1. Какую реальную пользу могут принести знания психологии. Для каких целей нужны знания в практической деятельности налоговика?

В связи с увеличением роли психологического фактора в современном обществе все более повышаются требования к особенностям психического развития специалиста. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях техниче­ского перевооружения производства, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности.                       

Многочисленными исследованиями установлено, что важнейшей составляющей социально необходимого типа личности является деятельностно-продуктивное от­ношение к жизни. Его развитие определяют: стремление к изменениям, преобразованиям в мире вещей, людей, яв­лений; овладение многообразными формами практиче­ской деятельности; реальные, имеющие высокое объек­тивное и субъективное значение преобразования в мире; интеграция деятельности в единый эффективный способ практической связи с миром, легкость перехода от одной формы деятельности к другой; свободные взаимозамеще­ния, взаимодополнения, взаимообогащения деятельно­стеи; свободные переносы способов действий из одной деятельности в другую; достижение и переживание гар­монии духовного и практического в деятельности; осоз­нание активности, деятельности, творчества как высшей человеческой ценности и т.д.

Социально необходимый тип личности предполагает, включает зрелое профессиональное отношение к жизни. В его структуру входят: интерес к трудовой деятельности, потребность в ней, побуждение, стремление к труду; осоз­нание, убеждение в высокой социальной и личной значи­мости труда; сознание соответствия избранного профес­сионального пути и своего жизненного назначения; стрем­ление к непрерывному профессиональному развитию, дос­тижению высшего уровня мастерства; высокие профессио­нальные способности; стремление согласовать свои про­фессиональные интересы и способности с реальными ре­зультатами профессиональной деятельности, достичь гар­монии в профессиональном развитии; значительные про­фессиональные результаты, имеющие качество неповторимого индивидуального творчества; удовлетворенность своими профессиональными достижениями и их оценкой другими людьми, обществом; владение современным экономическим знанием и умением применять его в ор­ганизации собственной трудовой деятельности и деятель­ности других людей; ответственное отношение к своему профессиональному развитию, умение связать его с со­циальным заказом, с требованиями научно-технического и духовно-культурного прогресса общества; убеждение, что труд является основным источником общественного и индивидуального творчества; ориентация на труд как творчество.

Многие виды профессий предполагают наличие у человека, овладевающего ими, тех или иных психологических качеств. К сожалению, не все они поддаются развитию или коррекции, поэтому и существуют ограничения на занятие рядом видов деятельности. Психология позволяют вовремя обнаружить упомянутые ограничения и тем самым предотвратить лишние затраты на обучение, возможные будущие аварии и вероятные личностные проблемы в связи с неудачно выбранной профессией. Многие тестовые процедуры выявляют скрытые потенции человека, обнаруживая перспективные направления его профессионального роста.

При всем многообразии моделей подготовки учащихся и студентов в учебных заведениях по экономическим специальностям всегда необходимо помнить о некоторой выходной модели, которая характеризует образ личности специалиста в соответствии с потребностями современного общества и производства. Под моделью личности специалиста принято понимать совокупность обобщенных качеств, которыми должен обладать специалист данного профиля для успешного решения всех задач, возникающих в условиях производственной деятельности, а также для саморазвития и самосовершенствования. Я считаю что налоговику необходимы следующие качества: ответственность, пунктуальность, общительность. Кроме того, при проведении проверок знание психологии поможет расположить к себе проверяемого и достигнуть результат наименьшими усилиями.

2. Составьте собственную психологическую характеристику.

Для целей данной работы подходит методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, которая предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в ма­лых группах. С помощью данной методики выявляется преобла­дающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Результаты теста в таблице 1.

Таблица 1.

I

авторитарный

12

II

эгоистичный

10

III

агрессивный

8

IV

подозрительный

5

V

подчиняемый

3

VI

зависимый

5

VII

дружелюбный

1

VIII

альтруистичный

4


ДОМИНИРОВАНИЕ

15,3


ДРУЖЕЛЮБИЕ

-11,2


Данные таблицы 1 оцениваются по шкале на рис. 1.


Рис. 1.


3. Есть известная притча об ответах трех рабочих, кативших тачки с кирпичом, прохожему, который спросил их о том, что они делают: «Не видишь разве – кирпич вожу». «На хлеб семье зарабатываю». – ответил второй. А третий сказал: «Собор строю». Как вы полагаете, совершали ли они одну и ту же деятельность. Или на основании трех различных ответов о цели работы можно сказать, что рабочие занимались разными видами деятельности?

У рабочих имелся разный мотив для работы. Мотивация как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и проступков часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения. Этот процесс психологически осложняется еще тем, что далеко не всегда реальные мотивы осознаются человеком актуально. Иначе говоря, при подготовке и выполнении действий часто мотивы обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. В данном случае можно сказать, что первые два рабочих могли осознавать мотив своего труда только. Когда прохожий их спросил об этом. А третий рабочий уже обдумал свой мотив заранее, поэтому его труд более осознан.

Понимание предметной и социальной природы мотивов человека позволяет подчеркнуть их относительную независимость от "глубинных" инстинктивных влечений. Человек не марионетка в "руках" инстинктов. Удовлетворение любого влечения всегда опосредовано каким-либо способом, а он как раз и оказывается социально заданным. По этой же причине не столько субъективные эмоциональные переживания определяют сферу мотивации, сколько развитие мотивов человеческой деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.

Для третьего рабочего возможно достижение больших профессиональных высот в своей профессии.