1. Какую реальную пользу могут принести знания психологии. Для каких целей нужны знания в практической деятельности налоговика?

Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к человеческой индивидуальности. Люди хотят знать свои возможности и ограничения, и их внимание привлекают как особенности собственной личности, так и закономерные проявления внутреннего мира окружающих. Человек на пороге третьего тысячелетия ощутил острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Искусство жить в сложном и динамическом мире начала  XX1 столетия требует от нас умения заглянуть за грань очевидного и прикоснуться к глубинам человеческой психики. Именно эту задачу позволяет решить своими средствами психология.

В настоящее время психология достаточно широко используется в различных сферах общественной практики. Это обстоятельство хорошо отражает отчетливо обозначившуюся тенденцию признания ведущей роли человека в любых системах деятельности. Именно интеллектуальные, эмоциональные и личностные особенности определяют успех или неуспех субъекта в конкретных жизненных ситуациях. Тесты и иные психодиагностические процедуры позволяют быстро и довольно точно определить, какими именно качествами обладает данный человек. Полученные таким способом знания дают возможность понять многое из уже случившегося в судьбе индивида, спрогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели.

Формирование социально необходимого типа лично­сти  существенно  определяется  становлением  социально активного отношения к жизни. Индивидуально-психоло­гическими составляющими данного отношения выступа­ют: широкое, разностороннее включение в социальные отношения как инициатива самой личности;  владение методами, средствами, способами эффективного социаль­ного взаимодействия; овладение на современном уровне политическими,   правовыми   и   другими   социальными знаниями,  способность к их обобщению,  систематиза­ции, творческому развитию; интерес к истории человече­ства, страны, народа, отдельного человека, глубокое, зре­лое   историческое   сознание;   способность   построения мысленных моделей перспективных социально-экономи­ческих структур и определения своего творческого места в них; эффективное применение социального знания и внедрение моделей новых социальных структур в практику; реальные действия, направленные на демократиза­цию,   гуманизацию,   развитие   социальных   отношений; адекватные представления о реальных возможностях со­циальных преобразований;  противостояние деструктив­ным   социальным   процессам;   проблемное   социальное мышление и социальное действование, активное выявле­ние   и   разрешение   социальных   противоречий;   тенденция видеть, ставить, осуществлять не только личные, но прежде всего значительные, масштаб­ные общественные цели; способность предвидеть соци­альные последствия своих поступков и действий; удовле­творенность социальной оценкой своей жизнедеятельности.

Из всего вышесказанного вытекает логичный вывод, что налоговик должен быть образованным, эрудированным специалистом с достаточно гибкой психикой, чтобы иметь возможность адекватно реагировать на изменяющиеся ситуации (законодательстве, общественной жизни). Очень важным качеством является общительность, так как по роду профессиональной деятельности приходится сталкиваться с большим количеством людей.

3. Есть известная притча об ответах трех рабочих, кативших тачки с кирпичом, прохожему, который спросил их о том, что они делают: «Не видишь разве – кирпич вожу». «На хлеб семье зарабатываю». – ответил второй. А третий сказал: «Собор строю». Как вы полагаете, совершали ли они одну и ту же деятельность. Или на основании трех различных ответов о цели работы можно сказать, что рабочие занимались разными видами деятельности?

В данном случае идет речь о мотивации труда. Под мотивом понимается то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы. В работах отечественных психологов мотив понимается и как осознанная потребность, и как предмет потребности, и отождествляется с потребностью.

Плодотворным является изучение мотивов в связи с исследованиями структуры человеческой деятельности и сознания. В рассматриваемом примере мотив определяется как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. В мотиве конкретизируются, "опредмечиваются" потребности. Последние не только определяют собой мотив, но изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. С другой стороны, одновременно происходит развитие способов удовлетворения потребностей. Особенно отчетлива роль мотивов в формировании человеческих потребностей проявляется при возникновении мотивов, которые не встречаются у животных и впервые появляются лишь в сообществе людей.

Если под мотивом понимается опредмеченная потребность, т. е. потребность, нашедшая свой предмет, то первичной формой существования мотивов будут вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям человека. В процессе развития мотивами становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознательных целей ("мотивы — цели"). Деятельность человека побуждает обычно несколькими мотивами, одни из которых являются основными, ведущими, а другие —подчиненными, иногда выполняющими лишь функцию дополнительной стимуляции. Ведущие мотивы наряду с функцией побуждения придают деятельности, ее объектам и условиям тот или иной субъективный и личностный смысл.

Мотивы могут находиться в разных отношениях между собой. Они способны усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с существующими возможностями реализации действия. Развитие мотивов находит свое выражение не только в их обогащении, но и в установлении определенной иерархии мотивов—в выделении главных жизненных мотивов личности. Последние придают смысл различным частым проявлениям человеческой активности, они определяют основное направление "потока" жизни субъекта в разнообразных и постоянно меняющихся условиях. Именно данное обстоятельство и позволяет определить важнейшую характеристику человека —направленность личности — через понятие мотива. Направленность личности можно рассматривать как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимы от наличных обстоятельств. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Направленность личности определяет инициативное поведение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и формировать неслучайную последовательность целей. Активизация мотива создает определенную тенденцию действия — разворачивается мотивационный процесс, направленный на реализацию определенного мотивационного отношения этого мотивационного отношения. В ходе реализации этого мотивационного отношения человек превращает исходную ситуацию в желательную. Таким образом, развивая эту мысль, можно сказать, что направленность действий первого рабочего будет отличаться небольшим обзором, что существенно снизит его возможности для развития в профессиональной сфере. Второй рабочий имеет существенный мотив, поэтому его дальнейшее развитие будет зависеть от развития потребности в содержании семьи. Но неизбежно это тоже