивидуального творчества; ориентация на труд как творчество.
Многие виды профессий предполагают наличие у человека, овладевающего ими, тех или иных психологических качеств. К сожалению, не все они поддаются развитию или коррекции, поэтому и существуют ограничения на занятие рядом видов деятельности. Психология позволяют вовремя обнаружить упомянутые ограничения и тем самым предотвратить лишние затраты на обучение, возможные будущие аварии и вероятные личностные проблемы в связи с неудачно выбранной профессией. Многие тестовые процедуры выявляют скрытые потенции человека, обнаруживая перспективные направления его профессионального роста.
При всем многообразии моделей подготовки учащихся и студентов в учебных заведениях по экономическим специальностям всегда необходимо помнить о некоторой выходной модели, которая характеризует образ личности специалиста в соответствии с потребностями современного общества и производства. Под моделью личности специалиста принято понимать совокупность обобщенных качеств, которыми должен обладать специалист данного профиля для успешного решения всех задач, возникающих в условиях производственной деятельности, а также для саморазвития и самосовершенствования. Я считаю что налоговику необходимы следующие качества: ответственность, пунктуальность, общительность. Кроме того, при проведении проверок знание психологии поможет расположить к себе проверяемого и достигнуть результат наименьшими усилиями.
2. Составьте собственную психологическую характеристику.
Для целей данной работы подходит методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, которая предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Результаты теста в таблице 1.
Таблица 1.
I
авторитарный
12
II
эгоистичный
10
III
агрессивный
8
IV
подозрительный
5
V
подчиняемый
3
VI
зависимый
5
VII
дружелюбный
1
VIII
альтруистичный
4
ДОМИНИРОВАНИЕ
15,3
ДРУЖЕЛЮБИЕ
-11,2
Данные таблицы 1 оцениваются по шкале на рис. 1.
Рис. 1.
3. Есть известная притча об ответах трех рабочих, кативших тачки с кирпичом, прохожему, который спросил их о том, что они делают: «Не видишь разве – кирпич вожу». «На хлеб семье зарабатываю». – ответил второй. А третий сказал: «Собор строю». Как вы полагаете, совершали ли они одну и ту же деятельность. Или на основании трех различных ответов о цели работы можно сказать, что рабочие занимались разными видами деятельности?
У рабочих имелся разный мотив для работы. Мотивация как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и проступков часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения. Этот процесс психологически осложняется еще тем, что далеко не всегда реальные мотивы осознаются человеком актуально. Иначе говоря, при подготовке и выполнении действий часто мотивы обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. В данном случае можно сказать, что первые два рабочих могли осознавать мотив своего труда только. Когда прохожий их спросил об этом. А третий рабочий уже обдумал свой мотив заранее, поэтому его труд более осознан.
Понимание предметной и социальной природы мотивов человека позволяет подчеркнуть их относительную независимость от "глубинных" инстинктивных влечений. Человек не марионетка в "руках" инстинктов. Удовлетворение любого влечения всегда опосредовано каким-либо способом, а он как раз и оказывается социально заданным. По этой же причине не столько субъективные эмоциональные переживания определяют сферу мотивации, сколько развитие мотивов человеческой деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.
Для третьего рабочего возможно достижение больших профессиональных высот в своей профессии.